=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


*  8 февраля   ст.ст., пн
  {Седмица 1-я предуготовительная (34-я)}
  {Попразднство Сретения.
   Память прор. Захарии, из 12-ти, † ок. 520 до Р.Х.}
  литургические чтения: 2Пет.1:20-2:9; Мк.13:9-13 *.



>                             2Петр.2:1-2


1 Однако так же, как в народе Израиля бывали лжепророки, и среди вас
 будут лженаставники. Им удастся внедрить свои гибельные взгляды,
 ведущие к расколам. Они откажутся от Владыки, выкупившего их
 на свободу и навлекут на себя скорую погибель. (2) Многие будут
 подражать их мерзости и этим дадут повод хулить Путь Истины.
                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)

> Предыдущая    глава      заканчивается     заявлением     ап.  Петра
> о  Богодухновенности  Св.  Писания, из которого можно сделать вывод,
> что  полнота  и  истинность  толкования  древних пророчеств и вообще
> Откровения  Божия  принадлежат  Духу Святому, почивающему на Церкви,
> как  на Теле Христовом. Любые истолкования Писания, осуществляющиеся
> вне Церкви, вне церковной Традиции ведут к возникновению заблуждений
> и  появлению  лжеучителей.  И вся вторая глава Послания и по большей
> части  третья посвящены обличению  этих  лжеучителей  и  их  учений.
> Петр  пишет:   "Были  и  лжепророки  в  народе,  как  и у вас, будут
> лжеучители,  которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего
> их  Господа,  навлекут  сами  на  себя  скорую  погибель.  И  многие
> последуют  их разврату,  и через них путь истины будет в поношении".
> Здесь,  прежде  всего,  обращает  на  себя  внимание  слово - ересь.
> Первоначально  это греческое слово не имело отрицательного значения.
> Происходя   от  глагола -   избирать,   делать  выбор,  оно означало
> то или иное направление мысли, религиозное или философское движение.
> Так,    например,    из  Нового  Завета  мы  знаем  о  существовании
> в   ветхозаветном   иудаизме   таких   ересей  как  -  саддукейская,
> фарисейская  и  назорейская. Представители этих ересей могли спорить
> друг с другом, настаивать на исконности своего учения или избранного
> образа жизни,   но это не мешало им оставаться внутри одной религии.
> А  вот в христианстве это слово очень скоро изменило  своЈ  значение
> и стало пониматься как неправильный выбор или ложное учение. По вере
> христиан,  Иисус  есть  путь,  истина  и  жизнь,  а во Христе Иисусе
> человеку  дано  подлинное  Откровение   Божие,    которое  он  может
> либо  принять, либо отвергнуть. И еретиками стали называть тех, кто,
> отвергая полноту Откровения, данного во Христе и хранимого в Церкви,
> избрал  своЈ  или  чьЈ-либо  частное мнение, отвечающее тем или иным
> пристрастиям.     Хотя   все   ереси   претендовали   на  истинность
> и  универсализм,  но,  как правило, на деле они были именно сужением
> истины, урезанием еЈ, полуправдой или не всей правдой.

> Хотя  Апостол  о  появление  лжеучителей  и  ересей   говорит  здесь
> в  будущем  времени,   но из контекста Послания ясно,  что речь идет
> о  тех,  кто  уже проник в Церковь и уже развращает церковные нравы.
> Петр  пишет,   что эти люди отвергаются    "искупившего их Господа",
> что  можно  понять  как  отвержение  Христа,  отвержение Его власти.
> Однако  это вовсе  не означает,   что  лжеучители  противопоставляли
> своЈ   учение   христианству.  В  этом  случае  они  вряд  ли  могли
> рассчитывать     на   успех    внутри   Церкви.     Вероятнее  всего
> они  претендовали  на  то, что именно они и есть истинные христиане,
> последователи   Христа,    но   при  этом,   выдвигая на первый план
> своЈ  понимание  проповеди  Христа,  искажали Его Евангелие, а своей
> жизнью,  образом поведения, по сути, отвергали Его. По словам Петра,
> "многие  последуют  их  разврату,     и  через них путь истины будет
> в  поношении".   Слово  разврат  можно  понимать  и  как  извращение
> Истинного Откровения Божия и как проповедь развратного образа жизни.
> И  судя  по  контексту  Послания,    в  лжеучении  имело место и то,
> и   другое.   А  так  как  еретики  называли  своЈ  учение  истинным
> христианством,  то  пятно  поношения ложилось на всех последователей
> Христа,   на  всю  Церковь.  Петр  не  дает  обличаемому  им  учению
> какого-либо  специфического  названия,  но по тому, как он описывает
> лжеучителей   и  их  ересь,   можно  предположить,   что  речь  идет
> о  проникавшем  в  то  время  в Церковь иудео-гностицизме. По мнению
> блаж.  Феофилакта,  под лжеучителями Апостол понимает последователей
> Николая  и  Керинфа. У нас мало исторических сведений об этих людях,
> чтобы  утверждать  что-то  точно.  Мы  даже  не  знаем,  были ли они
> единомышленниками.   По некоторым  данным,  Керинф был современником
> ап.  Иоанна  Богослова  и  его  деятельность относится к концу 1-ого
> века.  Согласно  Иринею  Лионскому,  написавшему  "Пять  книг против
> ересей",  Керинф  отрицал  Божественное происхождение Иисуса Христа,
> считал   его сыном Марии и Иосифа,  подобно остальным людям.  Иисус,
> по  учению  Керинфа,  отличался праведностью и мудростью, а во время
> крещения  при Иордане на него сошел Христос в виде голубя, благодаря
> чему  Иисус  совершал  многие  чудеса.  Во  время страданий Христос,
> являясь  Духом  Божиим,  оставил  Иисуса, и на кресте страдал и умер
> человек Иисус, Христос же был свободен от страданий. Подобию Керинфу
> об Иисусе Христе учили и другие еретики,  например,  евиониты,  одно
> из  направлений  иудео-христианства,    более или менее оформившееся
> к концу 1-ого века. Исходя из того, что Послание ап. Петра, читаемое
> нами,   могло   быть   написано   в   середине  60-х  годов,  трудно
> предположить,  что  Апостол  имеет  в  виду  самого  Керинфа  и  его
> последователей,  хотя  исключить  мы  это совсем тоже не можем, т.к.
> неизвестно, когда точно выступил Керинф с проповедью своего учения.

> С  названием  "николаиты",   т.е. последователи Николая,  мы впервые
> встречаемся  в  Апокалипсисе  Иоанна  Богослова,  написанном в конце
> 1-ого  века.    Но  годы  жизни  самого Николая и начало его  учения
> мы  должны  датировать  более  ранним  сроком.  По  мнению некоторых
> церковных   писателей,   Николай   был   одним   из  семи  дьяконов,
> поставленных  на  служение ещЈ первыми Апостолами.  Сведения о жизни
> и   деятельности   Николая   крайне   противоречивы.  Одни  писатели
> приписывают  ему  лишь  этическое учение, крайне либеральное, другие
> считают  его  чуть  ли  не  основоположником  гностицизма,  при этом
> склонного   к   аскетизму   и   самоотречению   По   мнению  Михаила
> Эммануиловича    Поснова,      российского    церковного   историка,
> чтобы примирить эти противоречия, необходимо отделять самого Николая
> от  его  последователей. Он считает, что аскетизм Николая вполне мог
> трансформироваться  в либертинизм, т.е. крайнюю распущенность, у его
> последователей,   как  это  часто  бывало  у гностиков.  Заблуждение
> самого   Николая,   обращенного  из прозелитов,   т.е. из язычников,
> могло заключаться в его  безразличном  отношении  к языческому  миру
> и  к  религиозным  языческим  обрядам  и жертвоприношениям. Но у его
> учеников  впоследствии  это  могло перейти в то, что позднее назвали
> николаитством,    т.е.  в  нравственную  распущенность   и   участие
> в   языческих  жертвенных  трапезах  и  даже  оргиях.  С  обличением
> николаитства мы ещЈ столкнЈмся, читая Послание св. Иоанна Богослова.
> Что  же  касается  ап.  Петра,   то  он,   судя  по всему,  обличает
> или николаитов или одно из гностических учений, сходных с ними.
        [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио
          (1 Послание св. ап. Петра. Беседа N45)
          // М.: "Путь", 2003; стр.85-7 ]

        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:9-14; Лк.21:12-19;
          эпизод N137 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#137)



  /-------------------------------------------\
/// СМОТРИ ТАКЖЕ:                              \
 ///  •КОММЕНТАРИЙ В.Н.КУЗНЕЦОВОЙ НА Мк.13:9-13 \
  ///      www.messia.ru/rasylka/003/345.htm#0 \
  /// •Свт. Амвросий Медиоланский:                \
   /// Свидетельство о Христе                      \
   ///+Блез Паскаль:  Предание себя воле Божьей     \
    ///      www.messia.ru/rasylka/004/692.htm#0  /
    -----------------------------------------------/


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050221/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/21.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Будьте готовы:
 в синагогах вас будут судить советы старейшин
 и будут вас там избивать;
 предстанете перед царями и правителями из-за Меня,
 чтобы свидетельствовать обо Мне.
 Но прежде чем придет конец,
 все народы должны услышать Радостную Весть.
 Когда вас поведут на суд,
 не заботьтесь о том, что вам говорить:
 что будет дано вам в тот час, то и говорите -
 говорить будете не вы, а Дух Святой.
  Предаст смерти брат брата / и отец - свое дитя,
  дети пойдут на родителей / и будут их убивать.
 Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
 Но кто выдержит до конца, будет спасен.* (Мк.13:9-13)
                                * * *
*Но прежде всего надо помнить,
 что ни одно пророчество не может быть истолковано самим человеком,
 ведь никогда не бывало пророчества по воле человека.
 Нет, люди говорили то, что исходило от Бога,
 и их побуждал Святой Дух.* (2Пет.1:20-2:9)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU