ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 08 августа ст.ст., воскресенье (9-е по Пятидесятнице) {Попразднство Преображения} литургические чтения: 1Кор.3:9-17; Мф.14:22-34. > <...> сказанное прикровенно о строящих на основании, которое есть > Христос, "не <из золота, серебра, драгоценных камней, но дерева, > сена и соломы>" (<об этих людях> сказано, что они спасутся > через огонь, потому что не погибнут вследствие заслуг основания), > нужно понимать так, чтобы не было противоречия <другим> ясным > свидетельствам. Под <деревом>, сеном и соломой не без основания > можно понимать такое пристрастие к мирскому, хотя и дозволенному, > что без скорби душевной с ним не могут расстаться. Когда же эта > скорбь сжигает, если Христос занимает в сердце место основания, т.е. > Ему ничто не предпочитается, и если человек, сжигаемый такой > скорбью, лучше желает лишиться того, что так любит, чем Христа, то > он спасается через огонь. Если же во время искушений это временное > и мирское он пожелает удержать более, чем Христа, <это значит, что> > Его он не имеет в основании, потому что предпочел мирское, тогда как > в здании нет ничего важнее основания. Ибо огонь, о котором в этом > месте говорит апостол, должен быть таким, что через него > проходят <..> и тот, кто строит на этом основании <их золота, > серебра, драгоценных камней> и тот, кто строит <из дерева, сена > и соломы>. Потом он добавил: "Огонь испытает дело каждого, каково > оно есть. У кого дело, которое он построил, устоит, - тот получит > награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; сам же спасется, > но так, как бы через огонь" (1Кор.3.13-15). <...> Некоторым огнем > является искушение <напастями>, о каковом в другом месте прямо > написано: "сосуды горшечника испытывает печь, а людей праведных > искушение напастей" (Сир.27.5). <...> [ Свт. Августин, епископ Гиппонский ЭНХИРИДИОН. Лаврентию о вере, надежде и любви (68) www.agnuz.info/library/books/avgustin_enhiridion/content.htm ] * * * > Заложив основание христианского учения, Павел 'строит... на этом > основании из золота, серебра, драгоценных камней' (1Кор.3:12). > Он говорит в Послании к Коринфянам (1Кор.3:11): 'Никто не может > положить другого основания', отличного от Иисуса или праведности > Христовой. На этом основании он теперь созидает добрые дела, причем > эти дела действительно добры, и всё это он вкладывает в короткую > заповедь: 'Люби ближнего твоего...' Он как бы говорит: 'Уча, что > вы должны служить друг другу любовью, я имею в виду то, о чем Закон > говорит повсюду (Лев.19:18): 'Люби ближнего твоего, как самого > себя...' Это правильное истолкование Писания и заповедей Божиих. > <.....> > <.....> > <...> Иероним говорит: 'Мы изнуряем свои тела монашескими бдениями, > постами и трудами, но пренебрегаем любовью, которая есть госпожа > всех дел'. Это особенно очевидно среди монахов. Они упорно > и тщательно соблюдают свои традиции, касающиеся обрядов, различий > в еде и одеянии. Если кто-то пренебрегает здесь чем-то, хоть даже > самым малым, [считается, что] он совершает смертный грех. Но они > ничуть не пугаются того, что не только пренебрегают любовью, но даже > ненавидят друг друга люто. Таким образом, этою заповедью Павел > не только учит совершать добрые дела, но осуждает фанатические > и суеверные дела. Он не только 'Строит ... на этом основании > из золота, серебра, драгоценных камней' (1Кор.3:12), но также > разрушает построенное из дерева и сжигает построенное из сена > и соломы. Действительно, когда Бог дал иудеям многочисленные > церемонии, это было благодатным деянием. Этим Он хотел показать, > что человеческий разум, суеверный по природе своей, не заботится > вовсе о любви, но очаровывается обрядами и находит удовольствие > в праведности плоти. Тем временем, однако, Бог удостоверяет > специальными знамениями - и даже в Ветхом Завете - сколь важна > для Него любовь. Ибо Он хочет, чтобы Закон и все его обряды всегда > уступали любви. Когда Давид и его спутники взалкали, и у них не было > еды, они ели святой хлеб, который простым мирянам по Закону > не разрешалось принимать в пищу, его могли есть только священники > (1Цар.21:6). Подобным же образом ученики [Христа] нарушали Субботу, > срывая колосья (Мат.12:1). И, согласно мнению иудеев, Сам Христос > нарушил Субботу тем, что исцелил в этот день больного (Лук.13:14). > Всё это показывает, что любви должно отдаваться безусловное > предпочтение перед всеми законами и обрядами, и что Бог не требует > от нас ничего так, как любви по отношению к ближним своим. Христос > удостоверяет это, говоря (Мат.22:39): 'Вторая же подобная ей...' [ Мартин Лютер ЛЕКЦИИ ПО ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ (5:14) www.krotov.info/library/12_l/lut/er_11.html ] * * * > <> можно ли говорить о смысле творчества и культуры, если смысл > предполагает какую-то логичность и разумность, тогда как смерть моя > лично и космический пожар, смерть всего человечества и всего > земного, разрушают в корне всякую логику созидания здесь на земле? > Конечно, не о смысле и не о человеческой логике творчества, а просто > о религиозном его оправдании зовет нас думать христиански > поставленная проблема культуры и созидания. Ведь Апостол > так и ставит этот вопрос цивилизации пред лицом огня этого пожара. > 'Строит ли кто на этом основании (т.е. на Иисусе Христе) из золота, > серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело > обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается и огонь > испытует дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое > он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, > тот потерпит урон' (1Кор.3,12-15), Строительство это, конечно, > нельзя ограничивать одним узко моралистическим пониманием, т.е. как > строительство одних нравственно добрых дел. Это есть раскрытие > всех вообще творческих дарований человека. Надо вспомнить и притчу > о талантах. Строительство преп. Андрея Критского, Романа > Сладкопевца, Косьмы Маиумского, Максима Грека и под. > не ограничивается же одними только угодными Богу делами > их монашеских подвигов смирения, терпения, поста, девства и т.д. > Разве в этой аллегории Апостола написанные этими святыми мужами > кондаки, каноны и толкования богословского характера не имеют той же > цены, как и монашеские подвиги? Разве только подвиги молитвы и поста > могут быть приравнены к золоту и серебру, которые очистятся > и сохранятся в огне космического пожара, а музыкальные, поэтические > и богословские творения их подобно сену, <дереву> или соломе сгорят, > и от них ничего кроме кучки золы и не останется? А рядом с этим > и иконы Андрея Рублева, мозаики византийских и афонских церквей, > памятники зодчества и т.п., сгорев в космическом пожаре, сгорят > и на Страшном Суде, как ненужный хлам для Небесного Царства? > Учение другого первоверховного Апостола о последних судьбах этого > мира также дает веру в то, что не об уничтожении созданного учит > Благая Весть Христова, а о преображении его: 'нынешние небеса > и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда... > Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля > и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем > нового неба и новой земли, на которой обитает правда' > (2Пет.3,7,10,13). Не только неба, но и новой земли! > Однако преобразиться в этом огне может только то, что драгоценно > (золото, серебро, драгоценные камни), а прочее сгорит (дрова, сено, > солома). Поэтому чаять можно преображения не вообще всякого > без различия творчества, а лишь только способного не сгореть > я не расплавиться, а подлинно преобразиться. Апостолом указано > и религиозное обоснование этого творчества: 'никто не может положить > другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос' > (1Кор.3,11). > Это значит, что только то творчество, которое может быть религиозно > оправдано и построено на Камне-Христе и Его Евангелии, только то > и устоит и перейдет в чаемую Новую Землю. Поэтому и творить > по-настоящему, по-христиански можно только в сфере религиозных > ценностей, только перед лицом смерти, вечности и Бога. Самый корень > слова 'культура', как и 'культа', имеет в себе нечто религиозное, > освященное особым почитанием. Это не значит, что благословенно > только творчество в формах благочестия, так сказать храмовое > творчество: иконописание, зодчество и клиросное пение. Может быть > и мирская культура, на которой почиет благословение, но она должна > быть доступной для этого благословения, способней к освящению. [ Архим. Киприан (Керн) АНТРОПОЛОГИЯ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ (II.7) www.agnuz.info/book.php?id=215&url=page09.htm ] К апостольскому чтению: +++ Я - храм? www.messia.ru/rasylka/003/524.htm#0 К евангельскому чтению: +++ Я.Кротов: ХОЖДЕНИЕ ПО КРАЙНОСТЯМ - www.messia.ru/rasylka/002/170.htm#0 +++ его же, еще одно размышление: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/14_28.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050821/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/21.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог! Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает. Значит лишь Бог, который взращивает! И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело. И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено. Мы ведь сотрудники на службе у Бога, а вы - Божье поле, Божье строение. По данному мне Богом дару я, как мудрый мастер-строитель, заложил фундамент, а кто-то другой возводит на нём дом. И пусть каждый смотрит за собой, как он строит. Никто не может заложить иного фундамента, кроме того, что уже заложен, а это Иисус Христос. И строит ли кто на этом фундаменте из золота, серебра, драгоценных камней или из дерева, из сухой травы или соломы, работа каждого станет видна потом: ее покажет тот День, потому что он явится в огне. Огонь испытает работу каждого, какова она. И чья постройка выдержит огонь, тот получит свое вознаграждение, а чья сгорит в огне, тот понесет ущерб. Правда, сам он будет спасен, как человек, которого вытащили из пламени. Неужели вы не знаете, что вы - храм Бога и в вас живет Божий Дух? И кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог. Потому что храм Бога свят, а вы и есть тот храм. И пусть никто себя не обманывает! Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире, пусть станет глупым, чтобы стать мудрым. Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ... Так вот, пусть никто не хвалится людьми! Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее - всё это ваше, но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу.* (1Кор.3:6-19,21-23) * * * "Веровать - значит физически ощутить огромность Божьего мира, где славы хватит на всех". (Я.К.) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |