=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой —
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 25 марта     ст.ст., чт 4-й седмицы Великого поста.

   Благовещение Богородицы
   
  литургические чтения: Евр.2:11-18; Лк.1:24-38.
  (паремии: Ис.28:14-22. Быт.10:32-11:9; Притч.13:20-14:6.
   Благовещению: Исх.3:1-8; Притч.8:22-30)



>                    I. Почему Слово стало плотью?

> <...>

> Слово   стало   плотью,     чтобы  спасти  нас,   примиряя  с Богом:
> "Он  возлюбил  нас  и  послал  Сына Своего в умилостивление за грехи
> наши" (1Ин.4,10).   "Отец послал Сына  Спасителем  миру" (1Ин.4,14).
> "Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1Ин.3,5):
> * Будучи больным, естество наше просило исцеления; будучи падшим -
> просило поднять его; будучи мертвым - воскресить. Мы утратили
> владение добром, нам нужно было вернуть его. Мы были заключены
> во мраке, нам надо было принести свет; пленники - ждали мы
> избавителя; узники - помощи; рабы - освободителя. Разве причины эти
> неважны? Разве они не способны были взволновать Бога вплоть до того,
> чтобы Он снизошел к нашему человеческому естеству и посетил его, ибо
> человечество находилось в столь жалостном и несчастном состоянии?
>         {Св. Григорий Нисский, Огласительная проповедь, 15}

> Слово  стало  плотью,    чтобы  мы  тем  самым познали любовь Божию:
> "Любовь  Божия  к  нам  открылась  в  том,  что  Бог  послал  в  мир
> Единородного  Сына  Своего,  чтобы  мы  получили  жизнь  через Него"
> (1Ин.4,9).  "Ибо  так  возлюбил  Бог  мир,  что  отдал  Сына  Своего
> Единородного,  дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь
> вечную" (Ин.3,16).

> Слово   стало  плотью,    чтобы  быть  для  нас  образцом  святости:
> "Возьмите  иго  Мое  на себя,   и научитесь  от Меня..." (Мф.11,29).
> "Я  есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только
> через  Меня"  (Ин.14,6).  И  Отец на гор`е Преображения приказывает:
> "Его  слушайте"  (Мк.9,7).  Он  воистину  образец  блаженств и норма
> нового   закона:  "...<любите>  друг  друга,  как  Я  возлюбил  вас"
> (Ин.15,12).    Эта  любовь  включает   деятельную  самоотверженность
> в следовании ей.

> Слово  стало  плотью,  чтобы   сделать  нас "причастниками Божеского
> естества"  (2Петр.1,4):  "Ибо такова причина, по которой Слово стало
> плотию  и  Сын  Божий - Сыном Человеческим: это было для того, чтобы
> человек,  вступив  в  общение  со  Словом  и приобретя таким образом
> божественное  сыновство,  стал  сыном  Божиим".  {Св. Ириней, Против
> ересей,  3,19,1}  "Ибо  Сын  Божий  вочеловечился, чтобы нас сделать
> Богом". {Св. Афанасий, Слово о воплощении Бога Слова... 54,3}
> "Сын   Божий   Единородный,   желая,  чтобы  мы  участвовали  в  Его
> Божественном естестве, принял наше естество, чтобы, вочеловечившись,
> заставить людей об`ожиться".{Св. Фома Аквинский ...}

>                          II. Боговоплощение

> <...>  Церковь  называет  боговоплощением  тот  факт,  что Сын Божий
> принял человеческое естество,   чтобы совершить в нём наше спасение.
> В   гимне,  основанном  на  свидетельстве  апостола  Павла,  Церковь
> воспевает тайну Боговоплощения:
> * <Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа
> Иисуса:
>  Он, по природе Бог, 
>     не держался за равенство с Богом,
>  но добровольно лишился всего,
>     приняв природу раба
>        и человеком родившись.
>  Он был во всём человеку подобен,
>     но еще больше себя умалил
>  и так был послушен,
>     что принял и самую смерть -
>        смерть на кресте.> (Флп.2,5-8 <перевод В.Н.Кузнецовой>). 

> В Послании к Евреям говорится о той же тайне: 
> * Посему Христос, входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты
> не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех
> неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду (...) исполнить волю Твою,
> Боже" (Евр.10,5-7 ...).

> Вера  в  подлинное  воплощение  Сына  Божия  - отличительный признак
> христианской  веры:  "Духа  Божия узнавайте так: всякий дух, который
> исповедует  Иисуса  Христа,  пришедшего  во  плоти,  есть  от  Бога"
> (1Ин.4,2).  Такова  радостная  уверенность Церкви от самых ее начал,
> когда  она  воспевает  "великую  благочестия  тайну": "Бог явился
> во плоти" (1Тим.3,16).

>                 III. Истинный Бог и истинный человек

> Единственное  и   совершенно   неповторимое   событие -   Воплощение
> Сына  Божия  -   не  означает,  что Иисус Христос есть частично Бог,
> а  частично человек или же результат неясного смешения Божественного
> с  человеческим. Он действительно стал Человеком, воистину оставаясь
> Богом. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. <...>

> <.....>

>                IV. Каким образом Сын Божий - Человек?

> По   причине   того,   что   в   таинственном  союзе  боговоплощения
> "человеческое    естество    взято,   а  не  поглощено"{},   Церковь
> на  протяжении  веков  пришла  к  тому,  чтобы  исповедовать  полную
> реальность как человеческой души, со всеми ее действиями ума и воли,
> так  и  человеческого  тела  Христа.  Но одновременно она каждый раз
> должна была напоминать, что человеческое естество Христа принадлежит
> по  своей сути божественной личности Сына Божия,   Который взял  его
> на  Себя.  Всё,  что  Он есть, и всё, что Он в этом естестве делает,
> открывает   "одного  из  Святой  Троицы"  <("Един сый Святыя Троицы"
> в  слав.  переводе  гимна  "Единородный Сыне")>. Сын Божий сообщает,
> таким  образом, <Своей человеческой природе> Свой собственный личный
> образ  существования в Пресвятой Троице. Так Христос и в Своей душе,
> и в Своем теле человечески выражает Божественные свойства Троицы:
> * Человеческими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил,
> человеческой волею Он действовал, человеческим сердцем Он любил.
> Рожденный от Девы Марии, Он истинно стал одним из нас, уподобившись
> нам во всём, кроме греха.{}

> <.....>

> КОРОТКО
> +  Во  времена,  установленные  Богом,  Сын  единородный Отца, Слово
> предвечное,    иначе  говоря Глагол и сущий Образ Отца,  воплотился:
> не   теряя   божественного   естества,  Он  взял  на  Себя  естество
> человеческое. +
> +  Иисус  Христос  есть  истинный  Бог и истинный человек в единстве
> Своей  божественной  Личности;  поэтому  Он - единственный Посредник
> между Богом и людьми. +
> +  Иисус   Христос    обладает   двумя   естествами,    божественным
> и  человеческим,  не  смешанными,  но соединенными в единой Личности
> Сына Божия. +
> +  Христос,  будучи  истинным  Богом  и истинным человеком, обладает
> человеческим  умом  и  волей,  в  совершенстве  согласованными с Его
> Божественным  умом  и  волей  и им подчиненными,   а Божественные ум
> и волю Он разделяет с Отцом и Духом Святым. +
> +  Следовательно,  боговоплощение  есть  тайна  изумительного  союза
> божественного  естества  и  человеческого естества в единой Личности
> Слова. +
                        [ КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (456-83)
                          www.krotov.info/acts/20/2vatican/0456.html ]



* = * = * = * = * = * = * = * = * = * = *
 о празднике смотри:                     **
+ Из богослужения Благовещения             ***
       www.messia.ru/rasylka/005/1113.htm#0 ****
+ Яков Кротов о Благовещении                      ****
       www.messia.ru/rasylka/004/757.htm#0          ****
+ свящ. Александр Мень (в книге "Таинство, слово, образ") *
  www.krotov.info/library/13_m/myen/tso/tso_4.htm#blagovesh  *
+ Он же: `Воплотился от Девы Марии'                      *
       www.messia.ru/rasylka/002/026-32.htm#N32       *
+ митр. Сурожский Антоний - проповедь 1981 г.          *
  www.mitras.ru/inname/in_33.htm      *
+ его же - другая проповедь                          *
  www.mitras.ru/archive/030406.htm  *
                                                    *
* = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = *
 по теме выпуска смотри также:                      *
+ Свт. Афанасий Великий - О воплощении              *
  www.krotov.info/library/a/afan_ale/voplosch.html  *
+ К.С.Льюис: Божий замысел о человеке. Отпадение.   *
   Богочеловек      www.messia.ru/r2/1/018.htm#0  *
+ Свящ. Георгий Флоровский - О причине воплощения   *
    www.krotov.info/library/f/florov/curdeus.html  *
                                                  *


Литургические чтения этого дня в трех русских переводах,
на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050407/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/7.htm


--
 С праздником!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*В сей день спасения нашего начало / и предвечного таинства явление:
 Сын Божий Сыном Девы становится
 и Гавриил о благодати благовествует.
 Потому и мы с ним Богородице возгласим:
 "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"*
*Тебе, Высшей Военачальнице, / мы, рабы Твои, избавленные от бед,
 торжества победные и благодарственные посвящаем, Богородица!
 Но Ты, как имеющая силу непобедимую,
 от всяких напастей нас освободи, / да взываем Тебе:
 "Радуйся Невеста, брака не познавшая!"*
        (Тропарь и кондак праздника в перев. иером. А.Тимрота)
                                * * *
*Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия,
 приведший множество сынов в Свою славу,
 сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания.
 Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, -
 все они от одного Отца.
 Вот причина, по которой Иисус
 не стыдится называть их Своими братьями.
 Он говорит: ...
 "Вот Я и дети, которых дал Мне Бог".
  А поскольку эти дети одной плоти и крови,
  то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови,
  чтобы Своей смертью лишить силы того,
  у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола,
  и освободить их,
  потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве. ...
  Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам -
  Он приходит на помощь потомкам Авраама.
  Из этого следует, что Ему надлежало во всём уподобиться братьям,
  чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога
  и принести себя в жертву для искупления грехов народа.
  И так как Он сам прошел через испытание страданиями,
  то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям.*
                                                (Евр.2:10-18)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»