Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 4 апреля 2006 г. ст.ст., понедельник Страстной седмицы. церковные чтения: на утрене: Мф.21:18-43; на преждеосв. лит.: Мф.24:3-35. [12] * Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. (13) Иисус сказал им: - В Писании говорится: 'Дом Мой будет назван домом молитвы', а вы превратили его в разбойничий притон! [14] В Храме подошли к Нему слепые и хромые, и Он их исцелил. (15) Старшие священники и учителя Закона, видя удивительные дела, которые Он совершал, и детей, кричащих в Храме: 'Осанна Сыну Давида!' - возмутились (16) и сказали Ему: - Ты слышишь, что они говорят?! - Да, - отвечает им Иисус. - Разве вы не читали: 'Та хвала для Тебя совершенна, что исходит из уст детей и грудных младенцев'? [17] Покинув их, Иисус ушел из города в Вифанию и ночь провел там. (18) Утром, направляясь в город, Иисус почувствовал голод. (19) Увидев смоковницу у дороги, Он подошел к ней, но ничего на ней не нашел, кроме листвы, и сказал ей: - Так пусть никогда не будет на тебе плодов! И смоковница вмиг засохла. [20] Ученики, увидев это, изумились. - Почему это смоковница вмиг засохла? - спросили они. (Мф.21:12-20, перевод В.Н.Кузнецовой) <История со смоковницей - уровни пониманиия> См. начальную часть этого текста в вып. www.messia.ru/rasylka/006/1397.htm#0 > II. Смоковница - это "я" > Господь дает новую веру, которая ложится краеугольным камнем под дом > нашей души. Сперва ничего не меняется - а затем оказывается, > что камень веры покрупнее, чем остальные камни фундамента. Дом души > начинает перекашиваться, подстраиваться под камень веры, > и постепенно меняется всё наше существо. Мы вырастаем до Христа > Смиренного, Избавляющего прощением, а не осуждением, и обнаруживаем, > что бесплодная смоковница - мы сами. Тогда кончается христианское > детство, ветхозаветно бунтующее против Ветхого Завета, пытающееся > побороть жестокость иудейского фарисейства жестокостью христианского > ханжества, тогда начинается зрелость христианина. Логически это > абсурдно: как можно признать себя бесплодной смоковницей - неужели > мы прокляты Христом, неужели мы хотим быть прокляты, неужели > мы жаждем отчаяния? По логике так, а по вере - спасается только тот, > кто нуждается в спасении отчаянно. Фарисеи прокляты за бесплодие, > но спасется лишь тот, кто признает себя бесплодным фарисеем. > Так начинается мощная и, слава Богу, постоянная христианская > традиция видеть в бесплодной смоковнице христианство. > Вот владыка Иоанн Сан-Францисский говорит, что если в священнике > появляется честолюбие - это "нарушение Христова пути в жизни иерея, > признак иссыхания его смоковницы" (Иоанн [Шаховской], архиеп. Листья > древа: Опыт православного духоведения /Философия православного > пастырства/. Нью-Йорк: Ихтис, 1964, с.61). А вот он и об архиереях > выражается: "Служители Твои поливают проклятую Тобою смоковницу, > чтоб пышнее росли ее листья" - это о "суетном и шумливом > церковничестве", "когда дух законничества и беззакония побеждает > Евангелие Твое на учительных верхах Церкви (с. 381). Вот протестант > Уильям Баркли толкует Евангелие: "Иисус использовал урок смоковницы, > чтобы сказать иудеям, а также и нам, что бесполезность влечет > за собой гибель, и вероисповедание без соответствующего поведения > и соответствующих поступков обречено также на гибель" (Толкование > Евангелия от Матфея, Скотдейл, 1986, том 2, с. 280). > "А также и нам" - в этих простых словах повторен подвиг Спасителя: > Христос соединил божественную Свою природу с чужой, человеческой - > христиане соединяют свою, новозаветную природу с природой > ветхозаветной, святые отождествляют себя с грешниками - и только > благодаря этому становятся святыми не в грешном, фарисейском смысле > слова, а в подлинном, Божием. Стать грешником, как стал им > Христос, - то есть всецело и совершенно сострадать и сочувствовать > грешному человеку, не становясь грешным. Только так мы спасемся сами > и покажем человеку, что он может быть самим собой без греха, > что грех - лишнее и противочеловеческое в нём. Это всё равно, > что стать бесплодной смоковницей - и приносить плоды. > Бесплодная смоковница - образ, насыщенный несправедливостью, если > мы примеряем этот образ к другим, и образ абсолютно справедливый, > едва мы примерим этот образ к себе. Справедливо ли требовать плодов, > когда не приспело их время? Несправедливо - в мире сем, где свой > календарь плодоношения, свой ритм. Поступок Иисуса, который > ищет смокв не во время смокв, - это эксцентричный поступок. > Но Благая Весть и заключается в возвещении: центр жизни - не в мире > сем, спасение именно в полагании центра во Христе, христианин > не может не быть эксцентричным. То, что я до сих пор считал центром > и нормой, - неправильная норма и ложный центр. Говорить, что > у смоковницы есть какое-то "свое" время для плодоношения - > очень справедливо с точки зрения чёрта, с точки зрения смокв, > с точки зрения человека, у которого тоже ведь на всё "свое" время, - > но очень глупо и несправедливо с точки зрения Бога. Он-то знает, > что есть лишь одно время - Божие, что весна и лето наступают > не когда земля обращается к Солнцу бочком, а когда душа обращается > к Богу. Однако "обращение к Богу" - это еще мягко сказано, > антропоцентристски, а на самом-то деле всё-таки это Бог обращается > к человеку, а человек лишь отвечает - или не отвечает. Не смоковницы > проходят мимо Христа, а Христос - мимо смоковниц, и не смоковницам > решать, когда им прогуливаться. > Так, возмутившись несправедливостью: Бог нарушает естественный ход > времени - мы, если добросовестно подумаем, возмутимся > несправедливостью собственной: а кто дал нам право считать привычный > нам ход времени "естественным"? Это ли не кощунство и богоборчество? > Кто слишком рьяно защищает право смокв на "их" время, тот и в своем > ежедневнике не найдет времени для встречи с Богом. Смена времен > года - не Богом сотворена. Сезоны, циклы зарождения, расцвета > и увядания - это лишь механизмы, которыми смерть осуществляется > в природе, Бог же "смерти не сотворил", хотя и господствует над нею, > хотя и победил ее, и приспособил для нашего существования вне Рая. > Говорить Богу, что сейчас мне "не время" радоваться, любить, > молиться - это всё равно что говорить, что "среда заела", что Бог > не властен над моей жизнью, или, во всяком случае, природа властвует > над нею больше Бога. > Самая же большая несправедливость, <о которой> волнуемся мы, > осознав, что "смоковница - это я", в том, что смоковнице "вовек" > запрещено приносить плоды. Здесь пахнет адской вечностью. > Зачем навеки проклинать смоковницу - не сейчас, так позже она > всё равно принесет те же смоквы? Зачем навеки отправлять людей > в ад - поместите их в рай, неужели они тогда чего-нибудь хорошего > не сделают? Нет, говорит Господь проклятием смоковницы - не хорошему > Я полагаю предел, а злому. Добро всегда своевременно, всегда идет > в ногу с Богом (чего не понимают и те, кто слишком торопится > в духовной жизни и берет на себя сверх меры, и те, кто боится > "не успеть" сделать добро). Проклятие смоковницы не означает, что мы > не можем попросить у Бога отсрочки, и обычно как раз Господь > замедляет Свой ход ради нашей немощи, даже если стесняемся на нее > намекнуть. Но иное дело - когда Бог обратился к нам, когда Он готов > сотворить, если надо, чудо, а мы стоим, бесчувственные, как дерево. > Тогда внутри нашей души происходит нечто страшное, ибо нужно > не безразличие, а активное зло, чтобы противостать Христу и Его > благодати, Его молитве к нам. Кто не принес плодов, когда об этом > просил Господь - тот принесет, когда захочет осуществить свою волю, > плоды ядовитые. Но когда в нас зреет зло, Бог хирургически быстро > вырезает зародыш. Перед тобой стоит Творец - а ты, вместо того, > чтобы попросить у Него недостающих соков, молчишь и тянешь какие-то > иные соки в себя - это означает, что ты носишь в себе нечто, > чему чужды вера, благодать и надежда. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ. www.krotov.info/yakov/bible/mt/mt_21_19.htm ] Окончание этого текста - см. вып. messia.ru/rasylka/005/1237.htm#0 И там же - ссылки по этой теме. К чтению Мф.24:3-35 смотри: * Свящ. Александр Мень: 'начало мук рождения' www.messia.ru/rasylka/004/755.htm#0 * Яков Кротов: Второе пришествие Христа: важно не когда, а с кем... (К Мф.24:3) www.messia.ru/rasylka/003/646.htm#0 * Он же: Ожидание 'мерзости запустения', бегство, превентивная молитва (Мф.24:15,20): www.messia.ru/rasylka/003/346.htm#0 * Он же: Спаситель говорил о бегстве "в горы" - церкви и есть такие горы (Мф.24:16) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_16.htm * В.Н.Кузнецова: Будьте готовы к страданиям! (||Мф.24:9-14) www.messia.ru/rasylka/003/345.htm#0 * Она же: "...таким будет возвращение Сына человеческого..." www.messia.ru/rasylka/005/1129.htm#0 * Она же: "когда увидите 'кощунственную мерзость'... (|| Мф.24:15-..) www.messia.ru/rasylka/004/693.htm#0 * Она же: Сын человеческий, идущий на облаках (|| Мф.24:29-..) www.messia.ru/rasylka/004/694.htm#0 * Она же: "Сын человеческий идет с великой силою и славою" www.messia.ru/rasylka/003/407.htm#0 * проп. митр. Антония Блума СТРАСТНОЙ ПОНЕДЕЛЬНИК (1965г.) www.mitras.ru/inname/in_93.htm * Митр. Антоний Блум: Суд Божий как часть Благовестия www.messia.ru/rasylka/003/647.htm#0 Чтение этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060417/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060404&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению вторника Страстной cедмицы (Мф.24:36-26:2) www.messia.ru/rasylka/005/1130.htm#0 (В.Н.Кузнецова; ссылки на тексты свящ. Александра Меня, Р.Гвардини, Я.Кротова) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, / но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!* *Страдания священные в нынешний день, как светила спасительные восходят миру: ибо Христос спешит пострадать по благости; всё Держащий в руке Своей / благоволит быть повешенным на Древе, чтобы спасти человека.* *Господь, идя на добровольное страдание, / говорил апостолам на пути: "Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нём"!" Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: "Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, / в Царство Небесное!"* (Из богослужения Великого Понедельника, первод: А.Тимрот, с измен.) * * * "я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". (В.Франкл) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||