=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 08 января    ст.ст., пт
  (34-я седмица по Пятидесятнице, чтения 33-й седмицы);
  {Попразднство Богоявления}
  литургические чтения: 2Пет.1:1-10; Мк.13:1-8 *.


>                             2 Петр 1.3-4

(3) Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни
и подлинного богопочитания - через познание Того, кто призвал нас
Своей собственной славой и добродетелью, (4) благодаря которым
дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для того,
чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе,
избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.
                     (перевод "Радостная Весть")

> Уже  в приветствии   ап. Петр   указал  две  стороны  в деле  нашего
> спасения  -  Божественную  и  человеческую,  при этом представителем
> Божественной стороны является Иисус Христос, которого Апостол назвал
> Богом  и  Спасителем.  Некоторые  ученые,  например,  Уильям Баркли,
> настаивают  на  том,    что   в  данном   случае   мы   имеем   дело
> не с богословием, т.е. не с исповеданием Божественной природы Иисуса
> Христа,  а  с  эмоциональным выражением преклонения перед Ним, перед
> Тем,  кого  Петр  знал как своего Господа. Это очень сложный вопрос,
> потому  что,    если  бы   Церковь,    действительно,     изначально
> и  недвусмысленно  исповедала веру  в Божество  Иисуса  Христа,   то
> в  её лоне просто не было бы места различным  учениям,   возникавшим
> на  протяжении нескольких веков и  отрицавшим  Божественную  природу
> во  Христе  Иисусе. С другой стороны, и вера Церкви в Божественность
> Христа,    в  Его  единосущие  Богу Отцу,  догматически закрепленная
> в  IV  веке,  не  могла  возникнуть  на  пустом  месте, не смогла бы
> победить  в  борьбе  с  ересями,    если  бы  не ощущала своей связи
> с  Апостольским  Преданием.  И,  может  быть, исповедание ап. Петра,
> наряду  с  некоторыми  высказываниями  ап.  Павла,   является  одним
> из  ранних  выражений веры Церкви в Божество Иисуса Христа. Конечно,
> им могло предшествовать восторженное исповедание Фомы: +"Господь мой
> и  Бог  мой"+,  приведенное  в  Евангелии  от  Иоанна,  но мы должны
> учитывать,  что  это  Евангелие  написано  много позже, чем Послания
> Павла  и  Петра, и могло испытать влияние церковной проповеди. А вот
> исповедание  Петра  звучит   достаточно  убедительно  и  обоснованно
> для  того,  чтобы  видеть  в нем нечто большее, чем только выражение
> эмоций.    Уже  в приветствии он дважды называет Иисуса Христа Богом
> и  далее,  развивая тему двусторонности дела спасения, Апостол вновь
> говорит  о  Божественности  Христа.  По  его  словам, Иисус Христос,
> во-первых,  является  обладателем  и дарителем Божественной силы, а,
> во-вторых,   через  Него  мы  становимся  +"причастниками  Божеского
> естества"+,  что было бы невозможно, если бы Он Сам не был причастен
> Божеству.

> Итак,    раскрывая  Божественную  сторону  в деле  нашего  спасения,
> Петр настаивает на том, что +"от Божественной силы Иисуса Христа нам
> даровано  всё  потребное для жизни и благочестия"+. Здесь содержится
> несколько  очень важных моментов. Во-первых, Иисус Христос не только
> возвещает  нам  о возможности новой жизни, но и даёт всё необходимое
> для  неё.    В  этом   отличие   христианства    от  любой  религии.
> Многие  религии говорят о том,   как человек должен жить в этом мире
> и  указывают  путь,  по  которому человек должен идти. Ветхозаветный
> Закон говорит человеку о воле Божией и о долге человека перед Богом.
> Но,    как  отмечал   В.С.Соловьёв,   "чувство долга ещё не даёт сил
> его  исполнить". Так вот, в христианстве человек не только рождается
> в  новую  жизнь и ему указывается путь,   которым  он  должен  идти,
> но  и  реально  даются  силы,   чтобы пройти этот путь и не свернуть
> с  него.    Во-вторых,   эти  силы имеют Божественное происхождение,
> их  источник  неисчерпаем  и  они  непреодолимы.  Только от человека
> зависит правильно воспользоваться ими,   направить их на поддержание
> и   развитие   подлинной  жизни и благочестия.  В-третьих,  эти силы
> нам  дарованы,  т.е.  их  получение  не  зависит  не от каких земных
> обстоятельств,  а  определяется  только милостью и благостью Божией.
> Другое  дело,   что усвоение этих сил и их правильное  использование
> во  многом зависят от человека, и об этом Апостол будет ещё говорить
> позже,    но   сами  силы  нам  даруются -  мы не можем их заслужить
> или  получить  в  силу  какой-либо  нашей  национальной и социальной
> принадлежности.  Далее Петр пишет что всё  +"потребное нам для жизни
> и благочестия"+ даруется нам +"через познание призвавшего нас славою
> благостью"+.  При  этом  апостол  Петр  употребляет  греч.  слово  -
> epignwsiV  (эпигносис),  часто  использовавшееся ап. Павлом; но если
> Павел, говоря о познании +"Призвавшего нас"+ обыкновенно имел в виду
> Бога  Отца,   что,   кстати,   имеет  место и в 1-ом Послании Петра,
> то  здесь  ап.  Петр   распространяет   слово   epignwsiV (познание)
> на Господа Иисуса Христа, что ясно видно из 8-ого стиха этой главы.

> Таким образом можно предположить, что и в 3-ем стихе Петр, в отличии
> от  Павловых  Посланий  и  от  своего 1-ого Послания, под Призвавшим
> имеет  в  виду  именно  Иисуса   Христа,    тем  самым   подчеркивая
> Его  Божественное  достоинство.    И  далее Апостол  говорит  о том,
> что  Христос  соделывает  нас  +"причастниками Божеского естества"+.
> Конечно,  трудно  точно  сказать,  что  здесь имеет в виду ап. Петр,
> какова  степень  этой причастности? Но позже святые отцы скажут, что
> во  Христе    "Бог   стал   человеком,    чтобы человек стал богом".
> У св. Афанасия Великого эта мысль высказана так: "Бог вочеловечился,
> чтобы  мы  обожились",  а  прп.  Максим  Исповедник  об  этом  пишет
> следующее:    "Твёрдое  и  верное  основание   надежды   на обожение
> для  естества  человеческого  есть  вочеловечение Бога, в такой мере
> делающее  человека  богом,    в  какой сам Бог  сделался  человеком.
> Ибо  явно,  что  сделавшийся  человеком  без  греха   может  обожить
> и  естество  (человеческое)  без преложения в Божество, в такой мере
> возвысив  его  до  Себя,    в какой Сам смирил Себя  ради человека".
> Мы  видим,    что учение Святых Отцов об обожении человека укоренено
> в  Апостольском Предании,   и хотя Святые Отцы дерзновенно проникают
> в  заоблачные  высоты, но и они соблюдают осторожность в выражениях,
> сознавая  глубину  тайны  нашего спасения, и осторожность может быть
> даже  большую,  чем  мы  видим  у апостолов. И заканчивается отрывок
> призывом удалиться от господствующего в мире растления похотью. Этот
> призыв является переходом к раскрытию человеческой стороны спасения.
        [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио
          (2 Послание св. ап. Петра. Беседа N42)
          // М.: "Путь", 2003; стр.79-81 ]

        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.24:1-8; Лк.21:5-11



+~~~~~~~~~~  СМОТРИ ТАКЖЕ: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~\
* К апост. чтению:                               \
* • К.С.Льюис: Главные добродетели                \
***          www.messia.ru/rasylka/004/689.htm#0 \
** • митр. Антоний Блум: Божественная природа в нас \
***         www.messia.ru/rasylka/003/342.htm#0    \
* • проповедь митр. Антония "Любовь всепобеждающая"   \
***            www.messia.ru/rasylka/004/687.htm#0   \
========================================================



Чтения этого дня в трех русских переводах:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050121/orth?cont=rv_ru

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Его Божественная сила одарила нас всем необходимым
 для жизни и подлинного богопочитания -
 через познание Того, кто призвал нас
 Своей собственной славой и добродетелью,
 благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания.
 Они дарованы для того,
 чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе,
 избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.
 И по этой причине прилож`ите все старания,
 чтобы укрепить свою веру добродетелью,
 добродетель - знанием, знание - выдержкой,
 выдержку - стойкостью, стойкость - благочестием,
 благочестие - братской дружбой, дружбу - любовью.
 Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете,
 они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе
 остаться чем-то бесполезным и бесплодным.
 Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп:
 он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов.
 Вот почему вы, братья, с еще б`ольшим усердием
 старайтесь подтвердить свою призванность и избрание.
 Будете так поступать - никогда не споткнетесь!
 Ведь тогда вам будет щедро даровано
 право на вход в вечное Царство
 нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.* (2Пет.1:3-11)
                                * * *
*Когда Иисус выходил из Храма, один из учеников сказал Ему:
 "Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!"
 Иисус сказал:
 "Ты смотришь на эти огромные здания?
 Так вот, здесь не останется камня на камне. Всё будет разрушено!"
 Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма,
 Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине, спросили:
 "Скажи нам, когда это будет?
  И как мы узнаем, что всё это скоро свершится? Каким будет знак?"
 Иисус сказал:
 "Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман!
  Многие придут под Моим именем / и будут говорить: "Это Я!" - /
  и многих введут в обман.
  Когда услышите о ближних и дальних войнах, не пугайтесь:
  так и должно быть. / Но это еще не конец.
  Восстанет народ на народ / и царство на царство,
  землетрясения будут во многих местах, / будет голод.
  Это только родовые схватки".* (Мк.13:1-8)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»