Христос
рождается - славьте! * 13 декабря ст.ст., пн (седмица 28-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 30-й седм. Рожд. пост) литургические чтения: 2Тим.2:20-26 или Евр.8:7-13; Мк.8:11-21 *. > 8.11-13 ТРЕБОВАНИЕ ЗНАКА > (Мф 12.38-39; 16.1-4; Лк 11.16,29) > 11 Пришли фарисеи и вступили с Ним в спор. Желая испытать Его, > они добивались от Него знака с небес. 12 Иисус, тяжело вздохнув, > говорит им: > - Зачем люди этого поколения требуют знака? Верно вам говорю, > не будет дано этим людям знака. > 13 И, покинув их, Он снова сел в лодку и переправился на другой > берег. > --------------- > || *11 Ин 6.30 > Ст. 11 - Снова к Иисусу приходят фарисеи. В Евангелии они всегда > действуют предубежденно, осуждая Иисуса за Его недостаточно, > с их точки зрения, благочестивое поведение. Хотя им известно > о множестве чудес, совершенных Иисусом, они требуют от Него знака > с небес. Что такое знак с небес? Возможно, они, зная, что Иисус > возвещает близость конца этого миропорядка, требуют, чтобы Он явил > им какое-нибудь знамение на небе. Считалось, что такие знамения > предвещают конец мира (ср. 13.4,24-25). Но слова 'с неба' могут > означать 'от Бога', и в таком случае фарисеи требуют, чтобы сам Бог > явил доказательства, что Иисус - Его посланник и исполняет Его волю. > Хотя и в Ветхом Завете, и в раввинистической литературе требование > знака иногда допускалось (Ис.7.10-11; ср. 1Цар.2.30-34; > 4Цар.20.1-11), всё же знаки никогда не считались гарантией истины > и часто рассматривались как дерзкое и наглое 'испытание Бога'. Ведь > само по себе чудо еще не гарантирует, что чудотворец послан Богом > (см. Втор.13.1-3), а о том, верно ли пророчество, можно узнать лишь > после того, как оно исполнится (Втор.18.21-22). Вспомним, > что египетские чародеи вначале успешно соревновались с Моисеем. То, > что фарисеями движет отнюдь не искреннее желание узнать истину > об Иисусе, подтверждается словами 'желая испытать Его' > (ср. 12.13-15). Они хотели бы скомпрометировать Иисуса, > убедив людей, что Он не сможет представить таких доказательств, > и тем поставить под сомнение истинность Его Вести. > Ст. 12 - Иисус называет их людьми этого поколения. В Библии > это словосочетание всегда имеет отрицательный смысл: так назывались > люди, жившие накануне Потопа (Быт.7.1), и те, кто сорок лет блуждали > в пустыне (Втор.32.5,20; Пс.95(94).10-11; см. также Мк.9.19). > Этим Марк еще раз подчеркивает слепоту лидеров народа, которые > отказываются верить Иисусу и требуют от Него знака сразу же после > того, как Он явил два величайших знака, не только сопоставимых, > но и превосходящих те, что были даны Богом Израилю во время Исхода. > Кроме того, чудеса исцелений, которые совершаются Иисусом, это тоже > знаки, свидетельствующие о том, что Царство Бога прорывается в этот > мир, что его заря уже видна на небосводе. Но для того, чтобы увидеть > истинное значение того, что совершает Иисус, нужны открытые глаза > и уши, желающие слушать. Иисус отказывается совершить чудо > по заказу. Он не считает нужным доказывать Свой статус > демонстративным чудом, Он не чародей, не колдун и не шоумен. Он > не стремится к власти над человеческими душами путем насилия. > Недаром в Евангелиях от Матфея и от Луки Иисусу предлагает совершить > чудо Сатана (Мф.4.3-6; Лк.4.3-11). > Ответ Иисуса звучит очень решительно. Он отвечает, тяжело вздохнув > (буквально: 'простонав'), что говорит о Его печали и негодовании > (ср. 3.5), но, возможно, это признак 'пророческого трепета' > перед произнесением пророчества (ср. Иез.21.11-12 (LXX); Ис.21.2 > (LXX); Ин.13.21). Слова отказа напоминают торжественную клятву: > ='Верно вам говорю, не будет дано этим людям знака'.= В оригинале > есть лишь придаточное предложение: 'если будет дан этот знак', > главное же предложение опущено, но подразумевается, и смысл его, > вероятно, похож на русские клятвенные формулы типа: 'умереть мне > на этом месте, если я сделаю то и то'. > Ст. 13 - Иисус покидает это место, что тоже свидетельствует о Его > нежелании впредь иметь дело с подобного рода людьми (ср. 6.11). > 8.14-21 СЛЕПОТА УЧЕНИКОВ > (Мф 16.5-12) > 14 Ученики забыли взять с собой еды, в лодке у них был всего один > хлебец. 15 Иисус в беседе с ними предостерегал: > - Смотрите, берегитесь фарисейской закваски и закваски иродовой! > 16 А они говорили между собой, что у них нет хлеба. 17 Иисус, зная > это, сказал им: > - Почему вы говорите о том, что у вас нет хлеба? Так ничего вы > и не поняли? И ничто до вас не дошло? И сердца ваши всё еще слепы? > 18 Глаза есть у вас - и не видите, > уши есть - и не слышите? > Неужели не помните? 19 Когда Я разделил пять хлебов на пять тысяч > человек, сколько полных корзин остатков вы набрали? > - Двенадцать, - отвечают они. > 20 - А когда семь на четыре тысячи, сколько полных корзин остатков > вы набрали? > - Семь, - отвечают они. > 21 - Неужели и теперь вам непонятно? - говорит им тогда Иисус. > -------------------------------------------------- > *15 иродовой - в некоторых рукописях: 'иродиан'. > || *15 Лк.12.1 *18 Иер.5.21; Иез.12.2; Мк.4.12; Деян.28.26 > *19 Мф.14.15-21; Мк.6.35-44; Лк.9.12-16; Ин.6.5-13 > Ст. 14 - К сожалению, слепыми оказываются не только фарисеи, но > и те, кому была открыта Богом тайна Царства (4.11). С учениками > в лодке Податель хлеба жизни, а они переживают, что забыли взять > с собой еды. > Ст. 15 - Все их мысли сосредоточены на земной пище, вот почему > они неправильно истолковали слова Иисуса, предостерегавшего их > от фарисейской закваски и закваски иродовой. В Новом Завете > слово закваска имеет отрицательный смысл (кроме Мф.13.33 > и Лк.13.21), она символизирует зло (см. 1Кор.5.6-8; Гал.5.9). > Фарисеи в Евангелии всегда выступают как враждебная Иисусу сила, > Ирод же - виновник смерти Иоанна Крестителя. В 3.6 против Иисуса > совместно выступают фарисеи и иродиане, в 12.13 они тоже > объединяются, чтобы подловить Иисуса на слове. Тревога Иисуса > понятна: ученики могут быть поражены той же болезнью неверия, что > и Его враги. > <...> > Ст. 17-18 - В ответ они слышат горький укор, сравнимый лишь с тем, > что им придется услышать в 9.19. Прежде Иисус так говорил лишь > о фарисеях (3.5). Слова, которые в 4.12 относились к 'посторонним', > теперь сказаны Иисусом о Своих учениках. Они и раньше проявляли > недостаточное понимание (4.13, 40; 6.52; 7.18), но сейчас сердца их > ослепли. Печальные пророчества Исайи (6.9-10), Иеремии (5.21) > и Иезекииля (12.2) исполнились и на учениках. [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ М., 2000; стр. 136-140 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.15:39-16:12; эпизоды NN82,83 по "Брюссельскому согласованию" +++ СМОТРИ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: + + + Яков Кротов www.messia.ru/rasylka/005/1228.htm#0 + + + Еп. Григорий Лебедев, Наталья Трауберг, свящ. Александр Мень: www.messia.ru/rasylka/rzerv/zakv_faris.txt +++ Н.Бердяев: Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя www.messia.ru/rasylka/004/876.htm#0 +++ Он же: фарисейство. высшая этика - этика любви и свободы www.messia.ru/rasylka/004/877.htm#0 +++ Александр Гуревич: православное фарисейство www.messia.ru/rasylka/002/178.htm#0 +++ свящ. Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!" www.messia.ru/rasylka/003/532.htm#0 +++ Он же: Древних фарисеев нет, но отнюдь не умерло само "фарисейство" www.messia.ru/rasylka/002/187.htm#5 +++ www.messia.ru/temy/f-c.htm#frsjstvo Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051226/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/26.htm ***************************************************************** * * к апостольскому чтению вторника 28-й седмицы по Пятидесятнице (2Тим.3:16-4:4) www.messia.ru/rasylka/003/638.htm#0 (А.Даниель-Ропс) www.messia.ru/rasylka/002/276.htm#0 (Кс.Леон-Дюфур) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *В большом хозяйстве есть не только золотая и серебряная посуда, но и деревянная, и глиняная, есть и дорогой сосуд, и простой горшок. Тот, кто отчистил себя от всего дурного, будет почетным сосудом: он освящен, им пользуется Хозяин, он сто`ит наготове для всякого доброго дела. Избегай юношеских страстей и стремись к справедливости, вере, любви и миру со всеми, кто чистым сердцем призывает Господа. Сторонись глупых и невежественных споров, ты знаешь, что они кончаются ссорами. А слуге Господа не пристало махать кулаками. Ему полагается быть добрым и мягким со всеми, уметь учить, не помнить зла, с кротостью исправлять тех, кто ему противится. Ведь, может быть, Бог еще даст им раскаяться и узнать истину, и они опомнятся и вырвутся из западни дьявола, который держал их в плену, подчинив своей воле.* (2Тим.2:20-26) * * * "Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (Иоанн Шаховской) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||