Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 20 октября ст.ст., ср (седмица 20-я по Пятидесятнице; ев. чт-я - 22-й седм.) литургические чтения: Флп.2:24-30 или Кол.3:17-4:1; Лк.9:44-50. > 9.46-48 ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ > (Мф 18.1-5; Мк 9.33-37) > 46 Среди учеников произошел спор, кто из них > 47 больше. • Иисус, зная, о чем они про себя думают, > 48 взял ребенка, поставил рядом с собой • и сказал им: > - Кто примет этого ребенка ради Меня, > тот принимает Меня, > а кто примет Меня, > принимает и Того, кто послал Меня. > Ведь тот из вас, кто меньше всех, > больше всех. > <.....> > Ст. 47-48 - Иисус, обладая сверхъестественным знанием, понимает > <мысли Своих учеников>. Он взял ребенка (не будем задавать > вопроса, откуда он появился) и поставил его перед собой. > Это драматизированная притча; к подобным инсценировкам > часто прибегали пророки. Ученики должны стать новыми людьми, > родоначальниками нового человечества, а чтобы стать ими, они должны > родиться заново, быть как дети. Ребенок - наилучший пример того, > какими они должны быть. > Обычно это понимают в том смысле, что дети чисты и невинны, > как ангелы. Очень многие родители могли бы с этим не согласиться. > В этом отрывке сравнение с детьми предполагает совсем другой смысл. > О чём спорили ученики? О том, кто больше, кто важнее. Суть проблемы > не в отношении ребенка к чему-то, а в отношении к самому ребенку. > В древнем обществе, да и не только в древнем, ребенок не обладал > никакими правами, он не владел имуществом, он абсолютно ничего > не значил. Родители даже могли его выбросить, особенно часто > так поступали, когда рождалась девочка.{} > Давно замечено, что этот стих лучше подходит по смыслу к отрывку > 18.15-17 (ср. параллельный текст Матфея). Он немного выбивается > из контекста спора о том, кто главнее, потому что на первый план > здесь выходит другая тема и, возможно, слово 'дети' употреблено > в переносном смысле. Иисус, вероятно, называл Своих учеников детьми > или 'маленькими', что привело к некоторой путанице, какие речения > относятся к детям, а какие - к ученикам. > Ученики Иисуса - Его апостолы, то есть полномочные представители > Христа, и Его авторитет распространяется на них. Возможно, > само слово 'принимать' употреблено в значении 'слушать, > повиноваться' (как в арамейском языке). Есть интересная параллель > в Талмуде: 'Тот, кто принимает учителей Закона, подобен тому, > кто принимает Шехину' (то есть Славу Божью, или самого Бога). > В ст. 48 'учителя Закона' заменены на 'Меня'. Иисус действует > и говорит как Божий представитель, Его властью Он превращает > 'детей', 'простых и малых' - тех, кого мудрые и ученые презрительно > называли 'ам-хаарец' ('люди земли', вероятно, в значении > 'необразованная деревенщина'), 'несведущими в Законе', почти что > проклятыми - в Своих полномочных представителей, которых люди должны > принимать и слушаться так же, как Божьего Сына. Это эсхатологический > переворот в человеческих иерархических отношениях. Только > надо помнить, что апостольство - это функция, а не пожизненный > статус (ср. 13.30). > Кто меньше всех, больше всех - ученики должны измениться, > отказавшись от амбиций, духа соперничества и превосходства и поняв, > что истинное величие заключается в незначительности для мира, > в смиренном служении другим. В этом Иисус постоянно подает им > пример. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.237-9 ] > Романо Гвардини: 'Если не будете как дети...' www.messia.ru/rasylka/002/176a.htm#0 > В.Н.Кузнецова: Истинное величие (Мф.18.1-5) www.messia.ru/rasylka/002/176.htm#0 > Николай Бердяев: тиранство www.messia.ru/rasylka/002/235.htm#0 > Яков Кротов: Просто ли "быть как дети"? www.messia.ru/rasylka/003/597.htm#0 > Его же другие размышления www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/18_03.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/18_04.htm > Он же: Хвала младенцев... www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N51 > Саймон Тагуэлл: дети близки к Богу не потому, что они безгрешны, а... www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#112 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051102/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/2.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- "Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой". (Гёте) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|