=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

* 13 апреля    ст.ст., вторник Страстной седмицы.

	  церковные чтения: Мф.24:36-26:2 * (на преждеосв. лит.)



4 Иисус сказал:
<.....>
14   - И еще представьте себе: один человек, уезжая в чужие края,
созвалсвоих слуг и оставил на них свое имущество. (15) Одному он дал
пять тысяч золотых, другому две тысячи и третьему тысячу - каждому
по силам, а сам уехал. (16) Тот, кто получил пять тысяч, тотчас пустил
их в дело и нажил еще пять тысяч. (17) Получивший две тоже нажил
еще две. (18) А получивший одну тысячу пошел и закопал деньги
своего господина в землю. (19) Прошло много времени, и вот
возвращается хозяин слуг и требует у них отчета. (20) Получивший пять
тысяч пришел и принес еще пять. 'Господин мой, - сказал он, - ты дал
мне пять тысяч, смотри, я нажил еще пять'. (21) Хозяин сказал ему:
'Хорошо, ты добрый и верный слуга. Ты был верен в малом деле, я поручу
тебе большое. Иди на мой пир'. (22) Пришел и второй - с двумя
тысячами - и сказал: 'Господин мой, ты дал мне две тысячи, а я нажил
еще две'. (23) Хозяин ему сказал: 'Хорошо, ты добрый и верный слуга,
ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир'.
(24) Пришел тот, кто получил одну тысячу: 'Господин мой, - сказал
он, - я знаю, что ты человек жестокий: жнешь там, где не сеял,
и собираешь там, где не рассыпал. (25) Я боялся тебя и зарыл
твои деньги в землю. Вот они, держи свои деньги'. (26) Тогда господин
ему ответил: 'Негодный и ленивый слуга! Ты знал, что я жну там, где
не сеял, и собираю там, где не рассыпал. (27) Так тебе надо было
отдать мои деньги в рост, тогда, вернувшись, я получил бы свое
с процентами. (28) Заберите у него эту тысячу и отдайте тому, у кого
десять тысяч.
29   Тому, у кого есть, дастся еще, и будет у него избыток, а у кого
нет, у того и то, что есть, отнимется.
30   А негодного этого слугу выбросьте вон, во тьму, где будет плач
и зубовный скрежет'.


> Ст. 24-27  - Третий слуга возвращает доверенные ему деньги в целости
> и  сохранности,  но  получает  не  похвалу,  а  резкий  упрек. Слуга
> объясняет  свое  поведение  тем,  что  не  хотел  рисковать деньгами
> господина.  Ведь  сделав  неудачное  вложение,  он  мог бы полностью
> потерять  их,  а  зная крутой норов господина, он не надеялся на его
> снисхождение.   Слуга,  назвав  господина  безжалостным   и применив
> к  нему  слова  поговорки  'жнешь там, где не сеял, и собираешь там,
> где  не  рассыпал',   не  клевещет  на  него:  хозяин  действительно
> жестокий  и алчный человек. Тот не опровергает такую характеристику,
> но  подхватывает  слова  слуги, заявляя, что в таком случае его вина
> еще   возрастает:    слуга   знал,    чего  от  него хочет господин,
> но   не  исполнил.   Он    негодный  и  ленивый  слуга,   потому что
> его  поведение   становится  сознательным  нарушением  воли  хозяина
> и не может быть оправдано безынициативностью. Может быть, он не смог
> бы  удвоить  доверенную  ему  сумму,    но он  должен  был  получить
> хоть  какую-нибудь прибыль, отдав деньги в рост пусть даже под малый
> процент.  Слушателей  притчи  такое  требование  хозяина должно было
> поразить  еще  больше,  ведь,  согласно  Закону, евреям запрещалось,
> давая   деньги   в   долг,   брать  с  них  проценты  (Лев.25.35-37;
> Втор.15.1-10;  23.19-20;    правда,   ростовщичество  не запрещалось
> по отношению к язычникам.

> Ст. 28-29   -  Деньги  слуги  отдаются  тому, кто получил наибольшую
> прибыль.  Это  прямая иллюстрацию слов о том, что тому, у кого есть,
> дастся еще, и наоборот (<ср. 13.12>).

> Ст. 30 - Нерадивый слуга жестоко наказан: его  выбрасывают вон,  как
> это  было  сделано  с человеком, не надевшим свадебных одежд (22.13;
> см. также 8.12).

> Любопытно  сравнить  эту  притчу  с  вариантом,    дошедшим  до  нас
> в   евангелии   назареев   и   сохраненным   в  пересказе   Евсевия:
> 'в  евангелии,  написанном  евреями,  которое  попало  к нам в руки,
> угроза направлена не против того, кто спрятал талант, ибо <господин>
> имел  трех  слуг:   того,   кто  растратил  состояние  с  блудницами
> и  флейтистками,  того,  кто умножил полученное, и того, кто спрятал
> талант;  и одного господин принял с радостью, другого только укорил,
> а  третьего  отправил  в  темницу'.  Как  видим, этот вариант притчи
> больше  похож  на  притчу  о  верном  и  неверном  слугах.  Здесь же
> появляется  новая  тема:    на  Божьем   Суде  человек  должен будет
> дать  отчет  о том,   как он распорядился данным ему  Божьим  даром.
> Дар  нужно  использовать  и  приумножать. Если первоначально притча,
> вероятно, тоже относилась к фарисеям и учителям Закона, которым были
> даны ключи от Царства,   но они ни сами не входили и  никого другого
> не  впускали,    то  теперь  она стала восприниматься как обращенная
> к христианам. Христианин - сотрудник Бога, и вера требует принесения
> плодов, даже если это сопряжено с риском.

> Аллегорические  черты,   появившиеся в притче,  очевидны:  хозяин  -
> это    Христос,    его  путешествие   -   это  вознесение  на  небо,
> его   возвращение   через   долгое   время   -   Второе  Пришествие,
> завершающееся  Судом,  когда  одни  станут  участниками мессианского
> пиршества, а другие будут изгнаны во тьму.

> Обратите внимание на то, как часто Иисус использовал в Своих притчах
> сюжеты,    способные   задеть   и   озадачить   слушателей.   Хозяин
> действительно  злой  и  жестокий человек. Но надо помнить, что перед
> нами не более чем притча, несмотря на некоторую ее аллегоризацию.
                [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ.
                  // М., 2002; стр. 480-4 ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению:
          Мк.13:32-37; Лк.17:26-30,34-36; 12:41-48; 19:11-27;
          эпизоды NN138  по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#138)




* свящ. Александр Мень о притче о талантах
  www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms101.html
* В.Н.Кузнецова: О чём не знал Иисус... (к Мф.24:36,42)
                  www.messia.ru/rasylka/003/408.htm#0
* Р.Гвардини о последнем суде над миром
       www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N53
* свящ. Александр Мень: 'НЫНЕ суд миру сему...'
          www.messia.ru/rasylka/004/756.htm#0
* Яков Кротов. Размышления:
  - Мф.24:40
    (тогда будут двое на поле: один берется, другой оставляется)
                     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_40.htm
  - Мф.24:43
    (если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор...)
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_43.htm
  - Мф.24:44
    (в который час не думаете, приедет Сын Человеческий)
             www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_44.htm
  - Мф.25:1 (подобно Царство Небесное десяти девам...)
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm
  - Мф.25:2 (Из них пять было мудрых и пять неразумных)
            www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_02.htm
  - Мф.25:14-30 притча о талантах
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_14.htm
  - Мф.25:18 (получивший один талант закопал его в землю)
              www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_18.htm
  - Мф.25:21,23 ("в малом ты был верен, над многим тебя поставлю")
                       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_21.htm
              www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_23.htm
  - Мф.25:24 ("я знал тебя, что ты человек жестокий...")
             www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_24.htm
  - Мф.25:29 (всякому имеющему дастся...)
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_12.htm
  - и другие  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/_a.htm


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050426/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/26.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*С любовью, братия, примем Жениха,
 приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою,
 чтобы нам, как разумным Господним девам,
 быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
 священники и книжники коварно по зависти собрав,
 подвигли Иуду на предательство;
 потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям:
 "Что вы мне", - он сказал, - "дадите,
  и я вам предам Его в руки ваши?"
  От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,
 над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая:
 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
 Что занимаешься бесследно утекающим?
 Последний час отныне наступил,
 и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
 "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
 не сруби меня как бесплодную смоковницу,
 но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:
 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, -
 "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!"
  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
  сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
  презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
 но одежды не имею, чтобы войти в него.
 Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, -
 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
 и, связанный, изгнан буду Ангелами.
 Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
 не приобрел я, Жених мой, Христе,
 светильника, горящего добродетелями,
 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
 но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
 "Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
 не скрывай слова Божия,
 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
 войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
 ибо Он подает рабам Своим богатство;
 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
 один мудрость да употребляет на добрые дела,
 а другой служение просвещения да совершает.
 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
 и да раздает богатство бедным иной:
 ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
 и как верные распорядители благодати
 радости со своим Владыкой удостоимся.
 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
 призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!
 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
 участием в Твоих страданиях
 и, славы одеянием украсив,
 красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
 в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
 Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,
 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
 и услышать блаженный глас:
 "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
 по великой Твоей милости.*
        (Из богослужения Великого Вторника,
         перевод: А.Тимрот, azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/post7vt.htm)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»