=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 18 января 2006 г. ст.ст., вт
  /память cвтт. Афанасия (373) и Кирилла (444) Александрийских/
  литургические чтения: Иак.3:1-10; Мк.11:11-23 *.

* 19 января 2006 г. ст.ст., ср
  /память прп. Макария Великого, Египетского (390-391)/
  литургические чтения: Иак.3:11-4:6; Мк.11:23-26.

  (седмица 33-я по Пятидесятнице; чт-я 32-й седмицы)



             <История со смоковницей - уровни пониманиия>

>                    0. Смоковница - это смоковница

> Евангелие многим непонятно: переводом, упоминанием давно исчезнувших
> обычаев  и  учреждений,  смыслом  некоторых вполне ясно переведенных
> мест.  Евангелие  непонятно  многим, но становится священно для тех,
> кто  просит  разъяснений  у  профессоров,  ангелов,  у Духа Святого.
> Матерь  Божия не постеснялась спросить Ангела:   "Как это будет...",
> и   апостолы   почти  никогда  не стеснялись  спрашивать  Спасителя,
> если  чего-нибудь не понимали (единственное исключение - когда Иисус
> заговорил   о  Кресте,   и они спрашивали друг друга,  хотя так, что
> Он  сразу заметил их недоумение).   Непонятливые рыбаки превратились
> в апостолов - понимавшие всё остались ловить рыбу.

> Проклятие  бесплодной  смоковницы  -  одно  из самых непонятных мест
> Евангелия,  непонятных  не  переводом или нашим неведением о времени
> созревания  смокв.  Оно  непонятно  именно  потому,  что в Евангелии
> разъяснены  все  обстоятельства этого проклятия. Последние дни жизни
> Христа.  Торжественный  вход  в  Иерусалим.  Иисус  живет на границе
> города  с  окружающим  миром,  стремится  к Святому городу  и  вновь
> и  вновь  уходит  из  него.  В  понедельник, на следующий день после
> торжественного  входа  в  Иерусалим, Иисус опять входит в Иерусалим,
> уже не торжественно, на дороге подходит к смоковнице начинает искать
> на  ней  плодов.  Ученики  переглядываются в неудомении: в это время
> года  на  смоковнице какие плоды... Иисус уходит, говоря смоковнице:
> "Да  не  будет же впредь от тебя плода вовек". Во вторник Иисус идет
> той  же  дорогой,  и  ученики  видят, что смоковница засохла. Матфей
> напишет:    "тотчас",   потому  что  для  дерева   несколько часов -
> это мгновение, оно не может погибнуть так быстро.

> Есть  один  способ не встретить Христа: это размышлять о происшедшем
> со  смоковницей  как  о  происшедшем  исключительно  со смоковницей.
> Дерево!  Это нормально-райская человеческая реакция, реакция глубоко
> религиозная,   поскольку   это  реакция  человека  -  царя  природы,
> поставленного  надзирать  за райским садом, ухаживать за ним, беречь
> каждую былинку.

> Однако ни в коем случае не надо делать напрашивающегося  хода  мысли
> и  упрекать  Христа за гибель смоковницы, как мы упрекаем школьника,
> ломающего   березку.   Христос  вочеловечился,  но  Христос  -  Бог,
> Богочеловек.  Он  стал  человеком  не  для  того,  чтобы  заниматься
> садоводством.   Его   религиозное   призвание   -  совершенно  иное.
> Воскресший Иисус,   которого Мария Магдалина  приняла  за садовника,
> сказал   ей:   "Не  прикасайся  ко  Мне" (Ио.20,17).  Объясняя  это,
> св.  Максим  Исповедник  замечает,   что, назвав Бога -  Садовником,
> душа принимает "Слово только за Творца того, что возникает и гибнет,
> как овощи" (). "Ради них и к ним пришло и снизошло Слово", - считает
> такая   душа,  и потому "недостойна духовного прикосновения к Слову,
> а  поэтому  ищет  Его  в  явленных   вещах;   она  знает  Его только
> как  ставшего  плотью  ради нас, но не ведает подобающим образом Его
> как Бога, рожденного от Бога Отца" (там же).

> Нетрудно  усмотреть  в  Евангелии   жестокость  в  отношении  Христа
> к  нашему  миру.   Что смоковница! Что изгнание торгующих!  Одно то,
> что Христос отказался - хотя мог - накормить всех голодных, исцелить
> всех больных,  дать всем бессмертие просто так,  гуртом -  это разве
> не  жестоко?    Что  Он вообще не изгнал смерть и увядание из мира -
> не  жестоко?  Но  эта  жестокость есть следствие самой природы Бога,
> природы  не  жестокой, но спасающей мир именно тем, что отказывается
> творить добро гуртом и оптом, в громе и молнии, спасает мир необычно
> для мира.  Слово  Божие  пришло   в мир смерти  не для того,   чтобы
> убивать  -  но и не для того, чтобы предотвращать убийства, но чтобы
> умереть   и   победить  смерть  Собою.   Христос иссушил  смоковницу
> не  для  того,  чтобы  восторжествовать  над  смоковницей,  но чтобы
> восторжествовать  над  смертью  -  ее гибель Он превратил в средство
> научения   людей.  Так  рубят дерево,  чтобы сделать учителю указку.
> Так убивают дерево, чтобы сколотить Крест.


>                      I. Смоковница - это "они"

> Первая  реакция учеников, однако, не религиозная, а физиологическая.
> "Как  это тотчас засохла смоковница?" Ничего в душе не шевельнулось,
> просто выпучились глаза.   Реакция  вторая  остается невысказанной -
> это  зависть:  я тоже так хочу.  Господь такое движение сердца видит
> и  не  начинает  объяснять,    "как  это тотчас засохла смоковница",
> а  отвечает зависти. Иисус не одергивает учеников, не говорит о том,
> что  чудеса  творит  один  Бог,  что  чудотворец  не тот, кто творит
> чудеса,  а тот, кто чудеса вымаливает. Всё это будут веками твердить
> умные  и  благочестивые  проповедники,  которых  никто и не слушает.
> Иисус  же    провоцирует   учеников:   "Если   будете   иметь   веру
> и  не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею,
> но,  если  и  горе  сей скажете..." и так далее. Спасителю главное -
> чтобы  вера  стала  частью  человека,  частью осязаемой, и для этого
> Господь  сопрягает  ее  с мурашками по коже, с жаждой чуда, счастья,
> власти.   Он  не боится развратить людей,  ибо знает:  кто возьмется
> за  веру  хотя  бы  ради  чудес, тот будет верить и без явных чудес.
> Рыбак,  которому возмечталось двигать горами, бабка, которой хочется
> командовать  хотя бы пацанятами в храме, интеллигент, который жаждет
> смысла жизни, - все они могут пойматься на эту приманку.

> Войдя   в  Царство   Божие  уже здесь, на земле,  человек ведет себя
> на  первых  порах  по-прежнему  грубо и, что самое печальное и самое
> естественное,   использует полученное  сокровище  веры  прежде всего
> для  нападения.  Так получилось и с притчей о бесплодной смоковнице.
> На  протяжении  многих   веков,   а, пожалуй и тысячелетия с лишним,
> эта   притча   толковалась    как  осуждение    дохристианской  веры
> и  подбадривание  веры  христианской.    Церковь  осудила  оригенизм
> и   Оригена,    но  именно  Оригеново   понимание   этого   места  -
> как  осуждающего  Иерусалим,   иудеев,  синагогу  -   господствовало
> в  Церкви.  Смоковница  есть ветхозаветная Церковь, Израиль, которая
> должна  была  бы   принести  плод  -   веру  в Иисуса -  Сына Божия,
> но   которая   отвергла  Спасителя.  "Смоковница  означает  синагогу
> иудейскую,  которая имеет одни только листья, то есть видимую букву,
> но   не  имеет    плода    духовного"  (Феофилакт  Болгарский  ...).
> Это   толкование,   следует  подчеркнуть,  совершенно  соответствует
> тексту,  этот  смысл  вложен был в Евангелие Иисусом. Притча недаром
> разыграна  Им  перед  распятием  -  она стоит в одном ряду с другими
> притчами  об  отвержении  Мессии теми, кто должен был бы Его принять
> (притча  о  талантах,  о двух сыновьях, о злых виноградарях). Другое
> дело,   что  Христос  не  был  антисемитом,  а  многие  из  христиан
> оправдывали    новым   религиозным   откровением   свою   совершенно
> нерелигиозную  ненависть  к  еврейскому  народу.  Евангелие  в  этом
> виновато  не  более,    чем  если бы человек перестал  чистить  зубы
> под предлогом, что "не входящее в уста оскверняет человека".

> Мог  ли  Христос  -  Господь  и Бог - предусмотреть такое извращение
> Евангелия?  Безусловно,  да.  Мог ли Он как-либо не допустить такого
> извращения?   Безусловно,  нет!  Это  всё  равно  что  не  допустить
> грехопадения  Адама  и  Евы.  Жаждущий  ненависти  будет ненавидеть,
> какими  бы  оговорками  ни  сопроводил Иисус  Свои слова.   Бороться
> со свободой ненависти оговорками и уточнениями - не Божье дело.

> Господь  действует  иначе.  Он  встраивает  в  притчу дополнительный
> смысл,  на первый взгляд - тоже легко могущий питать черносотенство,
> антисемитизм,  агрессию.  Это  убеждение  христиан во всесилии веры,
> которая  может,  оказывается,  не только могуче прощать, но и могуче
> карать.  "Поелику  Господь часто совершал чудеса, и всегда на пользу
> всем,  а ни одного чуда не сделал в наказание;  то,  дабы кто-нибудь
> не  подумал,  что  Он не может наказывать, Он показывает здесь и эту
> силу,  впрочем  не на людях, но, по человеколюбию Своему, на дереве,
> подобно  как   и      прежде  сего           на  стаде       свиней"
> (Феофилакт  Болгарский  ...).  Бьют  дерево,  чтобы испугались люди,
> иссушают   иерусалимскую   смоковницу,   чтобы  содрогнулись  жители
> Иерусалима.  Опять  проклятый  антисемитский привкус! А христианам -
> очень  хорошо:  они  должны  ничего не бояться и быть смелыми (Иоанн
> Златоуст).    Притча  о  смоковнице оказывается чем-то вроде плаката
> в  солдатской  казарме:   противный и скрюченный от злости противник
> с  безобидной (бесплодной) пукалкой в руке - и могучий Воин Христов,
> бесстрашно  идущий в бой. Земная жизнь христианина - краткое затишье
> перед  боем,   перекур перед Страшным Судом.   Пока можно с мужиками
> из окопов по ту сторону фронта и шутками перекинуться, и полюбить их
> как самого себя - потом с ними разберемся.

> Христианство  с  его всемогуществом было бы, следовательно, страшной
> вещью. Но христианство есть не вещь, а Христос. Господь зовет к вере
> не  в  Свои   слова,    а  в Себя -   поступая  ровно противоположно
> земным  проповедникам.  Мы  часто  вцепляемся  в эту веру ради своей
> корысти,    но  вера  сильнее  корысти  и   изгоняет   ее   из  нас.
> Одно поколение христиан за другим вглядывается в Иисуса, вчитывается
> в Евангелие, год за годом вглядываемся  и  вчитываемся  в Откровение
> мы  сами,  и  вдруг  оказывается,  что Иисус пришел дать не отсрочку
> Суда,  а  Самого  Себя,  Судию,   в  наше  распоряжение.  Тот Иисус,
> в  Которого  мы  веруем, не отсрочивает проклятие, а не может никого
> проклясть.    Он  кроток  и  смирен  сердцем  не до поры до времени,
> а  по  самой природе Своей. Так обнаруживается, что Новый Завет есть
> высшее  откровение о Боге - не как о существе, способном к временной
> снисходительности  ради  вербовки Себе  дополнительных  сторонников,
> а  как о бесконечном снисхождении любви. Это - последнее откровение,
> потому  что  осмыслить  его,  вписать  в  богословские схемы и книги
> человечество  не  в  силах (в отличие от откровения о Боге-Абсолюте,
> Боге  всемогущем и грозном). Переживать, познавать, воплощать в себе
> Откровение  о Боге-Любви человеческое существо способно бесконечно -
> и  как  это замечательно: разжимается рука, выпадает оружие, стихает
> загнанная  в  глубь  души  до  Страшного  суда ярость. Берешь в руку
> Евангелие    и   перечитываешь:   нет,   не судить  пришел  Господь,
> а  спасать  -  и   как же  раньше я  не увидел по Его глазам, что Он
> не  судящее,  а милующее существо, что Он не выше меня, а бесконечно
> ниже, что Он пришел не сбросить меня, а подхватить на руки.
/продолжение/окончание следует/
                [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:12-22; Лк.19:45-48; 21:37-38
          эпизоды NN130,131 по "Брюссельскому согласованию"




  +++ к евангельским чтениям вт и ср
 + + +  В.Н.Кузнецова: Очищение Храма, засохшая смоковница и сила веры
                                 www.messia.ru/rasylka/004/680.htm#0
                         www.messia.ru/rasylka/004/681.htm#0
 + + + Она же: 2 главных условия молитвы (комм. к Мк.11:23-25)
                         www.messia.ru/rasylka/003/333.htm#0
 + + + Яков Кротов: аллегория бесплодной смоковницы
              www.messia.ru/rasylka/003/332.htm#0
 + + + Он же: фиговый лист. прощение
        www.messia.ru/rasylka/005/1030.htm#0
 + + + Он же: Иисус просит молиться - прощая
         www.messia.ru/rasylka/004/919.htm#0
 + + + другие размышления-комментарии
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_12.htm
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_13.htm
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_18.htm
 + + + митр. Сурожский Антоний - о положительном аспекте сомнения
                           www.messia.ru/rasylka/003/333a.htm#0

  +++ к апостольским чтениям
 + + + свящ. Владимир Лапшин: язык-огонь
        www.messia.ru/rasylka/005/1056.htm#0
 + + + свящ. Александр Мень: гордость; грехи языка
            www.messia.ru/rasylka/005/1029.htm#0
 + + + свящ. Владимир Лапшин: ...от страстей, что борются в теле...
                             www.messia.ru/rasylka/005/1057.htm#0

Эти дни в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060131&key=days
http://days.ru/day.php?date=20060201&key=days


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус вступил в Иерусалим и направился в Храм.
 Всё осмотрев,
 Он вернулся поздно вечером в Вифанию со Своими Двенадцатью учениками.
 На следующий день, когда они вышли из Вифании,
 Иисус почувствовал голод.
 Увидев вдали смоковницу,
 Он пошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов,
 но, подойдя, не нашел ничего, кроме листвы, -
 для плодов было еще рано.
 Тогда Иисус сказал ей:
    - Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!
  Ученики это слышали.
  И вот приходят они в Иерусалим.
  Войдя в храмовый двор,
  Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме,
  опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями.
  И никому ничего не позволял проносить через храмовый двор.
  Он учил их и говорил:
    - Разве не сказано в Писании:
        "Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов"?
      А вы превратили его в разбойничий притон!
  Когда это услышали старшие священники и учителя Закона,
  они стали искать способ расправиться с Ним.
  Ведь они Его боялись,
  потому что весь народ ловил каждое слово Его учения.
  Когда настал вечер, Иисус с учениками ушел из города.
  На следующее утро они проходили мимо смоковницы и увидели,
  что она вся засохла, от самых корней.
  Петр, припомнив вчерашнее, говорит Иисусу:
    - Учитель, смотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла!
  Иисус сказал им в ответ:
    - Верьте Богу!
        Верно вам говорю, если скажет кто этой горе:
                "Поднимись и бросься в море!" -
        и не усомнится в душе, но будет верить,
        что сказанное им исполнится,
        так и будет!
        Поэтому вам говорю Я:
        о чём бы вы ни молились и чего бы ни просили,
        верьте, что вы уже получили, -
        и так и будет!
        И когда вы стоите и молитесь,
        прощайте всё, что против кого-то имеете,
        чтобы и Отец ваш Небесный
        простил вам ваши грехи.* (Мк.11:11-25)
                                * * *
*Братья, не стремитесь все стать учителями!
 Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго.
 Ведь все мы много грешим.
 Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый,
 способный держать в узде всё тело. ...
 Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб
 не укротил уже или не укрощает человеческий род!
 А язык не дано укротить никому из людей.
 Это необузданное зло, полное смертоносного яда!
 Языком мы благословляем Господа и Отца,
 и тем же языком проклинаем людей, созданных по подобию Бога.
 Из одного и того же рта исходит и благословение, и проклятие!
 Братья, такого не должно быть!
 Может ли из одного родника бить струя и пресной, и соленой воды?
 Братья, может ли смоковница приносить маслины
 или виноградная лоза - смоквы?
 Скорее соленый источник даст пресную воду!
 Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих?
 Пусть они докажут это доброй жизнью и делами,
 которые совершают со скромностью, свойственной мудрости!
 А если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие,
 то не хвастайтесь, не извращайте истины!
 Это не та мудрость, что нисходит с небес.
 Это мудрость земная, бездуховная, бесовская!
 Ведь где зависть и своекорыстие,
 там неурядицы и всякие некрасивые дела.
 Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста,
 а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива,
 исполнена милосердия и плодов добрых дел, непристрастна, нелицемерна.
 А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют,
 чтобы пожать плод праведности.
 Откуда у вас стычки и ссоры?
 Не от того же ли самого - от страстей, что борются в вашем теле?
 Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете.
 Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить.
 И вот вы ссоритесь и деретесь.
 Но у вас ничего нет, потому что вы не пр`осите.
 А даже если пр`осите, то не получаете, потому что не о том просите:
 вы хотите лишь удовлетворения своих страстей.
 Неверные люди, разве вы не знаете,
 что приязнь к миру означает вражду к Богу?
 Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу. ...
 Ведь Писание говорит:
        "Бог противится гордецам,
            но любит смиренных".* (Иак.3:1-2,7-4:4,6)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1397.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»