=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 25 января    ст.ст., пн
  {память свт. Григория Богослова, †389}
  литургические чтения: Иак.2:14-26; Мк.10:46-52.

* 26 января    ст.ст., вт
  литургические чтения: Иак.3:1-10; Мк.11:11-23.

  (37-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы);



> Иак.3.1-12

1 Братья, не стремитесь все стать учителями! Знайте, что нас,
учителей, будут судить более строго. (2) Ведь все мы много грешим.
Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый, способный держать
в узде всё тело. (3) Так, вложив лошади в рот удила, чтобы подчинить
ее себе, мы управляем всем ее телом. (4) Или вот, к примеру, корабли:
они такие огромные, ими движут могучие ветры, а направляет их воля
кормчего с помощью такого маленького руля. (5) Так и с языком:
это совсем небольшой орган в теле, а какие непомерные у него
претензии! Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает! (6) И язык -
это тоже огонь. Среди остальных органов нашего тела он воплотил в себе
весь неправедный мир и оскверняет всё тело. Он воспламеняет
всё течение жизни, а его самого воспламеняет геенна!

7 Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб не укротил
уже или не укрощает человеческий род! (8) А язык не дано укротить
никому из людей. Это необузданное зло, полное смертоносного яда!
(9) Языком мы благословляем Господа и Отца, и тем же языком проклинаем
людей, созданных по подобию Бога. (10) Из одного и того же рта исходит
и благословение, и проклятие! Братья, такого не должно быть!
(11) Может ли из одного родника бить струя и пресной, и соленой воды?
(12) Братья, может ли смоковница приносить маслины или виноградная
лоза - смоквы? Скорее соленый источник даст пресную воду!
                                           (перевод "Радостная Весть")

> Начиная   читать  Послание  ап.  Иакова,  мы  говорили,  что  в  нём
> развиваются  три  основные темы, близко связанные между собой. Это -
> отношение  к  искушениям,   отношение к таким  социальным  явлениям,
> как  бедность и богатство, и обладание подлинной мудростью, даруемой
> Богом.  Правильное  понимание первых двух тем невозможно без наличия
> мудрости,    а  та,   в  свою  очередь,  проявляется в истинном или,
> как  говорит  Иаков,   чистом  и непорочном благочестии.  А истинное
> благочестие невозможно без обуздывания языка и без деятельной любви,
> выражающейся  в  делах  милосердия.  О  необходимости дел милосердия
> Апостол  подробно  говорил  в  предыдущем  отрывке,    и  вот теперь
> он  объясняет, в чём состоит опасность, исходящая от языка, от слова
> человеческого.

> Эта опасность грозит каждому человеку, каждому христианину, но более
> всего   тем,    кто   принимает   на  себя   учительское   служение.
> И  в  иудейском,  и  в  языческом  мире учитель пользовался огромным
> уважением  и  почетом.  Подобное  отношение  к  учительскому  званию
> перешло  и  в раннехристианскую Церковь. В своих Посланиях ап. Павел
> упоминает учителей наряду с апостолами и пророками. Но если апостолы
> и  пророки,  как правило,  переходили из общины в общину,  из города
> в  город,    распространяя  Евангелие,  то учители всегда оставались
> на  месте,  занимая в общине вместе с ее предстоятелем очень высокое
> положение.  Часто  они становились пресвитерами и епископами Церкви,
> получая  тем  самым  возможность жить за счет общины, за счет других
> христиан.    Поэтому   часто   к  учительскому   званию   стремились
> и  учительством  занимались  не  только  те,    кто  имел особый дар
> и призвание от Бога, но и люди тщеславные или духовно ленивые.

> Один  из российских комментаторов Библии пишет об этом так: "Многие,
> уклоняясь     от  трудного    дела   исполнения   заповедей   Божиих
> и  от  проведения  в жизнь принципов истины, правды и любви, склонны
> заменять  дело словом; скудные верою и соответствующими вере добрыми
> делами,   такие люди тем более расположены к злоупотреблению словом,
> к  словопрениям,  а  также  к  самозванному  учительству.  Последнее
> явление   особенно   обычно  при  появлении  нового  учения".  Таких
> самозванных  учителей  обличал в своих Посланиях и ап. Павел. Многие
> из  таких  учителей становились лжеучителями,  проповедуя то,  в чём
> не  разбирались  сами,  и  подменяя истину, христианскую веру своими
> суевериями  и  предрассудками.  Но  даже  безотносительно  к  фактам
> лжеучения  Иаков считает наставничество занятием опасным для всякого
> человека,    потому  что  его  орудиями  являются  язык и дар слова.
> И  опасность,  исходящая  от  этих  средств  человеческого  общения,
> угрожает не только учителям, но и каждому христианину.

> Все  мы много согрешаем,   но чаще всего мы согрешаем именно словом,
> и последствия от таких грехов бываю очень серьезными. Мы очень часто
> себя утешаем или оправдываем тем, что слово мало  что значит в нашей
> жизни: ну подумаешь - сказал что-то, не подумав, или сказал - просто
> так.   Однако  всё  не так просто.  И Господь предупреждал нас,  что
> за каждое слово нам придется дать ответ. Он говорил:  "От слов своих
> оправдаешься   и   от   слов   своих   осудишься".    Многие  просто
> недооценивают   язык;   но языком можно убить человека,  довести его
> до  смерти,  можно  тяжело  ранить  его  душу,  еще  легче опорочить
> человека,  отнять  у  него  доброе  имя. И чтобы показать опасность,
> исходящую  от  языка,    Иаков  употребляет  очень   яркие   образы,
> он  сравнивает  язык  с маленьким рулем, который направляет движение
> большого  корабля, и с небольшим пламенем, которое может сжечь много
> вещества.

> Ап. Иаков,   говоря о языке,  использует очень интересные выражения.
> Он  говорит,  что язык -  прикраса неправды,  и при этом употребляет
> греческое  слово  -   космос,  которое действительно можно перевести
> как  -  прикраса,  украшение  или  наряд,  но гораздо чаще это слово
> употребляется  в  значении  -  мир,  как  совокупность всего сущего.
> Конечно,  вполне  возможно,  что  Иаков хотел назвать язык прикрасой
> неправды  в  том  смысле, что языком мы оправдываем грех, делаем его
> привлекательным.     При помощи языка люди могут выдать плохую  цель
> за  хорошую  и обосновать это, языком можно других побудить к греху.
> Однако вероятно и то, что Апостол употребил слово космос в отношении
> к языку, имея в виду, что он является миром, совокупностью неправды,
> средоточием  множества  грехов.  Такое понимание более соответствует
> святоотеческой   традиции.     Именно    так   понимал   это   слово
> блж.  Феофилакт.  И  язык, являясь совокупностью неправды, по словам
> Иакова,   "оскверняет  всё тело"  человека  "и воспаляет круг жизни,
> будучи  сам  воспаляем  от  геенны".   Более того, язык, исполненный
> смертоносного яда, оскверняет не только наши человеческие отношения,
> но и отношения с Богом. Иаков сравнивает уста человека с источником,
> он  пишет:   "Им   (т.е.  языком)   благословляем  Бога и Отца, и им
> проклинаем  человеков,  сотворенных  по подобию Божию. Из тех же уст
> исходит   благословение  и проклятие:  не должно,  братия мои,  сему
> так  быть.  Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая
> вода?"

> Предупреждая об опасностях, исходящих от языка, ап. Иаков, наверное,
> не имеет  в виду,   что все мы должны вообще замолчать.  Дар слова -
> дар Божий,   но мы должны учиться пользоваться этим даром  во благо,
> во  благо Богу, людям и себе, учиться обуздывать язык и не согрешать
> в  слове,  ибо это путь к совершенству. Поэтому Иаков и пишет:  "Кто
> не  согрешает  в  слове,  тот человек совершенный,  могущий обуздать
> и всё тело".
        [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио
          (Послание св. ап. Иакова. Беседа N12)
          // М.: "Путь", 2003; стр.23-5 ]



+++ размышления свящ. Владимира Лапшина о Иак.2:14-26
               www.messia.ru/rasylka/005/1028.htm#0
          (здесь же ссылки по теме апост. чтения пн)

+++ свящ. Александр Мень: гордость; грехи языка
         www.messia.ru/rasylka/005/1029.htm#0
    (здесь же ссылки по теме ЕВАНГЕЛЬСКОГО чтения вт)


Чтения этих дней в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050207/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20050208/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/7.htm
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/8.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Что пользы, братья мои, если человек говорит, что у него есть вера,
 но если дел у него нет?
 Может ли такая вера спасти его?
 Если брату или сестре нечего надеть на себя и нет пищи на день,
 а кто-то из вас скажет им:
 'Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!',
 а сам не даст им того, в чем нуждается их тело, -
 то какая от этого польза?
 Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва.
 Но, предположим, кто-то скажет:
 'У тебя есть вера, а у меня - дела'.
 Покажи мне свою веру без дел -
 и я покажу тебе свою веру через дела!
 Ты веришь, что Бог - один. Хорошо делаешь!
 Бесы тоже верят и трепещут.
 А знаешь ли ты, пустой человек, что вера без дел напрасна?!
 Разве наш праотец Авраам был оправдан не по делам,
 когда принес своего сына Исаака на жертвенник?
 Ты видишь, что вера содействовала его делам
 и благодаря делам его вера стала совершенной.
 Так исполнились слова Писания:
 'Авраам поверил Богу, и Бог признал это за праведность',
 и Авраам был назван  другом Бога.
 Видите, Бог оправдывает человека за дела, а не за одну только веру.
 Так было и с проституткой Рахав.
 Разве она, которая приняла у себя разведчиков
 и направила их по другой дороге, была оправдана не за дела?
 Ведь точно так же как тело без духа мертво, и вера без дел мертва.*
                                        (Иак.2:14-26)
                                * * *
*Если мы относимся к людям так,
 как будто они уже таковы, какими потенциально способны быть,
 мы помогаем им стать такими, какими им следует стать.* (Гете)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»