=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 10 ноября   ст.ст., ср
  (седмица 23-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 25-й седм.)
  литургические чтения: 1Фес.2:1-8 или 2Фес.2:1-12; Лк.12:48-59 *.
  



>                      12.49-53 ОГОНЬ РАЗДЕЛЕНИЯ
>                                                        (Мф.10.34-36)

> 49         Огонь пришел Я принести на землю,
>               и как Я хочу, чтобы он скорей разгорелся!
> 50         В пучину Мне предстоит погрузиться,
>               и как Я томлюсь, пока в ней не омоюсь!
> 51         Вы думаете, Я пришел дать земле мир?
>               Нет! - говорю вам. Не мир, но разделение!
> 52         Отныне, если в доме пятеро, они разделятся:
>               трое будут против двух и двое против трех.
> 53         Отец будет против сына,
>               и сын против отца,
>            мать против дочери
>               и дочь против матери,
>            свекровь против невестки
>               и невестка против свекрови.

>                       ----------------------------------------------
>                       || 50 Мк.10.38-39   51 Лк.2.34-35   53 Мих.7.6

> Ст.  49 - Рассказав ученикам, какие требования Он к ним предъявляет,
> Иисус  обращается к собственной миссии. Он направляется в Иерусалим,
> сознательно  идя   навстречу   смерти.    Огонь  пришел  Я  принести
> на  землю   -  дословно: 'Огонь пришел Я бросить на землю'. 'Бросить
> огонь'  -  это  семитский  оборот, означающий 'разжечь'. В Священном
> Писании  огонь  чаще  всего   означает   суд,    а  также   очищение
> или     разделение   (см. Иер.23.29; Ис.33.14; Быт.19.24; Исх.9.24).
> Кроме  того,     огонь    метафорически    означал     Святой    Дух
> (см.  3.16  ...;  Деян.2.3).  Здесь  речь идет, вероятно, о грядущем
> Божьем  Суде  и  о  событиях,  предшествующих  ему.  В Ветхом Завете
> огонь   - излюбленный образ Божьего гнева, обрушивающегося на людей.

> Ст.  50 - Второй привычной метафорой для катастрофы и суда был образ
> потопа.   Вода   также   символизирует  несчастье  и  смуту.  Глагол
> 'баптидзомай',    первоначально   означавший   'погружаться  в  воду
> с головой', приобрел переносное значение 'испытывать беды, гибнуть'.
> О  таком погружении в пучину бед говорится в Пс.42.7(41.8); Ис.43.2;
> Мк.10.39,   а  также  в  языческой  литературе  (Плутарх,  Либаний).
> Особенно  показателен  Пс  69(68).2, в первой строке которого Симмах
> {Симмах - переводчик Библии на греческий язык, нач. II в. н.э. ...}
> употребил  этот глагол. Вероятно, такой образ погружения в гибельные
> воды  навеян  воспоминанием  о  потопе.    День  Суда   сравнивается
> с  потопом,    который  уничтожит   с  лица  земли   потомство   Ноя
> (ср.  17.26-27;  Мф.24.37-39).    Оба  эти  образа часто соединялись
> в  Библии  и  стали привычными для людей (см. 2Петр.3.6-7; Сивиллины
> Оракулы, Кумранские тексты).

> Иисус принес весть о наступлении Царства, и Его весть привела к суду
> и  разделению среди людей.   В подобной ситуации ученики побуждаются
> к  верности и преданности - они были в центре предыдущих притч. Ведь
> им  тоже  предстоит погрузиться в пучину, в которой будет омыт Иисус
> (Мк.10.38-39).

> Ст. 49-50 имели огромное количество толкований. Под огнем понимались
> вера  учеников,  святость,  Святой Дух. Но все же подобное понимание
> маловероятно.     Соединение  двух,   казалось бы,   противоположных
> образов  -      потопа    как  суда    над  грешным    человечеством
> и  эсхатологического  огня  в  День Божьего Суда -   стало привычным
> в   еврейской     мысли   (см. Иез.38.22; Ис.30.27-28; Лк.17.26-28).
> Иисус  сводит  на  землю  разрушительный огонь,   но Он же  страдает
> от  него:  Ему  предстоит  погрузиться в пучину страдания, благодаря
> которому  гнев Божий будет отвращен  от людей  (ср. Ис.52.13-53.12).
> И  огонь,    и  вода  означают  м`уки прежде всего  для Него самого.
> Ведь  главным содержанием  Его  миссии явится заместительная  смерть
> по   воле    Бога  (см.  Гал.3.13;  2Кор.5.21).       Таким  образом
> Иисус  предсказывает  Свою  смерть,  Он  и  ждет ее, и страшится ее.
> 'Соединение огненного потопа и потопа водного присутствует в двойной
> метафоре  в  Лк.12.49-50...   В  этой   двойной  метафоре мы  слышим
> эхо   трагического  конфликта,  интенсивность  которого  не  находит
> параллелей нигде  в Библии,  кроме самооткровений  пророка  Иеремии,
> это  конфликт между властным призывом исполнить миссию и болью рвать
> естественные  привязанности.  Иисус вводит Новый Век.  Но Он знает -
> и  это  глубоко  печалит Его, - что путь к Новому Творению пролегает
> через  горе   и   разрушение,  через  очищение и суд, через огненный
> и   водный  потоп.   "Тот,   кто рядом со Мной, рядом с огнем;  тот,
> кто  далеко  от Меня, далеко от Царства"' {J.Jeremias, The Parabeles
> of Jesus ...} (аграфон)
> {- речение Иисуса, не записанное в Евангелиях; в данном случае
> оно зафиксировано в Евангелии от Фомы (82) и у Оригена}.

> Ст. 51  -  Иисус произносил парадоксальные слова, которые,  казалось
> бы,  противоречат  привычным  представлениям.  Пророк  Исайя называл
> грядущего  Мессию  Князем  мира  <(шалома)>,    то  есть  источником
> и  первопричиной  мира  (Ис.9.6;  11.9);  см.  также  Мф.5.9; 10.13;
> Ин.14.27.  Раввинистические  писания  также  утверждали,  что Мессия
> установит  новый  миропорядок,  в котором будут отсутствовать войны.
> Конечно,    перед  началом мессианского века будут войны, катастрофы
> и раздор, но затем наступит великое замирение, когда все враги будут
> повержены  и  покорены  и  земля  Израиля будет наслаждаться покоем.
> Иисус,      казалось  бы,   решительно  опровергает   эти   взгляды:
> 'Вы думаете,  Я пришел дать земле мир?  Нет! -  говорю вам.  Не мир,
> но разделение!' 

> Из  Евангелий  видно,  что  Иисус  пришел  восстановить  народ Божий
> Израиль  во  всей  полноте мирных и гармонических отношений с Богом,
> уничтожить  вражду,   возникшую  в результате  греха  и  разделения.
> Своих  учеников  Он  посылает  с  той же Вестью о мире.   Но  далеко
> не  всюду  их принимают,  и тогда предложенный ими мир  возвращается
> к ним. Не они берут в руки меч, убивая тех, кто не принял их, но те,
> кто  не  приняли  их Весть о примирении, отвергнув волю Бога. Не они
> преследуют,  мучают  и казнят, но те. Они отвергли мир, предложенный
> Иисусом,    и   развязали   войну  с  Богом.   Но невольной причиной
> этой  вражды  стал  Иисус  и  поэтому Он лишь констатирует ситуацию.
> Разделение  -  это не цель, а неизбежное следствие.   Иисус не похож
> на  лжепророков,   которые  в  угоду  власть  имущим   возвещают мир
> и  безопасность  в  то  время,  когда  человечество  сто`ит на грани
> катастрофы  (Иер.6.14;  8.11;  Иез.13.10;  1Фес.5.3).  Но  Он никоим
> образом  не  сторонник  священных   войн  с язычниками и  еретиками,
> Он отвергает воззрения зелотов, стремившихся войной с Римом ускорить
> наступление    Царства    Бога.    Этими словами Иисус предупреждает
> Своих  посланцев  о  том,  что путь, который Он им предлагает, узок,
> труден и мучителен. Но Его слова также свидетельствуют о наступлении
> конечных,  эсхатологических  времен,  для которых характерна вспышка
> зла   и  насилия,  и  Его  приход  говорит  о  наступлении  эсхатона
> (Откр.6.4).

> Ст. 52-53  -  Разделение приведет и к разрыву кровных,  семейных уз,
> иногда   оно   рассечет   членов  одной   семьи,    отделяя   верных
> от  неверующих.  Человек  не  раз должен был делать выбор - в пользу
> своей семьи или в пользу Иисуса.

> Нам  сейчас  уже  не  всегда легко понять, что это значило для людей
> того  времени,  когда  семья,  род,  клан  воспринимались  как нечто
> незыблемое,   абсолютно   надежное,  гарантирующее  человеку  подчас
> единственную помощь и защиту. Пророки, междузаветные и талмудические
> тексты     часто    говорили    о   том,     что   конечные  времена
> будут   характеризоваться  враждой  в  семье  (Мих.7.6;  1Енох.56.7;
> 100.1-2;    4Ездр.5.9;  6.24;   2Вар.70.3,7;   см.  также Мк.13.12).
> В   междузаветной  литературе  часто  говорится  о  взаимной  вражде
> поколений.   См.   1.17,  где  говорится  о  задаче  Предтечи  стать
> примирителем  разделенных враждой семейств. Но апостолы должны нести
> свое служение даже в такие смутные и страшные времена.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М.:2004; стр.315-319 ]



        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.10:34-36; 16:2-3; 5:25-26;
          эпизод N 61 по "Брюссельскому согласованию"




*******  ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: **************
* В.Н.Кузнецова: Не мир, а меч? (Мф.10:34-36 )      #
*           www.messia.ru/rasylka/003/480.htm#0    #
* митр. Антоний Блум: Совесть влечет нас на Суд       #
*             www.messia.ru/rasylka/003/612.htm#3   #
* Яков Кротов: враги человеку домашние его (Мф.10:36)  #
*               www.messia.ru/rasylka/004/981.htm#0  #
* Он же: Антихрист - вполне домашнее существо           #
*             www.messia.ru/rasylka/003/618.htm#0      #
* Он же: Примирение с противником.  (Мф.5:25-26)         #
*                www.messia.ru/rasylka/003/464.htm#0  #
* Он же: Лицо неба и лицо времени... (Мф.16:3)         #
*              www.messia.ru/rasylka/003/511.htm#0   #
* д. Андрей Кураев: путь  между двумя крайностями     #
*           www.messia.ru/rasylka/002/157.htm#0    #
 ====================================================

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051123/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/23.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки               mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник*                ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*А народу Иисус сказал:
 "Когда вы видите, что на западе поднимается туча,
  вы сразу говорите: 'Будет дождь', и это сбывается.
  А когда дует южный ветер,
  вы говорите: 'Будет жара', и это сбывается.
  Лицемеры!
  Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду,
  а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете?
  Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее?
  Ведь когда идешь с истцом в суд,
  лучше тебе приложить все старания,
  чтобы помириться с ним по дороге,
  иначе он отведет тебя к судье,
  а судья отдаст тюремщику,
  а тюремщик бросит в тюрьму.
  Верно тебе говорю, оттуда не выйдешь,
  пока не отдашь весь долг до последнего гроша".
                                        (Лк.12:54-59)
                                * * *
*Свобода не там, где выбор, а там, где творчество.* (Я.К.)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1330.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ Опыт молитвы: К.С.Льюис (14)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»