Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 26 октября ст.ст., вт (седмица 21-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 23-й седм.) литургические чтения: Кол.1:1-2,7-11 или 1Фес.1:6-10; Лк.11:1-11 *. > 11.1-4 МОЛИТВА ГОСПОДНЯ > (Мф 6.9-15) > 1 Однажды Иисус в одном месте молился, и, когда Он закончил, > кто-то из Его учеников сказал: > - Господь, научи нас молиться. Иоанн ведь научил своих учеников. > 2 Иисус сказал им: > - Когда молитесь, говорите так: > Отец! > Пусть прославится Твое имя! > Пусть придет Твое Царство! > 3 Давай нам насущный наш хлеб > на каждый день. > 4 Прости нам наши грехи, > ведь и мы прощаем всем, > кто причиняет нам зло. > И не подвергай нас испытанию. > ---------------------------------------- > ^2 Отец - в ряде позднейших рукописей: > 'Отец наш, который в небесах'. > Пусть придет Твое Царство - у некоторых Отцов Церкви: > 'Пусть сойдет на нас Твой Святой Дух и очистит нас'. > В ряде рукописей после слова 'Царство' следует: > 'пусть исполнится воля Твоя на земле, как и на Небе'. > ^4 испытанию - в позднейших рукописях далее следует: > 'но избавь нас от Злодея'. > ---------------------------------------- > ^1 || Лк 5.33 > Ст. 1 - В отличие от Матфея, поместившего Молитву Господню > в Нагорную проповедь в противовес показным молитвам святош > и бесконечному пустословию язычников, Лука приводит ее в другом > контексте. Это ответ Иисуса на просьбу учеников научить их молиться. > Известно, что во многих религиозных группах были свои молитвы, > которые им давали их учителя. Для молитвы Иисуса характерна > краткость, в ней Бога просят о самом важном: чтобы Он поскорее > установил Свое владычество во всём мире. По сравнению с молитвой > Господней, известной в версии Луки, версия молитвы в Евангелии > Матфея большинству верующих знакома лучше. У Луки она короче > (пять прошений, а не шесть) и немного отличается лексически. Вряд ли > можно предположить, что кто-то мог бы сократить эту молитву, поэтому > обычно считается, что версия Луки ближе к оригиналу, но в отношении > лексики ближе текст Матфея, сохранившего арамеизмы. Но важно помнить > главное: даже если допустить возможность, что перед нами не два > варианта одного и того же арамейского текста, а что сам Господь > произнес молитву дважды, с некоторыми изменениями, из этого > явствует, что молитва дана нам как образец, а не как текст, который > необходимо заучить наизусть и не дай Боже что-либо в ней переставить > или изменить. Иисус позаимствовал многие слова и обороты > из арамейской молитвы 'Каддиш', произносимой во время синагогальной > службы. Она звучит так: 'Да возвеличится и освятится великое имя Его > в мире, который Он сотворил согласно Своей воле. Да установит Он > Свое Царство при вашей жизни и в ваши дни и во дни всего > дома Израилева быстро и в ближайшее время'. > Ученики Иисуса, вероятно, 'просят Иисуса о молитве, которая выделила > и сплотила бы их как Его учеников. В религиозных группах > того времени именно свой собственный порядок молитвы > был существенным признаком их общности. Так было у фарисеев, > так было у кумранитов, так было у приверженцев Крестителя (Лк 11.1). > Тот факт, что ученики просили Иисуса о молитве, позволяет > утверждать, что они сознавали себя членами общины Иисуса'. > {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 193} Ученики Иоанна - > см. 5.33. Образцы их молитв не сохранились, но понятно, что у них > были особые молитвы, отличавшиеся от общепринятых. > Есть и другая точка зрения, согласно которой Молитва Господня > представляет собой собрание коротких молитв, состоящих из одного > предложения. Ими Господь завершал стандартные молитвословия, > произносившиеся трижды в день.{} > Ст. 2 - Молитва начинается с обращения: 'Отец'. Бог, будучи > Творцом и Подателем жизни, во многих религиях называется Отцом. > Особенно это характерно для христиан, которые станут называть Бога > 'Отцом Господа нашего Иисуса Христа'. У Луки обращение короче, чем > у Матфея ('Отец наш, который в Небесах'). Большинство ученых > полагает, что лукановское обращение ближе к действительности, потому > что за словом 'Отец' стоит арамейское слово 'Абба'. Вероятно, никто, > кроме Иисуса, не обращался так к Богу. Только Он употреблял > это теплое, семейное слово, которым в Палестине называли дети отца > (Мк 14.36; Рим 8.15-16, Гал 4.6). Он и учеников Своих учит повторять > за Ним 'Abba', делая их Своими братьями и тем самым приобщая их > 'к Своим сыновним полномочиям'. {И.Иеремиас, Богословие Нового > Завета, с. 219-220.} Матфей же из благочестивых побуждений добавил > 'который на небесах' - подчеркнув дистанцию между Богом и человеком > и этим сделав обращение ближе к современным ему молитвенным > формулам. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.267-270 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф 6:9-13; 7:7-8; эпизод N100~ по "Брюссельскому согласованию" + + + свящ. Александр Мень об "Отче наш" и ссылки на др. тексты по теме см.: www.messia.ru/rasylka/004/967.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051108/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/8.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *С того самого дня, как услышали о вас, мы не перестаем за вас молиться и просить Бога, чтобы Он дал вам постигнуть сполна Свою волю во всей полноте духовной мудрости и понимания. Мы молимся и о том, чтобы вы жили жизнью, достойной Господа, во всём поступая так, как Ему приятно, и чтобы в любом добром деле труд ваш приносил плоды и вы всё больше и больше постигали Бога. И пусть для этого Он всемерно укрепит и усилит вас соразмерно величию Своей мощи и даст вам великое терпение и стойкость.* (Кол.1:9-11) * * * *Исполнение заповедей научает человека его немощи.* (Симеон Н.Б.) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|