=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

*  6 апреля    ст.ст., вт 6-й седмицы Великого поста.
  {Память свт. Мефодия, архиеп. Моравского, +885}

церковные чтения (паремии):
# Ис.49:6-9     [Пророчество о Мессии,
                 через которого Бог возратит остатки Израиля
                 и которого Он соделает светом всех народов:
                 к Нему, уничиженному и презираемому всеми, придут
                 поклониться правители земли; Господь соделает Его
                 заветом для народов, чтобы дать узникам свободу;
                 они не будут терпеть голода и зноя,
                 ибо Бог, милующий их, утешит их.]v
# Быт.31:3-16   [Бог повелевает Иакову возвратиться на родину,
                 в землю своих предков; Иаков сообщает своим женам
                 Рахили и Лии об этом повелении; жены советуют Иакову
                 исполнить повеление.]
# Притч.21:3-21 [Соблюдение правды угодно Богу;
                 прилежание сопровождается достатком; надменность -
                 грех, сокровища, приобретенные ложью ведут к смерти
                 (3-6). За неправды нечестивые подвергаются гибели;
                 лучше жить под открытым небом, чем в разукрашеном
                 доме с неправдой (7-10). Кто не будет внимать воплю
                 бедного о помощи, тот и сам не будет никем услышан
                 во время нужды (13-21).]



> Св.  Иоанн  Кассиан приводит интересный ответ аввы Серена на вопрос:
> 'Почему одержимые злыми духами отлучаются от причащения Господня?' -
> 'Если  мы  будем  иметь  такое  мнение,  веру,  что всё производится
> Господом  и  всё  делается для пользы душ,   то не только  нисколько
> не  будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как
> о  своих  членах,  и  станем  сострадать  им  всем сердцем, с полным
> расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все
> члены.  Должны  знать,  что  без  них, как своих членов, мы не можем
> вполне  усовершенствоваться...  А  святое Причастие нашими старцами,
> помним,  не  запрещалось  им,  напротив,  они  думали,  что, если бы
> возможно  было,  даже ежедневно надобно преподавать им его... Будучи
> принято  человеком,  оно, как пламя пожигающее, прогоняет того духа,
> который  в  его  членах заседает или скрывается...   Ибо враг больше
> и   больше  будет  нападать  на  одержимого  им,  когда увидит,  что
> он  отлучается  от  небесного  врачевства,  и  тем злее и чаще будет
> мучить, чем дольше он будет уклоняться от духовного врачевства' {}.

> Интересные  суждения   о  спасительном  значении  причащения  именно
> для  грешников мы находим у препп. Варсануфия и Иоанна  в   'Ответах
> на  вопрошания  учеников'.  'Не  воспрещай  себе приступать, осуждая
> себя,  как  грешного,  но  признавай,   что  грешник,   приступающий
> к  Спасителю,  удостаивается  отпущения  грехов.  И  в Писании видим
> приступавших  к  Нему  с  верой и слышавших оный Божественный голос:
> "Отпускаются  тебе  грехи  твои многие". Если бы приступавший к Нему
> был  достоин,   то  он  не  имел  бы  грехов;  но как он был грешник
> и  должник,  то  и получил прощение грехов. Послушай Самого Господа,
> Который  говорит:   "Я  пришел призвать не праведников,  а грешников
> к покаянию" - и еще: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные".
> Итак,  признавай себя грешным и больным и приступи к могущему спасти
> погибшего' (ответ 460) {Преподобных отцов Варсануфия Великого
> и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания
> учеников ...}.

> 'Когда приступают к Святым Тайнам грешники как уязвленные и просящие
> милости,    таких  врачует  и  делает   достойными   Своих   Таинств
> Сам   Господь,   сказавший:   "Я  пришел  призвать  не  праведников,
> но грешников к покаянию" - и еще: "Не здоровые имеют нужду во враче,
> но   больные..."   И  никто  не  должен  признавать  себя  достойным
> причащения,  а  говорить:  Я  недостоин,  но  верую,  что  освящаюсь
> причащением,  и  сие  исполняется над ним по вере его Господом нашим
> Иисусом Христом' (ответ 461) {}.

> Спустя  400  лет после Златоуста и Иоанна Кассиана (+435) св. Феодор
> Студит  писал:  'В  воскресенье еще бывают приступающие к таинствам,
> когда  же  литургия  бывает в другой день,  никто не подходит.  Даже
> в  монастыре каждый день, бывало, причащались желающие, а ныне очень
> редко это бывает, и даже совсем не встретишь этого нигде' {}. Причин
> к   изменению   отношения  христиан  к  Евхаристии  было  несколько.
> Наступление   для   христиан   спокойной   жизни   после  более  чем
> двухсотлетнего  гонения  на  них  притупило ту бдительность, которая
> заставляла  их  постоянно  думать о мучениях и смерти.   Союз Церкви
> с  государством  в известной мере содействовал организации церковной
> жизни  в общегосударственном масштабе, но вместе с этой организацией
> устанавливалось  внешнее   благочестие.    В  IV  веке   Евхаристия,
> как правило,   совершалась в воскресные дни  и  в дни  малочисленных
> в  то  время  праздников, иногда еще в субботы. В Кесарийской Церкви
> при св. Василии Великом Евхаристию совершали  четыре раза  в неделю:
> в  воскресенье,  среду,  пятницу  и  субботу,  а  также в дни памяти
> святых.  Из  слов св. Иоанна Златоуста: 'Разве мы не приносим жертву
> каждый день?' можно сделать вывод, что в Константинополе в его время
> Евхаристия совершалась если не ежедневно, то несколько раз в неделю.

> Если участие в Евхаристии всей церковной общины  один  раз  в неделю
> во время Иустина Мученика, Иринея Лионского и Киприана Карфагенского
> было   делом   вполне   возможным,   то   такое   же  полночисленное
> евхаристическое  собрание  три,  четыре  и более раз в неделю и в их
> время  едва ли было возможным. Во время же Василия Великого и Иоанна
> Златоуста  это  тем  более было затруднительным уже по одной причине
> увеличения  численности членов церковной общины. Во время св. Иоанна
> Златоуста  в Константинополе насчитывалось около 100 тысяч населения
> {Св. Иоанн Златоуст. Гомилия на Матфея 85-я ...}.      Трудно   себе
> представить  всё  это  население,  в большинстве своем православное,
> участвующим  в  Евхаристии  хотя  бы только в воскресный день, и как
> можно  было  в  этих  условиях  установить  тех,  кто, согласно 9-му
> Апостольскому  правилу и 2-му правилу Антиохийского собора, подлежал
> отлучению за уклонение от причащения Святых Тайн,   даже при наличии
> в  столице  многих  церквей  {}.  Профессор-протоиерей  Н. Афанасьев
> указывает  еще  ряд  обстоятельств,  которые  в дальнейшем еще более
> усложняли  проблему  участия  народа  в  Евхаристии,  причем все эти
> обстоятельства,   как  это  ни  кажется  парадоксальным,  вызывались
> соображениями  благочестия.    Таким  обстоятельством  было введение
> в   монастырях   ежедневного  совершения  Евхаристии,  что  не  было
> тождественным    ежедневному   келейному   причащению   пустынников,
> о  котором  пишет  св.  Василий  Великий (см. выше). У благочестивых
> монахов   ежедневное   совершение   Евхаристии   вызывало   сомнение
> в  возможности ежедневного причащения и представление, что это могут
> позволять  себе  'только  святые, непорочные', о чем пишет св. Иоанн
> Кассиан, в глазах же нерадивых литургия становилась одной из рядовых
> служб  суточного  богослужебного круга. Вторым таким обстоятельством
> была   установившаяся  к  концу  VI  века  практика  тайного  чтения
> евхаристических   молитв.  Эта  практика  вводилась  из  соображений
> поднятия  благочестия как disciplina arcani, но трагедия заключалась
> в  том,  что  применявшееся в древности в отношении оглашенных стали
> применять  к  верным.  В  результате  на  долю  последних оставалось
> слышание  отдельных  фраз, 'вырванных' из контекста анафоры и потому
> далеко  не  для  всех  понятных,    что   не  могло   не  отразиться
> на  сознательном участии народа в Евхаристии. И, наконец, иконостас,
> отделивший  алтарь  от храма, скрыл от взоров народа видимую сторону
> совершаемой  Евхаристии.  В  результате  всего  этого 'Евхаристия, -
> говорит  профессор-протоиерей  Н. Афанасьев,  -   становится великой
> мистерией,    но    не  в  новозаветном   смысле,     а   почти  что
> в эллинистическом' {Прот. Н. Афанасьев. Трапеза Господня ...}.
> В  связи   с  этим    профессор-протоиерей    Н. Афанасьев  приводит
> слова  апостола  Павла:  'Я от Господа принял то, что и вам передал,
> что  Господь  Иисус  в  ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и,
> возблагодарив, преломил и сказал' - и добавляет от себя: 'Но всё это
> оказалось закрытым от верных' {там же}. Парадокс между догматическим
> учением  о Евхаристии и литургической практикой  особенно  ощущается
> в  так  называемых  заупокойных литургиях, где Евхаристия становится
> молитвой  за  умерших, тогда как и по Священному Писанию и по учению
> отцов Церкви это прежде всего таинство для причащения Телом и Кровью
> Христовыми живых членов Церкви.
                        [ Николай Успенский. АНАФОРА
                          www.krotov.info/libr_min/u/uspen_n3.html ]





Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050419/orth

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/19.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*На свой взгляд человек всегда прав, / но ГОСПОДЬ испытывает сердца.
 Поступающий праведно и справедливо
                         угодней ГОСПОДУ, чем приносящий жертвы. ...
 Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде.
 Кто добивается богатства ложью -
                            гонится за пустотой, стремится к смерти.
 Злодеяния нечестивцев их же и погубят:
                      ведь они отказались поступать справедливо. ...
 Кто при жалобных криках затыкает уши,
                         сам однажды завопит, но ему не ответят. ...
 Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится.
 Кто любит веселье, не знает достатка,
                    кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ...
 Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает.
 Кто стремится к праведности и верности,
                            найдет и жизнь, и праведность, и почет.*
          (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, новый перевод РБО)
                                * * *
*И теперь говорит Господь
 (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему,
  чтобы вернул я к Нему Иакова
   и собрался бы к Нему весь Израиль;
  я славен в очах ГОСПОДА,
  мой Бог стал моей силой) -
 говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой,
 что ты возродишь племена Иакова,
  приведешь назад остаток Израиля, -
 Я также сделаю тебя светом для всех народов,
 чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!'
*Так говорит Господь,
  Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт,
 кто в презрении у народов, рабу владык:
 - Увидев тебя, цари будут вставать,
    владыки будут падать ниц,
   ради ГОСПОДА (верен Он!),
    ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!).
*Так говорит Господь:
 - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья,
    в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню,
   ты - Мой договор с народом:
   ты возродишь землю,
    раздашь запустевшие владенья,
   скажешь узникам: 'Выходите!' -
    скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!'
*Вдоль дорог они пастбища себе найдут,
  все голые холмы станут пажитями для них.*
              (Ис.49:5-9, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов)

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1123.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»