=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

*  1 сентября  ст.ст., ср
  (седмица 13-я по Пятидесятнице)
  {Память прав. Иисуса Навина, XVI до Р.Х.; церковное новолетие}
  литургические чтения:
        2Кор.9:12-10:7; Мк.3:20-27 (рядовое - перен. на вт);
        1Тим.2:1-7; Лк.4:16-22 (новолетию).


*Так вот, первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том,
 чтобы молитвы с просьбами, мольбами,
 заступничеством и благодарностью
 были за всех людей, включая правителей и власти,
 так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно.
 Это хорошо и угодно Богу, нашему Спасителю,
 который хочет, чтобы все люди были спасены
 и пришли к познанию истины.
 Ведь Бог один, и один посредник между Богом и человечеством -
 сам Человек, Христос Иисус, отдавший себя как выкуп за всех, -
 знак того, что время пришло!* (1Тим.2:1-6, перевод В.Н.Кузнецовой)

?> Владыко, что вы можете сказать о своем отношении к учению, которое
?> говорит, что грешники будут прощены в конечном итоге и что
?> ад несовместим с представлением о вечности? В частности, Бердяев
?> настаивал на том, что учение об аде имеет скорее психологическое
?> значение, чем богословское.

> Это   колоссальная   тема!  В  двух  словах  я  могу  ответить  так:
> уверенность  в  спасении  всех не может быть уверенностью веры в том
> смысле,   что   в   Священном  Писании  нет  ясного,  доказательного
> утверждения  об этом, но это может быть уверенностью надежды, потому
> что,  зная  Бога  -  каким  мы  Его  знаем,  - мы имеем право на всё
> надеяться. Это очень коротко,  но достаточно точно выражает то,  что
> я думаю.

> Если  немного это развить, я думаю, можно сказать несколько основных
> вещей.  Во-первых,  в  языковом порядке. По-русски, когда мы говорим
> "вечное",  мы имеем в виду разные вещи: мы говорим, что Бог "вечен",
> и  мы говорим "свой век вековать". В одном случае мы говорим о Боге,
> указывая  на  то,  что  у Него нет ни начала, ни конца, что вечность
> Божия  беспредельна,  вневременна,  надвременна;  во  втором  случае
> выражение  "век  вековать"  значит  прожить  ограниченное количество
> времени. И когда вы читаете Священное Писание и отцов Церкви, встает
> вопрос  о  том,  что  мы  хотим  сказать,  когда  употребляем  слово
> "вечность",   применяя  его к Богу или к твари.  В некотором смысле,
> нет  соизмеримости  между  Божией  вечностью  и  тварной  вечностью:
> тварная  вечность  укладывается  в  пределы  времени; Божия вечность
> никакого   отношения   к  времени  не имеет.  Когда мы говорим,  что
> Бог  вечен,  мы не говорим о каком-то длении; это одно из выражений,
> которое значит: Бог, какой Он есть.

> Если   обратиться  к  Священному  Писанию,  когда  говорят  о  Суде,
> постоянно приводится тот или иной текст,   как будто он единственный
> и  самодовлеющий.  Текст,   который всегда приводится, -  это притча
> о  козлищах и об овцах (см. Мф.25,31-46). Если мы себе ставим вопрос
> об  этой  притче,  мне кажется, что мы ошибаемся, если думаем, будто
> центр   тяжести,    смысл этой притчи -  описать вечную судьбу одних
> или  других.  Центр тяжести притчи не в том, чтобы сказать, что одни
> пойдут в огонь вечный, а другие - в радость вечную, а чтобы указать,
> на  каком основании  этот суд  происходит.  Прочтите,  и вы увидите,
> что   тема  поставлена  драматически  -  как суд;  но урок,  который
> при  этом  извлекается    (больных  не  посещал,  голодных не кормил
> и  т.д.),  можно  свести  к  такой фразе: если ты человечным не был,
> просто - человеком не был, не воображай, что ты божественным будешь.

> Вот,   в  сущности,   мне кажется,  тема этой притчи,  гораздо более
> чем  описание  овец  и  козлищ.    Но  даже если понять  эту  притчу
> как  притчу   о критериях  суда -   что  мне кажется более верным, -
> а  не  просто  о  суде,  то  надо ее сопоставить с другими притчами,
> другими  высказываниями  Христа.    Христос   с  тем же  авторитетом
> нам  говорит:  совещавайся со своим соперником, пока ты на пути, как
> бы  он  тебя  не предал судье, а судья - истязателю, и не посадил бы
> тебя  в темницу; и не выйдешь ты из нее, пока не выплатишь последнюю
> полушку  (см. Лк.12,58-59). Это уже вовсе не говорит о том, что грех
> имеет  своим  результатом  вечное  мучение. Из этой дилеммы католики
> выходят  тем,  что козлища и овцы определяют ад и рай, а этот период
> тюремного  заключения  - чистилище. Но это - измышление; справедливо
> оно  или  нет, но это плод человеческого творчества, это не сказано.
> Если  мы  принимаем  всерьез  одно  место, мы должны также принимать
> интегрально   серьезно   другое.   Апостол Павел говорит,  что когда
> всё  будет  завершено,    Христос  предаст  Свою власть в руки Отца,
> и +тогда будет Бог всё во всём+ (1Кор.15,28). Этим он говорит что-то
> очень   определенное:  +всё во всём+  не значит  "нечто в некоторых"
> или     "всё  в  немногих".   Опять-таки,   Иоанн  Златоуст  выходит
> из положения, объясняя, что те, которые согрешили и будут козлищами,
> будут   как  бы   призраками,  в них не будет реальности,  и поэтому
> Бог  будет  всё во всех - в тех, которые имеют реальность... Если бы
> такое  объяснение не принадлежало  Иоанну Златоусту,   я бы  сказал:
> это  передергивание,  потому  что текст ничего подобного не говорит;
> это  способ  объяснить  в  пределах  предвзятого  богословия  текст,
> который иначе не объясним. Но было бы,  вероятно,  и добросовестнее,
> и более творчески сказать:  не понимаю!..  Это было бы очень просто;
> и  все бы это приняли, потому что никто не ожидает, что всё до конца
> понятно. Есть и другие места, но достаточно и этих трех примеров.

> Если  же  вы берете отцов Церкви - и богословских, и аскетических, -
> то   вы   видите,   во-первых,   что  они  выражали  разные  мнения,
> а,   во-вторых,   что те мнения,  которые были приняты или осуждены,
> были  приняты  или  осуждены  без осуждения человека. Скажем, учение
> Григория Нисского о всеобщем спасении было осуждено, вернее, не было
> принято    как  учение    Церкви:    оно  не было  анафематствовано,
> но  и  не  стало  учением  Церкви.    Если  вы   вдумаетесь  в него,
> оно  говорит,  в сущности, очень коротко и упрощенно следующее: Бог,
> будучи  Любовью,  не  может  осудить  на  вечное мучение Свою тварь;
> поэтому Он всех простит и все войдут в Царство Небесное. Но тут есть
> нравственный   момент,   или,  если  предпочитаете,  безнравственный
> момент.    Зло  не  может  просто  потому  войти   в Царство  Божие,
> что  Господь  скажет:  Я  тебя  прощаю...  Человек, сотворивший зло,
> должен  перемениться  для того, чтобы войти в Царство Небесное. Если
> вы   в   Царство  Небесное   введете   человека,    которому   чуждо
> всё  содержание  этого  Царства,  он  будет  в  аду; так же как если
> человека,  который  ненавидит  музыку,  посадить в концерт, он будет
> ерзать  от страдания, и ваша доброта в том, что вы его туда пустили,
> ему ничем не поможет.
    (продолжение следует?)

                [ Митр. Сурожский Антоний. "Вечность мук"
                  или "уверенность надежды" во всеобщем спасении?
                  (в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ /1)
                  www.mitras.ru/pered/pb_122.htm ]



    +++ иером. Иларион (Алфеев):
         Бог хочет,  чтобы ВСЕ люди спаслись!
               www.messia.ru/rasylka/004/911.htm#0
         Здесь же - множество ссылок по этой теме
                    и по др. темам чтений на новолетие

     + + + к рядовым чтениям:
    +++ Свящ. Яков Кротов: Царство сатаны? Свет, сияющий во тьме.
                           Подлинное покаяние
                            www.messia.ru/rasylka/004/891.htm#0
    +++ Томас Мертон: Проблема ненасилия
              www.messia.ru/rasylka/002/193.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050914/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/14.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Хотя мы и живем в этом мире, но воюем не так, как в этом мире принято.
 В нашей битве мы сражаемся не обычным оружием,
 а оружием Божественной мощи - оно сокрушает твердыни.
 Мы сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие,
 восстающие против познания Бога,
 и берем в плен всякие помышления, покоряя их Христу.
 И когда ваша покорность Христу станет совершенной, 
 мы будем стоять наготове, чтобы наказать любую непокорность. ...
 Если кто-то убежден, что он Христов,
 пусть подумает о том, что мы тоже не меньше его Христовы.*
                                                    (2Кор.10:3-7)
                                * * *
*Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода,
 но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода.
 О том, что такое свобода и что такое любовь,
 нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»