=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  7 марта   2006 г. ст.ст., пн 3-й седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
# Ис.8:13-9:7  [Наставление чтить, бояться истинного Бога,
                во всём уповать на Него; Он благоволит к ожидающим
                от Него помощи; для недоверяющих Его обетованиям,
                противящихся Его воле, Он - камень, о который они
                разобъются (13-18). Неуповающие на Бога обращаются
                в трудных обстоятельствах к помощи волхвов,
                лжепророков, они блуждают во мраке лжи, не имеют
                защиты ни на Небе, ни на земле (19-22). Гнев Божий
                обрушится прежде всего на Галилею (страну Завулона
                и Неффалима), но Галилею ожидает великий свет, слава
                и мир - там родится Божественный Мессия (1-7)
                *И мы, подобно древним иудеям, часто забываем Бога,
                оскорбляем Его грехами, а в трудных обстоятельствах
                ищем помощи не у Бога, а у подобных нам греховных,
                ничтожных пред Богом людей...]
# Быт.6:9-22   [Бог избирает Ноя за его добродетельную жизнь,
                а также его семью, чтобы сохранить человеческий род
                и других тварей от Потопа; вся Земля стала мерзкой
                для Бога из-за разврата и нечестия людей (9-13).
                Божье повеление Ною построить ковчег, войти в него
                с своим семейством, ввести туда всех живых существ
                и заготовить необходимое для пропитания всех тварей
                в ковчеге на дни Потопа (14-21). Ной в точности
                исполняет то, что Бог повелел ему о сооружении ковчега
                и заготовлении припасов (22).]
# Притч.8:1-21 [Мудрость дает наставления людям,
                возвещает о себе всем: ее учение драгоценнее всего,
                одна дает силу и разум правителям и доставляет всем
                надежное благо.]

См. начало в выпуске N1442 (www.messia.ru/rasylka/006/1442.htm#0).

> Из  всего  сказанного мной ясно, что вера - не просто грань духовной
> жизни  и  не просто переход к чему-то ещё. Это принятие Бога, начало
> приобщения к Нему, сердцевина  духовной  жизни. И  чем глубже  вера,
> тем  полнее приобщение к Богу. Укореняясь внутри нас, вера проникает
> собой  все наши помыслы и поступки. Нет, она не делает нас формально
> набожными,  заставляя думать только о небесном. Она, скорее, придаёт
> особое  измерение  простоты  и   глубины    всему,   что  мы  делаем
> и переживаем.

> Вера   включает  в  повседневную  жизнь  неведомое  и  неосознанное,
> соединяет   познанное   и  непознанное,  а  вернее  -  помогает  нам
> осознать    их взаимопроникновение. В самом деле, жизнь - это тайна,
> понятная нам лишь в очень малой степени. И если мы  принимаем только
> понятное,   то обрекаем себя на жалкое существование, хотя и думаем,
> что  всё  обстоит прекрасно. (Нас воспитали в нелепом предубеждении,
> будто   мы   по-настоящему  поняли   и   пережили  лишь  пропущенное
> через  сознание  и  разум. Сказав,  что  это за вещь, мы воображаем,
> будто познали её. Дав себе отчёт в собственных поступках - полагаем,
> будто  обрели  опыт.  В  действительности  же  слова - а очень часто
> всё  ими и ограничивается - нередко отрывают нас от настоящего опыта
> и затемняют суть дела.)

> Вера  не   объясняет   неведомое  и  не  вешает на него богословский
> ярлык,  чтобы  сдать  на  хранение  в  надёжное место, с глаз долой.
> Напротив,   она  живо,   действенно  и  динамично включает неведомое
> в  повседневную  жизнь.  Вера  не  отменяет  тайны ради рациональной
> ясности,    а  рождает  живое  единство  ведомого и неведомого,  шаг
> за шагом выводя нас за пределы нашего внешнего "я".

> Следовательно,   вера   не  просто  связывает  нас  с  "Божественным
> авторитетом",  не  просто  учит  истинам "о Боге". Она открывает нам
> неведомое   в  нас  самих,   если только наше не раскрытое ещё   "я"
> и в самом деле живёт в Боге, в прямом свете Его благодати и милости.

> Таково, на мой взгляд,  чрезвычайно важное свойство веры,  о котором
> в  наше  время   едва  ли кто помнит.  Вера - это не просто согласие
> с  догмой,  а   жизнь.   Она  объемлет  все  измерения нашего бытия,
> проникая  и  в  неприступные  тайники  нашего  духа, и в сокровенную
> сущность  и  любовь Самого Бога. Вера - единственный путь к истинным
> глубинам бытия,   в том числе и нашего собственного.  И пока человек
> не  доверится   Богу   целиком,   не  покорится Ему,  он будет чужим
> для  себя,    изгнанником,  отлучённым от всего самого значительного
> в себе, от сокрытой в нём, но недоступной разуму простоты и глубины.

> Вы  спросите,  имею ли я в виду бессознательное? Давайте разберёмся.
> Мы  склонны  воображать  себя  существами, в которых сознающий разум
> всегда   "наверху",   а  бессознательное   "внизу",  но это иллюзия.
> Наш    разум       со    всех    сторон    окружен  бессознательным.
> Мрак  простирается не только под ним, но и над ним, и повсюду вокруг
> него.  Разум, сознание - отнюдь не высшее и не господствующее начало
> в  человеке.    Ему,  правда,  подвластна  какая-то область низшего,
> но и сам он подчинён бессознательному, которое лежит "вовне", - будь
> то   внизу  или  наверху.  Значит,  важно  различать,  что  в  нашем
> бессознательном есть  от животного, эмоционального,  инстинктивного,
> а  что  -  от  сверхсознательного,  духовного,  осмелюсь  сказать  -
> "божественного".

> Оказывается,  вера включает в нашу жизнь  всё  бессознательное, хотя
> и  не  действует без разбора. Она принимает низшее (ни в коем случае
> не  объясняя его рационально), даёт ему свободу до тех пор, пока оно
> не идёт наперекор воле Божией. Вера помогает нам примириться с нашим
> животным  началом  и  управлять  им   в  согласии   с  волей  Божией
> и  требованиями  любви.  Но  она же подчиняет разум, а с ним и всего
> человека,  сокровенным духовным силам, тому "неведомому", что всегда
> выше разума.

> Тайна  сверхсознательного  -  это  и неприступная для разума вершина
> духа, и присутствие Бога. И если мы вправе сказать, следуя традиции,
> что Бог обитает в сокровенности человеческого сердца, то именно вера
> связывает   человека   с  его   собственной   сокровенной   глубиной
> и с "живущим" в ней Богом.

> О  трёхсоставности  человека  учили  и  греческие  отцы. До-разумное
> бессознательное  они  называли   anima,    psyche,   что  означало -
> "животная"  душа,   "женское",  пассивное начало, область инстинктов
> и чувств, где человек действует как психофизическое целое.

> Потом  следовал   animus,   или   nous,   - просвещённая, сознающая,
> активная   часть   человеческого  естества. Собственно, это -  разум
> как  мужское  начало,  управляющее нашими действиями, подчиняющее их
> логике,    идее,    здравому  смыслу. Разуму подобает господствовать
> над  женским  началом,  над  пассивной   anima.    Anima  - это Ева,
> anuimus    -  Адам.  Но  Ева искусила Адама, и тот подпал под власть
> слепого   побуждения.  С  тех  пор  человек  больше  руководствуется
> непроизвольными  страстными движениями естества, условным рефлексом,
> чем идеей и нравственным принципом.

> Однако   animus,   господствующий  над   anima,   сочетание женского
> и  мужского - это еще не весь человек. В человеке есть и нечто более
> высокое  -  то,  что  стоит над разделением на активное и пассивное,
> разумное   и   инстинктивное.   Это  -  высшее  начало    (spiritus,
> pneuma),      которое  собирает два низших в единое целое и  выводит
> за  их  собственные пределы, соединяя с Богом. Дух - не просто часть
> человеческой  природы,  а  сам человек, - целостный, оживотворённый,
> поднявшийся над самим собой и одухотворённый Богом.

> В    "духе",   pneuma,   человек достигает полноты своего призвания,
> и  пока  он  не "один  дух"   с Богом,  он  ещё  не вполне  человек.
> Но  "дух"  -  это и  anima,  и  animus,  и  spiritus;  не три разных
> а  одно  целое.  Когда все эти начала совершенно едины (но сохраняют
> (но сохраняют присущие каждому из них качества), тогда человек снова
> становится образом Пресвятой Троицы.

> Значит,  "духовная  жизнь"  -  это единство тела  (с его инстинктами
> и  страстями),  души  (с  её  разумом  и послушанием закону) и духа,
> смиренно   принимающего   от   Бога  свет  и  любовь.  Это  единство
> совершенного человека, который в Боге и с Богом, от Бога и для Бога;
> человека,  в  котором  Бог,  будучи  "всё  во  всём",  {1Кор.15:28.}
> беспрепятственно вершит Свою волю.


> Нетрудно  понять,  что оргиастический, построенный на чувствах культ
> не  духовен. Но не вполне духовна и одна лишь разумная, сознательная
> жизнь. Нелепо приравнивать духовность "умственным способностям", как
> это  часто  делают  в  наше  время.  Нелепо  заточать дух в мыслящем
> разуме,  низводя  его  до  простой   "работы ума" -  выражения мысли
> в  слове,   логических  обоснований  и прочего.  Такая жизнь неполна
> и ущербна.

> Настоящая     духовная    жизнь  -    это   не  дионисийская   оргия
> и не аполлонийская ясность,  а нечто превосходящее и  то  и  другое.
> Это  -  жизнь  в  премудрости,  в софийной любви. В  Sophia,  высшей
> мудрости,  нераздельно  соединены  вся  сила и величие непостижимого
> (которое в Боге) - и материальное богатство тварного мира, отеческое
> и материнское начала, несотворённый Отец и тварная Мать-Мудрость.

> Именно вера вводит в нас в эту горнюю страну единства,  силы,  света
> и  софийной  любви,  где  нет больше рождённого человеческим разумом
> ограниченного   и  ущербного  света,   и  где  Истина,  единственная
> и   целостная,   всё  собирает  в  полноту  Мудрости,    Sapientiae,
> Sophia.      Когда  апостол   Павел   говорил  о  свободе  и   любви
> как  избавлении  от  власти  Закона,  {"Итак, любовь есть исполнение
> закона"  (Рим.13:10).}    он  имел  в  виду,   что  в Духе Христовом
> мы  привиты Христу, "Божией силе и Божией премудрости"; {1Кор.1.24.}
> что  Он Сам стал нашей жизнью, светом, любовью, мудростью. Настоящая
> духовная  жизнь  -  это  жизнь  в  премудрости, во Христе. Мрак веры
> приносит плоды во свете мудрости.
                        [ Томас Мёртон. СЕМЕНА СОЗЕРЦАНИЯ (19)
                          (перевод главы: Андрей Кириленков)
                          // М.: Общедоступный правосл. университет,
                          основанный прот. Александром Менем, 2005.
                          стр. 118-121 ]



 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1104.htm#0



Чтения этого дня и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060320/orth

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060307&key=days



Свящ. Александр Мень об этом дне:
        Начинается приготовление к воскресенью крестопоклонному.
        Неделя "посвящается размышлению о Кресте
        и о значении нашего крестоношения. Всякая тягота,
        если она встречает с нашей стороны отчаянный протест,
        не является крестом.
        Крестом она становится тогда,
        когда мы стараемся нести ее "с согласия",
        если не добровольно".*

Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Марка, глл. 9-10.        
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 3 Иоанна.
        
 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Чтите святость Господа Воинств, / Его бойтесь, Его страшитесь!
 Он будет Святыней - и камнем преткновенья,
 камнем, о который споткнутся оба израильских царства.
  Будет Он сетью, ловушкой для жителей Иерусалима!
 И многие споткнутся, / упадут и разобьются,
  попадутся, пойманы будут. ...
*Я буду надеяться на Господа,
 хотя Он лицо Своё скрыл от сынов Иакова.
  На Господа я буду уповать!
 Вот я и дети, которых дал мне Господь.
 Мы - знаки и знамения Израилю
 от Господа Воинств, обитающего на горе Сион.
*Вам скажут: "Обратитесь за советом к духам, к умершим, -
 к тем, кто шепчет и бормочет.
 Ведь всякий народ вопрошает своих богов -
 ради живых просит у мёртвых наставления и свидетельства".
 Вам непременно так скажут. Но в таких словах нет силы.
*...Будут они скитаться, терзаемые отчаяньем и голодом.
 Голодные, в ярости, проклянут они царя и Бога.
 Ввысь посмотрят они, / землю взглядом окинут -
 всюду горе и мрак, гнетущая тьма.
 В темноту изгнаны они!
*Но не будет для угнетенных тьмы!.
*...
 Народ, обитающий во тьме, увидел великий свет -
  свет воссиял для тех, / кто живёт в стране мрака.
 Ты дал им великую радость, / даровал большое веселье:
 веселятся они пред Тобою,
 словно урожай собирают, / радуются, будто делят добычу!
 Тяжёлое ярмо, / бремя, что на плечи им давило, / палку надсмотрщика -
 всё это Ты сломал, как в день победы над Мидьяном!
 И сапоги, топавшие громко, / и одежды, запачканные кровью,
 будут преданы пламени, / отданы в пищу огню.
 Ибо у нас родился младенец, / мальчик дарован нам!
 На его плечи возложена власть,
 и имя дано ему:
 Готовящий Чудеса, / Могучий Бог,
  Вечный Отец, / Владыка Благоденствия.
 Крепкой власти его и благоденствию не будит конца:
 он утвердит и упрочит престол и царство Давида
 справедливостью и праведностью, отныне - и вовеки.
 Ярость Господа Воинств сделает так!*
              (Ис.8:13-15,17-22;9:2-7, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов)
                                * * *
*Не Премудрость ли это зовет,       не ее ли разумный голос слышен?
 На вершине холма над дорогой,              на перепутье она сто`ит;
 у ворот городских взывает,            при входе в город восклицает:
 - Вас, люди, зову я,             мой призыв - к сынам человеческим!
   Простаки, научитесь проницательности,     глупцы, наберитесь ума!
   Слушайте мою возвышенную речь,        ибо правда у меня на устах,
   истину вещает мой язык,                  и мерзко устам моим зло.
   Праведны все мои речи,             ни лукавства в них, ни обмана;
   все они для разумного открыты,        доступны для ищущих знания.
   Цените мое наставление выше серебра,
                                    знание - выше червонного золота.
   Ибо мудрость - прекрасней самоцветов,
                                  ничто желанное с ней не сравнится.
   Я - Премудрость, и со мною проницательность,
                                    знание и прозорливость я обрела.
   Страх ГОСПОДЕНЬ - это ненависть ко злу.
         Гордость и заносчивость, путь зла и лживые уста я ненавижу.
   У меня - совет, у меня - успех,        я - разум, и со мною сила.
   Мною царствуют цари  / и властители устанавливают справедливость,
   мною вершат правление вожди,            князья и все судьи земли.
   Кто любит меня, того и я люблю,         и кто ищет меня - найдет.
   Богатство и слава - со мною, / нескончаемое процветание и правда.
   Лучше золота червонного мои плоды,      я ценнее чистого серебра.
   Я ступаю по пути праведности,           по стезям справедливости,
   чтобы любящих меня наградить достойно
                                        и сокровищницы их наполнить.*
                                    (Пр.8:1-21, нов.пер., РБО, 2000г.)
                                * * *
         "Бог наш на небе и на земле творит всё, что хочет".

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1443.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Александр Шмеман: Символ веры: верую...