Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 20 ноября ст.ст., сб (седмица 24-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 26-й седм. Рожд. пост) литургические чтения: 2Кор.11:1-6 или Гал.3:8-12; Лк.9:57-62. > 9.57-62 ИИСУС ОТВЕРГАЕТ ТРЕХ ЧЕЛОВЕК > (Мф.8.18-22) > 57 Они продолжали путь, и в дороге какой-то человек сказал > Иисусу: > - Я готов следовать за Тобой повсюду, куда бы Ты ни шел. > 58 - У лис есть норы, у птиц - гнезда, а Сыну человеческому > негде голову приклонить, - ответил ему Иисус. > 59 Другому же Иисус сказал: > - Следуй за Мной. > - Господин мой, позволь, я сначала вернусь домой > и похороню отца, - ответил тот. > 60 - Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов, > а ты иди и возвещай Царство Бога, - сказал Иисус. > 61 Другой человек сказал Ему: > - Господин мой, я пойду за Тобой. Но позволь, > я сначала попрощаюсь с домочадцами. > 62 - Тот, кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад, > непригоден для Царства Бога, - ответил Иисус. > -------------------------------------------------------------- > *61 кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад - в ряде > рукописей: 'кто оглядывается назад, берясь за плуг' > -------------------------------------------------------------- > || 61 3Цар 19.20 > В этом повествовании Иисус предстает властным и требовательным. > Будучи воплощением любви Божьей, Он отнюдь не поощряет мягкотелости > и нерешительности. Он требует безусловного подчинения себе > не потому, что Он авторитарен, а потому, что в Его лице с людьми > говорит сам Бог, предъявляющий к Своим избранникам требования, > которые обычным людям не под силу исполнить. > Ст. 57 - Как правило, люди сами находили того человека, учителями > которого хотели бы стать, и просили его об этом. Но в синоптических > Евангелиях Иисус действует иначе: Он сам находит тех, кого > Он выбрал, и зовет за собой. Во всех случаях, когда люди просили > разрешить им быть с Ним, они получают отказ (см. также 8.38). > Ст. 58 - Иисус объясняет Свой отказ тяготами ученичества: Он - > бездомный проповедник и Его ученикам придется вести такой же образ > жизни. В Пс.8.5-9 "сын человеческий", то есть человек, назван > вершиной творения Божьего, поставленного над всеми зверями > и птицами, но Иисусу уготованы на земле бездомность и лишения. > Ст. 59 - Другого человека Иисус позвал за собой. Тот хотел бы > следовать за Иисусом, но просит отсрочки, потому что должен > вернуться домой и похоронить отца. > Ст. 60 - Иисус отвечает категорическим отказом. Пускай мертвецы > хоронят своих мертвецов - под 'мертвецами' обычно понимают людей, > духовно мертвых, ведущих биологическое существование и равнодушных > к истинной жизни. Вероятно, это единственно правильное понимание, > тем более что идея духовной смерти не была незнакомой для слушателей > Иисуса. > Если эти Его слова и сейчас приводят читателей Евангелия в состояние > шока, давайте представим себе реакцию Его слушателей, для которых > достойное погребение родителей всегда было священным долгом, > важнейшей религиозной обязанностью человека. Этого требовала > заповедь Декалога о почитании отца и матери. Если мертвого оставляли > не похороненным, это считалось страшным богохульством. Ведь, > согласно преданиям, Бог сам похоронил Моисея. В Палестине, вероятно, > по причине жаркого климата, умершего хоронили в день смерти, > а за ним следовала неделя траура. Эта обязанность считалась > выше многих прочих религиозных установлений. Так, в день погребения > скорбящий сын мог не читать ежедневные молитвы и не исполнять другие > религиозные обряды. Собственно говоря, в древности для того и рожали > детей, чтобы те обеспечили им надлежащее погребение, потому что > от этого, согласно представлениям, бытовавшим у многих народов, > зависело, обретет ли умерший покой или он будет обречен скитаться > в виде призрака. > Иисус, сказав такие жесткие, а может быть, даже жестокие слова, вряд > ли выступал против заповеди Закона Моисея. Невозможно также > представить, чтобы Он разделял убеждения некоторых древних > философов, которые и сейчас оскорбляют наш слух: 'Трупы значат > меньше, чем экскременты'. Для евреев вообще было характерно глубокое > уважение к телесной оболочке человека, потому что они верили > в телесное воскресение. > И всё же слова Иисуса ошеломляют. Вот почему существует множество > попыток хоть отчасти смягчить их. Например, ряд ученых, занимающихся > обратным переводом Евангелий с греческого на арамейский, высказали > предположение, что перед нами неправильный перевод и что слова > Иисуса значат нечто иное. Проблема заключается в том, что > нет единого решения. Ведь разные ученые предлагают свои собственные > трактовки, отличающиеся друг от друга, а это наводит на сомнения. > Может быть, ближе всего к истине предположение, что отец этого > ученика состарился, но еще не умер и что ученик хотел бы исполнить > свой сыновний долг, оставаясь рядом с ним и лелея его старость. > В таком случае его отсутствие могло бы растянуться на несколько лет. > Чувства сына заслуживают всяческого уважения, но Иисус не может > ждать и не может полагаться на человека, который на первое место > поставил не Бога, но кого-то иного, пусть даже родителей. Конечно, > многое стало бы нам понятнее, если бы евангелисты Матфей и Лука > сообщили нам хоть какие-нибудь подробности этой истории. Но они > этого не делают, потому что пишут не историю, а возвещают Весть, > не удовлетворяют нашу любознательность, но дают нам образцы > для подражания. > С приходом Иисуса наступила заря Божьего правления, где не будет > ни смерти, ни траура. Ты иди и возвещай Царство Бога - Иисус > хочет, чтобы Его избранник стал вестником этой новой Жизни. > Его слова так же парадоксальны, как и 6.22; 9.24; 14.26 и др. > Ст. 61 - Еще один человек хотел бы попрощаться с родными, перед тем > как покинуть родной дом. Как известно, Илия разрешил Елисею сделать > это (3Цар.19.20). > Ст. 62 - Тот, кто взялся за плуг... - вероятно, это пословичное > выражение. Даже семейные узы становятся препятствием, тянущим > человека назад. Решение следовать за Иисусом должно быть твердым > и продуманным. > Какой же урок преподает нам этот рассказ? Иисус не всех брал к себе > в ученики, а только некоторых, следовательно, эти предельно жесткие > требования распространяются не на всех, а только на тех, кто > Им избран. Иисус не отменяет ни семьи, ни сыновних обязанностей, > ни заповеди (ср. Мф.15.4, где заповедь о почитании родителей названа > исходящей от Бoга). Но есть горстка людей, которые должны, > если согласны на это, во всём подражать Ему, а Он ведет битву > с силами зла. Призванные Им - это воины, стоящие рядом с Ним > в строю. Воин не может оставить смертельную схватку только потому, > что у него что-то случилось в семье. Долг воина - выше всего > остального, правила военного времени отличаются от правил времени > мирного. Если Елисею было позволено попрощаться с родителями перед > тем, как занять место Илии, то сейчас иные обстоятельства, > они не терпят даже короткого отлагательства, и, кроме того, перед > нами не Илья, а сам Сын Божий. Те, кто с Иисусом, должны подражать > Ему во всем. Он же требует от Своих ближайших сподвижников того, что > Он сам уже сделал. Он не вступил в брак (не из аскетических > соображений, но потому, что целиком посвятил себя Своей > деятельности), а ведь брак рассматривался как исполнение Божьей воли > (Быт.2.24). Он оставил Свою мать, хотя долг сына заключался в том, > чтобы заботиться о ней. Он жил, не имея ни собственного дома, > ни постоянного пристанища, ночуя где придется. Иисус требует > от Своих учеников того, что Он сам уже осуществил в Своей жизни. Да, > это трудно, но Господь не обещал легкого, проторенного пути, > Он обещал трудный путь и узкие ворота, и сам Он шел таким путем. > Запрет ученику отлучиться на время похорон стоит в одном ряду > с другими, не менее трудными и шокирующими словами, такими, > например, как то, что Его достоин только тот, кто любит Его больше > отца или матери; что Он пришел принести не мир, но меч; что первым > и самым важным будет тот, кто станет последним и будет всем слугой. > Вот почему так важно теперь в понятии 'Богочеловек' ставить > на первое место Его человеческую природу. Тогда мы сможем > воспринимать Его слова всерьез, не пытаясь придумывать обходные > пути, не ища себе оправданий: мы, дескать, всего лишь люди, слабые, > грешные, а Он Бог, Он всё может, а мы нет... Только тот, кто > не откажется следовать за Ним, ничего не устрашась, вдруг поймет, > что эти, казалось бы, невозможные для исполнения слова Иисуса > каким-то странным образом не вступают в противоречие с другими > Его словами - о том, что заповеди Его просты и ноша Его легка > (Мф.11.30). > Иисус требует полной самоотдачи, безраздельного посвящения себя > Богу, вплоть до мучительного и невыносимого разрыва уз, соединяющих > людей с теми, кто им дороже всего. Здесь уместно вспомнить и о том, > что первосвященникам и левитам было запрещено прикасаться к телам > умерших, включая даже своих родителей. Соратники Иисуса - это народ > первосвященников и левитов. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.362-7 ] _____~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~__________________________________ #**** К ЕВАНГЕЛЬСКОМУ ЧТЕНИЮ: ### # * митр. Сурожский Антоний: решимость ответить на Божий призыв # # www.messia.ru/rasylka/002/134.htm#0 # # * Каллист Ангеликуд: # # "мертвецы" - живущие по-мирскому и слившихся с миром # # krotov.info/library/01_a/ang/elikud.htm (2) # # * Свт. Иероним Стридонтский: "мертвецы" - неверующие # # www.krotov.info/library/i/ieronim/mt_3.html (8:22) # #* Джон МакКензи: Глубина покаяния # # www.messia.ru/rasylka/004/990.htm#0 # # * Чарлз Гаролд Додд: притча о неводе # # www.messia.ru/rasylka/005/1217.htm#0 # ######################################################## +++ митр. Сурожский Антоний: самопознание: качество моей любви www.messia.ru/rasylka/002/265.htm#0 +++ Он же: Самопознание. Исповедь. Простить Бога. Принять себя... www.messia.ru/rasylka/004/977.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051203/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/3.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Ах, вам бы потерпеть меня, даже если я немного глуповат! Ну уж потерпите, пожалуйста! Ведь я ревную вас Божьей ревностью: я обручил вас одному-единственному Мужу - Христу и должен вручить Ему целомудренную невесту. Но Еву Змей обманул своим коварством. Боюсь, как бы и ваш ум не оказался совращен и не отдалился бы от безраздельной и чистой преданности Христу. Ведь если кто-то приходит и возвещает вам иного Иисуса - которого мы не возвещали; иной Дух - которого вы не принимали; иную Весть - которую вы не получали, - вы прекрасно это т`ерпите!* (2Кор.11:1-4) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||