=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)


*  4 апреля   2006 г. ст.ст., понедельник Страстной седмицы.
 церковные чтения: на утрене: Мф.21:18-43;
          на преждеосв. лит.: Мф.24:3-35.


[12] *  Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал
    и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих
    голубями.
(13) Иисус сказал им:
   - В Писании говорится: 
        'Дом Мой будет назван домом молитвы',
     а вы превратили его в разбойничий притон!

[14] В Храме подошли к Нему слепые и хромые, и Он их исцелил.
(15) Старшие священники и учителя Закона, видя удивительные дела,
     которые Он совершал, и детей, кричащих в Храме: 'Осанна Сыну
     Давида!' - возмутились (16) и сказали Ему:
   - Ты слышишь, что они говорят?!
   - Да,  -  отвечает им Иисус.  -  Разве вы не читали:
        'Та хвала для Тебя совершенна,
           что исходит из уст детей и грудных младенцев'?

[17] Покинув их, Иисус ушел из города в Вифанию и ночь провел там.
(18) Утром, направляясь в город, Иисус почувствовал голод. (19) Увидев
     смоковницу у дороги, Он подошел к ней, но ничего на ней не нашел,
     кроме листвы, и сказал ей:
    -  Так пусть никогда не будет на тебе плодов!

     И смоковница вмиг засохла.
[20] Ученики, увидев это, изумились.
    -  Почему это смоковница вмиг засохла?  -  спросили они.

                                 (Мф.21:12-20, перевод В.Н.Кузнецовой)


        <История со смоковницей - уровни пониманиия>

См. начальную часть этого текста
в вып. www.messia.ru/rasylka/006/1397.htm#0


>                       II. Смоковница - это "я"

> Господь дает новую веру, которая ложится краеугольным камнем под дом
> нашей  души.    Сперва  ничего   не меняется -  а затем оказывается,
> что  камень веры покрупнее, чем остальные камни фундамента. Дом души
> начинает   перекашиваться,       подстраиваться  под  камень   веры,
> и  постепенно  меняется  всё  наше  существо. Мы вырастаем до Христа
> Смиренного, Избавляющего прощением, а не осуждением, и обнаруживаем,
> что  бесплодная  смоковница  - мы сами. Тогда кончается христианское
> детство,  ветхозаветно  бунтующее  против Ветхого Завета, пытающееся
> побороть жестокость иудейского фарисейства жестокостью христианского
> ханжества,  тогда  начинается  зрелость  христианина.  Логически это
> абсурдно:  как  можно признать себя бесплодной смоковницей - неужели
> мы   прокляты  Христом,   неужели  мы  хотим быть прокляты,  неужели
> мы жаждем отчаяния? По логике так, а по вере - спасается только тот,
> кто нуждается в спасении отчаянно.  Фарисеи  прокляты  за бесплодие,
> но  спасется  лишь  тот,    кто признает  себя  бесплодным фарисеем.
> Так   начинается  мощная  и,  слава  Богу,  постоянная  христианская
> традиция видеть в бесплодной смоковнице христианство.

> Вот  владыка  Иоанн  Сан-Францисский  говорит, что если в священнике
> появляется  честолюбие - это "нарушение Христова пути в жизни иерея,
> признак иссыхания его смоковницы" (Иоанн [Шаховской], архиеп. Листья
> древа:   Опыт  православного  духоведения  /Философия  православного
> пастырства/.  Нью-Йорк:  Ихтис, 1964, с.61). А вот он и об архиереях
> выражается:  "Служители  Твои  поливают  проклятую Тобою смоковницу,
> чтоб   пышнее   росли  ее  листья"  -  это  о  "суетном  и  шумливом
> церковничестве",  "когда  дух  законничества  и беззакония побеждает
> Евангелие  Твое на учительных верхах Церкви (с. 381). Вот протестант
> Уильям Баркли толкует Евангелие: "Иисус использовал урок смоковницы,
> чтобы   сказать  иудеям,   а  также и нам,  что бесполезность влечет
> за  собой гибель,  и вероисповедание без соответствующего  поведения
> и  соответствующих  поступков  обречено также на гибель" (Толкование
> Евангелия от Матфея, Скотдейл, 1986, том 2, с. 280).

> "А  также  и нам" - в этих простых словах повторен подвиг Спасителя:
> Христос  соединил  божественную Свою природу с чужой, человеческой -
> христиане   соединяют   свою,   новозаветную   природу   с  природой
> ветхозаветной,  святые  отождествляют  себя  с грешниками - и только
> благодаря  этому становятся святыми не в грешном, фарисейском смысле
> слова,   а  в подлинном,   Божием.   Стать  грешником,   как стал им
> Христос,  -  то есть всецело и совершенно сострадать и сочувствовать
> грешному человеку, не становясь грешным. Только так мы спасемся сами
> и  покажем  человеку,    что  он может  быть самим собой  без греха,
> что   грех  -    лишнее и  противочеловеческое в нём. Это всё равно,
> что стать бесплодной смоковницей - и приносить плоды.

> Бесплодная смоковница -  образ,  насыщенный несправедливостью,  если
> мы  примеряем  этот  образ к другим, и образ абсолютно справедливый,
> едва мы примерим этот образ к себе. Справедливо ли требовать плодов,
> когда  не  приспело  их  время? Несправедливо - в мире сем, где свой
> календарь   плодоношения,    свой  ритм.   Поступок Иисуса,  который
> ищет  смокв   не  во  время  смокв,  -   это эксцентричный поступок.
> Но  Благая Весть и заключается в возвещении: центр жизни - не в мире
> сем,    спасение  именно  в  полагании центра во Христе,  христианин
> не  может не быть эксцентричным. То, что я до сих пор считал центром
> и  нормой,  -   неправильная  норма  и  ложный центр. Говорить,  что
> у  смоковницы  есть   какое-то   "свое"   время   для плодоношения -
> очень  справедливо  с  точки  зрения  чёрта,   с точки зрения смокв,
> с точки зрения человека, у которого тоже ведь на всё "свое" время, -
> но очень глупо и несправедливо с точки зрения  Бога.   Он-то  знает,
> что   есть   лишь  одно  время  - Божие,  что весна и лето наступают
> не когда земля обращается к Солнцу бочком,   а когда душа обращается
> к  Богу.  Однако  "обращение  к  Богу"  -  это  еще  мягко  сказано,
> антропоцентристски,  а на самом-то деле всё-таки это  Бог обращается
> к человеку, а человек лишь отвечает - или не отвечает. Не смоковницы
> проходят  мимо  Христа, а Христос - мимо смоковниц, и не смоковницам
> решать, когда им прогуливаться.

> Так,  возмутившись  несправедливостью: Бог нарушает естественный ход
> времени    -    мы,    если   добросовестно   подумаем,   возмутимся
> несправедливостью собственной: а кто дал нам право считать привычный
> нам ход времени "естественным"? Это ли не кощунство и богоборчество?
> Кто  слишком рьяно защищает право смокв на "их" время, тот и в своем
> ежедневнике не найдет  времени  для встречи с Богом.   Смена  времен
> года  -   не  Богом  сотворена.   Сезоны, циклы зарождения, расцвета
> и  увядания  -   это лишь механизмы,  которыми смерть осуществляется
> в природе, Бог же "смерти не сотворил", хотя и господствует над нею,
> хотя  и  победил ее, и приспособил для нашего существования вне Рая.
> Говорить  Богу,  что  сейчас  мне  "не  время"  радоваться,  любить,
> молиться -   это всё равно что говорить, что  "среда заела", что Бог
> не властен над моей жизнью, или, во всяком случае, природа властвует
> над нею больше Бога.

> Самая   же  большая  несправедливость,  <о  которой>  волнуемся  мы,
> осознав,  что  "смоковница  -  это я", в том, что смоковнице "вовек"
> запрещено    приносить   плоды.    Здесь  пахнет   адской вечностью.
> Зачем   навеки   проклинать  смоковницу -  не сейчас,  так позже она
> всё  равно принесет  те же смоквы?   Зачем навеки  отправлять  людей
> в ад - поместите их в рай,   неужели они тогда  чего-нибудь хорошего
> не сделают? Нет, говорит Господь проклятием смоковницы - не хорошему
> Я  полагаю предел, а злому.  Добро всегда своевременно,  всегда идет
> в  ногу  с  Богом    (чего  не  понимают и те, кто слишком торопится
> в  духовной   жизни   и  берет на себя сверх меры, и те,  кто боится
> "не успеть" сделать добро). Проклятие смоковницы не означает, что мы
> не  можем  попросить  у  Бога  отсрочки,  и  обычно  как раз Господь
> замедляет  Свой  ход  ради нашей немощи, даже если стесняемся на нее
> намекнуть.  Но иное дело - когда Бог обратился к нам, когда Он готов
> сотворить,  если надо, чудо, а мы стоим, бесчувственные, как дерево.
> Тогда  внутри  нашей  души  происходит  нечто  страшное,   ибо нужно
> не  безразличие,  а  активное  зло,  чтобы противостать Христу и Его
> благодати,  Его  молитве  к нам. Кто не принес плодов, когда об этом
> просил  Господь - тот принесет, когда захочет осуществить свою волю,
> плоды  ядовитые.  Но  когда в нас зреет зло, Бог хирургически быстро
> вырезает  зародыш.  Перед  тобой  стоит  Творец - а ты, вместо того,
> чтобы  попросить у Него недостающих соков, молчишь и тянешь какие-то
> иные  соки   в  себя -   это  означает,  что ты носишь в себе нечто,
> чему чужды вера, благодать и надежда.
                [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ.
                  www.krotov.info/yakov/bible/mt/mt_21_19.htm ]




Окончание этого текста -
см. вып. messia.ru/rasylka/005/1237.htm#0
И там же - ссылки по этой теме.



К чтению Мф.24:3-35 смотри:

* Свящ. Александр Мень: 'начало мук рождения'
        www.messia.ru/rasylka/004/755.htm#0
* Яков Кротов: Второе пришествие Христа: важно не когда, а с кем...
  (К Мф.24:3)                 www.messia.ru/rasylka/003/646.htm#0
* Он же: Ожидание 'мерзости запустения', бегство, превентивная молитва
  (Мф.24:15,20):                 www.messia.ru/rasylka/003/346.htm#0
* Он же:
   Спаситель говорил о бегстве "в горы" - церкви и есть такие горы
    (Мф.24:16)       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_16.htm
* В.Н.Кузнецова: Будьте готовы к страданиям! (||Мф.24:9-14)
       www.messia.ru/rasylka/003/345.htm#0
* Она же: "...таким будет возвращение Сына человеческого..."
                      www.messia.ru/rasylka/005/1129.htm#0
* Она же: "когда увидите 'кощунственную мерзость'... (|| Мф.24:15-..)
                                www.messia.ru/rasylka/004/693.htm#0
* Она же: Сын человеческий, идущий на облаках (|| Мф.24:29-..)
                         www.messia.ru/rasylka/004/694.htm#0
* Она же: "Сын человеческий идет с великой силою и  славою"
                      www.messia.ru/rasylka/003/407.htm#0
* проп. митр. Антония Блума СТРАСТНОЙ ПОНЕДЕЛЬНИК (1965г.)
            www.mitras.ru/inname/in_93.htm
* Митр. Антоний Блум: Суд Божий как часть Благовестия
                www.messia.ru/rasylka/003/647.htm#0


Чтение этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060417/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060404&key=days
 


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению вторника Страстной cедмицы (Мф.24:36-26:2)
   www.messia.ru/rasylka/005/1130.htm#0
   (В.Н.Кузнецова;
    ссылки на тексты свящ. Александра Меня, Р.Гвардини, Я.Кротова)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Вот, Жених приходит в полночь,
 и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,
 но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным.
 Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном,
 да не будешь смерти предана,
 и заключена вне Царствия, / но воспрянь, взывая:
 Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!*
*Страдания священные в нынешний день,
 как светила спасительные восходят миру:
 ибо Христос спешит пострадать по благости;
 всё Держащий в руке Своей / благоволит быть повешенным на Древе,
 чтобы спасти человека.*
*Господь, идя на добровольное страдание, / говорил апостолам на пути:
 "Вот, мы восходим во Иерусалим,
  и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нём"!"
 Давайте же и мы, очищенными мыслями
 будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся,
 и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений,
 чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего:
 "Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать,
  но ко Отцу Моему и Отцу вашему,
  к Богу Моему и Богу вашему,
  и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, / в Царство Небесное!"*
(Из богослужения Великого Понедельника, первод: А.Тимрот, с измен.)
                                * * *
"я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть,
 но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". (В.Франкл)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1471.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Александр Шмеман: Православное богослужение: Лазарева суббота и Вербное воскресенье

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»