Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 24 июня ст.ст., чт (седмица 3-я по Пятидесятнице, Петров пост) - Рождество Иоанна Крестителя; литургические чтения: Рим.13:12-14:4; Лк.1:24-25,57-68,76,80. > По свидетельству Господню, никто рожденный на земле не был > так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься > в свидетельство Евангелия о нём, действительно захватывает дух. Но > не только дух захватывает, - видишь в нём человека, который сумел > так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу > и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас > примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле, > по отношению к тем, кто его окружает, является так часто предтечей > Господним, является тем, кого Господь послал впереди Себя, > чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы > их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем > наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить > и в наши слова, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную > ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, > но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их вести: > к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог > и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, > не может дать. > Вспомним несколько из тех выражений, которые употреблены Христом > или Евангелием по отношению к Крестителю Иоанну. Первое, что мы > о нём слышим, это то, что он - глас вопиющего в пустыне. Пустыня - > это не только место ненаселенное, это место, где пусто; и так часто > в человеческом сердце пусто, в человеческой жизни пусто. Не только > нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым > можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены - все - людской > пустыней. И вот, в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, > свидетельствовать. > Свидетельство Иоанна Крестителя не началось словами. Раньше чем > вернуться к людям и говорить, раньше чем властно требовать от них, > чтобы они стали достойны своего звания человека, он сам удалился > в голую, жаркую пустыню и остался один с самим собой, лицом к лицу > с самим собой перед очами Божиими. Иногда и нам приходится остаться > в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда > сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, > и тогда, как бы ни были мы окружены заботой, мы чувствуем, что > мы одиноки, потому что мы стоим теперь перед лицом жизни и смерти, > там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни > и смерти, не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся > сами, для того чтобы прийти в себя, - и тогда мы знаем, как трудно > бывает остаться одному с самим собой, если к этому не привык. > Делается боязно; тогда открывается перед нашим собственным взором > внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит > войти. Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, > но только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом Одним, сможем > мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив > себя, победить всё. > И вот Иоанн в течение свыше тридцати лет пребывал в пустыне, боролся > со своим сердцем, боролся со своей жизнью, и вышел на проповедь, > и засвидетельствован Богом как величайший <....>. Он так сроднился > с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое > ему надлежит произнести для спасения людей, для пробуждения людей, > для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что > он только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает > его гласом. <...> Иоанн отверг всё земное для того, > чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь > не оставил его в далекой пустыне. Господь, когда стал с Иоанном > неразлучным, послал его к людям, чтобы и другие люди зажили > той жизнью, которую познал Иоанн. > И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая > жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне? > Когда меня люди встречают, они загораются ли? Когда люди меня > слышат, трепещет ли их сердце? - как Евангелие говорит о спутниках > Эммаусских: горело сердце в них. Когда люди видят нашу жизнь, > разве они говорят о нас, как говорили о первых христианах: "Как > они друг друга любят!" Разве слыша, видя нас, люди дивятся тому, > что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это так, то мы > не пошли даже путем предшественника, мы не готовы принести Христа > людям, мы не готовы даже проложить Ему дорожку, чтобы Он нашел > как-то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит радость > людям, радость встречи с Богом, радость, которой никогда не будет > конца и которой никто, ничто не может отнять. Почему это так? > Да потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя, > мы не хотим сходить на нет. А вот что говорит Евангелие о Иоанне > Крестителе. Свидетельствуя перед людьми о том, кто он сам есть, > Креститель говорит: мне надо умаляться, на нет сходить, для того > чтобы Он вырос в полную меру... Сам он - только предтеча, он должен > открыть дверь и отойти, так, чтобы о нем больше не вспомнили люди, > вдруг увидев Христа и всё забыв в этой радости. > Сходить на нет, приготовив путь Господень... Кто из нас это умеет > делать? Кто из нас, оживив чью-нибудь душу хотя бы добрым словом, > не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав > животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, > не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано > это слово именно им? > Креститель о себе еще говорит: я - друг жениха. Что это за друг > жениха? В древности, еврейской как и языческой, у жениха был друг, > который заботился обо всём для брака, и который после совершения > брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался > за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, > таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был другом, потому > что умел остаться за дверью, остаться за пределом. Радость его была > совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна, > они остались вдвоем, и он был защитником этой встречи. Еще скажу: > кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Всё сделать, чтобы > эта радость случилась, всё сделать, чтобы она воссияла > вечным светом, и отойти, уберечь ее, охранить ее, и остаться > забытым за закрытой дверью. > <.....> > И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый > из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как предтеча, > чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя > самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое > наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым. Делаем ли мы это > с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой > человек, невеста вечной жизни?.. А когда всё это сделано, готов ли > я сказать с радостью: "Да, пусть свершится последнее, пусть > и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду > в смерть, в забвение, вернусь в ничто?.." Готовы ли мы на это? Если > нет - как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что > сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?.. Вот будем > часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий > образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный > человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, > даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой > силы. [ митр. Сурожский Антоний. СЛОВО О ПРЕДТЕЧЕ 1/VI/1968 www.mitras.ru/lubov/lub_vse_68.htm ] + * + * + * об Иоанне Крестителе + + + + + + + + + + + + + + * Из Словаря святых Я.Кротова: + www.krotov.info/spravki/persons/01person/predtec_00217.html + * Ганс Урс фон Бальтазар: + Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях + www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0 + * свт. Софроний Иерусалимский + ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ + www.krotov.info/acts/07/sofron_ier.html#2 + * Словарь библейского богословия, 1970. + www.krotov.info/library/bible/comm/09i.htm#i10 + * Прот. Сергий Булгаков + ПОЧИТАНИЕ БОГОМАТЕРИ И СВЯТЫХ В ПРАВОСЛАВИИ + www.agnuz.info/book.php?id=386&url=page08.htm + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ++ Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/7.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Елизавете пришло время родить, и она родила сына. Соседи и родственники, услышав о том, какую великую милость явил к ней Господь, поздравляли ее. На восьмой день они пришли сделать обрезание ребенку и хотели назвать его Захарией, по отцу. Но мать возразила: - Нет, он будет зваться Иоанном. - Но в твоем роду нет никого с таким именем! - сказали они и стали знаками спрашивать отца ребенка, как тот хочет его назвать. Захария, попросив дощечку, написал: "Его имя - Иоанн". Все изумились. И в тот же миг к нему вернулась речь, он заговорил и стал прославлять Бога. Всех соседей охватил ужас, и по всей горной Иудее только об этом и говорили. И все, кто об этом слышал, задумывались и говорили про себя: "Кем же станет этот ребенок?" И действительно, с ним была сила Господня. Захария, его отец, исполнился Святого Духа и заговорил, пророчествуя: - Восславим Господа - Бога Израиля! Он пришел на помощь к нам и дал свободу народу Своему; Он послал нам великого Спасителя из дома Давида, служителя Своего, - как обещал нам с древних времен устами святых пророков Своих, - Того, кто нас спасет от врагов и от всех, кто ненавидит нас. Он обещал быть милостивым к нашим отцам и помнить о святом Союзе Своем; клятвою клялся Он Аврааму, нашему праотцу, что от рук врагов Он избавит нас, и, никого не страшась, мы будем служить Ему, чтобы быть святыми и праведными в очах Его все наши дни. А ты, дитя, будешь зваться пророком Всевышнего, ибо будешь идти перед Господом, чтобы проложить Ему путь и возвестить народу Его, что он будет спасен и грехи его прощены. Наш Бог, исполненный любви и милосердия, пошлет нам светлую зарю с небес - она взойдет и озарит сиянием всех, кто живет во тьме, под сенью смерти, и путь укажет нам, ведущий к миру. А ребенок рос и становился крепче телом и духом. Он жил в пустынных местах до тех пор, пока не пришел его час явиться перед народом Израиля.* (Лк.1:57-80) * * * *Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.* (Тропарь праздника, перевод: иером. Амвросий Тимрот) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |