=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

* 11 июля      ст.ст., воскресенье (5-е по Пятидесятнице)
  литургические чтения:  Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1.

* 12 июля      ст.ст., пн {6-я седмица по Пятидесятнице}
  литургические чтения:  Рим.16:17-24; Мф.13:10-23.



>       Ибо свидетельствую им [иудеям], что имеют ревность по Боге,
>       но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией
>       и усиливаясь поставить собственную праведность, они
>       не покорились праведности Божией, потому что конец закона -
>       Христос, к праведности всякого верующего (Рим.10:2-4).

> По  сути,   этот  фрагмент  обобщает  Рим.9:6-36,   который  весь  -
> о   верности   Бога   Завету   и  праведности  Божьей,  хотя  данное
> словосочетание  не  встречается в нем ни разу. Но не стоит цепляться
> за   "знаковые   слова":     в  нашем   случае   тема   раскрывается
> всем  контекстом.  Израиль,  считает Павел, оставался слеп ко всему,
> что  Бог  по своей праведности и верности совершил в истории народа.
> Ища  "правды"  для одних себя, пытаясь "присвоить" себе Завет, иудеи
> не  покорились  "праведности  Божией".  Завет  был дан всем народам,
> Израиль же, объявив себя единоличным собственником Завета, тем самым
> его  нарушил.  Это всё равно, как если бы почтальон вдруг решил, что
> все письма, которые он носит в сумке, по праву принадлежат ему.

> Мысль  о  том,  что  избранный Богом народ не "покорился праведности
> Божией",     возвращает    нас    к  фрагменту   Рим.3:21-26  <...>.
> Как  мы помним, Павел утверждает, что откровением праведности Божьей
> отныне  стало  Евангелие Иисуса Христа,   в равной мере спасительное
> и  для  эллинов,  и  для  иудеев.  Однако Павловы соплеменники (как,
> впрочем,  поначалу  и  сам  Павел) отвергли Иисуса и упорно не хотят
> слышать  проповедь  о Нём, поскольку иначе, пишет Павел, им пришлось
> бы  отказаться  от  претензий   на  единоличное   владение  Заветом.
> Не случайно в кульминации всего рассуждения, охватывающего, по сути,
> три  главы  (Рим.9-11),    появляются аллюзии на Иеремию (Иер.31:33)
> и  Исайю (Ис.27:9): "И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи
> их"  (Рим.11:27).  <...>    Павел  не  переставал  надеяться  на то,
> что  Завет,  обновленный в Иисусе Христе, будет спасителен не только
> для  язычников,  но и для иудеев,  которые рано или поздно призн`ают
> в Иисусе из Назарета еврейского Мессию.

                                * * *
> <...>  В  <критике апостолом Павлом> Израиля следует видеть не отказ
> от  учения о богоизбранности или отрицание того, что иудейский народ
> был избран единым истинным Богом, чтобы стать орудием спасения всего
> мира.  Напротив,  она - производное от этого учения, как понимал его
> иудей,  признавший  в распятом и воскресшем Иисусе Мессию Израилева.
> Павел  убежден,    что  этнический  Израиль   своего  предназначения
> не  исполнил.  Он  не  имеет  в виду, что Бог зря избрал именно этот
> народ  или  сначала  избрал,  а  потом передумал. Всё обстоит иначе:
> избранный  народ  не справился с возложенной на него задачей. Но то,
> что  не  удалось  Израилю, совершил его "кровный сын", Мессия Иисус.
> Как  мы  увидим  далее,  Он  для  Павла  -  прежде  всего подлинный,
> полноправный "израильтянин".

> Таким  образом,   Павел критикует своих единоверцев  не как язычник,
> он  больше похож на Моисея, предстоявшего перед Богом Завета за свой
> заблудший   народ  (Рим.9:1-15;  10:1-2; ср. Исх.32-33).     Об этом
> ни  в коем случае нельзя забывать. Моисей ходатайствовал перед Богом
> за  свой языческий Израиль, который поклонялся золотому тельцу и вел
> себя  соответствующим  образом.  Примерно  в  той же роли видит себя
> Павел.

> И снова он призывает в свидетели традицию. Говоря о том, что Израиль
> обрел  полноту  в  Иисусе  Христе  и   в  Духе,    Павел   ссылается
> на  15-ю  главу Книги Бытия и подобные ей тексты. Да, Израиль отверг
> слово  Иисуса,  теперь  же  он  не  желает  слышать проповедь о Нём,
> поскольку    она  заставляет  трезво  взглянуть  на главное  занятие
> народа  -  извечную, непрерывную борьбу за собственную национальную,
> этническую  и  территориальную  идентичность.  Еще немного, полагает
> Павел,  и Израиль может стать "как все". Тора и обрезание для него -
> те  же   кумиры,   что кровь и земля для язычников.  Обрезание стало
> не   более   чем   языческим   членовредительством,  почитание  Торы
> выродилось  в не менее языческую преданность "начальствам и властям"
> (Гал.4:8-11), а всем ходом жизни заправляет "ветхий Адам", бесстыдно
> посягающий  на  то  самое место (то есть Израиль), где была дарована
> Тора   (Рим.5:20;  7:7-25).  Уничижительная  игра  слов,  к  которой
> зачастую  прибегает  в  подобных  случаях  Павел  (),  -  не  просто
> полемический   прием.  Это  всё  равно,  как  если  бы  в  наши  дни
> законопослушный  иудей, живущий в Израиле и мечтающий о справедливом
> мире  со своими соседями, назвал бы своих "правых" соотечественников
> "погромщиками".   Ревность не по разуму,  говорит Павел,  чаще всего
> до добра не доводит. В этом, собственно, и состоит критика изнутри.

> Она заставляет нас вспомнить о том,  каким  "ревнителем"  до встречи
> на  дамасской  дороге  был  Савл.  Смотрите,  что  происходит. <...>
> Во-первых,   он безжалостно обличает засасывающее Израиль язычество,
> а  во-вторых,  не менее горячо призывает своих единоверцев соблюдать
> Тору  и  готов  даже  вразумлять  отступников  силой. На мой взгляд,
> христианин   Павел   преследует   те  же   цели,    однако   акценты
> он  расставляет совершенно по-другому. Павел, как и раньше, убежден,
> что проповедь истинного Бога призвана низвергнуть всех ложных богов.
> Он  по-прежнему  считает,  что большинство иудеев изменили истинному
> Богу  и  их  следует наставить на путь истинный. Но путь этот теперь
> ведет  к  Христу,   в  котором  исполнились все обетования.  Рвение,
> с  каким Павел в своей проповеди истинного Бога  обличает  язычников
> и  разоблачает единоверцев,   мало чем отличается  от ревности Савла
> из Тарса. Правда, Бог, о котором "ревнует" Павел, мыслится им иначе,
> чем  прежде.  Наверное,  он мог бы сказать: "Да, я ревную о Боге, но
> "по  рассуждению",  потому что во Христе я познал Бога, или, вернее,
> получил познание от Него" (ср. Рим.10:2; 1Кор.8:2-3).

                                * * *
> В  своих  богословских построениях "ревнители" опирались на Писание,
> со  всей  определенностью  говорившее  им  о  том,  что они - орудие
> Божьего   замысла   и   призваны   приблизить   его   осуществление.
> Как  и  большинство  иудеев того времени, Савл читал Танах не только
> для  того, чтобы узнать, чем всё закончится: он был глубоко убежден,
> что  его  долг  -  ускорить  развязку.  Дело  обстояло примерно так.
> Израиль   был  призван   заключить   завет   с  Создателем,    стать
> Его  избранником,  светом,  воссиявшим  во мраке, народом, в котором
> будет  искуплен  грех Адама.  Но Израиль согрешил и,  как следствие,
> был  уведен  из  своей земли в плен.   Хотя  в географическом смысле
> он вернулся, пленение продолжается. Храм еще не восстановлен. Мессия
> еще  не пришел.   Язычники еще не признали Его власть и не "потекли"
> к Сиону,  чтобы принять Тору.  Израиль по-прежнему пребывает в грехе
> и пороках.

> И  тем  не  менее  Писание ясно и убедительно говорило о наступлении
> лучших  времен.  Это  были  не  просто  взятые  наугад  разрозненные
> пророчества,  авторы  которых  с  безопасной  дистанции  несут чушь,
> выдавая ее за предсказания будущего. Всё Писание читалось как единая
> повесть.   Ее  героем  был  Израиль,   и  теперь  сюжет  приближался
> к  предустановленной  развязке.  Очень  скоро  наступит  день, когда
> ГОСПОДЬ  воссядет  на  престоле. Зло будет побеждено раз и навсегда.
> Израиль или, по крайней мере, его верные сыны снова станут истинными
> избранниками единого истинного Бога.

> Эти  идеи,  питавшие  "ревность" шаммаитов, можно обобщить следующим
> образом.    В  иудейском  богословии  того  периода  можно  выделить
> три  основных  измерения:  монотеизм,  богоизбранность, эсхатология.
> Есть   только   один  Бог  -   единый истинный Бог,  владычествующий
> над  миром;  у  единого  истинного  Бога  есть  только  один народ -
> Израиль;  у  мира, над которым владычествует единый Бог, есть только
> одно  будущее,  и оно наступит совсем скоро: приближаются дни, когда
> истинный Бог явит Себя, победит зло и освободит Свой народ. Движимый
> этой  верой,  Савл  искренне  старался поступать "согласно Писанию".
> Священные  тексты  были  для  него  не  набором   прописных   истин,
> а повестью с хорошим концом, который ему предстояло приблизить.

> "Ревность  о  Торе" толкала шаммаитов и их единомышленников на самые
> решительные  действия  ради  исполнения  пророчеств.  Они  не хотели
> сидеть,  сложа  руки,   им  не  терпелось  ринуться  в  бой.  В этом
> и  состояла  для  них "ревность по Боге", о которой <упоминает Павел
> (Рим.10:2)>.  Происходящее вокруг оскорбляет единого истинного Бога,
> ГОСПОДА. Его слава требует, чтобы все язычники, идолопоклонники, кем
> бы  они  ни  были,  получили по заслугам. ГОСПОДЬ снова должен стать
> Царем  всей земли, а для этого Израиль должен следовать Торе. Только
> верность   ей   может    ускорить   исполнение   пророчеств.    Если
> Бог  вторгнется  в историю прямо сейчас, а Израиль по-прежнему будет
> отступать   от  Закона,   его  ожидает  участь язычников.  А значит,
> одних  напоминаний  о  важности   Торы  мало:   жестоковыйный  народ
> надо  заставить.    И  здесь  <..>  у  нас  есть  повод   задуматься
> об  опасности  "повторения  пройденного",  -  разве не похоже мыслят
> нынешние  иудейские   ортодоксы,    которые   не  только   призывают
> к  соблюдению субботы, но, чтобы подкрепить слово делом, забрасывают
> камнями  машины,  проезжающие  в  шаббат  по их кварталу, и всё ради
> святой  цели?  Такова  "ревность  в  действии"  -  ревность  о Боге,
> ревность о Торе, ревность, призванная приблизить Царство.
                        [ Н.Т.Райт.
                          ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКАЗАЛ АПОСТОЛ ПАВЕЛ.
                          // М., [2004]; стр.106; 82-3; 32-3 ]


& к апост. чтению воскресенья
     +++ К.С.Льюис:
         из-за рвения "не по разуму" молитва стала тягостным бременем
                                www.messia.ru/rasylka/002/142.htm#0
     +++ Митр. Антоний (Блум): мы живем Божьей милостью
                  www.messia.ru/rasylka/004/844.htm#0
     +++ Он же: Проповеди О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
             www.mitras.ru/inname/in_80.htm
         &  www.mitras.ru/archive/030217.htm
     +++ Он же: ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
         www.mitras.ru/inname/in_81.htm
     +++ Прот. Александр Мень: Проп. О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
         oracle.libfl.ru/books/svetvtme/svtms302.html
     +++ иером. Мелетий (Серебряков):
         проп. о "собственной праведности"
         blagovest.lozovaya.org/archives/arh02/arh020726.html
& к евангельскому чтению воскресенья
     +++ Яков Кротов: освобождение от беса
              www.messia.ru/rasylka/003/496.htm#0
& к апостольскому чтению понедельника:
    +++ Виктор Попков: заповеди и традиции
             www.messia.ru/rasylka/004/845.htm#0
& к евангельскому чтению понедельника:
    +++ В.Н.Кузнецова - комментарий к Мф.13:10-17 (ЦЕЛЬ ПРИТЧ)
                   www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1310-7.htm#0
    +++ Она же - комм. к Мк.4.10-12 (ТАЙНА ЦАРСТВА):
               www.messia.ru/rasylka/002/198.htm#0
    +++ Свящ. Александр Мень:
        Евангельские притчи. Улыбался ли Христос?
             www.messia.ru/rasylka/003/497.htm#0
    +++ О еванг. притчах в тематич. указателе:
             www.messia.ru/temy/p/pritchi.htm#pritjevn
    +++ митр. Антоний Блум о притче о сеятеле
             www.messia.ru/rasylka/002/140a.htm#0
    +++ Т.Мёртон, С.Тагуэлл: Великое случается вдруг,
         хотя иногда - не без нашего участия
              www.messia.ru/rasylka/002/195.htm#0


Чтения 24 июля в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050724/orth?cont=rv_ru

24,25 июля в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/24.htm
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/25.htm


*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** **** *****
/В предшествующих десяти выпусках рассылки имела место ошибка
 в ДАТЕ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ. Ошибка исправлена в архиве рассылки:
      www.messia.ru/rasylka/005/#0
 (     www.messia.ru/rasylka/005/1204.htm#0 и т.д.)/

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Братья, мое самое горячее желание -
 чтобы <израильтяне> были спасены.
 И об этом я прошу Бога.
 Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога,
 но у них нет истинного знания.
 Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей,
 и стремясь утвердить свой собственный,
 не подчинились праведной воле Божьей.
 Потому что Христос - конец Закона:
 теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
 Моисей пишет об оправдании через Закон:
 "Только тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить".
 Но вот что говорит Писание об оправдании за веру:
 "Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?"
 (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа).
 И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
 (это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших).
 Но вот что говорит Писание:
 "Рядом с тобой Слово Бога - / на устах твоих и в сердце твоем",
  то есть весть о вере, которую мы проповедуем.
 Если ты будешь устами исповедовать, что Иисус - Господь,
 и сердцем верить, что Бог поднял Его из мертвых, будешь спасен.
 Кто верит сердцем - будет оправдан.
  Кто исповедует устами - будет спасен.* (Рим.10:1-10)
                                * * *
*Прошу вас, братья, остерегайтесь тех,
 кто вносит разногласия и ставит препоны на пути веры, -
 наперекор тому учению, которое вы получили.
 Держ`итесь от них подальше.
 Эти люди не Господу нашему Христу служат, а собственным похотям.
 Своей лестью и красивыми речами они обманывают простодушных. ...
 Желаю вам быть мудрыми на добро и несмышлеными на зло.
 А Бог, источник мира, скоро сокрушит Сатану вам под ноги.
 Милость Господа нашего Иисуса да будет с вами.* (Рим.16:17-20)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»