=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 15 января 2006 г. ст.ст., сб
  (седмица 32-я по Пятидесятнице; чт-я 31-й седмицы)
  литургические чтения: Кол.1:3-6; Лк.16:10-16 *.



>                 16.8б-13 СЛУЖИТЬ БОГУ ИЛИ БОГАТСТВУ

>   Ведь люди этого мира куда сообразительнее
>     в делах с себе подобными, чем сыны света.
> 9   И Я вам говорю: тратьте деньги этого неправедного мира на то,
>     чтобы приобретать себе друзей, чтобы потом,
>     когда денег у вас не станет, они вас приняли в свои вечные дома.
> 10    Кто верен в ничтожном,
>               тот и в великом верен.
>       Кто в ничтожном нечестен,
>               тот и в великом нечестен.
> 11    И если вам нельзя доверить земное богатство,
>               кто доверит вам истинное?
> 12    И если вам нельзя доверить чужое,
>               кто вам даст ваше?
> 13  Ни один слуга не может служить двум господам:
>     одного он не будет любить, а другого будет;
>     одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
>     И вы не можете служить и Богу, и деньгам!

>             --------------------------------------------------------
>             12  ваше  - в рукописях разночтения: "наше", "истинное".

>               || 8 Еф 5.8; 1Фес 5.5   10-12 Мф 25.20-30; Лк 12 17-26
>                                                           13 Мф 6 24

> Ст. 8б  -  Вторая  половина  этого  стиха,  вероятно,   представляет
> комментарий  самого  Иисуса  на  притчу  <о бесчестном управляющем>.
> Заключительные  слова  Его  притчи звучали так непривычно, что Иисус
> должен  был  объяснить  их  смысл, чтобы исключить ложное понимание.
> Люди    (буквально:  "сыны")   этого  мира   - то есть люди, живущие
> интересами  и  устремлениями  этого мира, в противоположность "людям
> века  грядущего".  К  людям  этого  мира  относится  и  управляющий,
> обманывавший  своего  хозяина и  не стеснявшийся  совершать подлоги,
> и  арендаторы, которые с готовностью переписывают долговые расписки.
> С  точки  зрения  обычных  человеческих представлений, они поступили
> умно,  они  хитрые  и изворотливые люди. В житейских делах они дадут
> сто  очков вперед  людям,   которые названы здесь    "сынами света".
> Так   называли   себя   ессеи,   входившие   в   кумранскую  общину,
> противопоставлявшие   себя  всем  остальным,  которых  они  называли
> "сынами  тьмы". Но таким было и самоназвание христиан (см. Ин.12.36;
> 1Фес.5.5; ср. Еф.5.8).  Иисус,  с одной стороны, относя управляющего
> к  категории "людей этого мира", то есть людей, погруженных в земные
> заботы,  критикует его,  а с другой стороны, одновременно ставит его
> и  ему  подобных в пример людям света.   Если те так активны и умелы
> в   земных   делах,  то  насколько  больше  должны  проявить  разум,
> целеустремленность  и  энергию  в том, что касается небесного, люди,
> которых  Бог  предназначил для Своего Царства света! "Если бы каждый
> христианин  проявлял  такое  же  усердие и изобретательность в своем
> стремлении  достичь  праведности,  какие  проявляет  мирянин в своем
> стремлении  обеспечить  свое благосостояние и комфорт, то он стал бы
> намного лучше".{У.Баркли, Толкование Евангелия от Луки, с. 235-236.}

> Ст. 9  -     Иисус   делает   и   второй   вывод   из  этой  притчи:
> чтобы  принадлежать к  "сынам  света",  нужно использовать богатство
> для  одной  цели  -  тратить  его,  таким  образом  приобретая  себе
> друзей-заступников.   Ср.   1Тим.6.17-19.   Это  единственно  верное
> употребление  денег.   Деньги  - буквально: "мамона" (иногда пишется
> "маммона");   этимология   этого   слова   довольно  темная,  обычно
> предполагается,  что  это  заимствованное  финикийское слово сначала
> означало  "нечто, на что можно положиться", а затем стало обозначать
> деньги,  богатство.   Деньги  этого  неправедного  мира  - дословно:
> "деньги  неправедности". Известно, что "неправедностью" в Кумранских
> текстах  называется  сам этот мир, так что всякое богатство и всякие
> деньги  принадлежат  этому злому миру и слова "деньга неправедности"
> вернее    всего    понимать    как    "земные    деньги".   Когда-то
> это  словосочетание понимали как "деньги или богатство, заработанные
> нечестным  путем". Но такое толкование неверно, оно как бы позволяет
> людям сначала использовать самые грязные методы для добывания денег,
> а  потом  призывает  отдать  некую  толику  на  благотворительность.
> "Богатство     Господь    называет    неправедным  не  потому,   что
> оно  приобретено  неправедными  путями  -  такое богатство по закону
> должно  быть   возвращено   как  уворованное (Лев.6.4; Втор.22.1), -
> а  потому,  что оно суетно, обманчиво, скоропреходяще и часто делает
> человека  любостяжательным,  скупцом, забывающим о своей обязанности
> благотворить  своим  ближним,  и служит большим препятствием на пути
> достижения  царства  небесного  (Мк.10.25)".  {Толковая Библия, т.3,
> Евангелие  от  Луки,  с. 229.}  Друзья  - это или бедные (ср. 11.41;
> 14.12-14), или ангелы (описательный оборот вместо Бога - ср. 15.10),
> или даже сама милостыня, розданная бедным. Известна раввинистическая
> поговорка:  "Богатые  помогают  бедным в этом мире, а бедные помогут
> богатым  в мире грядущем". В Талмуде есть слова: "Тот, кто исполняет
> заповедь,   приобретает   себе   заступника"  и  "Милостыня  и  дела
> благотворительности - это могучий заступник".

> Тратьте  деньги..,  чтобы  приобретать  себе  друзей    -  дословно:
> "Приобретайте себе друзей на деньги..." Возможно и другое понимание:
> "Приобретайте   себе   друзей,   а  не  деньги..."  Но  традиционное
> толкование  имеет  больше оснований.  Когда денег у вас не станет  -
> вероятно, эти слова значат не то, что со временем деньги закончатся,
> а  что  с наступлением  Нового Века они  потеряют  всякое  значение.
> Есть   также   греческие  рукописи,  в  которых иное чтение:  "когда
> вы  умрете".  Приняли  - это семитический способ сказать, что примет
> Бог.  Дома  (буквально: "шатры") - образ, ведущий свое происхождение
> от  повествования  о  скитаниях  в пустыне во время Исхода. Походное
> святилище   тоже   помещалось   в  палатке  (скинии).  Вечные  шатры
> символизируют единение Бога со Своим народом.

> Ст. 10-13 -   Многие комментаторы не видят никакой связи этих стихов
> с  притчей,  другие  же  полагают,  что  в  них Иисус развивает тему
> правильного использования денег.

> Ст. 10-11 -   Если верно  последнее  предположение,  то Иисус делает
> еще  один  вывод из притчи, уточняя ее смысл. Эти слова представляют
> собой  пословичное  выражение,  состоящее  из  двух  антитез.  В них
> говорится  о  верности  и о неверности по отношению к незначительным
> вещам.  Иисус использует это речение практической мудрости для того,
> чтобы  преподнести  Своим  слушателем  еще один  урок,   извлеченный
> из  притчи.    И  поведение  управляющего   здесь   уже   не  пример
> для   подражания,    а  наоборот,   служит  предостережением.   Если
> вы  окажетесь  неверными   в  том,    что   касается   вещей   малых
> и  незначительных,  таких,  как  богатство  этого мира, то это будет
> свидетельствовать  о  том,   что на вас нельзя положиться  и  в том,
> что   действительно   важно,   а   это  вечные  небесные  сокровища.
> Последователи  Иисуса  должны  быть верными управляющими, на которых
> Господь может положиться (см. 12.42; 19.17; 1Кор.4.2). В ничтожном -
> дословно:   "в  самом малом".   Кто доверит...   - речь идет о Боге.
> Истинное    -    то  есть  принадлежащее  Новому  Веку,  оно  вечное
> и   непреходящее,   оно  настоящее,  а  не призрачное.  Земные блага
> на самом деле не принадлежат людям, они доверены им Богом. "На земле
> вам  доверяют  вещи, которые, собственно говоря, не ваши. Они только
> временно  вам поручены. Вы лишь распоряжаетесь и управляете ими. Уже
> по самой своей природе они не могут принадлежать вам  вечно.   Когда
> вы   умрете,  вы  оставите  их  здесь.   На  небесах  же,  напротив,
> вы  получите  то,   что действительно будет всегда принадлежать вам.
> А  что    вы   получите   на  небесах,   будет   зависеть   от того,
> как  вы воспользовались доверенными вам вещами на земле. И что будет
> дано  вам  вечно,  зависит  от  того,  как  вы использовали те вещи,
> которые вверены вам во временное управление".
>                    {У.Баркли, Толкование Евангелия от Луки, с. 237.}

> Ст. 12-13  -   Хотя ситуация, когда одним рабом владели два человека
> (братья  -  см. Деян.16.16),  была вполне возможна,  здесь речь идет
> о  другом: настоящее служение требует полной отдачи, посвящения себя
> одному  господину.  В  гностическом  евангелии  Фомы стих начинается
> словами:   "Невозможно  человеку  сесть  на  двух  коней,   натянуть
> два  лука,  и  невозможно  рабу  служить двум господам: или он будет
> почитать  одного  и  другому  он  будет  грубить"  (52).  Для одного
> человека  таким  господином является Бог, а для другого - богатство,
> имущество,    деньги.   Ведь  опасность  денег  еще  и  в  том,  что
> они  порабощают  человека.  <....>  Христианство  требует главного -
> переориентации  всего  человеческого бытия, изменения вектора жизни.
> Отныне это вертикаль, а не горизонталь.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М., 2004; стр.365-9 ]


        -------------------------------------
        * еванг. чтение - 
         эпизоды NN109~,110~ по "Брюссельскому согласованию"




  +++  к евангельскому чтению
 + + + В.Н.Кузнецова: берите пример с мошенника!
          www.messia.ru/rasylka/005/1338.htm#0
                             (см. там же ссылки)
 + + + Романо Гуардини: нечестный управляющий
        www.messia.ru/rasylka/004/989.htm#0
                          (см. там же ссылки)
                          
  +++ к апостольскому чтению
 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1054.htm#0
 + + +  К.С.Льюис: видеть проблески иного мира...
            www.messia.ru/rasylka/003/329.htm#0
 



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060128/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060115&key=days


***************************************************************** * *
  к апост. чтению воскресенья 31-го по Пятидесятнице (1Тим.1:15-17)
   www.messia.ru/rasylka/005/1055.htm#0
   (архим. Таврион (Батозский); ссылка на текст "БЦ")

  к еванг. чтению воскресенья 31-го по Пятидесятнице (Лк.18:35-43)
   www.messia.ru/rasylka/003/330.htm#0
   (Харви Кокс)
   митр. Антоний:
   www.mitras.ru/archive/050206.htm
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*В своих молитвах за вас мы всегда благодарим Бога,
 Отца Господа нашего Иисуса Христа,
 потому что мы услышали о вашей вере в Христа Иисуса
 и о любви ко всему святому народу Божьему,
 которые рождены надеждой - той, что дожидается вас на небесах.
 Вы впервые услышали о ней,
 когда к вам пришло слово истины  -  Радостная Весть.* (Кол.1:3-5)
                                * * *
"Тому, у кого нет фактов, с которыми нужно считаться,
 легко быть простым и доступным". (К.Л.)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1394.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Николай Афанасьев: Порядок совершения таинства приема в Церковь (1-2)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»