ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
Приложение к выпуску № 1135. > <> из 21-й главы Иоанна мы узнаем, что Петр, находясь с некоторыми > другими учениками у озера в Галилее, говорит: «Иду ловить рыбу». > «И мы с тобою», отзываются остальные. Они отплывают, трудятся > всю ночь, но не могут поймать ничего. И вот, когда уже рассвело, > Кто-то, стоявший на берегу, крикнул им: «Дети, есть ли у вас какая > пища?» Они отвечают: «Нет». Тогда Он говорит: «Закиньте сеть > по правую сторону лодки и поймаете». Они так и делают - и едва могут > вытащить сети, так они наполнены. Тогда «ученик, которого любил > Иисус» говорит Петру: «Это Господь». Услыхав это, Симон Петр > опоясывается верхней одеждой, которую снял для работы, бросается > в воду и плывет к берегу. Другие следуют за ним и все вместе > приступают к еде. После этого Иисус говорит Симону Петру: «Симон > Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Тот отвечает Ему: > «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: > «Паси агнцев Моих». И спрашивает вторично: «Симон Ионин! Любишь ли > ты Меня?» Опять отвечает Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю > Тебя». Иисус говорит: «Паси овец Моих». И в третий раз спрашивает > его: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий > раз спросил его и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, > что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих. Истинно, > истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам > и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, > и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, > давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, > говорит ему: иди за Мною» (Ин.21.15-19)... > Здесь вновь подхватывается, преобразуется и продолжается длинная > цепь событий. Что-то уже изменилось в Петре. На вопрос: «Любишь ли > ты Меня больше, нежели они?» он уже не решается, как вероятно сделал > бы раньше, ответить просто «да», но говорит сдержанно: «Господи, > Ты знаешь, что я люблю Тебя». Когда вопрос повторяется затем > во второй и в третий раз, он понимает в чем тут дело: Иисус > призывает загладить свою троекратную измену. Но вместе с тем > подтверждается сказанное в Кессарии Филипповой: он должен оставаться > фундаментом, прочным как скала, и хранить ключи от царства > небесного, и быть пастырем для овец и агнцев всего стада Господня. > Всё, что было, остается - и Иисус, и Петр, и всё случившееся - > но преобразуется и освящается... О том, в какую жертву > это переходит, говорят последние слова. Как много страшных > воспоминаний связано с ними! Тому, кто пишет - Иоанну - почти сто > лет, и к этому времени прошло уже тридцать лет с той поры, как слова > эти исполнились и Петр, вслед за своим Господом, умер на кресте > в Риме. > <....> > И в других местах прослеживается то же самое: все, что было, > сохраняется, но переводится в иную плоскость. Рассказывается, > например, что Иисус приходит с учениками в Эммаус; они приглашают > Его войти в дом вместе с ними, и Он садится с ними за стол. > Тут Он берет хлеб и преломляет его, - они узнают Его и Он исчезает. > Как они узнали Его? Не по тому, что Он имел обыкновение преломлять > хлеб, - это было право хозяина и почетного гостя, - но по тому, как > Он держался: обычно Он так преломлял хлеб, так смотрел и излучал > ту же доброту... И в это мгновение Он исчезает. Привычная внешняя > сторона сохранилась, и Он уносит ее с Собой в область неведомого > (Лк.24.29-31). > На озере Он спрашивает Своих, есть ли у них еда, повелевает им > закинуть сети справа от лодки, затем ест и беседует с ними - ведь мы > уже столько раз видели Его разделяющим трапезу и беседующим > со Своими! И разве не слышали мы уже и о том, что после того, > как они бесплодно проработали всю ночь. Он велел им закинуть сети, > и улов оказался таким обильным, что они едва вытащили его на берег > (Лк.5.4-7)? > В последний час, незадолго до Его вознесения на небо, ученики > спрашивают: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство > Израилю?» «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, > которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1.6-7). Ученики всё еще > такие же, какими были. Когда Он ходил по земле, они Его > не понимали - и теперь они всё так же не понимают Его. Прежде > это непонимание было Его величайшим горем, - вспомним хотя бы эпизод > на озере, когда они переправлялись на другой берег и Он, погруженный > в Свои мысли, целиком еще занятый фатальным ослеплением и ненавистью > противников, внезапно сказал: «Смотрите, берегитесь закваски > фарисейской и закваски Иродовой». Они же, «рассуждая между собой», > говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит > им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете > и не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце? Имея очи, не видите? > Имея уши, не слышите» (Мк.8.15-18)? Теперь то же непонимание > проявляется опять. Но Он уже не поучает их, а только призывает > к спокойствию. Всё осталось по-прежнему, только совершился переход > от тревожной спешки страдных лет к великой невозмутимости вечного > бытия. По-прежнему Он встречает непонимание и сопротивление - и, > однако, всё изменилось. > Можно, пожалуй, задаться вопросом: в чём, собственно, смысл > Его таинственного пребывания на земле после воскресения? Почему Он > не сразу ушел к Себе? Что происходит в эти дни? > Если предположить, что воскресение, и время, последовавшее за ним, > были только порождением ущемленного религиозного сознания, легендой > или мифом, то как протекали бы эти дни в таком случае? Они были бы > полны мощи и силы Освободившегося. Некогда гонимый, а ныне - > господствующий, сокрушил бы противников, воссиял бы в Храме, повелел > бы воздать ученикам высшие почести и прочее, как это всегда > происходит в мечтах ущемленных людей. Кроме того, Он посвятил бы > учеников в дивные тайны, показал бы им небесные мистерии, открыл бы > им будущее, возвестил бы начало и конец всех вещей. Вот как > это выглядело бы. Но ничего подобного не происходит. Никакие тайны > не открываются. Ни в какие мистерии их не посвящают. Никаких чудес > не происходит, кроме самого Его преображенного существования, - > разве только чудесный улов рыбы, но нечто подобное случалось уже > и раньше... Что же происходит? Что-то едва заметное: осмысливаются > минувшие годы. Подтверждается то, что было. Реальность прошлой жизни > переносится в иную область. Эти дни - время перехода. > И они нужны нам для нашей веры. Когда мы обращаемся к великим > образам Вечного Христа, когда думаем о Том, Который восседает > на престоле одесную Отца, о Том, Который придет судить живых > и мертвых. Кто царит в Церкви и в душах, Кто вырастает из глубин > призванного Богом человечества, «доколе не придет» в меру полного > возраста (Еф.4.13), и вместе с тем устремляется к нам от начала > времен, пока не придет день, когда все будет объято вечным бытием, - > то столь величественные картины могут затмить в наших глазах земной > образ Господа. А этого не должно быть. Всё держится на том, > что вечный Христос - это также и Иисус того времени, > что безграничность Духа неразрывно связана с местом, способом > и временем искупления. В описании Христа в Апокалипсисе есть одна > деталь, которая это выражает. Там сказано: «Стоял Агнец как бы > закланный», но Он жив (Откр.5.6, ср. 1.18). Земная судьба влилась > в вечное бытие. Смерть превратилась в вечную жизнь. Но существует > опасность, что этот смысл свершившегося останется нераскрытым, > как непонятны порой руны древнего рисунка. Время от Воскресения > до Вознесения - время постижения тайн. Всё, что произошло > во времени, содержится в вечном образе. Каждый раз, когда мы слышим > слово, сказанное Им, или припоминаем событие того времени, мы должны > сознавать, что речь идет о действительности, которая есть теперь > и всегда. Восседающий на престоле вмещает в Себя всё бывшее > как вечную действительность. [ Романо Гвардини. ГОСПОДЬ (VI.3) www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_6.html ] {см. вып. 2550} * * * > Согласно опыту и учению Церкви, воскресение Христово отлично от тех > воскрешении, что Он Сам совершал во время Своей земной жизни. > Слово Божие восстанавливает жизнедеятельность в мертвых телах > Лазаря, сына вдовы из Наина или дочери Иаира, как восстанавливает, > при совершении других чудес, частные биологические функции: > возвращает зрение слепому, слух и речь - глухонемому, способность > ходить - паралитику. Тем не менее, тела воскрешенных остаются > смертными и тленными, все эти люди в конечном счете не избежали > смерти, ибо и после воскрешения над ними тяготели последствия > грехопадения. Чудеса воскрешения, описанные в Евангелиях, служат > в глазах людей неоспоримым доказательством Божественного > всемогущества, то есть Его свободы от каких бы то ни было > естественных ограничений. Это могущество, однако, в состоянии > преодолеть законы природы, но не может изменить образ ее бытия. > Такое превращение невозможно навязать извне; оно может быть лишь > результатом свободного выбора, актом личной свободы. <...> именно > личность ипостазирует жизнь и бытие, реализуя их либо как природную > самодостаточность (подчиняя существование нуждам тварного естества), > либо как жизненосную связь и единение в любви с Богом (освобождая > природу от смерти и тления). Но любовь нельзя навязать извне. > Именно этот акт свободы и был совершен Христом на кресте > и экзистенциально явлен в Его воскресении. Своей покорностью Отчей > воле "вплоть до смерти" Христос привел человеческую природу > к совершенному отказу от всяких претензий на экзистенциальную > самодостаточность, преобразовав естественное бытие в сопричастность > Божественной любви и свободное подчинение Его воле. Отныне наше > естество, имея источником своего существования единение с Богом, > более не умирает. Несмотря на свою тварность, оно живет теперь > по образу нетварного бытия. Воскресшее тело Христово есть тело > материальное, тварное по природе, но отличие его от прочих > воскрешенных тел в том, что отныне оно существует по образу > нетварного, то есть свободно от всякого подчинения естественной > необходимости. Оно осязаемо, доступно чувственному восприятию, > состоит из "плоти и костей" (Лк.24,39); оно способно усваивать пищу, > как любое другое тело (воскресший Христос ест рыбу и сотовый мед > перед глазами учеников: Лк.24,42-43), да и язвы от гвоздей видны > на руках и ногах вполне отчетливо. Но, с другой стороны, это же тело > входит в дом, двери которого заперты (Ин.20,19), становится > невидимым в Эммаусе после преломления хлеба (Лк.24,31) и в конце > концов возносится на небеса (Лк.24,51; Мк.16,19), утверждая в славе > Божественной жизни "прах" человеческой плоти. > Преображение образа бытия, которое претерпела человеческая природа > Христа после воскресения, также обозначено в Евангелиях косвенно, > ибо невозможно определить и описать его в "объективных" категориях > нашего повседневного опыта. Библейский текст указывает на некое > изменение: Христос после воскресения - Тот же, известный нам "Сын > человеческий", но явившийся "в ином образе" (Мк.16,12). Мария > Магдалина, встретившая Христа в саду возле гробницы, принимает его > за садовника; путники, идущие в Эммаус, - за обыкновенного > прохожего. Ученики, ловившие рыбу в Тивериадском озере, встречают > Учителя на берегу, но им и в голову не приходит, что это Он. > Прозрение во всех этих случаях наступает внезапно, как вспышка > света, но вначале никто не узнает воскресшего Христа. В чём же > отличие этого нового состояния, сделавшее Его неузнаваемым? Тут явно > есть нечто, о чём не говорится прямо, но что ощущалось > при непосредственном контакте: если связь с Ним была ограничена > Его видимой индивидуальностью, то, возможно, Ипостась Его, > освободившаяся от индивидуальной самодостаточности, оказалась > в первый момент неузнаваемой. Мы не в состоянии выразить в словах > этот опыт; позволим себе лишь предложить свою интерпретацию: > тело воскресшего Христа представляет собой человеческую природу, > свободную от какой-либо ограниченности и необходимости; > это нормальное человеческое тело из плоти и костей, однако жизнь его > основана не на биологических функциях, но на ипостазировании > истинного, реального бытия благодаря личной связи > с Богом - единственным источником подлинной жизни. [ Христос Яннарас. ИИСУС ХРИСТОС (Из книги ВЕРА ЦЕРКВИ) www.krotov.info/libr_min/ya/yannar2.html ] {см. вып. 2550} * * * > Рабочий день подходит к концу. Если день был трудным и напряженным, > христианин поймет, что имел ввиду Пауль Герхардт, когда он сказал: > "Моя голова, руки и ноги > Радостно приветствуют отдых, > Зная, что их труд окончен. > Сердце мое, ты тоже должно > Успокоиться и освободиться от грешных чувств, > Перестань щемить и печалиться". > Достаточно и одного сегодняшнего дня для укрепления веры, следующий > день принесет свои заботы. > И снова христианская семья собирается вместе за вечерним столом > на последнее молитвенное собрание. Вместе с учениками из Эммауса > они молятся: "...останься с нами, потому что день уже склонился > к вечеру" (Лк.24:29). Замечательно, если семья собирается > на вечернее молитвенное правило действительно в конце дня и слова > молитвы является последними словами перед ночным отдыхом. > Когда опускается ночь, истинный свет Слова Божьего ярче сияет > для Церкви. Молитва с произнесением псалмов, пение гимна и общая > произвольная молитва завершают день так же, как они начали его. [ Дитрих Бонхоффер ЖИЗНЬ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ (2) www.krotov.info/library/b/bonho_2.html ] * * * > У нас <.> не всегда хватает упорства, верности сердца, уверенности > в нами же однажды пережитом, чтобы всю нашу жизнь устремляться, > идти, идти, пока мы, наконец, не достигнем Бога, пока Он > не обернется и не скажет: чего вы от Меня хотите, дети? И вот тут > мы должны научиться не только верности, не только решимости, > без которых мы никуда не дойдем, но также воспитанию в себе этого > голода, этой жажды, этой надежды. Мы должны научиться себя > не обманывать, не питать ложной пищей, не пьянить ложным пивом, > не утешать ложным утешением, а нести в своем сердце, в своей душе, > в своей плоти, во всём своем существе этот крик всего нашего > естества: "Зачем, Господи, Ты меня оставил сиротой? Когда же, > Господи, Ты придешь? Приди, Господи, утешь, спаси!" И Спаситель > знал, что будут такие люди, которым будет невыносимо потерять Его, > раз нашедши; и Он обещал, что не оставит нас сиротами, что пошлет > нам Утешителя, Духа Своего Святого. > Что значит слово утешитель по-славянски? Это, с одной стороны, > тот, который утешает - в нашем русском смысле этого слова, который > снимает с нашего сердца горе или облегчает его, не оскорбляя нас, > не унижая, не стараясь отвлечь наше внимание от истинного горя > нереальным утешением, а приходя к нам, усугубляя наше сознание любви > ко Христу, но также давая нам сознание Его близости - невидимой, > однако животворной. Утешитель по-славянски значит: тот, который > дает крепость и силу на жизнь, на сиротство, на то, чтобы идти > и идти всю жизнь пока не дойдем. Утешитель - это тот тоже, который > дает нам радость. Откуда нам взять эту радость, когда Господь от нас > вознесся на небо? Радость наша в том, что наше спасение завершается > Его Вознесением. Как Христос нам говорит Сам в Евангелии: лучше > для вас, чтобы Я сейчас пошел к Отцу Моему и Отцу вашему (Ин.16,7). > Радость наша о победе Христовой, о Его вечной славе, Его дивной > любви; радоваться мы можем о том, что Он не только - цель нашей > тоски, нашего шествия, но Он - дверь, раскрывающая перед нами вечную > жизнь. Радоваться мы можем о том, что Он с нами, как Он был > со странниками, идущими из Иерусалима в Эммаус. Невидимо или видимо, > неузнаваемый или порой, минутами, узнаваемый, Он идет рядом с нами, > раскрывая наши сердца, наши умы, наши души, стучась в нашу жизнь, > требуя, прося, моля, чтобы она раскрылась, разверзлась и стала > достаточно широкой и глубокой, чтобы вместить вечность. Но Он тоже > и путь, и на каждом шагу этого пути, каждое мгновение мы - во Христе > и со Христом. И вот, в нас, с одной стороны - тоска, порой отчаяние > о том, что мы не можем достичь Бога, что Он уходит, что Он неуловим, > что мы только чуем Его присутствие - и не можем стать перед Ним > и лицезреть Его, как лицезрели Его и слепорожденный, и Вартимей, > и столько, столько людей, слепых телом и слепых душой. И наряду > с этой тоской, борением, мукой в нас - надежда сверх всякой надежды, > уверенность веры, уверенность надежды, потому что мы уже знаем нечто > о Божественной любви. Если бы только мы это помнили! Больше всего > нам мешает в духовной жизни, с одной стороны, нечувствие: мы так > огрубели, так привыкли к резким, грубым прикосновениям земли, что мы > еле-еле чувствуем нежное, ласковое, едва ощутимое прикосновение > Бога. А когда мы его ощутили, мешает нам не только слабость нашей > воли, не только колебание наше - мешает нам забывчивость: нежное > заслоняется грубым; требующее внимания заслоняет Того, Кто стучится > в нашу дверь, Кто просит внимания - и отходит, если только мы > от Него отвернемся. И вот, мы должны научиться чуткости, которой > мы боимся, потому что быть чутким - это неминуемо будет значить > пережить не только большую, глубокую радость, но и большую, острую > боль. Мы должны научиться не забывать то, что пережито; хранить то, > что самое нежное и хрупкое; беречь и этим жить, пока оно > не окрепнет, не расцветет, пока то, что мы уберегли, не станет нашей > собственной защитой. [ митр. Антоний Блум. ИТОГИ. О ВЕРНОСТИ www.krotov.info/library/b/blum/blum025.html ] {см. вып. 1816} --------------------------------------------- "Мы сторонимся очень близкого общения с Богом, ибо боимся ясно Его услышать". (CSL) |
||||
|