=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

Приложение к выпуску № 1135.


> <>  из  21-й главы Иоанна мы узнаем, что Петр, находясь с некоторыми
> другими   учениками у озера в Галилее,  говорит:  «Иду ловить рыбу».
> «И  мы   с  тобою»,  отзываются остальные.  Они отплывают,  трудятся
> всю  ночь,  но  не  могут поймать ничего. И вот, когда уже рассвело,
> Кто-то,  стоявший  на берегу, крикнул им: «Дети, есть ли у вас какая
> пища?»  Они  отвечают:   «Нет».   Тогда  Он говорит:  «Закиньте сеть
> по правую сторону лодки и поймаете». Они так и делают - и едва могут
> вытащить  сети,  так  они  наполнены.  Тогда «ученик, которого любил
> Иисус»  говорит  Петру:  «Это  Господь».  Услыхав  это,  Симон  Петр
> опоясывается  верхней  одеждой,  которую снял для работы,  бросается
> в  воду  и  плывет  к  берегу.  Другие  следуют  за ним и все вместе
> приступают  к  еде.  После  этого Иисус говорит Симону Петру: «Симон
> Ионин!  Любишь  ли  ты  Меня  больше, нежели они?» Тот отвечает Ему:
> «Так,  Господи!  Ты  знаешь,  что  я люблю Тебя». Иисус говорит ему:
> «Паси  агнцев  Моих». И спрашивает вторично: «Симон Ионин! Любишь ли
> ты Меня?» Опять отвечает Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю
> Тебя».  Иисус  говорит:  «Паси овец Моих». И в третий раз спрашивает
> его: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий
> раз  спросил  его  и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь,
> что  я  люблю  Тебя».  Иисус  говорит ему: «Паси овец Моих. Истинно,
> истинно  говорю  тебе:   когда  ты  был молод,  то препоясывался сам
> и  ходил, куда хотел;  а когда состаришься,  то прострешь руки твои,
> и  другой  препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это,
> давая  разуметь,  какою  смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие,
> говорит ему: иди за Мною» (Ин.21.15-19)...

> Здесь  вновь  подхватывается,  преобразуется  и продолжается длинная
> цепь  событий.  Что-то уже изменилось в Петре. На вопрос: «Любишь ли
> ты Меня больше, нежели они?» он уже не решается, как вероятно сделал
> бы  раньше, ответить просто  «да»,  но говорит сдержанно:  «Господи,
> Ты   знаешь,   что  я  люблю  Тебя».  Когда вопрос повторяется затем
> во  второй  и  в  третий  раз,  он  понимает  в  чем тут дело: Иисус
> призывает  загладить  свою  троекратную  измену.  Но  вместе  с  тем
> подтверждается сказанное в Кессарии Филипповой: он должен оставаться
> фундаментом,   прочным   как  скала,  и  хранить  ключи  от  царства
> небесного,  и  быть пастырем для овец и агнцев всего стада Господня.
> Всё,  что  было,  остается -  и Иисус,  и Петр,  и всё случившееся -
> но    преобразуется   и   освящается...   О  том,   в  какую  жертву
> это   переходит,   говорят   последние  слова.  Как  много  страшных
> воспоминаний  связано  с  ними! Тому, кто пишет - Иоанну - почти сто
> лет, и к этому времени прошло уже тридцать лет с той поры, как слова
> эти  исполнились  и  Петр,  вслед за своим Господом,  умер на кресте
> в Риме.

> <....>

> И  в  других  местах  прослеживается  то  же  самое:  все, что было,
> сохраняется,   но  переводится  в  иную  плоскость.  Рассказывается,
> например,  что  Иисус  приходит с учениками в Эммаус; они приглашают
> Его  войти  в дом  вместе  с ними,  и  Он  садится  с ними  за стол.
> Тут  Он берет хлеб и преломляет его, - они узнают Его и Он исчезает.
> Как  они  узнали Его? Не по тому, что Он имел обыкновение преломлять
> хлеб,  - это было право хозяина и почетного гостя, - но по тому, как
> Он   держался:  обычно Он так преломлял хлеб,  так смотрел и излучал
> ту  же  доброту...  И в это мгновение Он исчезает. Привычная внешняя
> сторона  сохранилась,  и  Он  уносит ее с Собой в область неведомого
> (Лк.24.29-31).

> На  озере  Он  спрашивает  Своих,  есть  ли у них еда, повелевает им
> закинуть сети справа от лодки, затем ест и беседует с ними - ведь мы
> уже  столько  раз  видели  Его  разделяющим   трапезу  и  беседующим
> со  Своими!    И   разве не слышали мы уже и о том,  что после того,
> как они бесплодно проработали всю ночь.   Он велел им закинуть сети,
> и  улов  оказался таким обильным, что они едва вытащили его на берег
> (Лк.5.4-7)?

> В  последний  час,  незадолго  до  Его  вознесения  на небо, ученики
> спрашивают:  «Не  в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство
> Израилю?»  «Он  же  сказал им: не ваше дело знать времена или сроки,
> которые  Отец  положил в Своей власти» (Деян.1.6-7). Ученики всё еще
> такие  же,   какими  были.   Когда  Он  ходил  по земле,   они   Его
> не  понимали  -    и  теперь они всё так же не понимают Его.  Прежде
> это непонимание было Его величайшим горем, - вспомним хотя бы эпизод
> на озере, когда они переправлялись на другой берег и Он, погруженный
> в Свои мысли, целиком еще занятый фатальным ослеплением и ненавистью
> противников,   внезапно   сказал:   «Смотрите,  берегитесь  закваски
> фарисейской  и  закваски Иродовой». Они же, «рассуждая между собой»,
> говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит
> им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете
> и  не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце? Имея очи, не видите?
> Имея  уши,  не  слышите»  (Мк.8.15-18)?  Теперь  то  же  непонимание
> проявляется  опять.   Но  Он  уже не поучает их,  а только призывает
> к  спокойствию.  Всё осталось по-прежнему, только совершился переход
> от  тревожной  спешки  страдных лет к великой невозмутимости вечного
> бытия.  По-прежнему  Он  встречает  непонимание и сопротивление - и,
> однако, всё изменилось.

> Можно,  пожалуй,   задаться  вопросом:   в  чём,  собственно,  смысл
> Его  таинственного  пребывания на земле после воскресения? Почему Он
> не сразу ушел к Себе? Что происходит в эти дни?

> Если  предположить,  что воскресение, и время, последовавшее за ним,
> были  только порождением ущемленного религиозного сознания, легендой
> или  мифом,  то как протекали бы эти дни в таком случае? Они были бы
> полны  мощи  и  силы  Освободившегося.  Некогда  гонимый,  а  ныне -
> господствующий, сокрушил бы противников, воссиял бы в Храме, повелел
> бы  воздать  ученикам  высшие  почести  и  прочее,  как  это  всегда
> происходит  в  мечтах  ущемленных  людей. Кроме того, Он посвятил бы
> учеников  в дивные тайны, показал бы им небесные мистерии, открыл бы
> им   будущее,    возвестил  бы  начало  и конец всех вещей.  Вот как
> это  выглядело  бы. Но ничего подобного не происходит. Никакие тайны
> не  открываются.  Ни в какие мистерии их не посвящают. Никаких чудес
> не  происходит,  кроме  самого  Его  преображенного существования, -
> разве  только  чудесный улов рыбы,   но нечто подобное случалось уже
> и  раньше...  Что же происходит? Что-то едва заметное: осмысливаются
> минувшие годы. Подтверждается то, что было. Реальность прошлой жизни
> переносится в иную область. Эти дни - время перехода.

> И  они  нужны  нам  для  нашей  веры.  Когда мы обращаемся к великим
> образам   Вечного  Христа,   когда  думаем о Том,  Который восседает
> на  престоле  одесную  Отца,   о  Том,   Который придет судить живых
> и  мертвых.  Кто  царит  в Церкви и в душах, Кто вырастает из глубин
> призванного  Богом  человечества,  «доколе не придет» в меру полного
> возраста  (Еф.4.13),  и  вместе  с  тем устремляется к нам от начала
> времен, пока не придет день, когда все будет объято вечным бытием, -
> то  столь величественные картины могут затмить в наших глазах земной
> образ   Господа.    А  этого  не  должно быть.  Всё держится на том,
> что   вечный   Христос  -    это  также  и   Иисус   того   времени,
> что  безграничность  Духа  неразрывно  связана  с местом,   способом
> и  временем  искупления.  В описании Христа в Апокалипсисе есть одна
> деталь,  которая  это  выражает.  Там  сказано:  «Стоял Агнец как бы
> закланный»,   но Он жив (Откр.5.6, ср. 1.18).  Земная судьба влилась
> в  вечное  бытие.  Смерть превратилась в вечную жизнь. Но существует
> опасность,    что  этот смысл свершившегося  останется  нераскрытым,
> как  непонятны  порой руны древнего рисунка.   Время  от Воскресения
> до  Вознесения  -   время  постижения  тайн.   Всё,   что  произошло
> во  времени, содержится в вечном образе. Каждый раз, когда мы слышим
> слово, сказанное Им, или припоминаем событие того времени, мы должны
> сознавать,   что  речь идет о действительности,  которая есть теперь
> и  всегда.    Восседающий  на  престоле  вмещает в Себя  всё  бывшее
> как вечную действительность.
                [ Романо Гвардини. ГОСПОДЬ (VI.3)
                  www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_6.html ]
{см. вып. 2550}

                                * * *
> Согласно  опыту и учению Церкви, воскресение Христово отлично от тех
> воскрешении,    что Он Сам совершал  во время  Своей  земной  жизни.
> Слово   Божие  восстанавливает  жизнедеятельность  в  мертвых  телах
> Лазаря,  сына  вдовы из Наина или дочери Иаира, как восстанавливает,
> при   совершении   других   чудес,  частные  биологические  функции:
> возвращает  зрение  слепому,  слух и речь - глухонемому, способность
> ходить  -  паралитику.  Тем  не  менее,  тела  воскрешенных остаются
> смертными  и  тленными,  все  эти  люди в конечном счете не избежали
> смерти,  ибо  и  после  воскрешения  над  ними  тяготели последствия
> грехопадения.  Чудеса  воскрешения,  описанные в Евангелиях,  служат
> в    глазах    людей   неоспоримым   доказательством   Божественного
> всемогущества,   то  есть  Его  свободы  от  каких  бы  то  ни  было
> естественных   ограничений.  Это  могущество,  однако,  в  состоянии
> преодолеть  законы  природы,  но  не  может изменить образ ее бытия.
> Такое  превращение  невозможно  навязать  извне; оно может быть лишь
> результатом  свободного  выбора,  актом личной свободы. <...> именно
> личность  ипостазирует жизнь и бытие, реализуя их либо как природную
> самодостаточность (подчиняя существование нуждам тварного естества),
> либо  как  жизненосную  связь и единение в любви с Богом (освобождая
> природу от смерти и тления). Но любовь нельзя навязать извне.

> Именно  этот  акт  свободы  и  был   совершен   Христом   на  кресте
> и  экзистенциально  явлен в Его воскресении. Своей покорностью Отчей
> воле   "вплоть  до  смерти"   Христос  привел  человеческую  природу
> к  совершенному  отказу  от  всяких  претензий  на  экзистенциальную
> самодостаточность,  преобразовав естественное бытие в сопричастность
> Божественной  любви  и  свободное  подчинение  Его воле. Отныне наше
> естество,  имея  источником  своего  существования единение с Богом,
> более   не  умирает.   Несмотря на свою тварность,  оно живет теперь
> по  образу  нетварного  бытия.  Воскресшее  тело  Христово есть тело
> материальное,   тварное   по  природе,  но  отличие  его  от  прочих
> воскрешенных  тел  в  том,  что  отныне  оно  существует  по  образу
> нетварного,  то  есть  свободно  от  всякого подчинения естественной
> необходимости.   Оно  осязаемо,  доступно  чувственному  восприятию,
> состоит из "плоти и костей" (Лк.24,39); оно способно усваивать пищу,
> как  любое  другое  тело  (воскресший Христос ест рыбу и сотовый мед
> перед  глазами учеников: Лк.24,42-43),   да и язвы от гвоздей  видны
> на руках и ногах вполне отчетливо. Но, с другой стороны, это же тело
> входит   в   дом,  двери  которого  заперты  (Ин.20,19),  становится
> невидимым  в  Эммаусе  после  преломления хлеба (Лк.24,31) и в конце
> концов  возносится на небеса (Лк.24,51; Мк.16,19), утверждая в славе
> Божественной жизни "прах" человеческой плоти.

> Преображение  образа  бытия, которое претерпела человеческая природа
> Христа  после  воскресения,  также обозначено в Евангелиях косвенно,
> ибо  невозможно  определить и описать его в "объективных" категориях
> нашего  повседневного  опыта.  Библейский  текст  указывает на некое
> изменение:  Христос  после  воскресения - Тот же, известный нам "Сын
> человеческий",  но  явившийся  "в  ином  образе"  (Мк.16,12).  Мария
> Магдалина,  встретившая  Христа в саду возле гробницы, принимает его
> за   садовника;   путники,  идущие  в  Эммаус,  -  за  обыкновенного
> прохожего.  Ученики,  ловившие  рыбу в Тивериадском озере, встречают
> Учителя  на  берегу,  но  им  и  в  голову  не приходит, что это Он.
> Прозрение  во  всех  этих  случаях  наступает  внезапно, как вспышка
> света,  но  вначале  никто  не  узнает  воскресшего Христа. В чём же
> отличие этого нового состояния, сделавшее Его неузнаваемым? Тут явно
> есть   нечто,    о  чём   не  говорится  прямо,   но  что  ощущалось
> при  непосредственном контакте:   если связь с Ним  была  ограничена
> Его   видимой   индивидуальностью,   то,   возможно,  Ипостась  Его,
> освободившаяся  от  индивидуальной   самодостаточности,    оказалась
> в  первый  момент  неузнаваемой. Мы не в состоянии выразить в словах
> этот  опыт;    позволим  себе лишь  предложить  свою  интерпретацию:
> тело  воскресшего  Христа  представляет  собой человеческую природу,
> свободную     от   какой-либо    ограниченности   и   необходимости;
> это нормальное человеческое тело из плоти и костей, однако жизнь его
> основана   не  на  биологических  функциях,  но  на  ипостазировании
> истинного,      реального    бытия     благодаря     личной    связи
> с Богом - единственным источником подлинной жизни.
                        [ Христос Яннарас. ИИСУС ХРИСТОС
                          (Из книги ВЕРА ЦЕРКВИ)
                          www.krotov.info/libr_min/ya/yannar2.html ]
{см. вып. 2550}

                                * * *
> Рабочий  день подходит к концу. Если день был трудным и напряженным,
> христианин поймет, что имел ввиду Пауль Герхардт, когда он сказал:

>       "Моя голова, руки и ноги
>        Радостно приветствуют отдых,
>        Зная, что их труд окончен.
>        Сердце мое, ты тоже должно
>        Успокоиться и освободиться от грешных чувств,
>        Перестань щемить и печалиться".

> Достаточно  и одного сегодняшнего дня для укрепления веры, следующий
> день принесет свои заботы.

> И  снова  христианская семья собирается  вместе  за вечерним  столом
> на последнее молитвенное  собрание.   Вместе с учениками  из Эммауса
> они  молятся:   "...останься  с нами,  потому что день уже склонился
> к   вечеру"  (Лк.24:29).    Замечательно,    если  семья  собирается
> на  вечернее  молитвенное  правило действительно в конце дня и слова
> молитвы    является   последними   словами   перед  ночным  отдыхом.
> Когда  опускается  ночь,    истинный свет Слова Божьего  ярче  сияет
> для  Церкви.  Молитва  с  произнесением псалмов, пение гимна и общая
> произвольная молитва завершают день так же, как они начали его.
                        [ Дитрих Бонхоффер
                          ЖИЗНЬ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ (2)
                          www.krotov.info/library/b/bonho_2.html ]

                                * * *
> У нас <.> не всегда хватает упорства,  верности сердца,  уверенности
> в  нами  же  однажды  пережитом,  чтобы всю нашу жизнь устремляться,
> идти,  идти,  пока  мы,   наконец,   не  достигнем  Бога,   пока  Он
> не обернется и не скажет:  чего вы от Меня хотите,  дети?  И вот тут
> мы  должны  научиться  не  только  верности,   не только  решимости,
> без  которых  мы  никуда не дойдем, но также воспитанию в себе этого
> голода,   этой  жажды,   этой  надежды.   Мы  должны  научиться себя
> не  обманывать,    не питать ложной пищей,  не пьянить ложным пивом,
> не утешать ложным утешением,  а нести в своем сердце,  в своей душе,
> в  своей  плоти,  во  всём  своем  существе  этот  крик всего нашего
> естества:  "Зачем,  Господи,  Ты  меня  оставил  сиротой?  Когда же,
> Господи,  Ты  придешь?  Приди,  Господи,  утешь, спаси!" И Спаситель
> знал,  что  будут такие люди, которым будет невыносимо потерять Его,
> раз  нашедши;  и  Он обещал, что не оставит нас сиротами, что пошлет
> нам Утешителя, Духа Своего Святого.

> Что  значит  слово   утешитель   по-славянски? Это, с одной стороны,
> тот,  который  утешает - в нашем русском смысле этого слова, который
> снимает с нашего сердца горе или облегчает его,   не оскорбляя  нас,
> не  унижая,  не  стараясь  отвлечь  наше  внимание от истинного горя
> нереальным утешением, а приходя к нам, усугубляя наше сознание любви
> ко  Христу,  но  также  давая нам сознание Его близости - невидимой,
> однако  животворной.   Утешитель   по-славянски значит: тот, который
> дает  крепость  и  силу  на жизнь, на сиротство,  на то,  чтобы идти
> и  идти  всю жизнь пока не дойдем. Утешитель - это тот тоже, который
> дает нам радость. Откуда нам взять эту радость, когда Господь от нас
> вознесся  на небо? Радость наша в том, что наше спасение завершается
> Его   Вознесением.   Как Христос нам говорит Сам в Евангелии:  лучше
> для  вас, чтобы Я сейчас пошел к Отцу Моему и Отцу вашему (Ин.16,7).
> Радость  наша  о  победе  Христовой,  о Его вечной славе, Его дивной
> любви;  радоваться  мы  можем  о  том, что Он не только - цель нашей
> тоски, нашего шествия, но Он - дверь, раскрывающая перед нами вечную
> жизнь.   Радоваться  мы  можем  о  том,   что Он с нами,  как Он был
> со странниками, идущими из Иерусалима в Эммаус. Невидимо или видимо,
> неузнаваемый  или порой, минутами, узнаваемый, Он идет рядом с нами,
> раскрывая  наши  сердца,  наши умы, наши души, стучась в нашу жизнь,
> требуя,  прося,  моля,  чтобы  она  раскрылась,  разверзлась и стала
> достаточно широкой и глубокой,  чтобы вместить вечность.  Но Он тоже
> и путь, и на каждом шагу этого пути, каждое мгновение мы - во Христе
> и  со Христом. И вот, в нас, с одной стороны - тоска, порой отчаяние
> о том, что мы не можем достичь Бога, что Он уходит, что Он неуловим,
> что  мы  только  чуем Его присутствие -   и не можем стать перед Ним
> и  лицезреть  Его,  как лицезрели Его и слепорожденный,  и Вартимей,
> и  столько,  столько  людей,  слепых телом и слепых душой.  И наряду
> с этой тоской, борением, мукой в нас - надежда сверх всякой надежды,
> уверенность веры, уверенность надежды, потому что мы уже знаем нечто
> о  Божественной  любви.  Если бы только мы это помнили! Больше всего
> нам  мешает  в  духовной  жизни, с одной стороны, нечувствие: мы так
> огрубели, так привыкли к резким, грубым прикосновениям земли, что мы
> еле-еле  чувствуем  нежное,  ласковое,  едва  ощутимое прикосновение
> Бога.  А  когда  мы его ощутили, мешает нам не только слабость нашей
> воли,  не  только  колебание  наше - мешает нам забывчивость: нежное
> заслоняется  грубым; требующее внимания заслоняет Того, Кто стучится
> в  нашу  дверь,   Кто  просит внимания -  и отходит,  если только мы
> от  Него отвернемся.  И вот,  мы должны научиться чуткости,  которой
> мы  боимся,  потому  что  быть  чутким - это неминуемо будет значить
> пережить  не  только большую, глубокую радость, но и большую, острую
> боль.  Мы должны научиться не забывать то, что пережито; хранить то,
> что   самое  нежное  и  хрупкое;   беречь  и  этим  жить,   пока оно
> не окрепнет, не расцветет, пока то, что мы уберегли, не станет нашей
> собственной защитой.
                [ митр. Антоний Блум. ИТОГИ. О ВЕРНОСТИ
                  www.krotov.info/library/b/blum/blum025.html ]
{см. вып. 1816}



             ---------------------------------------------
"Мы сторонимся очень близкого общения с Богом, 
                                        ибо боимся ясно Его услышать".
                                                                        (CSL)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»