=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 15 января    ст.ст., пт
  (35-я седмица по Пятидесятнице, чтения 30-й седмицы)
  литургические чтения: Евр.11:8,11-16; Мк.9:33-41 *.



> <...>  я  хочу  вам  напомнить  место  из  Евангелия  от  Марка (его
> повторяет  и  Лука).  Ученики  Христа <...> упомянули, что встретили
> человека,  который <...> не состоит в окружении Спасителя Христа, но
> верует  в  Него  и  творит  чудеса  Его именем. И они запретили ему,
> потому что 'он не ходит за нами'. Христос им ответил:  Не запрещайте
> никому.  Никто,  сотворивший  чудо  именем  Моим,  не  может  вскоре
> злословить  Меня  (Мк.9:39).   Я  думаю,  что это очень важное место
> <...>;  многие,   вероятно,   просто  не замечают его и не применяют
> к  современной  нам  жизни.  А говорит это место вот о чём: да, есть
> Спаситель Христос как абсолютный центр, есть Его ученики и апостолы,
> есть дальше целый круг их учеников и последователей; но есть и такие
> люди,  которые  услышали  зов  Христа,  приняли  в сердце и в ум Его
> учение,     которые    служат   Ему,    но   по  какой-либо  причине
> не присоединились к этому кругу Христову. Мне кажется, что это очень
> важно  помнить,  потому  что  мы легко считаем,  что все те,  кто не
> с нами, не имеют отношения и к Тому, Кто является нашим Богом, нашим
> Спасителем, нашим Наставником. А вместе с тем видно, что это не так.

> Размышляя  над  этим,  в  свое  время <...> Лев Александрович Зандер
> <...>   говорил   о  том,  как  он  себе  представляет  христианское
> разъединение. Он давал такую картину. Когда два человека поссорятся,
> они  друг  от друга радикально отворачиваются и стоят  как бы  спина
> к  спине. Они еще могут физически почти что себя ощущать, их лопатки
> соприкасаются,  но  они  бесконечно далеки друг от друга, потому что
> смотрят  в <противоположные стороны>, взор одного не может встретить
> взор   другого  <...>.  И  поэтому  они  постепенно  друг  от  друга
> удаляются;    они  с самого начала стали  всеконечно  чуждыми <...>.
> Это  первая  стадия;  ее  мы  видим  в  истории  Церкви,  в  истории
> политических  организаций  и  даже в истории отдельных людей: момент
> решительной   ссоры,    решительного  расхождения,  когда уже нечего
> друг другу говорить, остается только разойтись.

> А затем человек или группа людей, вероисповедание идет куда-то, куда
> глаза   глядят,   однако  память  о  том,   с  кем  произошла ссора,
> не  умирает.   Человек,   оставивший  другого,   отрекшийся от него,
> не  может  от него до конца  'отделаться';  ссора разъединяет людей,
> и однако люди остаются каким-то образом, может быть, даже из-за этой
> ссоры,  друг  за друга ответственными, связанными в один узел. И вот
> приходит  момент,   когда,   отошедши  достаточно далеко,  чтобы уже
> не  чувствовать  в  той  же мере гнев, обиду, не переживать в той же
> мере   разногласие,     негодование    о нём,     обе  стороны <...>
> оборачиваются  -   посмотреть,   что  же сталось с тем,  который был
> не  только  моим другом, кто был единым со мной и стал настолько мне
> чужд,  что  мы  разошлись  и  ушли  друг  от  друга,  как  казалось,
> бесповоротно.  И  что  же видит человек? <...> глядя вдаль, он видит
> только  силуэт,  какую-то  форму,  но  различить  черты лица, узнать
> своего  бывшего  друга  или  теперешнего  недруга  не может. И тогда
> начинает  подниматься  в  нём  вопрос  об  их  разрыве.  Гнев  спал,
> ненависть    вымерла;    разногласия,    конечно,   еще  существуют,
> но  благодаря  тому,  что  умерла  ненависть,  гнев  спал - начинает
> вспоминаться  не только то недоброе,  что привело к расхождению,  но
> и  то  светлое,  что  было  между этими двумя людьми. Следующий шаг:
> поставив  себе  этот  вопрос, группа людей или два человека начинают
> друг  во друга всматриваться издали и, чтобы лучше увидеть, начинают
> друг  ко  другу приближаться.  Они хотят посмотреть:  что же сталось
> с тем, который был моим братом, моей сестрой  -  и стал моим врагом.
> И  это  движение  друг  ко  другу  заставляет людей пересмотреть всю
> ссору,  потому  что  в каждой ссоре есть как бы две составные части.
> Есть  одна основная причина разногласия, которая не может быть снята
> просто  доброй  волей,  и  другая  -  чисто  человеческая:  взаимное
> непонимание,   различие  культур,   языка,   и  даже  просто разница
> во  вкусах  и  в  мечтах.  И вот два человека, которые разошлись так
> радикально, движимые или любопытством, или желанием снова посмотреть
> на  того,  кто  был другом, начинают сближаться, и по мере того, как
> они  сближаются,  черты другого обозначаются всё яснее. Оба начинают
> видеть, что у того, кто ими был брошен, кого они оттолкнули, от кого
> они отреклись, кого они порой прокляли, остаются человеческие черты,
> он   не  стал  уродом,   он  не  стал  чем-то  страшным,  чудовищем,
> он  человек.   Если вглядеться более внимательно,  можно даже видеть
> в  нём благородство, правду, достоинство, свет. И тут встает вопрос:
> нельзя ли нам найти общий язык, чтобы снова заговорить?..

> Это  не  всегда  просто,    потому  что   за  столетия   язык  веры,
> язык  убеждений,  язык  внутренней  жизни  порой развивается в очень
> разные  направления.  Часто бывает, что одни и те же слова покрывают
> совершенно  иные понятия; или наоборот: слова стали совершенно иные,
> а вера, понятия остались неизменными. И тут начинается разговор, то,
> что сейчас называется  диалогом  <...>.  В  этом  весь  смысл  того,
> что  происходит  сейчас  в  христианском  мире  между  разошедшимися
> вероисповеданиями.    Диалог  вовсе  не означает принятия друг друга
> в  элементах  веры, в том, из-за чего люди разошлись; но есть нечто,
> что  сродняет  всех.  <...  в свое время владыка Антоний Храповицкий
> писал>,   что  ранние  ереси  отрекались  от  самых  основных  истин
> христианской  веры, отрицали <божественность> Господа Иисуса Христа,
> отвергали  подлинность,  реальность Его человечества. Но последующие
> ереси,  уходя  от  православия,  уносили  с  собой все б`ольшую долю
> православной  веры.  И поэтому Церковь, которая очень резко и строго
> осуждала  ранних еретиков, стала судить поздних отщепенцев с гораздо
> большей   мягкостью.   Это  не  значит,  что  расхождения  считались
> неважными,   но  это  означает,  что  как  бы  они  ни  были  важны,
> придерживающиеся  разных мнений  не перестают  быть христианами,   и
> это  -  основание,  делающее  возможной ту взаимную встречу, диалог,
> который   сейчас   уже  много  лет  происходит  между  разошедшимися
> христианскими   вероисповеданиями.  Было время,  когда друг с другом
> не разговаривали, друг друга не принимали ни в какой мере, а теперь,
> как  бы резки ни были расхождения, насколько определенно мы не могли
> бы   принять   то   или   другое   учение   или   установку  другого
> вероисповедания,    мы  всё-таки  можем и имеем право,  больше того:
> мы  обязаны  признавать, что эти люди  -  подлинно,  искренне веруют
> во Христа.

> Причем  эта  вера  во  Христа  проверяется   не  только   тем,   что
> они  исповедуют  христианскую  веру   с достаточной  ясностью,   что
> они  провозглашают  Божию  истину  с  большей  или  меньшей примесью
> неправды,   а тем,  что человек не может жить и умереть ради Христа,
> не  будучи  Христовым.  Трудно  себе  представить,  что тот или иной
> миссионер  инославной  церкви, католической, одной из протестантских
> или  англиканской,  который  всю  свою любовь отдал Христу, всю свою
> жизнь  Ему  посвятил,   ушел в далекие края,  чтобы других приобщить
> тому  чуду  радости  и вдохновения, которые он получил от Евангелия,
> умер   в  этом подвиге,  -  трудно представить,  чтобы такой человек
> мог бы быть отвергнут Христом. А если Христос не отвергает человека,
> то никто из нас не имеет права это сделать. <...> Это не значит, что
> наш взаимный разговор, взаимное уважение снимает различия или делает
> допустимым  то, что мы считаем неверным, но это значит, что нам надо
> очень  глубоко  вглядываться в веру другого человека, чтобы увидеть,
> что  между  нами  есть  общего.  А  общее  - только Христос, не наше
> мнение,  не  наше  воззрение,   а  то,   что открыто нам Самим Богом
> в  Евангелии, в учении Церкви. И на фоне этого света можно с гораздо
> большей ясностью различать то, что нас разделяет, но отводя предмету
> разделения  свое  место, то есть не считая его первостепенно важным.
> <....> 
                [ Митр. Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (III)
                  www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob3.htm ]

        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению:
          Мф.18:1-5; 10:40,42; Лк.9:46-50; 22:24,26.
          эпизод N91 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#91)




ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ СМОТРИ в выпуске N 1018
                      www.messia.ru/rasylka/004/1018.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050128/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jan/28.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им:
 "Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем".
 Он взял ребенка и поставил его перед ними.
 Обняв его, Он сказал ученикам:
 "Кто одного из таких детей примет ради Меня,
  тот примет Меня.
  А кто примет Меня,
  тот не только Меня примет,
  но и Того, кто Меня послал".
 Иоанн сказал Ему:
 "Учитель, мы видели одного человека,
  который Твоим именем изгонял бесов,
  и мы ему запретили, раз он с нами не ходит".
 Иисус ответил:
 "Не мешайте ему!
  Кто совершит чудо, призвав Мое имя,
  не сможет сразу же начать Меня чернить.
  Кто не против нас, тот за нас!
  Кто вас кружкой воды напоит,
  потому что вы - ученики Помазанника,
  верьте Мне: не останется он без награды!"* (Мк.9:35-41)
                                * * *
*... чтобы стать святым, нужно просто захотеть.
 Бог может сделать тебя таким, каким задумал,
 если ты сам на это согласишься.
 От тебя требуется только сильное желание.* (Т.Мёртон)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»