ев. чт-е - 25-й седм. Лк.13:1-9 [+] > И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную [+] > смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал [+] > виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой [+] > смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? [+] > Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, [+] > пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если [+] > же нет, то в следующий год срубили" ее. > Согласно с ходом речи приводит притчу сию. Перед этим Он сказал: > "если вы не покаетесь то погибнете". Теперь, кстати присовокупляет > притчу сию. Смоковница есть народ иудейский, производящий > одни только горькие листья, а плодов не приносящий. Стоял он > в винограднике Божием, то есть в церкви иудейской. Домовладыка - > Христос - приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел, > но не нашел. Приходил Он по три срока: раз - через Моисея, > в другой - через пророков, а в третий - Сам лично. Наконец, > поскольку, несмотря на всё это, иудеи не покаялись, Христос отсек их > от любви Божией. <...> - Под смоковницей можно разуметь и всё > человечество: под домовладыкой - Бога Отца; под виноградарем - > Сына Божия, явившегося во плоти для того, чтоб приложить попечение > и очистить наш виноградник. Христос не позволяет срубить > эту смоковницу как бесплодную, говоря Отцу: "оставь ее и на этот > год". Если (люди) не улучшились чрез Закон и пророков и не принесли > плода покаяния, то Я еще напою их Своим учением и страданиями, и, > может быть, они принесут плод благопокорности. Если ж смоковница > не принесет плода, то после срубишь ее, отвергнув их от участи > праведных. По три раза Бог искал плода в роде нашем (человеческом), > и (трижды) он не дал: в первый раз, когда мы преступили заповедь > в раю (Быт.3); в другой, когда во время законодательства <отлили> > тельца (Исх.32) и славу Бога променяли "на изображение вола, ядущего > траву" (Пс.105,20); в третий, когда испрашивали (на распятие) > Спасителя и Господа, говоря: нет у нас царя, кроме кесаря > (Ин.19,15). - И каждый из нас в частности есть смоковница, > посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто > сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит > тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. > Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? Или Ангел > хранитель каждого, или и сам человек. Ибо каждый сам для себя > есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным > опасностям, мы говорим: "Господи! Оставь и на этот год, > и мы покаемся". Ибо это означает окопать и обложить навозом. > Душа окапывается, когда она оттрясает с себя пыль житейских забот > и делается легкой. Она облагается навозом, то есть теплотой жизни > бесславной и всеми презираемой. Ибо когда кто для спасения души > оставляет славу и решается на жизнь бесславную, тогда это называется > обложить душу навозом, чтобы она принесла плод. Если принесем плод, > то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем > винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали > напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится > и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам > не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести > плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие > посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод > принесут. - Говорится, что домохозяин приходил к смоковнице по три > года, может быть, потому, что нам даны три Закона, через кои Господь > к нам приходит, именно: естественный, Моисеев и духовный. > Нам следовало приносить плод и при руководстве естественного закона, > ибо природа сама по себе научает должному. Но поскольку Господь > нашел естественный закон бездейственным в нас, то в помощь > естественному Он дал Моисеев Закон. Когда же и сей оказался > бесполезным по нашему нерадению, Он дал Закон духовный. Итак, чьей > души не улучшат эти три закона, кто не может улучшиться, несмотря > на долголетие и человеколюбие, тот уже не оставляется на дальнейшее > время, поскольку Бог не может обманываться отсрочками. - Разумей, > пожалуй, под тремя годами и три состояния возрастов: отрочество, > или юность, которая считается до восемнадцати лет, мужество > и состояние тех, кои начинают уже седеть. Поэтому, если мы > и на старости, в этот третий год, не принесем плодов и если нам > еще попущено будет жить, чтобы обложить себя навозом, > чрез восприятие бесславной жизни ради Христа, а мы и опять солжем, > тогда Господь уже не пощадит нас, но срубит, чтобы мы не занимали > землю напрасно и притом с вредом для других. И это изъяснение > мне кажется более близким к предлежащей цели. [ Феофилакт Болгарский. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo14.html ]