=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

*  3 декабря  ст.ст., пт
  (седмица 26-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 28-й седм. Рожд. пост)
  /Память прор. Софонии, †635-605 г. до Р.Х./
  литургические чтения:
                   1Тим.4:4-8,16 или Тит.1:15-2:10; Лк.20:19-26 *.



> <....>  Слово истины  уловляется с трудом  и легко  может ускользать
> от невнимательных.  По <замыслу> Духа,  оно так сжато и кратко,  что
> <в  немногом   выражает>   многое,    и  <из-за  краткости>   удобно
> для  удержания  в  памяти.  Ибо совершенство слова, по самой природе
> его,  состоит  в  том,  чтобы  <из-за  неясности  оно  не  скрывало>
> обозначаемого, и чтобы не быть излишним и пустым, без нужды изобилуя
> речениями.  Таково  и  <..> прочитанное нам из Моисеевых книг слово,
> которое, конечно, запомнили вы, трудолюбцы, если только по краткости
> не  проскользнуло  оно   мимо  вашего  слуха: <...>    внемли  себе:
> да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония   {Берегись, чтобы
> не вошла в сердце твое беззаконная мысль} (Втор.15,9).

> Мы,  <люди>,  удобопреклонны  к  грехам,  совершаемым мыслию; потому
> <Творец>,  зная,  что  большая  часть греха совершается в стремлении
> <воли>,   прежде всего  повелел  нам иметь чистоту в <разуме>.  Ибо,
> чем  всего  чаще  и  удобнее  погрешаем,  то  и удостоил наибольшего
> охранения  и  попечения.  Как  предусмотрительнейшие  врачи  заранее
> приводят    в    безопасность   немощные   тела   предохранительными
> предписаниями,  так общий Попечитель и истинный Врач душ,  что видел
> в  нас  наиболее  поползновенным  ко греху, то и оградил крепчайшими
> стражами.  Ибо  действия  телесные требуют времени, удобного случая,
> трудов  помощников  и  прочих  пособий;  а движения мысли происходят
> <мгновенно>,  совершаются без труда, составляются без усилий; всякое
> время   для   них   удобно.   Иногда  человек  важный,  величающийся
> честностию, нося наружно личину целомудрия и нередко даже сидя среди
> тех,  которые  ублажают  его  за  добродетель,  в невидимом движении
> сердца  уносится мыслию  на место  греха.  Он <представляет> предмет
> своих  желаний,    воображает какую-нибудь неблагопристойную беседу,
> и  вообще, в сокровенной храмине сердца, начертав ясное в себе самом
> удовольствие,   совершает  внутренно  грех,   не  имеющий свидетелей
> и   остающийся  для  всех  неизвестным,    пока   не  приидет   Тот,
> Кто   открывает    <скрытое   во  мраке>   и  объявляет   <сердечные
> намерения>  (1Кор.4,5).  Поэтому  <берегись, чтобы не вошла в сердце
> твое беззаконная мысль>.  Ибо воззревший на жену,  <с вожделением...
> уже   любодействовал...>  в  сердце  своем  (Мф.5,28);   потому  что
> телесные   действия   имеют   много   препятствий,   а   кто  грешит
> произволением <(волей)>, у того грех совершается с быстротою мыслей.
> Посему,    где   падение  скоро,  там   дано нам и скорое охранение.
> <Потому  и  дано  предупреждение:   чтобы  не  вошла  в  сердце твое
> беззаконная мысль.>  Но обратимся лучше к самому началу слова.

> Сказано:   внемли  себе.   Всякое  живое существо от устроившего всё
> Бога  имеет  в  себе  побуждения  к  охранению  своего  собственного
> состава.  И  если  прилежно станешь изучать, то найдешь, что большая
> часть  бессловесных  <{неразумных существ, животных}> не учась имеют
> отвращение   от   вредного,  и  опять,  по  какому-то  естественному
> влечению,  стремятся  к наслаждению полезным. Потому и нам обучающий
> нас  Бог дал сию великую заповедь, чтобы <с помощью> разума находили
> мы  то,  что  у  них  есть от природы; и чтобы то, что бессловесными
> делается   без  размышления,  у  нас    совершалось   со  вниманием,
> при  непрестанном  напряжении  рассудка;  и чтобы мы были исправными
> хранителями  данных   нам   от  Бога   побуждений, <избегая>  греха,
> как  бессловесные  избегают ядовитого в <пище>, и гонясь за правдою,
> как  и  они  отыскивают  в траве питательное. Поэтому   внемли себе,
> чтобы мог ты различать вредное от спасительного.

> Но   <поскольку>   внимать   <можно>  двояко:  или  телесными  очами
> всматриваться   в   предметы  видимые,  или  <разумной>  силою  души
> погружаться  в созерцание бесплотного, то, если скажем, что заповедь
> сия  ограничивается действием очей, тотчас обличим ее невозможность.
> Ибо  как  человеку всего себя обнять глазом? Глаз не может устремить
> своего   зрения   сам  на  себя;  он не досязает до темени, не знает
> ни  хребта,   ни  лица,    ни  расположения  внутренностей в утробе.
> Но  нечестиво  утверждать,  что  заповеди  Духа  невозможны.  Потому
> остается  <понимать>  заповедь  сию  об <действовании разума>. Итак,
> внемли  себе,    то  есть осмотри себя со всех сторон; для охранения
> себя  содержи  неусыпным  душевное  око.    <Ты посреди сетей идешь>
> (Сир.9,18);  врагом  во  многих  местах  поставлены сокрытые <сети>.
> Поэтому  всё   осматривай,   да  <спасешься>,  <как>  серна от тенет
> и  <как>  птица   от  сети  (Притч.6,5).   Серна неуловима  тенетами
> <из-за своей  остроты зрения ...>.  А птица,  когда она внимательна,
> <из-за   легкости>  крыльев  становится  выше  злоухищрения  ловцов.
> Поэтому  смотри,  не  окажись  худшим  бессловесных в охранении себя
> самого,  и  запутавшись  в  сетях, не сделайся добычею диавола <...>
> (2Тим.2,26).

> Итак,   внемли себе,   то есть <будь внимателен не к тому,  что твое
> и  что  около  тебя,  но  к самому себе>; ибо иное - мы сами, иное -
> принадлежащее  нам,  а  иное  -  что  около нас. Мы - это душа и ум,
> <поскольку>   мы  сотворены  по  образу Создавшего; наше -  это тело
> и приобретаемые посредством него ощущения; около же нас - имущества,
> искусства  и прочие удобства жизни.   Поэтому что значит слово  сие?
> Не  плоти  внемли,   не за плотскими благами гонись  всеми <силами>,
> то  есть  за  здравием,   красотою,    наслаждением   удовольствиями
> и  за долголетием;   уважай  не деньги,   не славу,  не владычество;
> не  то  почитай  великим,   что  служит  тебе  для временной  жизни,
> и, <заботясь о сем>, не будь нерадив о преимущественной своей жизни.
> Но   внемли  себе,   то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься,
> чтобы   своею   внимательностию   предотвратить   всякую  нечистоту,
> сообщаемую  ей  пороком,  очистить  ее  от всякого греховного срама,
> украсить  же  и  просветить  ее всякою красотою добродетели. Испытай
> себя  самого,  кто  ты;  познай,  что  тело  твое  смертно,  а  душа
> бессмертна;   что  жизнь  наша  двояка:  одна,  свойственная  плоти,
> скоропреходяща,  а другая, сродная душе, не <имеет> предела. Поэтому
> внемли   себе,      не  останавливайся на смертном,   как на вечном,
> и  не презирай вечного, как преходящего. Не <пекись> о плоти, потому
> что  <она>  преходит;  заботься  о  душе,  <сущности  бессмертной>.
> Со  всевозможным  тщанием  вникай  в себя самого,   чтобы уметь тому
> и  другому  дать  нужное:  плоти  -  пропитание и <одежду>, а душе -
> догматы   благочестия,    благопристойное   поведение,    упражнение
> в добродетели, исправление  страстей,  чтобы  не утучнять тебе тела,
> не   стараться  о  множестве  плоти.  Но  <поскольку   плоть  желает
> противного   духу,   а  дух  -  противного  плоти:  они  друг  другу
> противятся>  (Гал.5,17),    то  смотри,  чтобы  тебе,   прилепившись
> к  плоти,   не уступить большего владычества <тому,  что ниже>.  Как
> при  взвешивании на весах, если обременишь одну чашку, то непременно
> сделаешь  легкою  другую,   противоположную  ей;  так бывает с телом
> и душою: избыточество в одном делает необходимым оскудение в другом.
> Когда  тело  в  добром  состоянии  и обременено тучностию, тогда уму
> необходимо   быть   слабым  и  недостаточным  для  свойственных  ему
> действий.  А  когда  душа  благоустроена  и  размышлением  о  благах
> возвышена  до свойственного ей величия, тогда следствием сего бывает
> увядание телесных сил.

> Одна  и  та  же  сия  заповедь  и полезна недужным и весьма пригодна
> здоровым.   В  болезнях  врачи  советуют больным  быть внимательными
> к себе самим и  не пренебрегать ничем, <что  служит>  к уврачеванию.
> Но подобным сему образом и слово, врач душ наших, сим малым пособием
> исцеляет   страждущую  грехом  душу.   Поэтому  внемли себе,   чтобы
> по  мере прегрешения получить тебе <помощь> от врачевания. Грех твой
> велик и тяжел? - Тебе нужны долгая исповедь, горькие слезы, усильное
> бодрствование,  непрерывный  пост.  Грехопадение  легко  и сносно? -
> Пусть уравняется с ним и покаяние. Только  внемли себе,  чтобы знать
> тебе  здравие  и  болезнь души. Ибо многие от чрезмерного нерадения,
> впав  в великие и неисцелимые болезни, не знают даже и того, что они
> больны.

> Велика  польза сей заповеди и <тем, кто укрепился> для деятельности;
> так что она одна и  больных врачует,   и  здоровых <совершенствует>.
> Ибо   каждый   из  нас,    научаемых  сему   слову,   есть служитель
> одного   какого-нибудь   дела   из  предписанных   нам   Евангелием.
> <В  большом  доме    -   т.е.  в  Церкви  -   есть не только золотые
> и   серебряные,      но  и     деревянные    и   глиняные    сосуды>
> (ср.:  2Тим.2,20)  <...>.     <Дом  Божий,   который   есть  Церковь
> Бога  живого>  (1Тим.3,15),   имеет  своих ловцов, путешественников,
> зодчих, домостроителей, земледельцев, пастырей, подвижников, воинов.
> <К  ним  ко  всем применимо> сие краткое изречение, влагая в каждого
> точность  в  деле  и  ревность  <воли>. Ловец ты, посланный Господом
> <...>  (Иер.16,16)?  Внемли  же  прилежно,  чтобы не убежала от тебя
> добыча,  и  чтобы  тебе  одичавших  в  грехе,  уловив словом истины,
> привести  ко Спасителю.  Путник  ты,  подобный молящемуся:  <утверди
> стопы мои в слове Твоем> (Пс.118,133)?    Внемли себе, не совращайся
> с пути, не уклоняйся направо или налево; иди путем царским. Зодчий -
> полагай   надежно   основание  веры,  которое  есть  Иисус  Христос.
> Домостроитель   пусть   смотрит,   <как строит>  (1Кор.3,10),  чтобы
> не было  ни <дерева>,  ни сена,   ни <травы>,    но <золото, серебро
> и  драгоценные  камни> (ср.: 1Кор.3,12).   Пастырь -  внемли,  чтобы
> не  опустить  какой  обязанности,  возлагаемой  пастырским  званием.
> (Какие же это обязанности? <Заблудших> обрати, <сокрушенных> обвяжи,
> <больных>  уврачуй.)    Земледелатель - окопай бесплодную смоковницу
> и   обложи   тем,    что  помогает  плодородию.   Воин  -   <страдай
> с  благовестием  Христовым>  (2Тим.1,8),    <воинствуй,  как хорощий
> воин>  (1Тим.1,18)    против  духов  злобы,   против страстей плоти,
> <приими  всеоружие  Божие> (Еф.6,12-13),    <не связывай себя делами
> житейскими, чтобы был доволен военачальнику> (2Тим.2,4). Подвижник -
> внемли  себе,    чтобы  не  преступить какого-либо из подвижнических
> законов;    ибо   никто   <не  получает   венца,    если соревнуется
> не  по  правилам>  (2Тим.2,5).      Подражай   Павлу  и  <бегущему>,
> и   борющемуся,  и  бьющемуся.  И  сам,  как  <хороший>  боец,  имей
> неразвлеченный  взор  души;  те  места,  в  которые  удар смертелен,
> защищай,  закрывая  руками;  не  своди  глаз  с  противника.  В беге
> <продвигайся    вперед> (Флп.3,13);   (<итак, бегите, чтобы получить
> награду>,  ср.:  1Кор.9,24).  В  борьбе  ратоборствуй  с  невидимыми
> врагами.  Слово требует, чтобы таков ты был в жизни, не расслабевал,
> не предавался сну, но трезвенно и бодрственно стоял за себя.
                [ Свт. Василий Великий
                  Беседа 3. На слова: "Внемли себе" (Втор.15,9)
                  www.krotov.info/library/v/vasi_vel/2_091.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.22:15-22; Мк.12:12-17;
          эпизод N133 по "Брюссельскому согласованию"




#====================================================
#   по теме смотри также:                           ###
#     *       Митр. Сурожский Антоний: самопознание   ###
#               www.messia.ru/rasylka/002/265.htm#0   ###
#          +      www.messia.ru/rasylka/004/977.htm#0   #
# (полностью: www.krotov.info/library/b/blum/blum010.html #
#     = www.mitras.ru/pered2/pb_222.htm)  #
#    * Он же: КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ                      #
#             www.messia.ru/rasylka/002/033-7.htm#N34   #
# * св. Никодим Святогорец: ненадеяние на себя             #
#        http:// www.messia.ru/rasylka/003/491.htm#0     #
 ###########################################################

  ============
 # См. также: ==========================
 #  >>>  ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: ============================
 #                                                                 =
 #   • В.Н.Кузецова - Комментарий к Мк.12:13-17 (||Лк.20.20-26)     =
 #                    www.messia.ru/trstrb/kuzn/mr/1213-7.htm#0   =
 #     • митр. Сурожский Антоний.  ОТДАВАЙТЕ БОГУ БОЖИЕ             =
 #               www.mitras.ru/lubov/lub_vse_82.htm =
 #      • Труц Рендторф. Кесарево и Божье                           =
 #                    www.messia.ru/rasylka/002/279.htm#0         =
 #       • Харви Кокс. Цезарь и Бог                                 =
 #                    www.messia.ru/rasylka/003/310.htm#0        =
  = ============================================================= = 



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051216/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/16.htm


** завтра: ****************************************************** * *
  к апост. чтению субботы 26-й седмицы по Пятидесятнице (Гал.3:8-12)
        www.messia.ru/rasylka/003/628.htm#0
   (В.Н.Кузнецова; ссылка на текст М.Лютера)

  к еванг. чтению субботы 28-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.12:32-40)
        www.messia.ru/rasylka/004/1005.htm#0
   (Яков Кротов; ссылки на тексты C.Тагуэлла, митр. Антония...)

   Завтра память прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780);
    вмц. Варвары (ок. 306)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пребывание во всяком самомнении мешает самопознанию.* 
                               (Св. Евагрий Подвижник)
                                * * *
*Всё, что создано Богом, хорошо,
 и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью,
 потому что оно освящается Божьим словом и молитвой.
 Давай братьям такие наставления,
 и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса,
 вскормленным словами веры
 и того замечательного учения, которому ты последовал.
 Сам же ты сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он _ Спаситель всех людей, особенно верующих.
 Вот этого требуй и так учи.
 Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод.
 Ты же будь примером для всех верующих -
 в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте.
 До тех пор, пока я не приду,
 посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению.
 Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества
 и во время возложения рук старейшинами.
 Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,
 и тогда все увидят твои успехи.
 Следи за собой и за тем, чему учишь.
 Крепко держись всего этого,
 ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*
                                        (1Тим.4:4-16)
                                * * *
        "Вопрос не в том, чего мы ждем от жизни,
         а в том, чего жизнь ждет от нас". (В.Франкл)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1353.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ Луи Буйе:Библия: религия мудрых, Иов и Отрок Ягве (1-2)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»