=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

* 29 июля      ст.ст., чт
  (седмица 8-я по Пятидесятнице)
  литургические чтения: 1Кор.10:28-11:7; Мф.16:24-28 *.


11 1 Подражайте мне, как я подражаю Христу.


2 Хвалю вас за то, что вы всегда меня помните.
  И за то, что верно храните всё, что я, получив, передал вам.
  (3) Но я хочу, чтобы вы знали: для всякого человека глава - Христос,
  для женщины глава - муж, для Христа глава - Бог. (4) Всякий мужчина,
  если молится или пророчествует с покрытой головой, позорит
  своего Главу. (5) А всякая женщина позорит своего главу,
  если молится или пророчествует с непокрытой головой. Ведь она ничем
  не отличается от бритой женщины. (6) Так вот, если женщина не носит
  покрывала, то пусть и волосы стрижет. Но раз для женщины стыдно
  быть стриженой или бритой, пусть носит покрывало. (7) Мужчина
  не должен покрывать головы, потому что он образ Божий и отражение
  славы Божьей, а жена - славы своего мужа. (8) Не мужчина произошел
  от женщины, а женщина от мужчины, (9) ведь не мужчина был создан
  ради женщины, а женщина ради мужчины. (10) Вот почему женщина
  обязана носить покрывало как знак своей власти, чтобы об этом знали
  ангелы. (11) Впрочем, в новой жизни с Господом как женщина ничего
  не значит без мужчины, так и мужчина - без женщины. (12) Потому что
  хотя женщина и произошла от мужчины, но мужчина рождается
  от женщины, а всё происходит от Бога.

13 Посудите сами, пристало ли женщине молиться Богу без покрывала?
   (14) Разве не учит вас сама природа, что длинные волосы
   для мужчины - позор, (15) а для женщины длинные волосы - украшение.
   Они ей даны как покрывало. (16) А тому, кто захочет со мной
   поспорить, скажу: другого обычая нет ни у нас, ни в других
   Божьих церквах.
                                     (1Кор.11, перевод В.Н.Кузнецовой)

Пониманию  этого  трудного  текста  посвящен этот и следующий выпуски.
Здесь  будет  приведена  примерно   половина  статьи   (ее завершение;
для  ознакомления с ее полной версией читатели могут перейти по ссылке
на источник). В статье использован перевод НЗ п/ред. М.П.Кулакова.


> ~Заметки к тексту~

> Смысловая направленность текста определяется его структурой, поэтому
> первоначально   необходимо  отметить  его  структурные  особенности.
> Ключом  к  пониманию  логики  аргументации  автора  в  анализируемом
> отрывке  являются  три  риторических  обращения  апостола. Выражение
> 'хочу, однако, чтобы вы ясно понимали', является первым риторическим
> обращением  и  вводит  аргумент, который основан на понимании Павлом
> повествования  о  творении.  Второе  риторическое  обращение Павла -
> 'судите  сами'  (ст.  13)  является введением к аргументации автора,
> основанной  на  культурных  традициях  того  общества, - 'не сама ли
> природа учит вас' (ст. 14). Последнее риторическое обращение - 'тому
> же,  кто  /всё  еще/ склонен спорить' (ст. 16) - служит наставлением
> апостола  о благопристойном участии в богослужении мужчин  и  женщин
> и напоминает фактически о всеобщей практике  в христианской  Церкви.
> И  поскольку  во  всех  трех  частях  аргументируется  один и тот же
> вопрос,  разумно  попытаться  проследить мысль автора в каждой части
> отдельно.

> ~Аргумент I: значение мотива о творении~

> +Динамика мысли автора в этом отрывке.+ Мужчина и женщина отличаются
> друг от друга самим актом творения. Главой мужчины является Христос,
> а  главой  женщины  -  мужчина.  Это  принципиальное различие должно
> выражаться  во  внешнем  облике:   мужчина не покрывает свою голову,
> а   женщина   обязательно  должна  это  делать.  Пренебрежение  этим
> различием   неизбежно   оборачивается   нарушением  взаимоотношений:
> мужчина  постыжает  Главу  -  Христа,  женщина  постыжает ее главу -
> мужчину.

> +Суть  проблемы+  становится  очевидной в ст. 6, где автор поясняет,
> что  женщина,  не  покрывающая  свою  голову,  уподобляется  женщине
> остриженной. Поэтому образ остриженной женщины должен быть отправным
> культурологическим аспектом, поскольку является общим и единственным
> знаменателем для Павла и коринфян, которые согласны с тем, что образ
> остриженной  женщины  заведомо  постыден.  Отсюда  следует,  как нам
> кажется,    что  для  коринфян  суть  обсуждаемой проблемы сводилась
> к  тому,  что  женщина ничем не отличалась от мужчины. В более узком
> смысле,    остриженная  женщина   либо   повинна   в  прелюбодеянии,
> либо принадлежит к определенному сексуальному меньшинству, что также
> связано  со  стиранием различия между полами. <...> Исходя из этого,
> весь  ход  развития  аргументации  следует рассматривать в контексте
> взаимоотношений  между  мужчиной и женщиной и их внешнего проявления
> согласно общепринятым нормам общества того времени.

> Объединяющим   структурным  элементом  во  всей  аргументации  Павла
> является  противопоставление мужчины и женщины. Мужчины, как считает
> Павел,  покрывая  свою голову, бесчестят себя, женщины - не покрывая
> ее.  Для  мужчины  длинные  волосы  - унижение, для женщины - честь.
> Основанием  для такого противопоставления служит понимание апостолом
> их  взаимоотношений, которое выражено в следующих выражениях: 'глава
> жене  - муж' (ст. 3), 'женщина  -  слава мужчины' (ст. 7),  'мужчина
> не  от  женщины,     но    женщина  от мужчины' (ст. 8, букв. пер.),
> 'и  не мужчина создан для женщины, а женщина - для мужчины' (ст. 9).
> При  поверхностном чтении может сложиться впечатление, что эти фразы
> подчеркивают   превосходство   мужчины   над   женщиной,   а  посему
> 'покрывало' нередко понималось как знак власти мужчины над женщиной.
> Поскольку  подробный  экзегетический анализ текста не представляется
> возможным,  мы  рассмотрим  лишь  три  основных  вопроса: а) в каком
> смысле мужчина является главой женщины; б) женщина - славой мужчины;
> в) в чём состоит власть женщины.

> ~а) Мужчина как глава женщины~

> Греческое  слово  kephale, 'голова', встречается в Септуагинте около
> 280  раз,  где  оно используется для перевода еврейского слова ro_s,
> которое    имеет,    среди    прочих,    и   значение   'правитель',
> 'начальствующий',  'главенствующий'. Поэтому некоторые исследователи
> приходят   к  выводу,  что  Павел,  будучи  сам  евреем,  использует
> греческое  слово  'голова'  с  семитским значением, дабы подчеркнуть
> главенство  мужчины  над  женщиной.  Однако проблематичность данного
> толкования  состоит в том, что в древнегреческом языке слово kephale
> не  употребляется  в  подобном  значении.   Действительно,   впервые
> в древнегреческом языке слово kephale используется в значении 'глава
> общества'  только  в  Септуагинте,  но,  как показал в своем анализе
> Мерфи-О'Коннор,   это   употребление  является  скорее  исключением,
> подтверждающим  правило.  В  целом же, когда еврейское ro_s выражает
> идею  главенства,  то  в  Септуагинте используются совершенно другие
> греческие  слова:  archon или archegos. Это обстоятельство указывает
> на  то,    что  эллинистический   иудаизм  хорошо  понимал  различие
> между еврейским и греческим метафорическим значением слова 'голова'.
> Следовательно,  есть  все  основания  полагать, что Павел использует
> kephale  в  ст.  3 в исключительно греческом значении, как 'источник
> происхождения'.

> Таким  образом, когда апостол утверждает, что  'глава жене  -  муж',
> не имеется в виду господство или превосходство мужчины над женщиной.
> Павел   этой   фразой   напоминает   своим   слушателям   библейское
> повествование  о  творении  женщины  ('создал  Господь Бог из ребра,
> взятого  у человека, жену...' (Быт.2:22), поэтому эта фраза мало чем
> отличается  от выражения в ст. 8: 'мужчина не от женщины, но женщина
> от  мужчины'  (букв.  пер.).  В  этом  же  смысле  Христос  является
> источником  жизни  Адама,    а младенец  Иисус  родился  от действия
> Духа Святого, поэтому 'глава Христу - Бог').

> ~б) Женщина - слава мужчины~

> Самым  сложным  моментом в описании  взаимоотношений  между мужчиной
> и  женщиной  является  выражение: 'женщина - слава мужчины' (ст. 7).
> Между тем именно это выражение и является основополагающим в позиции
> Павла,      поскольку   оно   очерчивает   принципиальное   различие
> между  мужчиной  и  женщиной.   Мужчина  -  слава Божия,  поэтому он
> не  должен  покрывать  свою  голову,  женщина  -  слава  мужчины  и,
> соответственно,   должна   покрывать   свою  голову.  В  этой  связи
> необходимо более подробно рассмотреть эти выражения.

> Говоря  о  мужчине, Павел констатирует, что он - слава и образ Божий
> (ст.  7),  и  это,   несомненно,   является ссылкой на повествование
> о творении. Используемое апостолом греческое слово eikon, 'образ', -
> второстепенное  слово  в  этой  фразе, более важно здесь слово doxa,
> 'слава',  поскольку именно оно описывает отношение женщины к мужчине
> в   следующем    предложении.    Слово    'образ',    заимствованное
> из   повествования   о   творении   человека   (Быт.1:26,27;   2:7),
> используется   здесь    с  целью    уточнения   значения   выражения
> 'слава  Божия'.  Мужчина  - слава Божия в том смысле, в котором он -
> образ Божий.

> Важно  заметить,  что  в Быт.1:26,27 не дается подробное разъяснение
> понятия    'образ   и  подобие  Божие',   оно всего лишь упоминается
> как  основание  для  владычества человека над природой. Поэтому всё,
> что   можно   сказать  о  человеке  как  образе  Божьем,  -  это то,
> что  человек  является  отражением  +присутствия+ и +заботы+ Божьей.
> Образ   и  подобие Божие  -  характеристика человека во всей полноте
> его  проявлений.  Также  и  женщина,  по  мысли  Павла,  всем  своим
> существованием  представляет  собой  славу  мужчины.  Здесь делается
> акцент  не  столько  на  подчинении  женщины  мужчине, сколько на их
> обоюдном, взаимодополняющем существовании.

> Далее  апостол  приводит  два аргумента в пользу того, что женщина -
> слава  мужчины: во-первых, женщина создана от мужчины; и, во-вторых,
> женщина  создана  для  мужчины.   Оба аргумента  нередко  понимаются
> как  безусловное  указание на подчиненность женщины мужчине. Однако,
> не  отрицая  присутствие  аспекта  подчиненности  в Посланиях  Павла
> в  целом,    следует   отметить   ряд   обстоятельств,   указывающих
> и на обратное. В повествовании о творении женщины ничто не указывает
> на  ее  подчиненность  мужчине.  Кроме того, сам автор, по-видимому,
> осознавая,    что   может   быть неверно понят,  уточняет в ст.11,12
> свою  позицию:    речь  идет не о превозношении  одного  над другим,
> а о полной зависимости друг от друга.
        [ Лунгу О.П.
          ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ПОНИМАНИЕМ 1КОР.11:2-16
          www.seminary.ru/publish/pd2-8.pdf (уже нет!)
= sdamarka.narod.ru/kafedra/lungu_kosinka.htm ] /окончание - в следующем выпуске!/ ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мк.8:34-9:1; Лк.9:9:23-27. ~ 'христианкам всегда и везде нужно носить платок или косынку?' Алексей Коломийцев www.platochkovica.narod.ru/kor11-1-16.htm ~ Ричард Эверит - Женские волосы www.mgoll.narod.ru/statii/Pokrov.html ~ д. Андрей Кураев отвечает на вопрос Можете ли вы обосновать обязательное ношение длинных юбок и платков православными женщинами? http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/answer/91.html ~ www.messia.ru/rasylka/rzerv/1co11_3-16.txt ~ ФЕМИНИЗМ в темат. каталоге БЯК www.krotov.info/spravki/temy/f/feminizm.html ~ Фанатки платочконошения: www.platochkovica.narod.ru ~ 1Кор.10:23-33 - есть или не есть? www.bible-center.ru/book/corinthians/016 /========================\ ++ к евангельскому чтению: ================ \ •Комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.16:24-28: ------------ \ www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1624-8.htm#0 ''' \ •митр. Антоний Блум - Ответ земли на Божью любовь. ' \ Святость как благодарность. Взять свой крест... ' \ www.messia.ru/rasylka/003/514.htm#0 ' \ •Он же - Крест Христов и наш крест: ' \ www.messia.ru/rasylka/002/159.htm#0 ''' \ www.messia.ru/rasylka/002/160.htm#0 ''' \ •Комм. Я.Кротова к Мф.16:27: '' \ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_27.htm ' ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050811/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/11.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Иисус сказал Своим ученикам: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, пусть возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной. Кто хочет спасти свою жизнь, / тот ее потеряет. А кто свою жизнь потеряет ради Меня, / тот ее обретет. Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит? Разве не все отдал бы он, / лишь бы вернуть себе жизнь?! Потому что Сын человеческий придет в сиянии славы Отца Своего / с Его ангелами и воздаст каждому по делам его".* (Мф.16:24-27) * * * *Вера в Бога - это доверие, почти невероятное доверие тому, что, в высшей степени отдавая себя в любви, мы будем не постыжены, а 'приняты', что Любовь есть основа нашего бытия, к которой мы в конце концов возвращаемся, как в свой дом.* (Дж.Робинсон)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1230.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»