Милость
и мир да будут с вами полной мерой —
* 25 марта ст.ст., чт 4-й седмицы Великого поста. Благовещение Богородицы литургические чтения: Евр.2:11-18; Лк.1:24-38. (паремии: Ис.28:14-22. Быт.10:32-11:9; Притч.13:20-14:6. Благовещению: Исх.3:1-8; Притч.8:22-30) > I. Почему Слово стало плотью? > <...> > Слово стало плотью, чтобы спасти нас, примиряя с Богом: > "Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи > наши" (1Ин.4,10). "Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин.4,14). > "Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1Ин.3,5): > * Будучи больным, естество наше просило исцеления; будучи падшим - > просило поднять его; будучи мертвым - воскресить. Мы утратили > владение добром, нам нужно было вернуть его. Мы были заключены > во мраке, нам надо было принести свет; пленники - ждали мы > избавителя; узники - помощи; рабы - освободителя. Разве причины эти > неважны? Разве они не способны были взволновать Бога вплоть до того, > чтобы Он снизошел к нашему человеческому естеству и посетил его, ибо > человечество находилось в столь жалостном и несчастном состоянии? > {Св. Григорий Нисский, Огласительная проповедь, 15} > Слово стало плотью, чтобы мы тем самым познали любовь Божию: > "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир > Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" > (1Ин.4,9). "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего > Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь > вечную" (Ин.3,16). > Слово стало плотью, чтобы быть для нас образцом святости: > "Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня..." (Мф.11,29). > "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только > через Меня" (Ин.14,6). И Отец на гор`е Преображения приказывает: > "Его слушайте" (Мк.9,7). Он воистину образец блаженств и норма > нового закона: "...<любите> друг друга, как Я возлюбил вас" > (Ин.15,12). Эта любовь включает деятельную самоотверженность > в следовании ей. > Слово стало плотью, чтобы сделать нас "причастниками Божеского > естества" (2Петр.1,4): "Ибо такова причина, по которой Слово стало > плотию и Сын Божий - Сыном Человеческим: это было для того, чтобы > человек, вступив в общение со Словом и приобретя таким образом > божественное сыновство, стал сыном Божиим". {Св. Ириней, Против > ересей, 3,19,1} "Ибо Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать > Богом". {Св. Афанасий, Слово о воплощении Бога Слова... 54,3} > "Сын Божий Единородный, желая, чтобы мы участвовали в Его > Божественном естестве, принял наше естество, чтобы, вочеловечившись, > заставить людей об`ожиться".{Св. Фома Аквинский ...} > II. Боговоплощение > <...> Церковь называет боговоплощением тот факт, что Сын Божий > принял человеческое естество, чтобы совершить в нём наше спасение. > В гимне, основанном на свидетельстве апостола Павла, Церковь > воспевает тайну Боговоплощения: > * <Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа > Иисуса: > Он, по природе Бог, > не держался за равенство с Богом, > но добровольно лишился всего, > приняв природу раба > и человеком родившись. > Он был во всём человеку подобен, > но еще больше себя умалил > и так был послушен, > что принял и самую смерть - > смерть на кресте.> (Флп.2,5-8 <перевод В.Н.Кузнецовой>). > В Послании к Евреям говорится о той же тайне: > * Посему Христос, входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты > не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех > неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду (...) исполнить волю Твою, > Боже" (Евр.10,5-7 ...). > Вера в подлинное воплощение Сына Божия - отличительный признак > христианской веры: "Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который > исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога" > (1Ин.4,2). Такова радостная уверенность Церкви от самых ее начал, > когда она воспевает "великую благочестия тайну": "Бог явился > во плоти" (1Тим.3,16). > III. Истинный Бог и истинный человек > Единственное и совершенно неповторимое событие - Воплощение > Сына Божия - не означает, что Иисус Христос есть частично Бог, > а частично человек или же результат неясного смешения Божественного > с человеческим. Он действительно стал Человеком, воистину оставаясь > Богом. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. <...> > <.....> > IV. Каким образом Сын Божий - Человек? > По причине того, что в таинственном союзе боговоплощения > "человеческое естество взято, а не поглощено"{}, Церковь > на протяжении веков пришла к тому, чтобы исповедовать полную > реальность как человеческой души, со всеми ее действиями ума и воли, > так и человеческого тела Христа. Но одновременно она каждый раз > должна была напоминать, что человеческое естество Христа принадлежит > по своей сути божественной личности Сына Божия, Который взял его > на Себя. Всё, что Он есть, и всё, что Он в этом естестве делает, > открывает "одного из Святой Троицы" <("Един сый Святыя Троицы" > в слав. переводе гимна "Единородный Сыне")>. Сын Божий сообщает, > таким образом, <Своей человеческой природе> Свой собственный личный > образ существования в Пресвятой Троице. Так Христос и в Своей душе, > и в Своем теле человечески выражает Божественные свойства Троицы: > * Человеческими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил, > человеческой волею Он действовал, человеческим сердцем Он любил. > Рожденный от Девы Марии, Он истинно стал одним из нас, уподобившись > нам во всём, кроме греха.{} > <.....> > КОРОТКО > + Во времена, установленные Богом, Сын единородный Отца, Слово > предвечное, иначе говоря Глагол и сущий Образ Отца, воплотился: > не теряя божественного естества, Он взял на Себя естество > человеческое. + > + Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек в единстве > Своей божественной Личности; поэтому Он - единственный Посредник > между Богом и людьми. + > + Иисус Христос обладает двумя естествами, божественным > и человеческим, не смешанными, но соединенными в единой Личности > Сына Божия. + > + Христос, будучи истинным Богом и истинным человеком, обладает > человеческим умом и волей, в совершенстве согласованными с Его > Божественным умом и волей и им подчиненными, а Божественные ум > и волю Он разделяет с Отцом и Духом Святым. + > + Следовательно, боговоплощение есть тайна изумительного союза > божественного естества и человеческого естества в единой Личности > Слова. + [ КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (456-83) www.krotov.info/acts/20/2vatican/0456.html ] * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * о празднике смотри: ** + Из богослужения Благовещения *** www.messia.ru/rasylka/005/1113.htm#0 **** + Яков Кротов о Благовещении **** www.messia.ru/rasylka/004/757.htm#0 **** + свящ. Александр Мень (в книге "Таинство, слово, образ") * www.krotov.info/library/13_m/myen/tso/tso_4.htm#blagovesh * + Он же: `Воплотился от Девы Марии' * www.messia.ru/rasylka/002/026-32.htm#N32 * + митр. Сурожский Антоний - проповедь 1981 г. * www.mitras.ru/inname/in_33.htm * + его же - другая проповедь * www.mitras.ru/archive/030406.htm * * * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * по теме выпуска смотри также: * + Свт. Афанасий Великий - О воплощении * www.krotov.info/library/a/afan_ale/voplosch.html * + К.С.Льюис: Божий замысел о человеке. Отпадение. * Богочеловек www.messia.ru/r2/1/018.htm#0 * + Свящ. Георгий Флоровский - О причине воплощения * www.krotov.info/library/f/florov/curdeus.html * * Литургические чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050407/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/7.htm -- С праздником! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *В сей день спасения нашего начало / и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"* *Тебе, Высшей Военачальнице, / мы, рабы Твои, избавленные от бед, торжества победные и благодарственные посвящаем, Богородица! Но Ты, как имеющая силу непобедимую, от всяких напастей нас освободи, / да взываем Тебе: "Радуйся Невеста, брака не познавшая!"* (Тропарь и кондак праздника в перев. иером. А.Тимрота) * * * *Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия, приведший множество сынов в Свою славу, сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания. Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, - все они от одного Отца. Вот причина, по которой Иисус не стыдится называть их Своими братьями. Он говорит: ... "Вот Я и дети, которых дал Мне Бог". А поскольку эти дети одной плоти и крови, то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола, и освободить их, потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве. ... Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам - Он приходит на помощь потомкам Авраама. Из этого следует, что Ему надлежало во всём уподобиться братьям, чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога и принести себя в жертву для искупления грехов народа. И так как Он сам прошел через испытание страданиями, то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям.* (Евр.2:10-18) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |