Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 7 марта 2006 г. ст.ст., пн 3-й седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): # Ис.8:13-9:7 [Наставление чтить, бояться истинного Бога, во всём уповать на Него; Он благоволит к ожидающим от Него помощи; для недоверяющих Его обетованиям, противящихся Его воле, Он - камень, о который они разобъются (13-18). Неуповающие на Бога обращаются в трудных обстоятельствах к помощи волхвов, лжепророков, они блуждают во мраке лжи, не имеют защиты ни на Небе, ни на земле (19-22). Гнев Божий обрушится прежде всего на Галилею (страну Завулона и Неффалима), но Галилею ожидает великий свет, слава и мир - там родится Божественный Мессия (1-7) *И мы, подобно древним иудеям, часто забываем Бога, оскорбляем Его грехами, а в трудных обстоятельствах ищем помощи не у Бога, а у подобных нам греховных, ничтожных пред Богом людей...] # Быт.6:9-22 [Бог избирает Ноя за его добродетельную жизнь, а также его семью, чтобы сохранить человеческий род и других тварей от Потопа; вся Земля стала мерзкой для Бога из-за разврата и нечестия людей (9-13). Божье повеление Ною построить ковчег, войти в него с своим семейством, ввести туда всех живых существ и заготовить необходимое для пропитания всех тварей в ковчеге на дни Потопа (14-21). Ной в точности исполняет то, что Бог повелел ему о сооружении ковчега и заготовлении припасов (22).] # Притч.8:1-21 [Мудрость дает наставления людям, возвещает о себе всем: ее учение драгоценнее всего, одна дает силу и разум правителям и доставляет всем надежное благо.] См. начало в выпуске N1442 (www.messia.ru/rasylka/006/1442.htm#0). > Из всего сказанного мной ясно, что вера - не просто грань духовной > жизни и не просто переход к чему-то ещё. Это принятие Бога, начало > приобщения к Нему, сердцевина духовной жизни. И чем глубже вера, > тем полнее приобщение к Богу. Укореняясь внутри нас, вера проникает > собой все наши помыслы и поступки. Нет, она не делает нас формально > набожными, заставляя думать только о небесном. Она, скорее, придаёт > особое измерение простоты и глубины всему, что мы делаем > и переживаем. > Вера включает в повседневную жизнь неведомое и неосознанное, > соединяет познанное и непознанное, а вернее - помогает нам > осознать их взаимопроникновение. В самом деле, жизнь - это тайна, > понятная нам лишь в очень малой степени. И если мы принимаем только > понятное, то обрекаем себя на жалкое существование, хотя и думаем, > что всё обстоит прекрасно. (Нас воспитали в нелепом предубеждении, > будто мы по-настоящему поняли и пережили лишь пропущенное > через сознание и разум. Сказав, что это за вещь, мы воображаем, > будто познали её. Дав себе отчёт в собственных поступках - полагаем, > будто обрели опыт. В действительности же слова - а очень часто > всё ими и ограничивается - нередко отрывают нас от настоящего опыта > и затемняют суть дела.) > Вера не объясняет неведомое и не вешает на него богословский > ярлык, чтобы сдать на хранение в надёжное место, с глаз долой. > Напротив, она живо, действенно и динамично включает неведомое > в повседневную жизнь. Вера не отменяет тайны ради рациональной > ясности, а рождает живое единство ведомого и неведомого, шаг > за шагом выводя нас за пределы нашего внешнего "я". > Следовательно, вера не просто связывает нас с "Божественным > авторитетом", не просто учит истинам "о Боге". Она открывает нам > неведомое в нас самих, если только наше не раскрытое ещё "я" > и в самом деле живёт в Боге, в прямом свете Его благодати и милости. > Таково, на мой взгляд, чрезвычайно важное свойство веры, о котором > в наше время едва ли кто помнит. Вера - это не просто согласие > с догмой, а жизнь. Она объемлет все измерения нашего бытия, > проникая и в неприступные тайники нашего духа, и в сокровенную > сущность и любовь Самого Бога. Вера - единственный путь к истинным > глубинам бытия, в том числе и нашего собственного. И пока человек > не доверится Богу целиком, не покорится Ему, он будет чужим > для себя, изгнанником, отлучённым от всего самого значительного > в себе, от сокрытой в нём, но недоступной разуму простоты и глубины. > Вы спросите, имею ли я в виду бессознательное? Давайте разберёмся. > Мы склонны воображать себя существами, в которых сознающий разум > всегда "наверху", а бессознательное "внизу", но это иллюзия. > Наш разум со всех сторон окружен бессознательным. > Мрак простирается не только под ним, но и над ним, и повсюду вокруг > него. Разум, сознание - отнюдь не высшее и не господствующее начало > в человеке. Ему, правда, подвластна какая-то область низшего, > но и сам он подчинён бессознательному, которое лежит "вовне", - будь > то внизу или наверху. Значит, важно различать, что в нашем > бессознательном есть от животного, эмоционального, инстинктивного, > а что - от сверхсознательного, духовного, осмелюсь сказать - > "божественного". > Оказывается, вера включает в нашу жизнь всё бессознательное, хотя > и не действует без разбора. Она принимает низшее (ни в коем случае > не объясняя его рационально), даёт ему свободу до тех пор, пока оно > не идёт наперекор воле Божией. Вера помогает нам примириться с нашим > животным началом и управлять им в согласии с волей Божией > и требованиями любви. Но она же подчиняет разум, а с ним и всего > человека, сокровенным духовным силам, тому "неведомому", что всегда > выше разума. > Тайна сверхсознательного - это и неприступная для разума вершина > духа, и присутствие Бога. И если мы вправе сказать, следуя традиции, > что Бог обитает в сокровенности человеческого сердца, то именно вера > связывает человека с его собственной сокровенной глубиной > и с "живущим" в ней Богом. > О трёхсоставности человека учили и греческие отцы. До-разумное > бессознательное они называли anima, psyche, что означало - > "животная" душа, "женское", пассивное начало, область инстинктов > и чувств, где человек действует как психофизическое целое. > Потом следовал animus, или nous, - просвещённая, сознающая, > активная часть человеческого естества. Собственно, это - разум > как мужское начало, управляющее нашими действиями, подчиняющее их > логике, идее, здравому смыслу. Разуму подобает господствовать > над женским началом, над пассивной anima. Anima - это Ева, > anuimus - Адам. Но Ева искусила Адама, и тот подпал под власть > слепого побуждения. С тех пор человек больше руководствуется > непроизвольными страстными движениями естества, условным рефлексом, > чем идеей и нравственным принципом. > Однако animus, господствующий над anima, сочетание женского > и мужского - это еще не весь человек. В человеке есть и нечто более > высокое - то, что стоит над разделением на активное и пассивное, > разумное и инстинктивное. Это - высшее начало (spiritus, > pneuma), которое собирает два низших в единое целое и выводит > за их собственные пределы, соединяя с Богом. Дух - не просто часть > человеческой природы, а сам человек, - целостный, оживотворённый, > поднявшийся над самим собой и одухотворённый Богом. > В "духе", pneuma, человек достигает полноты своего призвания, > и пока он не "один дух" с Богом, он ещё не вполне человек. > Но "дух" - это и anima, и animus, и spiritus; не три разных > а одно целое. Когда все эти начала совершенно едины (но сохраняют > (но сохраняют присущие каждому из них качества), тогда человек снова > становится образом Пресвятой Троицы. > Значит, "духовная жизнь" - это единство тела (с его инстинктами > и страстями), души (с её разумом и послушанием закону) и духа, > смиренно принимающего от Бога свет и любовь. Это единство > совершенного человека, который в Боге и с Богом, от Бога и для Бога; > человека, в котором Бог, будучи "всё во всём", {1Кор.15:28.} > беспрепятственно вершит Свою волю. > Нетрудно понять, что оргиастический, построенный на чувствах культ > не духовен. Но не вполне духовна и одна лишь разумная, сознательная > жизнь. Нелепо приравнивать духовность "умственным способностям", как > это часто делают в наше время. Нелепо заточать дух в мыслящем > разуме, низводя его до простой "работы ума" - выражения мысли > в слове, логических обоснований и прочего. Такая жизнь неполна > и ущербна. > Настоящая духовная жизнь - это не дионисийская оргия > и не аполлонийская ясность, а нечто превосходящее и то и другое. > Это - жизнь в премудрости, в софийной любви. В Sophia, высшей > мудрости, нераздельно соединены вся сила и величие непостижимого > (которое в Боге) - и материальное богатство тварного мира, отеческое > и материнское начала, несотворённый Отец и тварная Мать-Мудрость. > Именно вера вводит в нас в эту горнюю страну единства, силы, света > и софийной любви, где нет больше рождённого человеческим разумом > ограниченного и ущербного света, и где Истина, единственная > и целостная, всё собирает в полноту Мудрости, Sapientiae, > Sophia. Когда апостол Павел говорил о свободе и любви > как избавлении от власти Закона, {"Итак, любовь есть исполнение > закона" (Рим.13:10).} он имел в виду, что в Духе Христовом > мы привиты Христу, "Божией силе и Божией премудрости"; {1Кор.1.24.} > что Он Сам стал нашей жизнью, светом, любовью, мудростью. Настоящая > духовная жизнь - это жизнь в премудрости, во Христе. Мрак веры > приносит плоды во свете мудрости. [ Томас Мёртон. СЕМЕНА СОЗЕРЦАНИЯ (19) (перевод главы: Андрей Кириленков) // М.: Общедоступный правосл. университет, основанный прот. Александром Менем, 2005. стр. 118-121 ] + + + www.messia.ru/rasylka/005/1104.htm#0 Чтения этого дня и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060320/orth Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060307&key=days Свящ. Александр Мень об этом дне: Начинается приготовление к воскресенью крестопоклонному. Неделя "посвящается размышлению о Кресте и о значении нашего крестоношения. Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее "с согласия", если не добровольно".* Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Марка, глл. 9-10. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 3 Иоанна. -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Чтите святость Господа Воинств, / Его бойтесь, Его страшитесь! Он будет Святыней - и камнем преткновенья, камнем, о который споткнутся оба израильских царства. Будет Он сетью, ловушкой для жителей Иерусалима! И многие споткнутся, / упадут и разобьются, попадутся, пойманы будут. ... *Я буду надеяться на Господа, хотя Он лицо Своё скрыл от сынов Иакова. На Господа я буду уповать! Вот я и дети, которых дал мне Господь. Мы - знаки и знамения Израилю от Господа Воинств, обитающего на горе Сион. *Вам скажут: "Обратитесь за советом к духам, к умершим, - к тем, кто шепчет и бормочет. Ведь всякий народ вопрошает своих богов - ради живых просит у мёртвых наставления и свидетельства". Вам непременно так скажут. Но в таких словах нет силы. *...Будут они скитаться, терзаемые отчаяньем и голодом. Голодные, в ярости, проклянут они царя и Бога. Ввысь посмотрят они, / землю взглядом окинут - всюду горе и мрак, гнетущая тьма. В темноту изгнаны они! *Но не будет для угнетенных тьмы!. *... Народ, обитающий во тьме, увидел великий свет - свет воссиял для тех, / кто живёт в стране мрака. Ты дал им великую радость, / даровал большое веселье: веселятся они пред Тобою, словно урожай собирают, / радуются, будто делят добычу! Тяжёлое ярмо, / бремя, что на плечи им давило, / палку надсмотрщика - всё это Ты сломал, как в день победы над Мидьяном! И сапоги, топавшие громко, / и одежды, запачканные кровью, будут преданы пламени, / отданы в пищу огню. Ибо у нас родился младенец, / мальчик дарован нам! На его плечи возложена власть, и имя дано ему: Готовящий Чудеса, / Могучий Бог, Вечный Отец, / Владыка Благоденствия. Крепкой власти его и благоденствию не будит конца: он утвердит и упрочит престол и царство Давида справедливостью и праведностью, отныне - и вовеки. Ярость Господа Воинств сделает так!* (Ис.8:13-15,17-22;9:2-7, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов) * * * *Не Премудрость ли это зовет, не ее ли разумный голос слышен? На вершине холма над дорогой, на перепутье она сто`ит; у ворот городских взывает, при входе в город восклицает: - Вас, люди, зову я, мой призыв - к сынам человеческим! Простаки, научитесь проницательности, глупцы, наберитесь ума! Слушайте мою возвышенную речь, ибо правда у меня на устах, истину вещает мой язык, и мерзко устам моим зло. Праведны все мои речи, ни лукавства в них, ни обмана; все они для разумного открыты, доступны для ищущих знания. Цените мое наставление выше серебра, знание - выше червонного золота. Ибо мудрость - прекрасней самоцветов, ничто желанное с ней не сравнится. Я - Премудрость, и со мною проницательность, знание и прозорливость я обрела. Страх ГОСПОДЕНЬ - это ненависть ко злу. Гордость и заносчивость, путь зла и лживые уста я ненавижу. У меня - совет, у меня - успех, я - разум, и со мною сила. Мною царствуют цари / и властители устанавливают справедливость, мною вершат правление вожди, князья и все судьи земли. Кто любит меня, того и я люблю, и кто ищет меня - найдет. Богатство и слава - со мною, / нескончаемое процветание и правда. Лучше золота червонного мои плоды, я ценнее чистого серебра. Я ступаю по пути праведности, по стезям справедливости, чтобы любящих меня наградить достойно и сокровищницы их наполнить.* (Пр.8:1-21, нов.пер., РБО, 2000г.) * * * "Бог наш на небе и на земле творит всё, что хочет". |
|||||
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||