=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

* 12 сентября  ст.ст., воскресенье
  (седмица 14-я по Пятидесятнице)
  литургические чтения:
   рядовое:              2Кор.1:21-2:4; Мф.22:1-14:
   вс пред Воздвижением: Гал.6:11-18;  Ин.3:13-17.



> <...  Главная    противоположность     между   индийским    взглядом
> и  Откровением  Библии> заключается в том, как осмысляется   причина
> явления мира.

> Библия  видит  ее  в  божественном  Разуме - Логосе и в божественной
> Любви.    Бог   есть   всё,   говорит  Адвайта.   Бог  есть  Любовь,
> учит   Евангелие;  бытие  есть  создание  любви  Сущего.  В  царстве
> премирного  Молчания звучит зиждительное Слово.   "Оно было в начале
> у Бога. Всё через Него начало быть".

> Мир  создан  Разумом  и Любовью, поэтому он наделен свободой. И даже
> тогда,  когда,   пользуясь  этой  свободой,   он  удаляется  от Бога
> к небытию, он продолжает оставаться в сфере Любви. "Так возлюбил Бог
> мир,  что отдал Сына Своего единородного..." Высшая любовь оказывает
> свое творческое воздействие и на падший мир.

> Любовь!..  Апостол  Иоанн  не побоялся употребить это слово, слишком
> старое   и   земное,   ибо как иначе мог выразить он ту истину,  что
> мир  сотворен  ради  совершенства  и гармонии, для участия в Полноте
> Божества?

> В   непостижимом   творческом   акте  Абсолютное  выходит  из  своей
> запредельности,   становится  "Богом"   для  мира,   его  Создателем
> и Спасителем.
        [ свящ. Александр Мень. У ВРАТ МОЛЧАНИЯ
          Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни", т. 3 (гл. 6)
          www.krotov.info/library/13_m/myen/0103/3_gl_06.html ]



                                * * *

> В  богопознании  и  богопонимании  роковое значение имела идеология.
> Особенно это явственно в системе Св. Фомы Аквината.   Бог  познается
> по  аналогии с природным миром, с природными предметами, Он есть как
> бы  высочайший  природный  предмет,    наделенный  всеми  качествами
> в превосходной    степени.        Бог     есть  "сверхестественное",
> но   "сверхестественное"   оказывается   лишь   высочайшей  степенью
> "естественного" ("естественное" занимает больше места, чем "сверх").
> Аналогия Бога с силой природного мира есть не христианская аналогия.
> На  почве  этой  создается  богословский  натурализм,  который  есть
> наследие  языческого  богословствования.   Также Церковь  понимается
> по  аналогии  с  государством,  с  царством  Кесаря.  Но  Бог  может
> познаваться  лишь  по  аналогии  с духовной жизнью,   раскрывающейся
> в    глубине    человека,     которая    принципиально    отличается
> от  объектированного  природного  мира.  Бог есть Дух, а не природа,
> Жизнь,    а не застывшая  субстанция,  Любовь,  а не сила,  подобная
> силам  природы.  Акафатическое богословие и утверждает невозможность
> перенесения  понятий,   выработанных в отношении к природному  миру,
> на  Бога.  К  Богу неприменимо даже понятие бытия. Лишь в жизни духа
> раскрывается  аналогия  с  жизнью  Бога.  Поэтому  натуралистическое
> понимание  миротворения  оскорбительно и для Творца  и  для творения
> и  вызывает болезненную постановку проблемы теодицеи.   Миротворение
> и  отношение между Творцом и творением можно постигать лишь духовно,
> а   не   натуралистически,        т.е.      христиански-новозаветно,
> а  не  язычески-ветхозаветно. Натуралистическое и рационалистическое
> богословие  пришло  к пониманию Бога, миротворения и смысла мирового
> процесса,    которое   и   довело   до  отпадения   от  христианства
> и до процесса против Бога.

> Бог  абсолютно  бездвижный,  ни в чём не нуждающийся, самодовольный,
> сотворил  мир по произволу, без нужды, для самопрославления, наделил
> слабую  и  ничтожную  тварь  свободой,  установил  закон своей воли,
> нарушение  которого влечет за собой роковые  последствия  во времени
> и  в  вечности. Человек дурно воспользовался своей свободой, нарушил
> волю  Бога,  пал  и  последствием  его падения были муки и страдания
> мировой жизни. Бог, который по всеведению своему мог всё предвидеть,
> жестоко карает за нарушение своей воли, не только муками во времени,
> но  и  муками в вечности. Бог возбуждает процесс против оскорбившего
> его   человека,  требует  выкупа.  Выкупом,  угашающим  Божий  гнев,
> является  жертва,  принесенная  Сыном  Божиим.  Бог  любит страдания
> людей,    они удовлетворяют Его чувству справедливости  и  ослабляют
> Его справедливый гнев.   Спасение есть оправдание и  умилостивление.
> За  вину во времени,   в краткий миг  жизни  от рождения  до смерти,
> ждет  кара  в  вечности.  Вечные адские муки грешников, предвиденные
> Богом  при  миротворении,  и  потому предопределенные им, доставляют
> Богу блаженство от торжества справедливости. Фома Аквинат предлагает
> даже   праведнику   в  раю  наслаждаться  муками  грешников  в  аду,
> наслаждаться     торжеством     справедливости.     Эта    концепция
> натуралистически-рационалистического богословия,   которую я излагаю
> в  крайней  форме,    но  которая  во всех своих частях присутствует
> в  богословских  системах,  особенно  католических, вызывает протест
> совести  и  разума.  В  ответ  на этот протест предлагают склониться
> перед  Тайной,  перед  неисповедимостью  Божиих  судеб.  Но  в  этой
> концепции  нет  тайны,  в ней всё рационализовано,  всё экзотерично,
> всё  построено по аналогии с жизнью природного мира, с царством мира
> сего, с царством кесаря. Я готов изначально склониться перед Тайной,
> перед    неисповедимостью    Божиих    судеб,   но   без   концепции
> рационализирующей  Тайну и принижающей ее к самым низинам мира сего.
> Эта концепция оскорбительна для Бога,   в ней есть элемент кощунства
> и   богохульства.  Она  наводит  на  мысль  о  существовании  злого,
> бесчеловечного   бога.    Не  таков  Бог,   раскрывшийся через Сына,
> Бог  Любви.  "Ибо  так  возлюбил  Бог  мир,  что  отдал  Сына Своего
> Единородного,  дабы  всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь
> вечную.    Ибо  не  послал Бог Сына своего в мир,  чтобы судить мир,
> но  чтобы  мир спасен был через Него".<{Ин.3:16-17}>   И  невозможно
> не   принять   Любви,   не  принять  спасения.  Как  могла  родиться
> возмущающая  богословская  концепция  из  новозаветного  откровения?
> Поистине Бог без человека, без Богочеловека, без Сына и без Св. Духа
> не  есть  Бог,  а  есть  диавол,  сатана, Демиург гностиков, от него
> пришел  освободить  Спаситель  мира.   Без Бога человек есть  зверь,
> но  без  человека  Бог есть Левиафан. В этом тайна Богочеловечества,
> тайна   Христа   и   христианства.  Богу  не  позволяют  приписывать
> страдание,  трагедию,  тоску  по  своему  другому,  но  очень охотно
> приписывают   самые  дурные  человеческие  аффекты  -  гнев,  месть,
> обидчивость,  жестокость  и  пр.  Богу  приписывают  желание унизить
> сотворенного им человека и держать его в страхе и терроре.

> Христианская  теодицея возможна лишь через свободу человека, свободу
> твари.  Но  откуда свобода и что значит свобода? Если человек создан
> по природе свободным, если свобода полагается творческим актом Бога,
> то  затруднение  непреодолимо.    Тогда  борющийся  с Богом  скажет,
> что  вопрос  об ответственности лишь отодвигается. Человеку навязана
> свобода  по  тварной его природе.   Но свобода не может быть связана
> с  природой,  с  субстанцией.  Всё,  что  вкоренено  в  природу,   -
> детерминировано,    не  свободно.    Свобода   вкоренена    в  духе,
> а  не  в природе, и упирается она в бездну, в ничто. Свобода не есть
> бытие,    свобода  вне бытия и предшествует бытию.  Бог сотворил мир
> не  из собственной природы и не из первоматерии, как думала античная
> мысль,   а  из  ничто.   Ничто  и  есть свобода.  Это и значит,  что
> Бог  сотворил  мир  из свободы. Иначе это выражают так: Бог сотворил
> мир  свободно  и  свободным. Но свобода,  порождающая зло,  восходит
> к  ничто,  которое  есть чистая возможность. Мы должны признать, что
> эта  свобода  совсем  не есть природа, сотворенная Богом, ибо в этом
> случае  она  была бы детерминирована. Богом же природа могла бы быть
> детерминирована  исключительно  к добру. Свобода, способная породить
> зло,  и  есть  чистая  возможность,  заключенная в ничто,  в бездне,
> к  которой неприменима категория бытия. Вне Бога нет никакого бытия,
> но  вне  Бога  есть  ничто,  из  которого  творится  мир. Это и есть
> свобода, предшествующая миротворению. Мыслить же об этой тайне можно
> лишь антиномически.
                [ Николай Бердяев. Из размышлений о теодицее
                  www.krotov.info/berdyaev/1927/19270400.html ]



 еще к   Ин.3:16:
+ митр. Антоний (Блум) об отличии христианства от восточных религий
                             www.messia.ru/rasylka/005/1169.htm#0
+ Прп. Ефрем Сирин: смотрите, на какую высоту возводит любовь!
                        www.messia.ru/rasylka/005/1147.htm#0
+ Яков Кротов: Что сперва: любовь к себе и любовь к ближнему?
             www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_03_16.html
+ Карл Барт: отпущение грехов - источник христианской жизни
                     www.messia.ru/rasylka/005/1048.htm#0
+     Яков Кротов: Иисус решил всё совcем запутать?
              www.messia.ru/rasylka/002/080.htm#0
+     Мартин Лютер: принявший смерть за НАШИ грехи
             www.messia.ru/rasylka/002/259.htm#0
+     митр. Сурожский Антоний: Привиты ко Христу
            www.messia.ru/rasylka/004/835.htm#0
+    Иоанн Кассиан Римлянин: Услышанные молитвы
           www.messia.ru/rasylka/003/604.htm#0
+   катехизис: воплощение Бога Слова
          www.messia.ru/rasylka/005/1114.htm#0
+  Питер Крифт: бесстрашие любви
         www.messia.ru/rasylka/003/422.htm#0
+ Филип Енси: Крест Христа
        www.messia.ru/rasylka/004/703.htm#0
+ еще:
       www.messia.ru/rasylka/rzerv/in3_16.txt

 к Гал.6:11-18:
  +++ В.Н.Кузнецова: обрезание или Крест (Гал.6:12-15)
                 www.messia.ru/rasylka/003/559.htm#0

 к Мф.22:1-14:
    &&& митр. Антоний: о званых на царский пир
             www.messia.ru/rasylka/004/902.htm#0
        и www.mitras.ru/inname/in_125.htm
    &&& Яков Кротов о притче о званых на пир
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/22_05.htm
    &&& Св. Силуан Афонский:
         "любит нас Господь, как дорогих детей"
               www.messia.ru/rasylka/002/204.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050925/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Sep/25.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438


             ---------------------------------------------
*Те, которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям:
 они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов.
 Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон,
 а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.
 А я ничем не хочу хвастаться -
 одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,
 благодаря которому мир распят для меня, а я - для мира.
 Ведь неважно, обрезан ты или нет.
 Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?
 Мир и милость тем, кто следует этому правилу,
 и им, и всему Израилю Божьему! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с духом вашим, братья!
 Аминь.* (Гал.6:11-16,18)
                                * * *
*Бог так полюбил мир,
что отдал Своего единственного Сына,
чтобы тот, кто верит в Него, не погиб,
но обрел вечную жизнь.
Ибо Бог послал Сына в мир
не для того, чтоб Он мир осудил,
но для того, чтобы мир через Него был спасен.* (Ин.3:16-17)
                                * * *
*Выбросив из рук оружие,
 мы можем протянуть освободившиеся руки навстречу ближнему.
 Перестав выискивать опасности,
 мы начинаем замечать открываемые нам от Господа
 возможности окружающего нас мира.* (иг.Евмений)
 
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1274.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»