=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

* 21 августа   ст.ст., сб
  (седмица 11-я по Пятидесятнице)
  литургические чтения:  1Кор.1:3-9; Мф.19:3-12.


>                       19.1-12 ВОПРОС О РАЗВОДЕ
>                        (Мк.10.1-12; Лк.16.18)

> 3   К Нему пришли фарисеи и, желая испытать Его, спросили:
>    - Может ли по Закону мужчина развестись с женой по любой причине?

> 4  - А разве вы не читали, что Творец в самом начале 'создал
>      мужчину и женщину? - ответил Иисус. (5) - Поэтому оставит
>      человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной
>      плотью'. (6) Итак, их уже не два человека, а одно существо.
>      То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.

> 7  - А как же тогда Моисей велел, 'разводясь с женой, дать ей
>      разводное свидетельство'?  - говорят они.

> 8  - Моисей позволил вам разводится с женами из-за вашей тупости
>      и упрямства, - говорит Иисус. - А вначале было не так.
>      (9) Я говорю вам: тот, кто разведется с женой по любой причине,
>      кроме ее измены, и женится на другой, нарушит верность.

> 10 - Если мужчина должен так относится к женитьбе, тогда лучше
>      не жениться! - говорят Ему ученики.

> 11 - Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому
>      это дано, - ответил Он. (12) -  Есть разные причины,
>      по которым люди не могут жениться: одни такими родились,
>      других, как, например, евнухов, такими сделали люди,
>      а есть и такие, которые не женятся ради Царства Небес.
>      Тот, кто может принять, пусть примет!


>        +9 В некоторых позднейших рукописях стих завершается словами:
>           'и женившийся на разведенной нарушает верность'.
>        +10 ученики - в некоторых рукописях: 'Его ученики'.

  

> *Ст.  3  -  <....>  Евангелист  подчеркивает, что этот вопрос не был
> продиктован искренним желанием  узнать  мнение  уважаемого  Учителя.
> Они хотят Его  испытать.  <...> Закон ясно и недвусмысленно разрешал
> развод,  если  муж найдет в жене 'что-нибудь противное' (Втор.24.1).
> Среди  богословов  того  времени  были  споры  относительно причины,
> позволявшей  людям разводиться. <...> может быть, фарисеи знали, что
> у  Иисуса  совершенно  особое  отношение к разводу,   идущее вразрез
> с  нормой  Закона.  Например, в параллельном месте Марка отсутствуют
> слова   'по  любой причине'.  Большинство ученых считает,  что Иисус
> не  допускал никаких исключений  в деле  развода (см. 1Кор.7.10-11),
> а  Матфей  смягчил  его  абсолютные  требования,   тем самым  сделав
> Его  позицию не отличающейся от позиции Шаммая.   Как  пророка  Осию
> Бог  побуждает  вернуться к грешной жене, так и христианин не должен
> находить  никаких причин для прекращения брака, тем более что только
> что  говорилось  о  бесконечном  прощении.  Но,  возможно, в вопросе
> фарисеев  присутствует  политический  мотив.  Иоанн Креститель погиб
> из-за  того,    что  осуждал новый брак Ирода Антипы.  Не исключено,
> что  фарисеи  хотели спровоцировать Иисуса на ответ, который вызовет
> раздражение тетрарха.

> Как  брак,  так  и  развод был чисто семейным делом. Разводиться мог
> только мужчина, он 'отпускал' жену. Развод по инициативе женщины был
> крайне  редок, и для этого нужны были особые причины, как, например,
> неисполнение  мужем  супружеских  обязанностей в течение длительного
> времени.  Есть  свидетельства,   говорящие  о  том,   что  отношение
> к  разводам  постепенно   становилось   всё  более   неодобрительным
> и  количества  разводов уменьшалось. В Писании только пророк Малахия
> ясно   и  недвусмысленно  осуждает  и,  возможно,  запрещает развод.
> Но кумраниты развод запрещали.

> *Ст. 4-6 - Иисус отвечает на вопрос встречным вопросом. Вместо того,
> чтобы  заниматься  толкованием  деталей Закона и ссылаться на разные
> мнения  уважаемых  учителей,  Он  возвращает  слушателей к исконному
> замыслу  Бога при сотворении мира и человечества. Бог создал мужчину
> и  женщину,  чтобы  соединить  их  в одно существо. Такова Его цель.
> Супружескую   пару   соединил  Бог,  и  поэтому  человек  не  должен
> разъединять ее.  Здесь под  человеком   имеется в виду муж,  так как
> ни по Закону Моисея, ни по римскому законодательству никакие внешние
> инстанции не вмешивались в дела семьи и брака.

> *Ст.  7  -  Тогда  фарисеи  прямо  указывают на то, что Закон устами
> Моисея  позволил  развод,  обязывая  мужчину  давать жене  разводное
> свидетельство,   подтверждавшее, что она разведена, и позволявшее ей
> выйти  второй  раз  замуж,  что  она  не всегда могла сделать, если,
> например,   была  стара  и  бедна.   Женщина  оказывалась страдающей
> и  практически бесправной стороной, хотя иногда по брачному договору
> она имела право получить от мужа часть имущества.

> *Ст. 8  -  Но  Закон  имеет дело не с идеальным, а с ущербным миром,
> каким  он  стал  после  грехопадения. Закон приспособляется к такому
> миру,    он  не может  требовать от человека исполнения  'норм Рая',
> ведь    вначале  было  не  так.    Поэтому он санкционирует  'лучшее
> из зол'. Итак, с точки зрения Иисуса, развод есть всегда грех и зло,
> несмотря   на  то,  что  Закон  его  допускает.  Это  Божья  уступка
> человеческой  тупости и упрямству,   неспособности постичь Его волю,
> с  целью  не допустить худшей беды. Иисус - вестник Божьего Царства,
> то  есть  восстановленного  Рая, того миропорядка, каким его задумал
> Бог. Можно назвать этот миропорядок новым творением.

> *Ст. 9  -  Поэтому мужчина,  разведшийся со своей женой и женившийся
> на  другой,  совершает по отношению к бывшей жене грех,  запрещенный
> в  Декалоге.  Евреи  считали,  что  совершить прелюбодеяние, то есть
> нарушить  супружескую  верность,  может  только  жена. Муж совершает
> такой  грех  по  отношению  к  другому  мужчине,   с женой  которого
> он  вступил  в  незаконную связь, но <не по отношению к своей> жене.
> Следовательно,  Иисус  признает равенство мужчины и женщины в браке,
> что в те времена было неслыханным новшеством.

> *Ст.  10   -   Реакция  учеников  показывает,   что эти слова Иисуса
> их  сильно  огорчили.  Оказывается,  женщина  не вещь, принадлежащая
> мужу!   Если брак налагает на мужчину такие требования,  тогда лучше
> не жениться!  Их  позиция,  вероятно,  ближе к фарисейской.  Поэтому
> этот   отрывок    представляет  собой    не  только    спор   Иисуса
> с  представителями  религиозного официоза, но и продолжение трудного
> процесса перевоспитания учеников.

> *Ст. 11-12    -   Не все могут принять то,  что Я сказал   (дословно
> 'это  слово')  - есть разные точки зрения по поводу того, что значит
> 'это  слово'.  Относится  ли  оно к предыдущим высказываниям Иисуса,
> особенно  в  ст.  4  и  9,  то есть к учению о разводе или к реплике
> учеников?  Очень многие полагают, что под 'этим словом' скорее всего
> имеется  в  виду  то,   что  будет  сказано  ниже,   то  есть учение
> о безбрачии (ст. 12), тем более что этот отрывок завершается словами
> о  принятии. Иисус говорит о трех видах евнухов: о людях, по природе
> не  способных к сексуальным отношениям,   то есть импотентов и людей
> с недоразвитыми половыми  органами   (в раввинистической  литературе
> они   назывались    'евнухами  солнца').  Других такими сделали люди
> (они   назывались    'евнухами   человека').   В древности кастрация
> была распространенным явлением,   и некоторые из кастратов  занимали
> на  Востоке  важные  государственные  посты.  Второзаконие исключает
> таких людей из числа народа Божьего <...> (23.1).

> Третью  группу Иисус называет кастратами в переносном смысле,   хотя
> в  истории языческих религий (позже и в христианстве) известно много
> случаев  нанесения  себе  подобных увечий. Они не женятся не потому,
> что  не  могут,  но  потому  что не хотят. Но единственной причиной,
> оправдывающей  безбрачие,  является  то, что они пожертвовали браком
> ради чего-то гораздо более драгоценного - ради Царства Небес.

> Вступление  в  брак  и  деторождение  считались обязательными, в них
> видели исполнение заповеди, данной Богом: 'Плодитесь и размножайтесь
> (Быт.1.22)  и    'Потому  оставит  человек  отца  своего и мать свою
> и прилепится к жене своей' (Быт.2.24). Неженатый человек не мог быть
> членом   Синедриона.   Но  в это время появляются одиночки,  которые
> не  вступают  в  брак,  потому  что  полностью  посвящают себя Богу.
> Известно,  что  многие  члены  кумранского  ордена были безбрачными.
> Насколько  нам  известно,  не  был женат и апостол Павел (Тертуллиан
> сказал  о  нём,  что  он  'сделал  себя  евнухом').  В более поздней
> еврейской традиции были неженатые раввины, о которых говорилось, что
> они  повенчаны  с  Торой (но во II веке был известен всего лишь один
> такой  человек).  Здесь отсутствует идея аскетизма, рассматривавшего
> сексуальные  отношения  как  грех,  а  брак как уступку человеческой
> слабости.   Кому это дано  - дар безбрачия дается Богом, но не всем,
> а только немногим. О двух дарах Божьих - брака и безбрачия - говорит
> и  Павел:  'У  каждого  свой  дар  от Бога, у одного один, у другого
> другой' (1Кор.7.7; см. также <1-е Послание Климента Римского> 38).

> По мнению многих,  Иисус не превозносит безбрачие,  но извиняет его,
> и  Матфей  приводит  эти  слова  Иисуса  для  того,  чтобы исправить
> положение  в  своей  общине,    склонявшейся  к  разрыву   с  женами
> по  религиозным  соображениям.    Такой  же была ситуация в Коринфе,
> а  затем  и  в  других  церквах (1Кор.7; 1Тим.4.3; Тит.1.15). Первые
> христиане   объявили  еретиками  маркионитов,  энкратитов  и  других
> последователей  жесткого  аскетизма,  но  позже, начиная с 'Пастыря'
> Гермы,  в христианстве утверждается взгляд, что безбрачие выше брака
> и что девственников ждут более высокие почести в Царстве.

> Здесь  надо  помнить  также  о  том,  что Иисус прежде всего защищал
> женщину,    не  позволял,    чтобы  ее  выбросили  за ненадобностью,
> как  изношенную тряпку. Он защищает 'униженных и оскорбленных', тех,
> кто был ничем в глазах общества, а это изгои, грешники, прокаженные,
> несведущие в Законе, а также женщины и дети.

> В  наше  время,    когда  развод  стал  настолько  частым  явлением,
> что  говорят  уже  об  опасности уничтожения самого института семьи,
> многим   слова   Иисуса  кажутся  чересчур  резкими.  Многие  церкви
> позволяют  развод.  Это  значит,  что  мы  снова  оказались в той же
> ситуации, о которой здесь говорит Евангелие
                [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Матфея. Комментарий
                  // М., 2002; стр. 376-82
                       www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1901-12.htm#0 ]


   +++ митр. Сурожский Антоний о разводе
            www.messia.ru/rasylka/004/879.htm#0
   +++ "Брак" в тематич. указателе www.krotov.info :
          www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html
   +++ свящ. Александр Мень: брак в христианстве
            www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0
   +++ Он же: новое отношение к браку
            www.messia.ru/rasylka/005/1050.htm#0
   +++ Его же - другие фрагменты о браке
            www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm#0
   +++ Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод, Другой
            www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0
   +++ Он же: 'Бог сотворил мужчину и женщину,
       а не то скотство, которое часто называют браком,
       когда на поллюбви приходится
       1,5 трусости, жадности, похоти или чего похуже. ...
       лучше почаще заглядывать в себя,
       обнаруживая там неполноту - "пол"'
              www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_04.htm
   +++ Н.Бердяев: крамольные мысли о браке
       www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_10.html
   +++ Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал...
                      www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0
   +++ Он же: Брак. Влюбленность. Верность
            www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0
   +++ Дж.А.Т.Робинсон:
       нет ничего, что было бы "порочным" само по себе...
                    www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5
   +++ статья "Брак" в Словаре библейского богословия
       www.krotov.info/library/bible/comm/02b.htm#b21
       www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/b.htm#b21
   +++ Брак в Библии  www.bible-center.ru/topic/marriage
   

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050903/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/3.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!
 Я всегда благодарю Бога моего за вас,
 потому что вам дан великий дар Его доброты через Христа Иисуса,
 благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова и знания
 и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о Христе.
 И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров,
 пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос.
 Это Он укрепит вас до конца,
 чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа.
 Потому что верен Бог,
 призвавший вас к общению
 со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим.* (1Кор.1:3-9)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1253.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...