Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 5 апреля 2006 г. ст.ст., вторник Страстной седмицы. церковные чтения: на утрене: Мф.22:15-23:39. на преждеосв. лит.: Мф.24:36-26:2. > 23.34-39 ПЛАЧ НАД ИЕРУСАЛИМОМ > (Лк 13.34-35) > 34 Слушайте! > Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей. > Одних вы убьете и распнете, > других будете бичевать в синагогах > и гнать из города в город. > 35 Так вот, на вас падет кара > за кровь всех праведников, > пролитую на земле от сотворения мира: > от невинного Авеля > до Захарии, сына Берахии, > которого вы убили между жертвенником и святилищем. > 36 Да, говорю вам: > на это поколение падет кара за всё! > 37 Иерусалим! Иерусалим, > убивающий пророков и побивающий камнями > тех, кто послан к нему! > Сколько раз Мне хотелось собрать > весь народ твой вокруг себя, > как собирает наседка выводок под крылья, > но вы не захотели! > 38 И вот 'ваш Дом оставлен и пуст!' > 39 Говорю вам, > вы не увидите Меня до тех пор, пока не скажете: > +'Благословен Идущий во имя Господа!'+ > || *34 Мф 10.23; Деян 7.52; 1Фес 2.15 > || *35 Быт 4.8; 2 Пар 24.20-21; Зах 1.1; Евр 11.4 > || *37 Деян 7.59; 1Фес 2.15 *38 3Цар 9.7-8; Иер 12.7; 22.5; Тов 14.4 > || *39 Пс 118 (117).26; Мф 21.9; Мк 11.10; Лк 19.38 > Ст. 34 - История как ветхозаветной, так и новозаветной Церкви была > трагической, потому что люди выступали против Бога, который > из великой любви к людям посылал к ним Своих вестников, стремясь > призвать их к раскаянию, но вместо того, чтобы раскаяться, люди > преследовали и убивали Божьих посланцев. > В параллельном тексте Луки эти слова произносит Мудрость Божья, > а у Матфея - сам Иисус. Этим евангелист прямо отождествляет Иисуса > с Мудростью, как это было уже неоднократно раньше (см. коммент. > на 11.19, 25; 12.32; ср. также Ин 1.1-18; 1Кор 8.6; Кол 1.15). Иисус > не только голос Мудрости, но и сама персонифицированная Мудрость, > сошедшая на землю и ставшая плотью. Именно Он посылает этим людям > пророков, мудрецов и учителей (буквально: 'книжников'). > Хотя новозаветному мышлению не чужда мысль о присутствии Христа > в событиях Священной истории Израиля (1Кор 10.4; Петр 1.11), всё же > здесь, вероятнее всего, речь идет о новых христианских пророках > и праведниках, а не о ветхозаветных. Из Деяний апостолов известно > об убийстве Стефана, Иакова, сына Зеведея, о гонениях на Петра > и Павла. Письма Павла свидетельствуют о том, сколько страданий > пришлось перенести ему и его друзьям ради Христа. Согласно > христианским преданиям, во время гонений императора Нерона погибнут > не только Петр, распятый на кресте, но и огромное число римских > христиан. > Ст. 35-36 - Иисус обвиняет религиозных лидеров народа в том, что > они пролили кровь праведников. Причем им придется отвечать > и за грехи предков, потому что грехи сыновей переполнили > чашу терпения Божьего. На них падет эта кровь, взывающая к возмездию > (Быт 4.10; Иов 16.18; Ис 26.21; Иез 24.7-8). На земле - вероятно, > здесь это значит: 'на земле Израиля'. Нельзя не увидеть перекличку > со словами 27.25: 'Пусть вина <(букв. "кровь Его")> будет на нас > и на детях наших'. Но народ только отчасти виновен в смерти Божьих > посланцев. Самый суровый приговор будет вынесен пастырям - тем, кто > по своему положению и образованию должен был бы первыми принять их, > но кто свою собственную волю поставил выше Божьей. > О том, что Авель считался первым праведником, см. Евр 11.4 > и 1Ин 3.12. Среди ученых не прекращается спор о том, кто имеется > в виду под Захарией, сыном Берахии. Так назывался один > из пророков, но Библия ничего не говорит о его мученической кончине. > Кроме того, этот Захария должен быть священником, потому что он был > убит там, где могли находиться одни священники: между жертвенником > и святилищем. Но пророк Захария совершал свое пророческое служение > в то время, когда Храм лежал в руинах. Библия упоминает > свыше тридцати человек, носивших это имя, но имена их отцов были > или другими, или остались неизвестными. Некоторые отцы Церкви > (Григорий Нисский, Епифаний) полагали, что речь идет об отце Иоанна > Крестителя. Но большинство склоняется к мнению, что это > был священник Захария, сын Иодая, об убийстве которого повествуется > во 2Пар 24. Он был побит камнями за то, что обличал народ, > оставивший Господа. Умирая, он говорил: 'Да видит Господь > и да взыщет!' (ст. 22). О первом убийстве на земле повествует Бытие, > первая книга Священного Писания Ветхого Завета, а об убийстве > Захарии - 2 Книга Паралипоменон, которая в еврейской Библии > считается последней. > Иисус торжественно подтверждает, что вина за все преступления, > совершенные в истории народа Божьего, падут на головы людей, > готовящихся совершить убийство Сына Божьего. > Ст. 37 - Иисус обращает горький упрек Иерусалиму, религиозному > центру Израиля, символу противления Божьей воле и Посланцу Божьему > с момента Его рождения (2.1-12). Его слова имеют пророческий > характер: Он обличает Иерусалим не только за то, что уже было > совершено в нём (далеко не все убийства пророков совершились > в Иерусалиме), но и за то, что еще совершится (16.21; 20.17-18). > На это указывает настоящее время причастий 'убивающий' > и 'побивающий камнями'. Слова Иисуса говорят о долготерпении > и любви Бога, продолжавшего посылать к Иерусалим Своих вестников, > несмотря на то что их участь часто была трагична. Он даже послал > Своего Сына (ср. 21.33-39). > Сколько раз - одни ученые видят здесь подтверждение того, > что Иисус неоднократно посещал Иерусалим (об этом свидетельствует > Евангелие Иоанна), хотя из повествования синоптиков можно было бы > заключить, что Он пришел в этот город единственный раз в жизни. Но, > кроме того, Иерусалим и его народ (буквально: 'дети') должны, > вероятно, пониматься в более широком смысле, представляя собой весь > народ Божий, где бы они ни жил. > Писание неоднократно сравнивало Бога с птицей, укрывающей птенцов > под своими крыльями. Это одна из самых трогательных и поэтических > метафор, привычная и всем понятная (Втор 32.11; Ис 31.5; Пс 36.7 > (35.8). Наиболее близок к евангельскому текст 3Ездр 1.30: 'Я собрал > вас, как курица птенцов своих под крылья свои'. Прозелиты назывались > людьми, пришедшими под крылья Шехины, то есть Божественного > Присутствия. Иисус, в лице которого к человечеству обращается Бог, > не ждет, когда люди придут к Нему, а Он сам проявлял инициативу: > жаждал собрать их. Но те, к кому Он обращался, отвергли Его > призыв: они не захотели. > Ст. 38 - Ваш Дом - вероятно, имеется в виду иерусалимский Храм, > в котором обитало Присутствие Божье <(евр. Шехин`а)>. После того как > призыв был отвергнут, Шехина покидает его, оставляя Храм пустым > и ненужным. > Иисус после этих слов уйдет из Храма (24.1), и с Его уходом > исполнятся пророчество Иеремии: 'Я оставил Свой дом, удел Свой > покинул, радость души Моей отдал в руки врагов!' (12.7; ср. Иез 8.6; > 11.21). Его постигнет участь бесплодной смоковницы (21.19), > и в 70 г. Храм будет разрушен римлянами. > Ст. 39 - И всё же слова Иисуса звучат не как окончательный приговор, > но оставляют место надежде: если Иерусалим, символизирующий здесь > весь народ Божий, обратится и, ликуя, прославит Его возвращение, > он будет спасен. Вероятно, здесь великое пророчество о том, > что народ Божий всё же вернется к Богу (ср. Рим 11.23-29). [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий. М., 2002; стр. 448-451] + + + В.Н.Кузнецова: суровый господин и нерадивый слуга (Мф.24:24-30) www.messia.ru/rasylka/005/1130.htm#0 + + + Она же: О чём не знал Иисус... (к Мф.24:36,42) www.messia.ru/rasylka/003/408.htm#0 * свящ. Александр Мень о притче о талантах www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms101.html * Он же: 'НЫНЕ суд миру сему...' www.messia.ru/rasylka/004/756.htm#0 * Р.Гвардини о последнем суде над миром www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N53 * Яков Кротов. Размышления: - Мф.24:40 (тогда будут двое на поле: один берется, другой оставляется) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_40.htm - Мф.24:43 (если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор...) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_43.htm - Мф.24:44 (в который час не думаете, приедет Сын Человеческий) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_44.htm - Мф.25:1 (подобно Царство Небесное десяти девам...) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm - Мф.25:2 (Из них пять было мудрых и пять неразумных) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_02.htm - Мф.25:14-30 притча о талантах www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_14.htm - Мф.25:18 (получивший один талант закопал его в землю) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_18.htm - Мф.25:21,23 ("в малом ты был верен, над многим тебя поставлю") www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_21.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_23.htm - Мф.25:24 ("я знал тебя, что ты человек жестокий...") www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_24.htm - Мф.25:29 (всякому имеющему дастся...) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_12.htm - и другие www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/_a.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060418/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060405&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению среды Страстной cедмицы (Мф.26:6-16) www.messia.ru/rasylka/005/1131.htm#0 (В.Н.Кузнецова, свв. Беда Достопочтенный, Иероним Стридонский; ссылки на тексты свящ. Якова Кротова, митр. Антония (Блума)) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *С любовью, братия, примем Жениха, приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.* *Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель, священники и книжники коварно по зависти собрав, подвигли Иуду на предательство; потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям: "Что вы мне", - он сказал, - "дадите, и я вам предам Его в руки ваши?" От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!* *О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная? Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном? Что занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил, и предстоит нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая: "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой, не сруби меня как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую: Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, - "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!" При втором Твоем страшном пришествии, Владыка, сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим, презрев множество моих согрешений.* *Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.* *В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, - одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.* *От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених мой, Христе, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: "Господи, слава Тебе!"* *Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар, войти тебе в радость Господа Твоего.* *Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати радости со своим Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.* *Жених, цветущий красотою более всех людей, призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего! Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки участием в Твоих страданиях и, славы одеянием украсив, красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви в Твоем Царстве, как Милосердный!* *Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: "Войди, раб, в радость Господа Твоего!" Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.* (Из богослужения Великого Вторника, перевод: А.Тимрот, azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/post7vt.htm) * * * *Бог плачет вместе с нами, чтобы мы потом смогли радоваться вместе с Ним.* (Ю.Мольтман) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||