=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 08 августа   ст.ст., воскресенье (9-е по Пятидесятнице)
  {Попразднство Преображения}
  литургические чтения: 1Кор.3:9-17; Мф.14:22-34.



> <...>  сказанное  прикровенно  о строящих на основании, которое есть
> Христос,  "не  <из  золота,  серебра, драгоценных камней, но дерева,
> сена   и   соломы>"    (<об  этих  людях> сказано,  что они спасутся
> через  огонь,  потому  что не погибнут вследствие заслуг основания),
> нужно  понимать  так,  чтобы  не  было  противоречия  <другим> ясным
> свидетельствам.  Под  <деревом>,  сеном  и  соломой не без основания
> можно  понимать  такое  пристрастие к мирскому, хотя и дозволенному,
> что  без  скорби  душевной  с  ним не могут расстаться. Когда же эта
> скорбь сжигает, если Христос занимает в сердце место основания, т.е.
> Ему  ничто  не  предпочитается,  и  если  человек,  сжигаемый  такой
> скорбью,  лучше  желает лишиться того, что так любит, чем Христа, то
> он спасается через огонь.   Если же во время искушений это временное
> и  мирское он пожелает удержать более, чем Христа, <это значит, что>
> Его он не имеет в основании, потому что предпочел мирское, тогда как
> в  здании  нет  ничего важнее основания. Ибо огонь, о котором в этом
> месте   говорит   апостол,    должен  быть  таким,   что  через него
> проходят  <..>  и  тот,  кто  строит  на  этом основании <их золота,
> серебра,  драгоценных  камней>  и тот,  кто строит <из дерева,  сена
> и  соломы>.  Потом  он добавил: "Огонь испытает дело каждого, каково
> оно  есть.  У  кого дело, которое он построил, устоит, - тот получит
> награду;  а  у кого дело сгорит, тот потерпит урон; сам же спасется,
> но  так,  как  бы через огонь" (1Кор.3.13-15). <...> Некоторым огнем
> является  искушение  <напастями>,  о  каковом  в  другом месте прямо
> написано:  "сосуды  горшечника  испытывает  печь,  а людей праведных
> искушение напастей" (Сир.27.5). <...>
        [ Свт. Августин, епископ Гиппонский
          ЭНХИРИДИОН. Лаврентию о вере, надежде и любви (68)
  www.agnuz.info/library/books/avgustin_enhiridion/content.htm ]

                                * * *

> Заложив  основание  христианского  учения,  Павел 'строит... на этом
> основании   из  золота,   серебра,  драгоценных камней' (1Кор.3:12).
> Он  говорит  в  Послании  к  Коринфянам (1Кор.3:11): 'Никто не может
> положить  другого  основания',  отличного  от Иисуса или праведности
> Христовой.  На этом основании он теперь созидает добрые дела, причем
> эти  дела  действительно  добры,  и всё это он вкладывает в короткую
> заповедь:  'Люби ближнего твоего...'  Он как бы говорит:  'Уча,  что
> вы  должны служить друг другу любовью, я имею в виду то, о чем Закон
> говорит  повсюду  (Лев.19:18):  'Люби  ближнего  твоего,  как самого
> себя...'  Это правильное  истолкование  Писания  и заповедей Божиих.
> <.....>

> <.....>

> <...>  Иероним говорит: 'Мы изнуряем свои тела монашескими бдениями,
> постами  и  трудами,  но  пренебрегаем любовью, которая есть госпожа
> всех  дел'.   Это  особенно  очевидно  среди  монахов.   Они  упорно
> и  тщательно соблюдают свои традиции,  касающиеся обрядов,  различий
> в  еде  и  одеянии. Если кто-то пренебрегает здесь чем-то, хоть даже
> самым  малым,  [считается,  что]  он совершает смертный грех. Но они
> ничуть не пугаются того, что не только пренебрегают любовью, но даже
> ненавидят   друг  друга  люто.  Таким образом,  этою заповедью Павел
> не  только  учит  совершать  добрые дела,   но осуждает фанатические
> и  суеверные  дела.   Он  не  только  'Строит ...  на этом основании
> из  золота,  серебра,  драгоценных  камней'  (1Кор.3:12),  но  также
> разрушает  построенное  из  дерева  и  сжигает  построенное  из сена
> и   соломы.  Действительно,  когда  Бог  дал  иудеям  многочисленные
> церемонии,   это  было благодатным деянием.  Этим Он хотел показать,
> что  человеческий  разум,  суеверный  по природе своей, не заботится
> вовсе  о  любви,    но очаровывается обрядами и находит удовольствие
> в   праведности   плоти.  Тем  временем,  однако,  Бог  удостоверяет
> специальными  знамениями   -  и даже в Ветхом Завете  -  сколь важна
> для  Него  любовь. Ибо Он хочет, чтобы Закон и все его обряды всегда
> уступали любви. Когда Давид и его спутники взалкали, и у них не было
> еды,    они  ели  святой  хлеб,   который  простым мирянам по Закону
> не  разрешалось  принимать  в пищу, его могли есть только священники
> (1Цар.21:6).  Подобным же образом ученики [Христа] нарушали Субботу,
> срывая  колосья  (Мат.12:1).  И, согласно мнению иудеев, Сам Христос
> нарушил  Субботу  тем, что исцелил в этот день больного (Лук.13:14).
> Всё   это   показывает,  что  любви  должно  отдаваться  безусловное
> предпочтение  перед  всеми законами и обрядами, и что Бог не требует
> от  нас  ничего так, как любви по отношению к ближним своим. Христос
> удостоверяет это, говоря (Мат.22:39): 'Вторая же подобная ей...'
                [ Мартин Лютер
                  ЛЕКЦИИ ПО ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ (5:14)
                  www.krotov.info/library/12_l/lut/er_11.html ]

                                * * *

> <>  можно  ли  говорить  о  смысле творчества и культуры, если смысл
> предполагает  какую-то логичность и разумность, тогда как смерть моя
> лично  и  космический  пожар,  смерть  всего  человечества  и  всего
> земного, разрушают в корне всякую логику созидания здесь на земле?

> Конечно, не о смысле и не о человеческой логике творчества, а просто
> о   религиозном   его   оправдании   зовет  нас  думать  христиански
> поставленная  проблема   культуры   и   созидания.    Ведь   Апостол
> так  и  ставит этот вопрос цивилизации пред лицом огня этого пожара.
> 'Строит  ли кто на этом основании (т.е. на Иисусе Христе) из золота,
> серебра,  драгоценных  камней,  дерева,  сена,  соломы, каждого дело
> обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается и огонь
> испытует  дело  каждого,   каково  оно  есть.  У кого дело,  которое
> он   строил,   устоит,   тот получит награду,  а у кого дело сгорит,
> тот  потерпит  урон'  (1Кор.3,12-15),  Строительство  это,  конечно,
> нельзя  ограничивать одним узко моралистическим пониманием, т.е. как
> строительство  одних нравственно  добрых дел.   Это  есть  раскрытие
> всех вообще творческих дарований человека.   Надо вспомнить и притчу
> о   талантах.   Строительство   преп.   Андрея   Критского,   Романа
> Сладкопевца,     Косьмы    Маиумского,    Максима   Грека   и   под.
> не   ограничивается   же  одними   только   угодными   Богу   делами
> их  монашеских  подвигов  смирения,  терпения, поста, девства и т.д.
> Разве  в  этой  аллегории  Апостола  написанные этими святыми мужами
> кондаки, каноны и толкования богословского характера не имеют той же
> цены, как и монашеские подвиги? Разве только подвиги молитвы и поста
> могут  быть  приравнены  к  золоту  и  серебру,    которые очистятся
> и  сохранятся в огне космического пожара, а музыкальные, поэтические
> и богословские творения их подобно сену, <дереву> или соломе сгорят,
> и  от  них  ничего кроме кучки золы и не останется?   А рядом с этим
> и  иконы  Андрея  Рублева,  мозаики византийских и афонских церквей,
> памятники  зодчества  и т.п.,   сгорев в космическом пожаре,  сгорят
> и на Страшном Суде, как ненужный хлам для Небесного Царства?

> Учение  другого  первоверховного  Апостола о последних судьбах этого
> мира  также  дает  веру  в то, что не об уничтожении созданного учит
> Благая  Весть  Христова,   а  о  преображении его:  'нынешние небеса
> и  земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда...
> Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,  разрушатся,  земля
> и  все  дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем
> нового   неба   и   новой   земли,   на   которой   обитает  правда'
> (2Пет.3,7,10,13). Не только неба, но и новой земли!

> Однако  преобразиться  в  этом  огне может только то, что драгоценно
> (золото,  серебро, драгоценные камни), а прочее сгорит (дрова, сено,
> солома).    Поэтому  чаять  можно  преображения   не вообще  всякого
> без  различия  творчества,    а лишь  только  способного  не сгореть
> я  не  расплавиться,   а  подлинно преобразиться.  Апостолом указано
> и религиозное обоснование этого творчества: 'никто не может положить
> другого  основания,  кроме  положенного, которое есть Иисус Христос'
> (1Кор.3,11).

> Это  значит, что только то творчество, которое может быть религиозно
> оправдано  и  построено на Камне-Христе и Его Евангелии,   только то
> и  устоит  и  перейдет  в  чаемую  Новую Землю.   Поэтому и  творить
> по-настоящему,  по-христиански  можно  только  в  сфере  религиозных
> ценностей,  только перед лицом смерти, вечности и Бога. Самый корень
> слова  'культура',  как  и 'культа', имеет в себе нечто религиозное,
> освященное  особым  почитанием.  Это  не  значит,  что благословенно
> только   творчество  в  формах  благочестия,  так  сказать  храмовое
> творчество:   иконописание,  зодчество и клиросное пение.  Может быть
> и  мирская  культура, на которой почиет благословение, но она должна
> быть доступной для этого благословения, способней к освящению.
                [ Архим. Киприан (Керн)
                  АНТРОПОЛОГИЯ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ (II.7)
                  www.agnuz.info/book.php?id=215&url=page09.htm ]






      К апостольскому чтению:
   +++ Я - храм?      www.messia.ru/rasylka/003/524.htm#0

      К евангельскому чтению:
   +++ Я.Кротов: ХОЖДЕНИЕ ПО КРАЙНОСТЯМ -
            www.messia.ru/rasylka/002/170.htm#0
   +++ его же, еще одно размышление:
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/14_28.htm


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050821/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/21.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!
 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает.
 Значит лишь Бог, который взращивает!
 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.
 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено.
 Мы ведь сотрудники на службе у Бога,
 а вы - Божье поле, Божье строение.
 По данному мне Богом дару
 я, как мудрый мастер-строитель, заложил фундамент,
 а кто-то другой возводит на нём дом.
 И пусть каждый смотрит за собой, как он строит.
 Никто не может заложить иного фундамента,
 кроме того, что уже заложен, а это Иисус Христос.
 И строит ли кто на этом фундаменте
 из золота, серебра, драгоценных камней или из дерева,
 из сухой травы или соломы,
 работа каждого станет видна потом:
 ее покажет тот День, потому что он явится в огне.
 Огонь испытает работу каждого, какова она.
 И чья постройка выдержит огонь, тот получит свое вознаграждение,
 а чья сгорит в огне, тот понесет ущерб.
 Правда, сам он будет спасен,
 как человек, которого вытащили из пламени.
 Неужели вы не знаете, что вы - храм Бога и в вас живет Божий Дух?
 И кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог.
 Потому что храм Бога свят, а вы и есть тот храм.
 И пусть никто себя не обманывает!
 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,
 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.
 Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ...
 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
 Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа,
 и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее - всё это ваше,
 но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу.* (1Кор.3:6-19,21-23)
                                * * *
"Веровать - значит физически ощутить огромность Божьего мира,
 где славы хватит на всех". (Я.К.)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»