=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)


*  1 арпеля  2006 г. ст.ст., пт 6-й седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
# Ис.66:10-24     [Все любящие Иерусалим и скробящие о его судьбе
                   призываются к радости; предвозвещается призвание
                   язычников в Иерусалим, изрекается грозный суд Божий
                   на отступивших от Бога...]
# Быт.49:33-50:26 [Смерть Иакова и погребение его в ханаанской земле;
                   обещание Иосифа братьям забыть то зло, какое они
                   причинили ему; его предсмертная просьба к сыновьям
                   Израилевым взять с собой его кости при выходе
                   в обетованную землю; смерть Иосифа.]
# Притч.31:8-32   [От лица матери предлагаются наставления сыну-царю:
                   слушать слово Божие, судить справедливо.
                   Качества добродетельной жены: трудолюбие,
                   распорядительность, благотворительность, вообще
                   благоразумие в действиях; похвала ей.]



> <...>  Первое  мое  впечатление  о  смерти  было  такое. Когда я был
> мальчиком   лет   шести,   мы  жили  в Персии,  в сегодняшнем Иране,
> и   в   Тегеране   был  очень  знаменитый  сад,  известный  розарий,
> принадлежавший  местному  жителю.  По  тогдашним обычаям допускалось
> прийти к человеку и сказать: мы слышали, что у вас дивный сад; можно
> ли  его  посмотреть? Так и было сделано, мы смотрели этот сад, потом
> ушли,  и  только на следующий день узнали, что пока хозяин показывал
> свои   розы,    угощал  нас  шербетом,  в одной из комнат дома лежал
> его   сын,    только  что  зарезанный  на  дороге.   Но  отец  счел,
> что  гостеприимство  важнее  всех  его  собственных чувств, и он нас
> принимал,  как  будто ничего с ним не случилось. Это было мое первое
> впечатление о том,   как человек может стать лицом к лицу со смертью
> и  победить  свой  ужас,  свою  боль  ради  любви или, как бы он сам
> сказал, ради простого гостеприимства: "иначе люди не поступают".

> Второе впечатление, связанное со смертью, это разговор с моим отцом.
> Я  как-то  вернулся из летнего юношеского лагеря, и отец мне сказал:
> что  с  тобой  случилось? У меня было чувство, что с тобой случилось
> что-то   неладное...   Я   с  легкостью   (мне  было пятнадцать лет)
> ему  ответил:  неужели  ты  думал,  что  я  себе ногу сломал или шею
> свернул?  И  он,  который  меня очень любил, крайне серьезно на меня
> посмотрел  и  сказал:  нет,   это  было бы не важно;  я боялся,  что
> ты потерял свою нравственную цельность. И прибавил: запомни, что жив
> ты  или нет - не должно быть важно ни для тебя, ни для других; важно
> одно: ради чего ты живешь и ради чего ты готов отдать свою жизнь.

> И  вот эти слова и то воспоминание детства у меня остались как очень
> яркие  воспоминания,   связанные  с  мыслью  о смерти.  Впоследствии
> я встречался со смертью очень много, не говоря о семейных трагедиях,
> которых было много; я пятнадцать лет был врачом, из которых пять лет
> прошли  на войне, и священствую сорок лет, так что, конечно, я видел
> и переживал много смертей. <....>

> Человек  создан  для  бессмертия,    это ясно из Священного Писания.
> И  падение  человека,  то  есть то, что он отвернулся от Бога и стал
> искать  своих  путей, и привело к смертности и к умиранию. Есть одно
> очень  озадачивающее  место  в третьей главе книги Бытия. После того
> как человек пал, Бог говорит: вот Адам стал, как один из Нас; как бы
> он  не  прикоснулся  к  древу жизни и не стал жить вечно (Быт.3,22).
> Часто  это  комментируют  как  жестокую,  бессердечную,  недостойную
> насмешку.  Но  мне  кажется,  что  в  этом  не насмешка, а признание
> глубоко  трагичной  ситуации.  Человек мог быть цельным только через
> единство мужа и жены и  единство  этой  четы  с Богом;   и в момент,
> когда  раздробилась, разбилась эта чета и разорвалась связь с Богом,
> каждая  из  этих  особей -  Адам,  Ева -  оказалась хотя и созданной
> по  образу  Божию,  но  лишенной  той  цельности, которая могла быть
> вечностью.  Кто-то  -  не  из  отцов, а из более поздних писателей -
> говорил,   что  пока  Адам  и  Ева были одно,  если бы они гляделись
> в  зеркало,  они  видели  бы себя как чету и друг друга как взаимное
> отражение.  Когда  случилось  падение, зеркало разбилось, можно было
> видеть  те  же  самые  лица,    но они не составляли уже одно целое,
> и  жизнь  уже  не  могла  продолжаться вечно, так же как это зеркало
> перестало быть целым.

> Когда я впервые читал Священное Писание лет в пятнадцать, меня очень
> поразило  свидетельство  апостола  Павла:  Жизнь для меня - Христос,
> смерть  -  приобретение, потому что,  пока я живу в теле,  я отдален
> от  Бога (Флп.1,21; 1Кор.5,6). И в другом месте он говорит: для меня
> умереть   вовсе  не  значит  совлечься  временной   жизни,   то есть
> ее  потерять,   а облечься в вечность,  то есть войти в вечность уже
> в  такой мере,   в какой нельзя ее переживать, будучи в теле.  И это
> мы  все   знаем   в зачаточном  смысле.  Скажем,  мы хотим молиться,
> душа рвется к Богу, а берет верх усталость души, одолевает усталость
> тела,  и  -  как  волна,  которая  ударяется об утес, всплескивается
> кверху   и   опадает  вновь,  -  этот порыв уже кончен. Мы все знаем
> на  опыте,  как  самые  глубокие,    сильные переживания разбиваются
> о  такие  простые  вещи, как телесная усталость или что-то подобное.
> Так  это  бывает  жалко  и  больно:  вы  сидите, например, с больным
> человеком,  с  умирающим, кого вы любите всей своей любовью, и вдруг
> обнаруживаете,   что   заснули.   Как  это можно?!  Человек умирает,
> а я заснул - тело победило. Душа бы бодрствовала, а тело не осилило.
> Так  что  в  этом  отношении  апостол  Павел  выражал  что-то  очень
> понятное,  когда  говорил:  Кто меня освободит от этого тела тления,
> тела,  которое меня тянет вниз? - не потому что тело плохо, а потому
> что  оно  не пронизано вечной жизнью и поэтому не может меня держать
> на уровне вечной жизни.

> И вот  когда  мы думаем о смерти -  своей или чужой, -  мне кажется,
> нам  надо  помнить,  что  ни себя, ни другого по-настоящему к смерти
> приготовить  нельзя,  так  же как нельзя научить человека тому, чему
> сам   не  научился.   Никто из нас не имеет опыта смерти.  Некоторые
> из  нас,  когда тяжело болели, может быть, доходили до грани смерти,
> но вернулись;  и поэтому мы можем  говорить  о постепенном умирании,
> во  всяком случае,  те,  которые прошли через этот процесс; говорить
> о  том,   что  смерть стояла перед глазами,  могут те,  которые были
> на  войне  или в какой-нибудь катастрофе;   но о самой смерти  никто
> из  нас не может сказать ничего; единственно могли бы сказать Лазарь
> воскресший  или Спаситель Христос. О чём же мы можем тогда говорить?
> Как   мы   можем   готовить   себя  или  другого  человека  к  этому
> таинственному  переходу?  Мне  кажется, нам может единственно помочь
> именно  то  слово  апостола Павла,  что для него смерть -  облечение
> в  вечность.     Что   мы  можем  сделать для себя и в какой-то мере
> для  других  -  это  им  помочь вырасти в какую-то меру опыта вечной
> жизни, который снимает страх временного умирания.

> <...>  У  нас  в Лондоне был староста, старше меня,  проживший очень
> тяжелую  жизнь.  Девятнадцати  лет  он попал на Соловки, потерял там
> ногу,  был  возвращен  на  материк  и  в  свое время (тогда это было
> возможно)  выкуплен; и приехал в Англию. Как-то он заболел желтухой.
> Его  взяли  в больницу и обнаружили, что у него неизлечимый рак. Ему
> об  этом  не  сказали,  но  сообщили его сестре и мне. И когда я его
> увидел   в  больнице   (он  был  в  отдельной  комнате,   потому что
> был  слишком  плох для общей палаты), он мне сказал: как это скучно;
> столько  мне надо еще в жизни сделать, и вот я лежу без всякого дела
> здесь,    и  врачи мне даже не могут сказать, сколько это продлится.
> Я  ему тогда сказал: Артемий, вы ведь мне говорили много раз: как бы
> я   хотел   остановить   время  и  какой-то  срок  быть вместо того,
> чтобы делать. Вы этого никогда не сделали. Бог вам сейчас дает такую
> возможность:   будьте,   то  есть  войдите в себя, войдите в ту долю
> вечности,  которую  вы  знаете  уже, и перестаньте думать о делании,
> потому что, если вы выздоровеете, вы это сможете делать, а если нет,
> не  нужно  этого  делать  вовсе. Он задумался и сказал: да, но я всю
> жизнь   делал  и не знаю, что значит  быть.  И тогда мы начали целый
> процесс,  который  длился  несколько  месяцев  до  его смерти. Я ему
> посоветовал  продумывать  свою жизнь,   начиная  с данного  момента,
> и ее постепенно решать. Сейчас вы лежите в постели, подумайте, какие
> у  вас  отношения  с людьми  вокруг -  не только здесь,  в больнице,
> но в той жизни,  которую вы вели, -  и исправьте всё,  что  "не то".
> Всю  горечь  изжить  надо,  все  ссоры  надо исправить, всё недоброе
> исцелить   и   так  далее. Он это делал из недели в неделю.  Сначала
> он  занялся  отношениями  со  своей  сестрой, с друзьями, с которыми
> ссорился,   потом  дальше и дальше вокруг,  в настоящее время. Когда
> это было сделано, мы перешли в прошлое. Знаете, как археолог копает:
> сначала  находит  самое  поверхностное,  то  есть недавнее, а потом,
> копая дальше и дальше,  находит более старое,  более древнее;  и так
> мы  заходили  дальше.    Он постепенно примирялся со своим  прошлым,
> со  всеми  людьми, которых когда-то знал, но которые или уже умерли,
> или  были так далеки, что невозможно было у них просить прощения или
> с  ними  примиряться,    но с которыми он мог внутренне примириться,
> к которым он мог мысленно обратиться и сказать: Прости! - где бы тот
> ни  был,    жив  ли  он еще на земле или нет.  Помню,  в самом конце
> его  жизни,  когда  он был до того слаб, до того исхудал, что не мог
> сам  ложку  поднести  ко  рту,  и остались только большие светящиеся
> глаза на изнуренном лице, он мне сказал: отец Антоний, телом я почти
> уже  умер,    и я никогда себя  не чувствовал так  интенсивно живым,
> как  теперь!..  Потому  что  всё,  что  убивало душу: обиды, горечь,
> ненависть   (можно найти бесконечное число слов для этого), -  ушло,
> и  в  нём  ничего  не осталось кроме жизни; но жизни не той, которая
> поддерживается  телом,  -  та  уже  исходила, а жизни, которой никто
> не может отнять: живая душа в общении с Живым Богом.

                [ Митрополит Сурожский Антоний. О СМЕРТИ
                  www.mitras.ru/pered5/pb_541.htm ]



 + + + песнопения из богослужений этого дня
       (посл. дня Великого Поста) в русском переводе с ц.-славянского
       www.messia.ru/rasylka/005/1126.htm#0




Чтения этого дня и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060414/orth

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060401&key=days




Если Вы следовали приводимому в этой рассылке плану,
предусматривающему  прочтение всего Нового Завета за время
Великого поста (составленному Яковом Кротовым),
то вот сегодня предлагаю последнюю ступень его:
        Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 20-21.        
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Откровение, 19-22.
        

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Исполняя предвозвещенное пророками,
 в пророкоубийственный город, Христе предобрый, Ты пришел,
 чтобы быть убитым добровольно,
 ради спасения меня, убитого тлением.*
*Душеполезную завершив Четыредесятницу,
 и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче,
 чтобы прославить в ней величие Твое
 и неизреченное нас ради промышление Твое,
 единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь)
                                * * *
*Теперь, после смерти отца, братья Иосифа, задумались:
 "А что, если Иосиф по-прежнему зол на нас
  и захочет отплатить за горе, которое мы ему причинили?"
 И они велели передать Иосифу:
 "Перед смертью отец завещал, сказать тебе:
  'Прошу тебя, прости братьям их грех, их вину -
   то зло, которое они тебе причинили'.
  Так прости же нас, ведь мы рабы Бога отца твоего!"
 Иосиф плакал, слушая эти слова.
 Братья пришли, простерлись перед на земле,и сказали:
 "Отныне мы твои рабы!"
 Иосиф ответил:
 "Разве я Бог?
  ВОТ, ВЫ УМЫШЛЯЛИ ПРОТИВ МЕНЯ ЗЛО,
  А ПО БОЖЬЕМУ ПРОМЫСЛУ ОНО ОБЕРНУЛОСЬ ДОБРОМ:
  сколько людей спасено из-за этого!
  Не бойтесь. Я буду заботиться о вас и о ваших детях".
 Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.*
                  (Быт.50:15-21, новый перевод РБО)
                                * * *
*Ликуйте с дочерью Иерусалима, / веселитесь о ней, все, кто ее любит!
  Радуйтесь же с нею, все, кто оплакивал ее!
 И будете вы насыщаться из ее грудей, дарующих утешенье,
  будете кормиться с наслажденьем из грудей ее щедрых.
 Так говорит Господь:
 - Теперь Я пошлю ей благоденствие, словно реку,
    пошлю богатства народов, словно полноводный поток!
   И будет она кормить вас грудью, носить на руках,
    на коленях вас нянчить будет.
   Я утешу вас, как мать - своего сына,
    Иерусалим для вас утешением станет!
   Вы увидите - и возрадуются ваши сердца,
    и ваши тела наполнятся жизнью, как молодая трава.
   И явится сила ГОСПОДА на Его рабах, / а Его гнев - на врагах Его.
*Господь придет - как огонь, / колесницы Его - словно смерч!
 Яростным будет отмщенье Его, / Его грозный клич - как языки пламени!
 Огнем и мечом Своим Господь совершит суд над всеми живущими,
  и многие падут от Его руки. ...
*Я иду собирать все народы и племена.
 Они придут и увидят Мою славу, и сотворю Я среди них знаменье!
 Некоторых из тех, кто уцелел, Я отправлю к народам:
 в Таршиш, и в Ливию, и в Лидию, где лучники обитают,
 и в Тувал, и в Грецию - в далекие приморские земли,
 где не слыхали обо Мне и не видели Моей славы.
 И возвестят они народам славу Мою.
 Тогда ваших соплеменников, что живут среди всех народов,
 привезут на лошадях и на колесницах, в крытых повозках,
 на мулах и верблюдах -
 как дар Господу, в Иерусалим, на Мою святую гору, -
 говорит Господь. -
 Так сыны Израиля несут в чистых сосудах
 хлебное приношение в Храм ГОСПОДА.
 А некоторых из них Я сделаю жрецами и левитами, -
 говорит Господь.
* - Как новое небо и новая земля, творимые Мной,
    пребудут предо Мною, -
                            говорит Господь, -
    так пребудет ваше потомство и ваше имя.
    И каждое новолуние, / каждую субботу
    все живущие станут приходить и поклоняться Мне, -
                            говорит Господь. -
    А выходя, все будут видеть трупы людей, восставших против Меня:
    червь, поедающий их, не умрет,
     и огонь, сжигающий их, не погаснет,
    и с отвращеньем будут взирать на них все живущие.*
      (Ис.66:10-16,18-24, новый перевод РБО 2004г., А.Э.Графов)
                                * * *
*Говори за того, кто не может сказать, / за права тех, кто бессилен;
 говори в защиту справедливости, / ради прав нищего и несчастного.*
                                (Пр.31:8, новый перевод РБО)

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1468.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Александр Шмеман: Символ веры: спасение

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»