=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 22 января    ст.ст., пт
  (36-я седмица по Пятидесятнице, чтения 31-й седмицы);
  литургические чтения: Иак.2:1-13; Мк.10:23-32 *.



>                              Иак.2.1-9

1 Смотр`ите, братья, чтобы у вас, верующих в прославленного Господа
нашего Иисуса Христа, не было пристрастного отношения к людям.
(2) Предположим, придет на ваше собрание богач с золотым кольцом
на пальце, в роскошном одеянии, и придет бедняк в замызганной одежде.
(3) Ведь вы сразу обратите внимание на того, кто в блестящей одежде,
и скажете: "Садись сюда, здесь хорошее место", а бедняку скажете:
"А ты стань там" или "Сядь на пол, у моих ног". (4) Разве тем самым
вы уже не провели различия между братьями и не стали судьями
неправедными?

5 Послушайте, дорогие мои братья! Разве не Бог избрал бедняков мира,
чтобы они стали богатыми верой и унаследовали Царство, которое
Он обещал тем, кто Его любит? (6) А у вас бедняк унижен. А разве
не богачи вас угнетают, разве не они таскают вас по судам? (7) Разве
не они хулят то прекрасное имя, которым вас нарекли? (8) Но если
вы исполняете царственный закон, данный в Писании: 'Люби ближнего,
как самого себя', то поступаете как должно. (9) А если вы пристрастны,
значит, вы совершаете грех и Закон уличает вас в том,
что вы его нарушители.
                     (перевод "Радостная Весть")


> В  предыдущем  отрывке  ап.  Иаков  говорил  о  том,  что  подлинное
> благочестие,  а  точнее  -  богопочитание,  выражается  в деятельной
> любви,  в  делах  милосердия,  в  заботе о вдовах и сиротах. И здесь
> важно  отметить,  что  очень  много  внимания  этому  уделял в своих
> Посланиях  и  ап.  Павел.  Вполне  возможно,  это  вызвано тем, что,
> несмотря на то, что это было одним из основных принципов или законов
> христианской    жизни,     в   Церковь    достаточно   рано   проник
> грех  лицеприятия,    когда  место  человека  в общине  определялось
> его богатством и знатностью,   т.е. положением в светском  обществе.
> Об  этом  грехе,  проникшем  в  Церковь,  говорил  Павел,  этот грех
> обличает  и  ап.  Иаков.  При этом он приводит пример Господа Иисуса
> Христа,  Которого  никто,  даже  Его  злобные  обвинители,  не могли
> упрекнуть  в  лицеприятии.  Обличая  этот  грех, ап. Иаков описывает
> ситуацию,  которая  вполне  могла  иметь место, и о которой апостолу
> могло  быть  известно.  Он пишет:  "Ибо, если в собрание ваше войдет
> человек  с  золотым перстнем,  в богатой одежде,  войдет же и бедный
> в  скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете
> ему:  "тебе  хорошо  сесть здесь", а бедному скажете: "ты стань там"
> или  "садись  здесь,  у ног моих",  то не пересуживаете ли вы в себе
> и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?"

> То,  что  нарисованная Иаковом картина вовсе не была преувеличением,
> видно  и  из  Посланий  ап.  Павла,  и  из  других древних церковных
> писаний.  Так  Уильям  Баркли  приводит  цитату из эфиопского списка
> древнего  апостольского  документа,    где   подробно   объясняется,
> как  должен  вести  себя  в подобной ситуации  предстоятель  общины.
> О  реальности  этой  картины  может  свидетельствовать  и  то,   что
> и сегодня мы можем столкнуться с этим в Церкви. Достаточно вспомнить
> хотя  бы  об особых, почетных местах в церкви для высокопоставленных
> чиновников  во  время  праздничных  богослужений  или  о  том, каким
> вниманием окружают богатых спонсоров настоятели некоторых монастырей
> и  храмов, и о том, сколько пренебрежения выказывается людям простым
> и  бедным. Кто-то может возразить - что же в этом плохого? ведь это,
> казалось  бы, так естественно.  Может быть,  это привычно,  ни никак
> не  естественно,   тем  более   для  Церкви.   Церковь призвана жить
> по  образу Господа Иисуса Христа,   являть Его  образ  в этом  мире,
> а   Он  никогда  не судил  о человеке  по его  положению  в обществе
> или по его богатству.

> Более того, из Евангелия складывается впечатление, что Иисус Христос
> особо  выделяет  людей простых и бедных. Наверное, это действительно
> так.  В  Своей первой проповеди в Назаретской синагоге Господь прямо
> сказал:   "Бог  помазал  Меня  благовествовать  нищим".   А Нагорная
> проповедь  начинается  словами:   "Блаженны  нищие,  ибо  ваше  есть
> Царство  Божие".   Когда  Иисус был изгнан из синагог и проповедовал
> Благую  Весть  по  большим  дорогам, на горах и у моря, Его окружали
> толпы  простых  людей и к ним были обращены Его слова. Но это только
> потому,  что  их  было  гораздо больше, чем богатых и знатных, и они
> больше  нуждались  в  Его  помощи  и словах утешения, они были более
> открыты  к принятию Евангелия и веры в Иисуса Христа. Именно поэтому
> Иаков   и  пишет  дальше:    "Послушайте,   братия мои возлюбленные:
> не  бедных  ли  мира  избрал  Бог быть богатыми верою и наследниками
> Царствия, которое Он обещал любящим Его?   А  вы презрели  бедного".
> Но это не значит,   что Иисус Христос ненавидел или презирал богатых
> и знатных.

> Иисус пришел в этот мир, чтобы спасти всех, и Он никому не отказывал
> в  общении,    если  видел,  что это может принести духовную пользу,
> или  есть хоть какая-то надежда обратить человека. Господь принимает
> у  Себя Никодима,  одного из знатных членов Синедриона,  Он приходит
> в дом к Симону - фарисею, Он приходит в дом к богатому мытарю Закхею
> и   принимает участие в трапезе с другими мытарями,  наверное,  тоже
> не  бедными.     Он   общается  с богатым юношей и пытается обратить
> его  сердце.  И,  конечно  же, Его проповедь обращена ко всем людям,
> независимо  от  их  положения и богатства. И мы знаем, что среди Его
> учеников   были   богатые и знатные люди,  например,  тот же Никодим
> или   Иосиф   Аримафейский.  И  в  древней  Церкви  достаточно  рано
> появляются  люди обеспеченные или даже богатые.   Их было  не много,
> но  они  были, и в Церкви неизбежно должны были возникать социальные
> проблемы. Вполне возможно, что в некоторых общинах богатые и знатные
> стали  занимать привилегированное положение, притесняя людей простых
> и  бедных. Наверное, именно это имеет в виду ап. Иаков, когда пишет:
> "Не богатые ли  притесняют вас,   и  не они ли  влекут  вас  в суды? 
> Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?"

> Возникающие  в  Церкви  проблемы  должны  разрешаться,  но решать их
> необходимо  в духе любви к каждому человеку. Поэтому Церковь никогда
> не  закрывала  свои  двери  ни  перед  богатыми,   ни перед знатными
> и  никогда  не  ставила  их  на  последнее  место,  но она не должна
> оказывать  им  и  привилегий.  И  если  ты  с  уважением или любовью
> относишься  к  богатому,  потому что он твой ближний, и за него тоже
> Господь умер на Кресте  -   это твое право и твой христианский долг,
> но  если  ты выделяешь его, потому что он богат или занимает высокий
> пост,   то  это  грех.   И  ап.  Иаков  об  этом  пишет так:   "Если
> вы  исполняете  закон царский, по Писанию: "возлюби ближнего твоего,
> как  себя  самого"    -    хорошо   делаете.    Но  если  поступаете
> с  лицеприятием,  то  грех  делаете  и  перед  законом  оказываетесь
> преступниками".
        [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио
          (Беседа N9) // М.: "Путь", 2003; стр.18-9 ]


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.19:23-30; Лк.18:24-31;
          эпизод N120 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#120)


ССЫЛКИ: ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
 * Комм. Кузнецовой к Мк.10:23-31                                    •
•                              www.messia.ru/rasylka/003/300.htm#5 •
•                       &      www.messia.ru/rasylka/004/662.htm#0 •
 * Клайв Стейплз Льюис: Опасность богатства и счастья                •
•                              www.messia.ru/rasylka/002/271.htm#0 •
 * Романо Гвардини:                                                  •
  ХРИСТИАНСКОЕ ОБЛАДАНИЕ ИМУЩЕСТВОМ И ХРИСТИАНСКАЯ БЕДНОСТЬ          •
•               www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_4.html (10) •
 * Яков Кротов: размышления к Мф.19:30                               •
  ("Многие же будут первые последними ...")                          •
•                       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_30.htm •
••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050204/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/4.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Смотр`ите, братья, чтобы у вас,
 верующих в прославленного Господа нашего Иисуса Христа,
 не было пристрастного отношения к людям. ...
 если вы исполняете царственный закон, данный в Писании:
 'Люби ближнего, как самого себя',
 то поступаете как должно.
 А если вы пристрастны,
 значит, вы совершаете грех и Закон уличает вас
 в том, что вы его нарушители.
 Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чём-то одном оступился,
 виновен в нарушении всего Закона.
 Тот, кто сказал 'Не нарушай супружескую верность!',
 сказал также 'Не убивай!'
 Значит, даже если ты не нарушаешь верность, но убиваешь,
 то ты всё равно стал нарушителем Закона.
 Поэтому говорите и действуйте как люди,
 которых будут судить по закону, несущему свободу,
 потому что суд немилосерден к тем, кто сам не проявляет милосердия.
 А милосердию суд не страшен!* (Иак.2:1,8-13)
                                * * *
*Иисус сказал ученикам:
 "Как трудно богатым войти в Царство Бога!"
 Учеников изумили Его слова. Но Иисус повторил:
 "Дети мои, как трудно войти в Царство Бога!
 Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко,
 чем в Царство Бога войти богачу".
 Они были так поражены, что между собой говорили:
 "Кто же тогда может спастись?"
 Иисус, посмотрев на них, сказал:
 "Для людей это невозможно, но не для Бога. Для Бога всё возможно".
 Тогда заговорил Петр:
 "А вот мы оставили всё и пошли за Тобой".
 Иисус сказал:
 "Верно вам говорю,
  всякий, кто оставил дом, братьев, сестер, мать, отца, детей, поля
  ради Меня и ради Радостной Вести,
  получит теперь, в этом веке, во сто раз больше
  домов, братьев, сестер, матерей, детей, полей,
  но и преследований тоже,
  а в Веке будущем - вечную жизнь.
  Но многие из тех, кто сейчас первые, станут последними,
  а последние - первыми".* (Мк.10:23-31)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»