=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 26 октября   ст.ст., вт
  (седмица 21-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 23-й седм.)
  литургические чтения: Кол.1:1-2,7-11 или 1Фес.1:6-10; Лк.11:1-11 *.



>                       11.1-4 МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
>                             (Мф 6.9-15)

> 1   Однажды Иисус в одном месте молился, и, когда Он закончил,
>   кто-то из Его учеников сказал:
>    - Господь, научи нас молиться. Иоанн ведь научил своих учеников.
> 2   Иисус сказал им:
>    - Когда молитесь, говорите так:
>      Отец!
>      Пусть прославится Твое имя!
>      Пусть придет Твое Царство!
> 3    Давай нам насущный наш хлеб
>          на каждый день.
> 4    Прости нам наши грехи,
>      ведь и мы прощаем всем,
>          кто причиняет нам зло.
>      И не подвергай нас испытанию.

>                             ----------------------------------------
>                             ^2  Отец  - в ряде позднейших рукописей:
>                                       'Отец наш, который в небесах'.
>               Пусть придет Твое Царство  - у некоторых Отцов Церкви:
>                 'Пусть сойдет на нас Твой Святой Дух и очистит нас'.
>                      В ряде рукописей после слова 'Царство' следует:
>                'пусть исполнится воля Твоя на земле, как и на Небе'.
>                 ^4 испытанию - в позднейших рукописях далее следует:
>                                           'но избавь нас от Злодея'.
>                             ----------------------------------------
>                                                       ^1 || Лк 5.33

> Ст.  1  -   В  отличие  от  Матфея,  поместившего  Молитву  Господню
> в  Нагорную  проповедь    в  противовес   показным  молитвам  святош
> и  бесконечному  пустословию  язычников,  Лука  приводит ее в другом
> контексте. Это ответ Иисуса на просьбу учеников научить их молиться.
> Известно,  что  во  многих  религиозных  группах  были свои молитвы,
> которые   им  давали  их  учителя.  Для  молитвы  Иисуса  характерна
> краткость,  в  ней  Бога  просят  о  самом важном: чтобы Он поскорее
> установил  Свое  владычество  во  всём мире. По сравнению с молитвой
> Господней,  известной  в  версии  Луки,  версия  молитвы в Евангелии
> Матфея  большинству   верующих  знакома  лучше.   У Луки  она короче
> (пять прошений, а не шесть) и немного отличается лексически. Вряд ли
> можно предположить, что кто-то мог бы сократить эту молитву, поэтому
> обычно  считается, что версия Луки ближе к оригиналу, но в отношении
> лексики ближе текст Матфея, сохранившего арамеизмы. Но важно помнить
> главное:  даже  если  допустить  возможность,  что перед нами не два
> варианта  одного  и  того  же  арамейского текста, а что сам Господь
> произнес   молитву   дважды,  с  некоторыми  изменениями,  из  этого
> явствует,  что молитва дана нам как образец, а не как текст, который
> необходимо заучить наизусть и не дай Боже что-либо в ней переставить
> или   изменить.   Иисус  позаимствовал   многие  слова   и   обороты
> из  арамейской молитвы 'Каддиш', произносимой во время синагогальной
> службы. Она звучит так: 'Да возвеличится и освятится великое имя Его
> в  мире,  который  Он  сотворил согласно Своей воле. Да установит Он
> Свое  Царство  при  вашей  жизни  и   в  ваши  дни  и  во дни  всего
> дома Израилева быстро и в ближайшее время'.

> Ученики Иисуса, вероятно, 'просят Иисуса о молитве, которая выделила
> и  сплотила  бы  их  как   Его   учеников.    В религиозных  группах
> того    времени     именно   свой    собственный   порядок   молитвы
> был  существенным  признаком  их   общности.   Так было  у фарисеев,
> так было у кумранитов, так было у приверженцев Крестителя (Лк 11.1).
> Тот   факт,   что   ученики  просили  Иисуса  о  молитве,  позволяет
> утверждать,   что   они   сознавали  себя  членами  общины  Иисуса'.
> {И.Иеремиас,  Богословие  Нового  Завета, с. 193}  Ученики Иоанна  -
> см.  5.33.  Образцы  их молитв не сохранились, но понятно, что у них
> были особые молитвы, отличавшиеся от общепринятых.

> Есть  и  другая  точка  зрения,  согласно  которой  Молитва Господня
> представляет  собой  собрание  коротких  молитв, состоящих из одного
> предложения.   Ими   Господь   завершал  стандартные  молитвословия,
> произносившиеся трижды в день.{}

> Ст.  2  -  Молитва  начинается  с  обращения:   'Отец'.  Бог, будучи
> Творцом  и  Подателем  жизни,  во  многих религиях называется Отцом.
> Особенно  это  характерно для христиан, которые станут называть Бога
> 'Отцом  Господа нашего Иисуса Христа'.  У Луки обращение короче, чем
> у  Матфея  ('Отец  наш,  который  в  Небесах').  Большинство  ученых
> полагает, что лукановское обращение ближе к действительности, потому
> что за словом 'Отец' стоит арамейское слово 'Абба'. Вероятно, никто,
> кроме  Иисуса,   не  обращался   так   к Богу.  Только Он употреблял
> это  теплое,  семейное слово, которым в Палестине называли дети отца
> (Мк 14.36; Рим 8.15-16, Гал 4.6). Он и учеников Своих учит повторять
> за  Ним   'Abba',   делая их Своими братьями и тем самым приобщая их
> 'к  Своим   сыновним   полномочиям'.  {И.Иеремиас, Богословие Нового
> Завета, с. 219-220.}   Матфей же из благочестивых побуждений добавил
> 'который  на небесах' - подчеркнув дистанцию между Богом и человеком
> и   этим  сделав  обращение  ближе  к  современным  ему  молитвенным
> формулам.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М., 2004; стр.267-270 ]



        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф 6:9-13; 7:7-8;
         эпизод N100~ по "Брюссельскому согласованию"




 + + + свящ. Александр Мень об "Отче наш"
        и ссылки на др. тексты по теме см.:
              www.messia.ru/rasylka/004/967.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051108/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/8.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*С того самого дня, как услышали о вас,
 мы не перестаем за вас молиться и просить Бога,
 чтобы Он дал вам постигнуть сполна Свою волю
 во всей полноте духовной мудрости и понимания.
 Мы молимся и о том, чтобы вы жили жизнью, достойной Господа,
 во всём поступая так, как Ему приятно,
 и чтобы в любом добром деле труд ваш приносил плоды
 и вы всё больше и больше постигали Бога.
 И пусть для этого Он всемерно укрепит и усилит вас
 соразмерно величию Своей мощи
 и даст вам великое терпение и стойкость.* (Кол.1:9-11)
                                * * *
*Исполнение заповедей научает человека его немощи.* (Симеон Н.Б.)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1315.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»