=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 



* 05 января    ст.ст., вт
  {Навечерие Богоявления. Память прор. Михея, IX в. до н.э.}
  литургические чтения:  1Кор.9:19-27; Лк.3:1-18 *.



> Праздники  Древнего  Востока и греко-римского мира  порой  заключали
> в  себе  глубокое мистическое содержание; в то же время они породили
> обычаи,   освящавшие  трудовую  жизнь  народа.  Поэтому христианство
> сочло   возможным  и  даже  необходимым  воцерковить  эти  традиции,
> обогатив их новым смыслом.   Примеры такого воцерковления мы находим
> в истории праздников Рождества и Крещения.

> День  и  месяц рождения Спасителя в Евангелиях не указаны. В поисках
> праздничной  даты  Церковь  сначала  выбрала  6 января. На это число
> падал   праздник    Эпифании   (Богоявления),  который  торжественно
> справлялся   в  Египте   и   других   странах.    Ритуалы   Эпифании
> были  посвящены  ожиданию  божественного Избавителя. Вполне понятно,
> что  Церковь  с  полным  правом  могла  принять этот праздник и даже
> оставить  за  ним прежнее название. С конца II века христиане Египта
> отмечали Богоявление как день Рождества Христова.

> Но уже в середине IV века предпочтение было отдано 25 декабря, когда
> народы  империи  праздновали 'рождение Непобедимого Солнца'. Дневное
> светило  поднималось  на  один  градус над точкой  зимнего  стояния,
> и   люди  славили божественный Свет,  грядущий в мир.  Для Церкви же
> 25  декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа.
> Январский  праздник не был, однако, отменен. Его отождествили с днем
> Крещения Господня.

> В   подобных  фактах  противники  христианства  часто  хотят  видеть
> доказательство  его  происхождения из культа Митры, Осириса и других
> языческих  богов. Но следует помнить, что почти все праздники Церкви
> возникли после того, как Евангелия были уже написаны и вера Христова
> распространилась от Парфии до Гибралтара.

> Наложение  церковных праздников на священные времена древних культур
> св. Отцы рассматривали как сознательный акт Церкви, желавшей увязать
> элементы этих культур с новым христианским образом жизни.

> <.....>

> Праздник   Богоявления  предваряется  сочельником,  служба  которого
> сходна  с чином рождественского (царские часы, литургия с вечерней).
> К концу вечерни приурочено первое  освящение воды.

> Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством
> Евхаристии.  Подобно  тому  как  в  литургии  продолжается  мистерия
> Воплощения,    так  и  богоявленская  вода  знаменует  одухотворение
> и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир
> будет  иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый
> день  Богоявления. Освященная вода именуется по-гречески +агиасмой+,
> то  есть  великой  святыней.    Верующие  с  благоговением хранят ее
> в течение всего года.

> Водосвятие  часто  проводилось  на  реке  (там,  где вода замерзала,
> делали  проруби). По рассказу Чехова 'Художество' можно представить,
> как выглядела эта 'Иордань' в старину.

> 'Настает  крещенское  утро. Церковная ограда и оба берега на далеком
> пространстве  кишат народом... Наверху раздается благовест... Тысячи
> голов  обнажаются, движутся тысячи рук - тысячи крестных знамений!..
> Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий
> трезвон...   Аналой,  деревянный  круг,  колышки  и  крест  на  льду
> переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие
> лучи,  что  смотреть  больно.  Боже  милостивый, как хорошо! В толпе
> пробегает  гул  удивления  и  восторга; трезвон делается еще громче,
> день   еще  яснее.  Хоругви колышутся и двигаются над толпой,  точно
> по  волнам.  Крестный  ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно
> сходит  вниз  по  дороге  и направляется к Иордани. Машут колокольне
> руками,  чтоб там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат
> долго,    медленно,   видимо  стараясь  продлить торжество и радость
> общей  народной  молитвы.  Тишина.  Но вот погружают крест, и воздух
> оглашается  необыкновенным  гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие
> выражения восторга, крики...'

> По  греческим обычаям крещенский обряд совершается у моря. Священник
> бросает  крест  в  волны.  Тот,  кто,  нырнув, отыщет его, считается
> удачливым  человеком. Окруженный толпой, он проносит крест по улицам
> города.
                [ свящ. Александр Мень.
                  ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ТАИНСТВО, СЛОВО И ОБРАЗ.
                  (IV)
                  www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_4.html ]


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению:
          Мф.3:1-12; Мк.1:3-8; Ин.1:23-27;
          эпизод N20 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#20)



Чтения этого дня в трех русских переводах:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050119/orth?cont=rv_ru

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех,
 чтобы приобрести всех, кого смогу.
 С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев,
 то есть с людьми, исполняющими Закон,
 я вел себя как человек, исполняющий Закон
 (хотя я и не подвластен Закону),
 чтобы приобрести исполняющих Закон.
 С теми, кто не знает Закона,
 я вел себя как человек, не знающий Закона
 (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу),
 чтобы приобрести людей, не знающих Закона.
 Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых.
 Я становился всем для всех,
 чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых.
 Всё это я делаю ради Радостной Вести,
 чтобы и самому стать сопричастным ей.
 Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега,
 а приз получает один?
 Бегите же и вы, чтобы получить его!
 Все атлеты упорно тренируются,
 но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет,
 а мы - чтобы получить венок неувядаемый.
 Так и я бегу - не бесцельно!
 И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую!
 Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле,
 чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других,
 сам не буду допущен к состязаниям.* (1Кор.9:19-27)
                                * * *
*В пятнадцатый год правления императора Тиберия,
 когда Иудеей управлял Понтий Пилат и Ирод был тетрархом Галилеи,
 а его брат Филипп - тетрархом областей Итурея и Трахонитида,
 Лисаний - тетрархом Абилены,
 при первосвященнике Анне и Кайафе,
 в пустыне было слово Бога к Иоанну, сыну Захарии.
 И тот стал обходить земли вдоль Иордана,
 призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться,
 чтобы получить прощение грехов.
 В книге пророка Исайи написано так:
 'Голос глашатая в пустыне:
  "Проложите путь Господу, прямыми сделайте Его тропы:
   пусть засыплют ущелье, а холм и гору сровняют с землей,
   пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы -
   тогда увидят все живущие спасение от Бога"'
 Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения:
 - Змеиное отродье!
   Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия?
   Докажите на деле, чего ст`оит ваше обращение!
   Только не вздумайте говорить в душе: 'Наш отец - Авраам'!
   Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
   Уже лежит наготове топор у ствола деревьев:
   дерево, которое не приносит хороших плодов,
   срубают и бросают в огонь.
 - Что же нам делать? - спрашивал его народ.
 - Тот, у кого есть две рубашки, - отвечал Иоанн, -
   пусть поделится с тем, у кого нет.
   И у кого есть пища, пусть поступает так же.
 Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его:
 - Учитель, что делать нам?
 - Не требуйте больше того, что вам положено, - ответил он.
 - А что делать нам? - спрашивали его воины.
 - Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем.
 Народ напряженно ждал Помазанника,
 и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн.
 Но Иоанн заявил перед всеми:
 - Я вас омываю водой.
   Но идет Тот, кто сильнее меня,
   я недостоин развязать у Него ремни сандалий.
   Он омоет вас Духом Святым и огнем.
   В руках у Него лопата, чтобы веять зерно на току,
   и пшеницу Он соберет в закрома,
   а мякину сожжет в огне неугасимом.
 Этими и многими другими словами
 Иоанн увещевал народ в своей проповеди.* (Лк.3:1-18)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»