=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  6 марта   2006 г. ст.ст., воскресенье 2-е Великого поста.
  Память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского
  литургические чтения: Евр.1:10-2:3; Мк.2:1-12 *.




>                          От веры к мудрости

> Бог  живой  (Сам  Бог,  а  не философская категория) бесконечно выше
> всего видимого или постижимого умом.   Какое бы совершенство вы  Ему
> ни приписали, вы должны помнить, что оно - лишь жалкое подобие того,
> чем  Он действительно обладает; что Сам Он совсем не такой, каким вы
> Его себе представляете.

> Бог  - это неприступный свет, столь яркий, что душа воспринимает Его
> как   мрак.    Lux   in   tenebris   lucet   et   tenebrae  eam  non
> comprehenderunt.    ("Свет    во  тьме   светит   и  тьма  не объяла
> его".{Ин.1:5.})

> Если  всё  видимое  - не Бог и не являет Его, как Он есть, то, чтобы
> найти  Его,    нужно  выйти  за пределы видимого и вступить во мрак.
> И если доступное слуху - не Бог, то нужно погрузиться в молчание.

> Бог невообразим, поэтому воображение никогда не скажет о Нём правды.
> Чтобы познать Его, как Он есть, нужно подняться над всем вообразимым
> и  вступить  в  неведомое,  где нет ни образов, ни подобий чего-либо
> тварного.

> У  святых,   правда,   были  вид`ения.   Но  они являли скорее нечто
> о  Боге,    чем    Его   Самого.    Увидеть нечто ограниченное - ещё
> не значит увидеть Бога.


> Бог  постижим только для Себя Самого; мы же сможем постичь Его, если
> так или иначе преобразимся в Него {"Ву being in some way transformed
> into  Him."}  и  познаем  Его  так, как Он знает Себя Сам. Мы должны
> сродниться  с  Ним,    потому  что Он знает  Себя  не опосредованно.
> Его бесконечное Бытие и есть Его Самопознание.

> Вера  -  первый  шаг к такому преображению. Она любовью, <словно> бы
> наощупь,  приближается к живому Богу, воспринимая Его помимо образов
> и представлений.

> Вера  просвещает  душу  светом, воспринятым прямо от Бога. Этот свет
> входит  в  нас,  минуя  разум,   глаз  или  воображение,    и потому
> не  облекается  ни  во что  тварное,  видимое,  выразимое.   Правда,
> язык   вероучительных   формул   всегда   образный,   но,  дав  волю
> воображению,  мы непременно собьёмся с пути. Разве можно представить
> себе   в  Боге  "три Ипостаси  и одну природу"?  Тот, кто попытается
> это сделать, совершит большую ошибку.

> Когда  веришь  и  в  простоте  повинуешься  Богу, который через Свою
> Церковь преподаёт нам ту или иную истину, получаешь в дар внутренний
> свет,  который так прост, что не поддаётся описанию, и так чист, что
> в  применении  к  нему  слово  "опыт"  звучит  слишком грубо. Но это
> всё-таки  свет,  дающий  разуму  полноту,  которой  не  даст никакое
> знание.

> Вера  так  или  иначе  связана  с  принятием  освящённой авторитетом
> истины, и важно об этом помнить. Однако покорность - это ещё не всё.
> Лишённая  любви,  непросвещённая, угрюмая готовность подчиняться ещё
> не  делает   нас   "верующими".    Ставя на волю, мы  стираем  грань
> между  разумной  верой  и  простым  повиновением.  Пользы  от такого
> смешения   мало,  потому  что  без   света,   внутреннего  озарения,
> благодати,  которая помогает принять истину как бы  от Самого  Бога,
> в  её,  если  можно  так  сказать, Божественной достоверности, разум
> лишён  мира  и  благодатной  опоры.  Без  света люди не могут верить
> по-настоящему.  Вместо  того  чтобы идти вглубь себя и делать зрячим
> собственное  сердце,   они учатся подавлять сомнения. Им ли говорить
> о  том,    что  они  получили  дар  истинной веры?  Впрочем,  не всё
> так  просто.  Бывает, что и глубокая вера, и полное любви послушание
> Богу и Его истине всё ещё не в ладах с разумом и воображением.

> Можно  сказать, что  в каком-то  смысле  "сомнение"    будет  с нами
> всегда,  - ведь даже без колебаний приняв истинное учение, мы видим,
> как  немощен и непостоянен наш дух перед страшной тайной  Бога.   Мы
> не  столько  сомневаемся  в  том  или ином предмете, сколько ощущаем
> собственную  беспомощность, что вполне совместимо с настоящей верой.
> Поистине,  вместе  с  верой  в  нас  растёт  и  ощущение собственной
> беспомощности.  Уверовав  до  конца,  мы "сомневаемся" (в переносном
> смысле  этого  слова)   больше,   чем когда-либо прежде.  Только это
> не  значит,   что   мы  нетверды  в  богословии:  это  значит,   что
> мы   испытываем   вполне  естественное  в  нашем  положении  чувство
> незащищённости и терпим муку, которая приходит вместе с ним.

> Самая  непонятность   веры  -  признак её совершенства.  Она -  мрак
> для  разума, потому что действенна там, где тот совершенно бессилен.
> И   чем   совершенней вера,  тем плотнее мрак.  Чем ближе мы к Богу,
> тем  дальше наша вера от полутьмы идей и образов тварного. Она дарит
> нам   уверенность,   но  не  избавляет  от  мучительных  -  и  порой
> существенных  -  сомнений.  Пустота,  где наши природные силы ничего
> не  стоят, кажется нам непригодной для обитания, но только оставаясь
> в её глубоком мраке,  мы обладаем Богом так полно,  как это возможно
> в  земной  жизни.    Только  тогда наш разум  по-настоящему свободен
> от тварного света, безнадёжно тускнеющего в присутствии Бога. Только
> тогда  нас  самих  наполняет  Его  беспредельный свет, который разум
> воспринимает как полнейший мрак.

> В  этом  великом  совершенстве  веры  Сам бесконечный Бог становится
> светом  погружённой  во  мрак  души  и  целиком  обладает ею в Своей
> истине. В этот невыразимый миг глубокую ночь сменяет рассвет, а вера
> становится в`едением.
                        [ Томас Мёртон. СЕМЕНА СОЗЕРЦАНИЯ (19)
                          (перевод главы: Андрей Кириленков)
                          // М.: Общедоступный правосл. университет,
                          основанный прот. Александром Менем, 2005.
                          стр. 115-8 ]



        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.9:1-8; Лк.5:17-26;
          эпизод N43 по "Брюссельскому согласованию"




+++ о свт. Григории Паламе:  +++++++++++++++++++++++++++++ +  +   +
* свящ. Александр Мень. Проповедь
   www.messia.ru/rasylka/003/379.htm#0
* митр. Антоний Блум. Проповеди
  (NEW!) www.mitras.ru/archive/060319.htm
        www.mitras.ru/archive/050326.htm
       www.mitras.ru/archive/030322.htm
     www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#12
    www.mitras.ru/inname/in_85.htm
* Тексты свт. Григория и материалы о нём:
  www.krotov.info/acts/14/2/palama_00.htm
* Об исихазме: www.krotov.info/spravki/temy/i/isihazm.html

+++ ++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++++++++++ +  +   +
* Протопр. Александр Шмеман: ВОСКРЕСЕНЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html (3.)

+++ о евангельском чтении:  +++++++++++++++++++++++++++++ +  +   +
* В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.9:2-6 (Прощение и исцеление)
                    www.messia.ru/rasylka/003/503.htm#0
* Яков Кротов:
  Зачем бывшему расслабленному 'кровать'? (духовное толкование)
                          www.messia.ru/rasylka/004/726.htm#0
* Он же: "Это рассказ, прежде всего, не о чуде как таковом,
                                        а о фарисействе..."
                www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_01.htm
  (в сокращении)      www.messia.ru/rasylka/002/217.htm#0
* Он же - о культурности фарисеев (Мк.2:6)
   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_03.htm
* митр. Антоний Блум: проп. РАССЛАБЛЕННЫЙ И ЧЕТЫРЕ ДРУГА (Мф.9,1-8)
                              www.messia.ru/rasylka/003/579.htm#0
* Его же - другие проповеди:
  www.mitras.ru/inname/in_116.htm
   www.mitras.ru/inname/in_85.htm#05
    www.mitras.ru/inname/in_7.htm
     www.mitras.ru/archive/040307.htm
* Он же - в кн. 'НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ'
                  www.mitras.ru/mark/mk_2.htm

  +++ к апостольскому чтению:
 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1103.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060319/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060306&key=days




Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Марка, глл. 6-8.        
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Иоанна.
        

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда Бог приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:
 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!" ...
 Разве кому-нибудь из ангелов Он сказал когда-либо:
 "Сиди по правую руку Мою,
   пока не повергну Твоих врагов Тебе под ноги"?!
 Разве все они не более, чем служебные д`ухи,
 посланные служить тем, кто обретет спасение?
 Поэтому нам следует
 еще усерднее и крепче держаться того, что услышали,
 не то нас снесет течением.
 Ведь если весть, которую некогда возвестили ангелы,
 была столь непреложна,
 что любое отступление или ослушание
 влекло за собой заслуженную кару,
 то разве избежим ее мы,
 если станем пренебрежительно относиться
 к столь великой вещи, как спасение?
 Начало в`ести о спасении было положено словами самого Господа,
 и те, кто услышали Его, подтвердили нам его истинность.*
                                                (Евр.1:6,13-2:3)
                                * * *
*Страхом охваченный по причине дел моих:
 и дальнего отшествия, и расточенного Твоего богатства,
 которое я растратил в блудных устремлениях,
 в покаянии зову Тебе, Отцу и Богу моему:
 "Согрешил я, спаси меня!"
*На земле согрешая, я страшусь небес:
 ибо знаю, каков тогда будет надо мною
 суд с подробным разбирательством,
 когда всё предстанет, Слово,
 пред лицо Твоего правосудия.
*Мрачные и скверные помышления меня питали,
 когда я, блудный, далеко был от Тебя, Спаситель;
 ныне же взываю Тебе:
 "Согрешил я, согрешил,
 спаси меня, с горячей ревностью прибегающего
 к милосердию Твоему!"
                                  +
*Богатства и дарований божественных я лишился
 и пришел в страну чужую,
 голодом животворных благ томясь,
 но Ты меня, Отче, как благой,
 древней славы и сладости
 по благосердию Своему исполни.
*Помышление сына блудного,
 в блуде жизнь растратившего, приняв,
 к Отцу милостивому прибегнем,
 с верой, чуждою сомнений, и сокрушением сердца,
 чтобы прощение согрешений получить.
*Не медли, душа моя,
 в стране дальней пребывая,
 но спеши скорее исповедаться Богу и Отцу,
 чтобы принять освобождение
 от того, что /злого ты/ совершила,
 жизнь свою погубив.
                                  +
*Как младший Твой сын я стал
 и богатство Твое бедственно растратил
 уклонением в злую жизнь;
 и, благ Твоих лишившись, Человеколюбец,
 прихожу к Тебе, Отцу и Богу моему,
 и прошу прощения.
*Участь странника жестокую я получил
 и паст`и свиней был осужден,
 ибо расточил мое богатство,
 которое Ты мне милостиво так скоро дал,
 и был всего лишен;
 но Ты, как Бог, надо мною сжалься.
*Не имею по грехам моим дерзновения;
 не могу я ни взора возвести
 и смотреть на неба безмерную высоту,
 ни назваться сыном Твоим я, блудный;
 но не по моим заслугам сжалься надо мною, Человеколюбец,
 имеющий безмерную милость.
                                  +
*Безмерного, Владыка,
 и многого милосердия Твоего богатство
 знаем мы, в Тебя уверовавшие.
 Потому все припадаем к Тебе, с блудным сыном горячо взывая:
 "Прими согрешивших и к Тебе прибегших,
  ибо нет греха, который мог бы
  человеколюбие Твое, Милосердный, превозмочь!".
*По милосердию Своему, Владыка, Себя смирив,
 Ты к падшим Твоим сынам приблизился:
 ибо Сам, Человеколюбец встретил падших,
 и целуешь их, и спасение даруешь;
 если же кто падет и низко,
 Ты, будучи милостив, не гневаешься,
 как Человеколюбец.
*Страшнейший суд меня встретит, о Владыка!
 Ибо видя Тебя, человеколюбивого и беззлобного,
 не прибегаю к Тебе, взывая блудного сына гласом,
 но в лености жизнь провожу;
 Ты же будь милостив ко мне
 и от осуждения того избавь, о Милосердный,
 ради моего покаяния.
                                  +
*Радости и веселия исполни ныне,
 когда ради меня заколот Твой телец,
 от Тебя того ожидающую душу мою, Боже!
 Заблудившегося меня прими,
 и умерщвленного к жизни возведи,
 и в божественную одежду спасения - в нетление
 меня облеки.
*Души, удаленные от Бога
 и дарований божественных лишенные!
 Придите с горячим усердием,
 и будем, взяв примером обращение сына блудного, взывать:
 "Отче благой, Который на небесах!
  Согрешили все мы пред Тобою,
  очисти и спаси прибегающих к милости Твоей".
*Как имеющий великое множество милосердия,
 не гнушайся мною, Господи, Господи,
 во многих услаждениях растратившим свое богатство,
 и к Тебе ныне прибегающим,
 и взывающим блудного сына гласом:
 "Согрешил я пред Тобою, спаси
 прибегающего к Твоей милости!"
                                  +
*Ныне время добродетелей явилось,
 и при дверях Судия;
 не будем же унывать, но давайте, постясь
 принесем слезы, сокрушение и милостыню, взывая:
 "Грехов наших больше, чем песка морского,
  но отпусти всем, всех Освободитель",
 дабы получить нам нетленный венец.
        (Канон 2-го воскр. Вел. Поста, песни 3,5,6,8,9,кондак.
                                           Перевод А.Тимрота*)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1442.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Александр Шмеман: Молитва св . Ефрема Сирина (2)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»