Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 23 марта 2006 г. ст.ст., ср 5-й седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): # Ис.41:4-14 [Изобразив беспредельное величие Бога, пророк утешает израильтян: хоть и малолюдный, Израиль, избранный Богом, пусть не боится, ибо Господь с ним и помогает ему; все его противники будут постыжены и истреблены, хотя они и соединились все против Израиля.] # Быт.17:1-9 [Бог заключает с 99-летним Аврамом и его потомством Завет до конца времен, условием которого является непорочность и исполнение Божьей воли. Бог обещает, что от Аврама произойдут многие народы и цари, он получит в вечное владение всю ханаанскую землю - в ознаменование этого его имя теперь будет не Аврам, а Авраам.] # Притч.15:20-16:9 [Мудрый человек - радость для родителей, он идет обдуманным путем, он внимателен к добрым советам других (20-24). Помышления неправедных - мерзость перед Богом; мздоимец губит сам себя (25-30). Внимательностью к учению жизни и к наставлениям приобретается разум; страх Божий научает смиренного мудрости (31-33). От Господа зависит исполнение предположений человека; Он видит все пути человека и потому Ему нужно предавать свои дела; Он накажет злого и надменного сердцем и даст разум и мир делающим правду и ищущим Господа (1-9).] > Черный цвет в одеждах великого поста - это цвет скорби, оплакивания, > траура. Обычно говорят, что мы оплакиваем наши грехи - но это мягко > сказано, настолько мягко, что, пожалуй, и неверно. Грехи-то наши > живы, мертвы мы. Черный цвет Великого Поста - это траур по нам > самим. Фактически, мы присутствуем на собственных похоронах. Если > мы глубоко осознаем, что убиты грехом, умерщвлены - тогда > мы встретим Пасху как Воскресение Христово и свое. > В 1991 году совсем незадолго до начала Великого Поста Горбачев ввел > в столице военные посты - к какому-то съезду, а вернее: > примериваясь, боится ли народ армии. Посты военные и церковные схожи > друг с другом, это не только созвучия. В Римской империи полтора > месяца перед Пасхой христиане называли чисто военным термином, > сравнивая себя с войском, поднятым по тревоге, где каждый занимает > свой пост. > Великий Пост выставляется в предвидении Пасхи. В древности многие > крестились именно на Пасху (этот обычай сегодня оживает в России). > Ведь крещение - это смерть с Христом и воскресение с Ним. Все силы > этого мира, воюющие с Богом, пытающиеся заткнуть Источник Любви, > Жизни, Истины - напрягаются, чтобы к Пасхе, к Воскресению Бога > пришла как можно меньше верных Ему людей. Великий Пост - время > испытаний, искушений, нападений, когда единственный иногда способ > победить - пригнуться, закрыть глаза, положиться на Бога и: "вихри > враждебные..." > Конечно, много чести было бы сатане - объяснять Великий Пост одними > его происками. Сам Господь выводит христиан на этот путь. И давно > крещеные нуждаются в Великом Посте не меньше тех, кто лишь готовится > к крещению. Все мы склонны уклоняться в какие-то тупички, забиваться > по углам. Это очень на руку атеистам: они показывают наши тупички > ханжества, формализма, лицемерия и говорят: "Полюбуйтесь! Это всё > тупики! Улиц, ведущих к Храму, нет, и Бога нет, есть лишь ленивые, > объевшиеся религией фарисеи!" Но вот наступает Великий Пост - > и он прижмет хвост и нам, и атеистам. Господь выдергивается нас > из нор и ставит на дорогу - с боем пробиваться к Пасхе. > Ограничения в пище - древний военный обычай. Перед боем постились > и римляне, и иудеи. Впрочем, с набитым желудком трудно сражаться > даже в электронных боях. Затягивают пояса перед выступлением > штангисты и цирковые силачи. Сын Божий постился сорок дней перед > тем, как выйти на проповедь, которая вскоре окончилась Распятием > и Воскресением. Сорок дней постятся и христиане - по-славянски > Великий Пост поэтому называется "Четыредесятница" ("сороковница"). > Церковный устав строг. Мясное, рыбное, молочное, яйца исключаются > совершенно из полевого рациона. Великим Постом должно есть раз > в день, вечером, причем не сдабривать овощи или каши даже постным > маслом. Более того, первые два дня указано просто голодать <...>. > По субботам и воскресеньям разрешено постное масло, вино > и "черепокожные" - ну, к примеру, можете вкушать черепаховый суп, > запивая бургундским и заедая черным хлебцем, круто посоленным > и политым подсолнечным маслом. > Такой режим питания приведет к одному: все ваши мысли будут о еде, > и кусочком хлеба с маслом вы будете наслаждаться просто непристойно. > Церковный устав составлен в монастырях. Монахи - вот передовые посты > Церкви, а всем прочим до устава надо еще дорасти. Поэтому с чистой > совестью ешьте и утром, и днем, лейте масло (постное), пейте чай > с вареньем. На здоровье! Если у кого по старости или по болезни > натура требует мяса или рыба, молока или яиц - ешьте, помолясь Богу. > Только о режиме Великого Поста советуйтесь не только со своей > совестью или врачом, но и со священником: с его стороны, со стороны > алтаря - виднее. > На алтаре ведь, совершается Евхаристия - таинство, в котором > Иисус распинается за нас, воскресает и дарит вечную жизнь нам. > Грозные ограничения в пище - всего лишь сигнал трубы, который > поднимает христиан к Пасхальной Евхаристии. Поэтому русская > православная традиция и разрешает щадящий пост - в походе всегда > примеряются к слабейшим. Поэтому на протяжении Великого Поста > выделяют "говения": на первой недели и на третьей или четвертой > люди, готовясь к участию в Евхаристии, к причащению, и пост > соблюдают строже, и в церковь ходят каждый вечер, и молятся > усиленнее. > Христос как-то сказал о бесах, что изгнать их можно "только молитвою > и постом" (Мф.17:21). Если пост - форма христианской армии, > то молитва - табельное оружие. Из спецсредств на протяжении Великого > Поста (кроме суббот и воскресений) читается молитва св. Ефрема > Сирина: > Господи и Владыко живота моего! > Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. > Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве > даруй ми, рабу Твоему. > Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения > и не осуждати брата моего, > яко благословен еси во веки веков. Аминь. > "Живот", конечно - "жизнь". "Любоначалие" - "властолюбие". Молитва > читается дважды, по особому чину. Зайдите вечером любого буднего дня > в храм и увидите, как. > Не случайно главная молитва Великого Поста - чужая, записанная. > Представьте себе армию, где каждый сам себе впопыхах мастерит > оружие! Мы не то что справиться с бесами не в силах - мы не можем > даже понять, кто из них опаснее. Мы шарахаемся от безобидных > полтергайстов - а духа ("гайста") лени не замечаем в собственной > душе, где всё им расколошматено. Мы приглядываемся к духам, > с которыми забавляются политики - а в это время дух уныния > приглядывается к нам и без особого труда нами овладевает. > Мы возмущенно тычем пальцем в людей, рассуждающих умно и о дельных > вещах, обзываем их трепачами, а дух празднословия гнездится-то > в нас. В общем, чем больше мы видим и осуждаем бесов в других, > тем уютнее тем же самым бесам в нас. > "Видеть свои прегрешения" - значит, увидеть своих врагов. Первая > реакция штатского на поле боя - испуг, уверенность в своей > неминуемой погибели. Когда неверующий в Бога человек видит в других > дух ханжества или похоти, лжи или предательства, он, как штатский, > впадает в цинизм - в неверие в силу добра, в мрачное отчаяние. > Христианин, если он Великий Пост проводит действительно в покаянии - > в разведке боем: а ну, какие там грехи засели во мне - оказывается > в состоянии светлой печали. Печаль - своя, свет - Христов. > В сущности, весь Великий Пост - это одно огромное таинство покаяния. > Огромное - пропорционально огромности Пасхи, Воскресения Христова. > Огромное - потому что покаяние должно охватить всё наше существо. > Интеллект пусть займется самоанализом, глаза пусть заплачут > над увиденным внутри себя, тело пусть постоит на долгой службе, > словно в очереди за умилением и смирением. И тогда, может быть, > в конце концов, где-то в глубине сердца и воли поднимется, наконец > и закричит к Богу желание отдать нашу жизнь Ему - Любви, Ему - Миру, > Ему - Свету. Если мы в результате Великого Поста хотя заикнемся Ему > об этом своем желании - Он ответит. Великий Пост - военный поход, > в котором цель - быть убитым. Если мы умрем для греха - значит, > мы постились. И тогда мы воскреснем на Пасху вместе с Иисусом > Христом - Победителем Смерти. [ Яков Кротов. ВЕЛИКИЙ ПОСТ www.krotov.info/yakov/3_vera/2_veruyusch/26_velikiy_post.htm ] + + + www.messia.ru/rasylka/005/1120.htm#0 + + + Свящ. Александр Мень: Покаяние... подлинная жизнь... наши усилия... www.messia.ru/rasylka/004/743.htm#0 Чтения этого дня и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060405/orth Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060323&key=days Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 4-5. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Фессалоникийцам. -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать. Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо. Нет совета - не будет успеха в деле, а если советников достаточно - всё выйдет. Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово! Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола. Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел вдовы Он защитит. Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты. Стяжатель на свой дом навлекает беду, а кто взяток не терпит - будет жить. Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло. Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву праведников слышит. Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости. Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами. Кто отвергает наставления - себе повредит, а кто внемлет упрекам, обретает разум. Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе предшествует смирение. Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст ГОСПОДНИХ. Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ испытывает души. Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы твои свершатся. Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели, / и нечестивец - для дня беды. Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ, ни за что не уйти ему от наказания. Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду. Если угодны ГОСПОДУ пути человека, / Он примирит с ним даже врагов. Лучше малость, да с праведностью, чем богатая прибыль, да с беззаконием. Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.* (Пр.15:20-16:9, новый перевод РБО) |
|||||
|
|||||
|
|||||