=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 20 ноября   ст.ст., сб
  (седмица 24-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 26-й седм. Рожд. пост)
  литургические чтения: 2Кор.11:1-6 или Гал.3:8-12; Лк.9:57-62.



>                 9.57-62 ИИСУС ОТВЕРГАЕТ ТРЕХ ЧЕЛОВЕК
>                             (Мф.8.18-22)

> 57    Они продолжали путь, и в дороге какой-то человек сказал
>     Иисусу:
>       - Я готов следовать за Тобой повсюду, куда бы Ты ни шел.

> 58    - У лис есть норы, у птиц - гнезда, а Сыну человеческому
>     негде голову приклонить, - ответил ему Иисус.

> 59     Другому же Иисус сказал:
>       - Следуй за Мной.

>       - Господин мой, позволь, я сначала вернусь домой
>     и похороню отца, - ответил тот.

> 60    - Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов,
>     а ты иди и возвещай Царство Бога, - сказал Иисус.

> 61    Другой человек сказал Ему:
>       -  Господин мой, я пойду за Тобой. Но позволь,
>     я сначала попрощаюсь с домочадцами.

> 62    - Тот, кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад,
>     непригоден для Царства Бога, - ответил Иисус.


>       --------------------------------------------------------------
>       *61  кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад  - в ряде
>                  рукописей: 'кто оглядывается назад, берясь за плуг'
>       --------------------------------------------------------------
>                                                     || 61 3Цар 19.20


> В  этом  повествовании  Иисус  предстает  властным и требовательным.
> Будучи  воплощением любви Божьей, Он отнюдь не поощряет мягкотелости
> и  нерешительности.    Он   требует  безусловного  подчинения   себе
> не  потому,  что  Он  авторитарен, а потому, что в Его лице с людьми
> говорит  сам  Бог,  предъявляющий  к  Своим  избранникам требования,
> которые обычным людям не под силу исполнить.

> Ст. 57  -  Как правило,  люди сами находили того человека, учителями
> которого  хотели бы стать, и просили его об этом. Но в синоптических
> Евангелиях  Иисус   действует  иначе:   Он  сам  находит  тех,  кого
> Он  выбрал,  и  зовет  за собой. Во всех случаях, когда люди просили
> разрешить им быть с Ним, они получают отказ (см. также 8.38).

> Ст. 58  -  Иисус  объясняет  Свой  отказ тяготами ученичества:  Он -
> бездомный  проповедник  и Его ученикам придется вести такой же образ
> жизни.  В  Пс.8.5-9   "сын  человеческий",  то  есть человек, назван
> вершиной  творения  Божьего,     поставленного  над  всеми   зверями
> и птицами, но Иисусу уготованы на земле бездомность и лишения.

> Ст. 59   -  Другого  человека  Иисус  позвал  за собой. Тот хотел бы
> следовать   за  Иисусом,  но  просит  отсрочки,  потому  что  должен
> вернуться домой и похоронить отца.

> Ст. 60   -  Иисус  отвечает категорическим отказом.  Пускай мертвецы
> хоронят  своих  мертвецов  - под 'мертвецами' обычно понимают людей,
> духовно мертвых,   ведущих биологическое существование и равнодушных
> к  истинной  жизни.  Вероятно, это единственно правильное понимание,
> тем более что идея духовной смерти не была незнакомой для слушателей
> Иисуса.

> Если эти Его слова и сейчас приводят читателей Евангелия в состояние
> шока,  давайте  представим  себе реакцию Его слушателей, для которых
> достойное   погребение   родителей  всегда  было  священным  долгом,
> важнейшей   религиозной   обязанностью   человека.  Этого  требовала
> заповедь Декалога о почитании отца и матери. Если мертвого оставляли
> не   похороненным,   это  считалось  страшным  богохульством.  Ведь,
> согласно преданиям, Бог сам похоронил Моисея. В Палестине, вероятно,
> по  причине   жаркого  климата,   умершего  хоронили  в день смерти,
> а  за  ним  следовала  неделя  траура.   Эта  обязанность  считалась
> выше  многих прочих религиозных установлений. Так, в день погребения
> скорбящий сын мог не читать ежедневные молитвы и не исполнять другие
> религиозные обряды. Собственно говоря, в древности для того и рожали
> детей,   чтобы  те обеспечили им надлежащее погребение,   потому что
> от  этого,  согласно  представлениям,  бытовавшим  у многих народов,
> зависело,    обретет ли умерший покой или он будет обречен скитаться
> в виде призрака.

> Иисус, сказав такие жесткие, а может быть, даже жестокие слова, вряд
> ли   выступал   против  заповеди  Закона  Моисея.  Невозможно  также
> представить,   чтобы   Он   разделял   убеждения  некоторых  древних
> философов,  которые  и  сейчас  оскорбляют  наш  слух: 'Трупы значат
> меньше, чем экскременты'. Для евреев вообще было характерно глубокое
> уважение  к  телесной  оболочке  человека,    потому  что они верили
> в телесное воскресение.

> И  всё  же  слова Иисуса ошеломляют. Вот почему существует множество
> попыток хоть отчасти смягчить их. Например, ряд ученых, занимающихся
> обратным  переводом  Евангелий с греческого на арамейский, высказали
> предположение,  что  перед  нами  неправильный  перевод  и что слова
> Иисуса   значат   нечто  иное.   Проблема  заключается  в  том,  что
> нет  единого решения. Ведь разные ученые предлагают свои собственные
> трактовки, отличающиеся друг от друга, а это наводит на сомнения.

> Может  быть,  ближе  всего  к  истине  предположение, что отец этого
> ученика  состарился,  но еще не умер и что ученик хотел бы исполнить
> свой  сыновний  долг,   оставаясь рядом с ним и лелея  его старость.
> В таком случае его отсутствие могло бы растянуться на несколько лет.
> Чувства  сына  заслуживают  всяческого  уважения,  но Иисус не может
> ждать  и  не  может  полагаться на человека, который на первое место
> поставил  не  Бога, но кого-то иного, пусть даже родителей. Конечно,
> многое  стало  бы  нам  понятнее,  если бы евангелисты Матфей и Лука
> сообщили  нам  хоть  какие-нибудь  подробности  этой истории. Но они
> этого   не делают,  потому что  пишут не историю, а возвещают Весть,
> не  удовлетворяют  нашу  любознательность,    но  дают  нам  образцы
> для подражания.

> С  приходом Иисуса наступила заря Божьего  правления,  где  не будет
> ни  смерти,  ни  траура.   Ты  иди  и возвещай Царство Бога  - Иисус
> хочет,   чтобы  Его  избранник  стал  вестником  этой  новой  Жизни.
> Его слова так же парадоксальны, как и 6.22; 9.24; 14.26 и др.

> Ст. 61 - Еще один человек хотел бы попрощаться с родными,  перед тем
> как  покинуть родной дом. Как известно, Илия разрешил Елисею сделать
> это (3Цар.19.20).

> Ст. 62  -   Тот, кто взялся за плуг...  - вероятно,  это пословичное
> выражение.   Даже  семейные  узы  становятся  препятствием,  тянущим
> человека  назад.    Решение следовать за Иисусом должно быть твердым
> и продуманным.

> Какой  же урок преподает нам этот рассказ? Иисус не всех брал к себе
> в  ученики, а только некоторых, следовательно, эти предельно жесткие
> требования   распространяются  не  на  всех,   а только на тех,  кто
> Им   избран.  Иисус  не отменяет ни семьи, ни сыновних обязанностей,
> ни заповеди (ср. Мф.15.4, где заповедь о почитании родителей названа
> исходящей  от  Бoга).    Но  есть    горстка людей, которые  должны,
> если  согласны  на  это,   во  всём подражать Ему,  а Он ведет битву
> с  силами  зла.  Призванные  Им  -   это воины,  стоящие рядом с Ним
> в  строю.  Воин не может оставить смертельную схватку только потому,
> что  у  него  что-то  случилось  в  семье.  Долг  воина - выше всего
> остального,  правила  военного  времени отличаются от правил времени
> мирного.  Если  Елисею было позволено попрощаться с родителями перед
> тем,    как   занять   место  Илии,  то  сейчас иные обстоятельства,
> они  не  терпят  даже короткого отлагательства, и, кроме того, перед
> нами  не  Илья, а сам Сын Божий. Те, кто с Иисусом, должны подражать
> Ему во всем. Он же требует от Своих ближайших сподвижников того, что
> Он  сам  уже  сделал.  Он  не  вступил  в  брак  (не из аскетических
> соображений,   но   потому,   что   целиком   посвятил   себя  Своей
> деятельности), а ведь брак рассматривался как исполнение Божьей воли
> (Быт.2.24).  Он  оставил Свою мать, хотя долг сына заключался в том,
> чтобы   заботиться  о  ней.   Он жил,  не имея ни собственного дома,
> ни  постоянного  пристанища,    ночуя  где  придется.  Иисус требует
> от Своих учеников того, что Он сам уже осуществил в Своей жизни. Да,
> это   трудно,   но  Господь  не  обещал легкого,  проторенного пути,
> Он  обещал  трудный  путь  и узкие ворота, и сам Он шел таким путем.
> Запрет  ученику  отлучиться  на  время  похорон стоит  в одном  ряду
> с   другими,  не  менее  трудными  и  шокирующими  словами,  такими,
> например,  как  то, что Его достоин только тот, кто любит Его больше
> отца или матери;  что Он пришел принести не мир, но меч;  что первым
> и  самым важным будет тот, кто станет последним и будет всем слугой.
> Вот  почему  так  важно   теперь  в  понятии  'Богочеловек'  ставить
> на   первое   место   Его  человеческую  природу.  Тогда  мы  сможем
> воспринимать  Его  слова  всерьез,  не  пытаясь придумывать обходные
> пути,  не ища себе оправданий: мы, дескать, всего лишь люди, слабые,
> грешные,  а  Он  Бог,  Он  всё может,  а мы нет...  Только тот,  кто
> не  откажется  следовать  за Ним, ничего не устрашась, вдруг поймет,
> что  эти,  казалось  бы,  невозможные  для  исполнения  слова Иисуса
> каким-то  странным    образом   не вступают в противоречие с другими
> Его  словами  -  о  том,  что  заповеди  Его просты и ноша Его легка
> (Мф.11.30).

> Иисус  требует  полной  самоотдачи,  безраздельного  посвящения себя
> Богу,  вплоть до мучительного и невыносимого разрыва уз, соединяющих
> людей  с теми, кто им дороже всего. Здесь уместно вспомнить и о том,
> что  первосвященникам  и  левитам было запрещено прикасаться к телам
> умерших,  включая даже своих родителей. Соратники Иисуса - это народ
> первосвященников и левитов.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М., 2004; стр.362-7 ]



    _____~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~__________________________________
   #**** К ЕВАНГЕЛЬСКОМУ ЧТЕНИЮ:                                  ###
    # * митр. Сурожский Антоний: решимость ответить на Божий призыв  #
     #                         www.messia.ru/rasylka/002/134.htm#0 #
      # * Каллист Ангеликуд:                                         #
      #   "мертвецы" -  живущие по-мирскому и слившихся с миром      #
       #                 krotov.info/library/01_a/ang/elikud.htm (2) #
        # * Свт. Иероним Стридонтский: "мертвецы" - неверующие       #
         #        www.krotov.info/library/i/ieronim/mt_3.html (8:22) #
          #* Джон МакКензи: Глубина покаяния                         #
           #        www.messia.ru/rasylka/004/990.htm#0            #
            # * Чарлз Гаролд Додд: притча о неводе                   #
             #        www.messia.ru/rasylka/005/1217.htm#0         #
              ########################################################



 +++ митр. Сурожский Антоний: самопознание: качество моей любви
                          www.messia.ru/rasylka/002/265.htm#0
 +++ Он же: Самопознание. Исповедь. Простить Бога. Принять себя...
                             www.messia.ru/rasylka/004/977.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051203/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/3.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Ах, вам бы потерпеть меня, даже если я немного глуповат!
 Ну уж потерпите, пожалуйста!
 Ведь я ревную вас Божьей ревностью:
 я обручил вас одному-единственному Мужу - Христу
 и должен вручить Ему целомудренную невесту.
 Но Еву Змей обманул своим коварством.
 Боюсь, как бы и ваш ум не оказался совращен
 и не отдалился бы от безраздельной и чистой преданности Христу.
 Ведь если кто-то приходит и возвещает вам иного Иисуса -
 которого мы не возвещали;
 иной Дух - которого вы не принимали;
 иную Весть - которую вы не получали, -
 вы прекрасно это т`ерпите!* (2Кор.11:1-4)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1340.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»