ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 14 апреля 2006 г. ст.ст., четверг Светлой седмицы. литургические чтения: Деян.2:38-43; Ин.3:1-15. перевод "Радостная Весть" | перевод п/ред. еп. Кассиана ---------------------------------- + --------------------------------- + Был один человек из еврейских | Был человек из фарисеев, имя ему старейшин, фарисей по имени |Никодим, начальник Иудейский. 2 Никодим. • Он пришел ночью |• Он пришел к Нему ночью и сказал к Иисусу и сказал Ему: |Ему: Равви, мы внаем, что Ты - Рабби! Мы знаем, что Ты |от Бога пришел учителем, ибо учитель, посланный Богом. |никто не может творить те Никто не может совершить таких |знамения, которые Ты знаков, какие Ты совершаешь, |творишь, если Бог если Бог не с ним. |не с ним. 3• Иисус сказал ему в ответ: |• Ответил Иисус и сказал ему: - Говорю тебе истинную правду:|истинно, истинно говорю тебе: только тот, кто родится свыше, |если кто не родится свыше, сможет увидеть Царство Бога! |не может увидеть Царства Божия. 4• - Как может взрослый человек |• Говорит Ему Никодим: вновь родиться? - говорит Ему |как может человек родиться, будучи Никодим. - Ведь он не может |стар? Может ли он вторично войти вернуться в материнскую утробу |в утробу матери своей и родиться второй раз. |и родиться? 5• Иисус ответил: |• Ответил Иисус: истинно, истинно - Говорю тебе истинную правду: |говорю тебе: если кто не будет только тот, кто родится от воды |рожден от воды и Духа, не может и Духа, сможет войти в Царство |войти в Царство Божие. 6 Бога! • То, что родится |•Рожденное от плоти есть плоть, от плоти, есть плоть; только |и рожденное от Духа есть дух. от Духа рождается дух. |•Не удивляйся тому, что Я сказал 7•Не удивляйся тому, что тебе |тебе: нужно, чтобы Я сказал: 'Вам надо родиться |вы родились свыше. 8 свыше'. • Ветер веет, где хочет.|•Ветер, где хочет, веет, и голос Ты слышишь, как он шумит, но |его слышишь и не знаешь, откуда не знаешь, откуда он и куда |приходит и куда уходит. направляется. Так и с теми, кто |Так - каждый рожденный родится от Духа. |от Духа. 9• - Разве такое может быть? - |•Ответил Никодим и сказал Ему: спросил Никодим. |как может это быть? 10• - Ты - учитель Израиля |•Ответил Иисус и сказал ему: и не знаешь таких вещей? - |ты - учитель Израильский, сказал ему в ответ Иисус. - |и этого не знаешь? 11•Говорю тебе истинную правду: |•Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, |что мы знаем, о том говорим, и свидетельствуем о том, что |и что видели, о том видели, но вы отвергаете наше |свидетельствуем, и свидетельства 12 свидетельство. • Если вы |нашего вы не принимаете. не верите Мне, когда Я вам |•Если Я о земном сказал вам, сказал о земном, как вы поверите|и вы не верите, - как поверите, Мне, когда Я вам скажу |если скажу вам о небесном? 13 о небесном? • Ведь на Небо |•И никто еще не восходил на небо, не поднимался никто, кроме Того,|только с неба Сошедший, Сын кто с Неба сошел, - это Сын |Человеческий, сущий на небе. 14 человеческий. • Как Моисей |•И как Моисей вознес змею поднял ввысь медного змея |в пустыне, так должен вознесён в пустыне, так и Сын |быть Сын Человеческий, человеческий должен быть поднят,|•чтобы каждый верующий имел 15•чтобы тот, кто верит, в Нём | в Нём жизнь обрел вечную жизнь. | вечную. | 16•Ведь Бог так полюбил мир, что |•Ибо так возлюбил Бог мир, что дал отдал Своего единственного |Сына Единородного, чтобы каждый Сына, чтобы тот, кто верит |верующий в Него не погиб, но в Него, не погиб, но обрел |имел жизнь вечную. 17 вечную жизнь. • Ведь Бог послал |•Ибо не послал Бог Сына в мир, Сына в мир не для того, чтобы |чтобы судить мир, но чтобы мир Он мир осудил, но для того, |спасён был чрез Него. чтобы мир через Него был спасен.| > На молчаливый вопрос Никодима Господь отвечает ему требованием > нового рождения, которое есть рождение свыше или рождение от воды > и Духа. Предложенные только что сопоставления должны были показать, > что это требование есть требование крещения. От человека зависит, > принять или не принять крещение. Но действенность крещения зависит > не от человека. И тут от субъективного условия спасения, или, > в терминологии Ин.3, участия в Царствие Божием, мы переходим > к условиям объективным: на чем основана действенность христианского > крещения? > Как все Иоанновские речи, так и беседа Господа с Никодимом > развертывается перед читателем как цепь недоразумений. Никодим > не понял, что значит рождение свыше (ср. ст. 3-4), не понимает он > и того, что есть рождение от Духа (ст. 6-10). Как учитель > Израильский, он должен был бы понять, так как сказанное Господом > касается человека. Это - учение о земном. Теперь от учения о земном > Иисус переходит к тому, что Он Сам определил как учение о небесном. > Он знает, что это учение о небесном Никодиму недоступно (ст. 12). > Он говорит о Себе, снова в третьем лице, вместо первого; употребляет > то же загадочное именование 'Сын Человеческий', с которым мы уже > встретились в словах Иисуса Нафанаилу (1.51). Из контекста ясно, > в этом случае, как и во многих других (ср., напр., Мк.8.38), что > Сын Человека есть и Единородный Сын Божий (ср. ст. 16-18), иначе > говоря, что Сын Человеческий есть Сын Божий, восприявший > человеческое естество: Сын Бога по естеству, ставший Сыном > Человеческим по усыновлению. Он сошел с неба, но и восшел на небо, > и некоторые рукописи прибавляют{} 'пребывает на небе' (ст. 13). > И как Моисей вознес медного змея в пустыне, так должен быть вознесен > и Он (ст. 14), 'чтобы каждый верующий в Него имел жизнь вечную' > (ст. 15). Здесь узел догматического учения: Христос есть начало > жизни для верующих в Него. Снова - учение о Царстве Божием, > но в аспекте жизни вечной. Во Христе, как начале жизни, крещение > водою и Духом открывает верующему дверь Царства. > Но началом жизни для верующих в Него Христос является в своем > Вознесении (ст. 14). Указание на ветхозаветный прообраз медного змея > (ср. Числ.21.9) заставляет понимать Вознесение в первую очередь > как Вознесение на Крест. До недавнего времени это понимание было > и единственным. <...> Во всяком случае ударение на Страстях в словах > Христовых не подлежит сомнению. > Страсти Христовы мыслятся в беседе Иисуса с Никодимом как проявление > любви Божией к миру (ст. 16-17). Отец отдает своего Единородного > Сына для спасения мира. > Многое поражает читателя в этих словах, кому бы они ни принадлежали, > Самому ли Христу в передаче евангелиста, или евангелисту > как толкователю слов Христовых. В наше время очень часто приходится > слышать предостережение против психологизма в религии, то есть > против суждения о Божественном, которое отправлялось бы от данных > человеческого опыта. Это предостережение для Православия особенно > требует ограничения. Можно сказать, что здесь, как всегда и во всём, > встает вопрос о мире. Должен признаться, что я, во всяком случае > вне психологических категорий, не могу мыслить нашего православного > почитания Пресвятой Богородицы. Она есть Мать, и мы Ее любим > и почитаем как Мать. Так и в нашем случае, мы не можем составить > себе представление о великой жертве Божией вне опыта человеческого > Отцовства и человеческого Сыновства. Как велика должна быть любовь > Бога к миру, если Он в жертву этой любви приносит Своего Сына, > и притом Единородного. Только опыт любви человеческого отца > к единственному сыну может приблизить его, и даже не каждого из нас, > к познанию или, еще лучше, к переживанию всей меры этой жертвы. > Недаром для апостола Павла, как бы мы ни понимали трудный текст > Ефес.3.14-15, Божественное Отцовство есть образ всякого тварного > отечески-сыновнего отношения. > Второе, что требует нашего внимания, есть вопрос о мире. Нигде > в Новом Завете противоположение Бога и мира не достигало такой > остроты и напряженности, как в Четвертом Евангелии и в I Послании > Иоанна.{} В Евангелии мы его слышим уже в Прологе (ср. 1.10). > С новою силою звучит оно в Прощальной беседе (ср. 15.18-25, > ср. еще 8.7), в Первосвященнической молитве (17.14-16,25), > с безоговорочным осуждением мира мы встречаемся и в I Послании > (ср. 2.15-17; 5.19). И однако Бог не отвернулся от падшего мира. > И опять-таки нигде в Новом Завете любовь Божия к миру, даже в его > теперешнем состоянии падения, не звучит с такой силой, как в Ин. > В нашем отрывке, в ст. 16, стяжание жизни вечной как будто > ограничено верующими в Сына Божия. Но в ст. 17, который вводит > обетование (ср. gar - 'ибо') ст. 16, этого ограничения уже нет: > '...не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен > был чрез Него'. Читатель не удовлетворен. Он не успокоится, пока > не получит ответа на вопрос: в каком объеме? Евангелист на этот > вопрос не отвечает. Но в своей общей форме ст. 17 как будто таит > в себе мысль о спасении мира в полном составе его членов. <...> > Для спасения мира Бог отдал Сына Своего на Страсти. Мы уже видели, > что ссылка на Медного Змия заставляет понимать Вознесение () ст. 14 > в первую очередь как Вознесение на Крест. Но только в первую > очередь. В новозаветном учении Слава неотделима от Страстей. > Предсказывая свои Страсти - Господь неизменно предсказывал и свое > Воскресение. В такой же неразрывной связи мыслил Христовы Страсти > и Воскресение и апостол Павел. Мы помним, что и в понятии Крови, > поскольку оно прилагается к Страстям Христовым, мыслится > одновременно и смерть и жизнь: Крест и Воскресение. Но со Славою > Воскресения связано и Вознесение. По свидетельству Деян.1, Господь > вознесся во Славе. Это та же Слава, которою обвеяно евангельское > повествование о Пасхальных днях (ср. Мф.28; Мк.16.1-8; Лк.24). > Тем большего внимания заслуживает то обстоятельство, что глагол > hюпсwqэнай, который переведен в Ин. 3.14 'вознесен', и который > мы отнесли в первую очередь к Вознесению на Крест, есть тот же, > который в Деян.2.33; 5.31 обозначал Вознесение во Славе. В Ин. > он возвратился в том же значении и в дальнейшем (8.28, 12.32); > в свою очередь Вознесение во Славе выражено в ст. 13 тем глаголом > анабайнw (в перфектной форме!), который в этом смысле употребляется > на всем протяжении Ин. (ср. 6.62; 20.17): Вознесшийся пребывает > в Славе на небе. В момент беседы Господа с Никодимом это будущее еще > не наступило, как не наступило еще и вознесение Сына Человеческого > на Крест. Речь идет, как и в слове о крещении (3.5), об осмыслении > слов Христовых в свете последующего опыта. Из сказанного вытекает, > что Вознесение Сына Человеческого в 3.14 есть в одно и то же время > Его вознесение на Крест и Его Вознесение во Славе. Это всё тот же > путь крови, в двояком значении слов, которым идет Сын Человеческий > и который был предуказан читателям Ин. во второй части <Пролога > Евангелия>. Предлагаемое понимание Вознесения 3.14 <...> в настоящее > время преобладает в богословской науке. На путях божественной любви > Вознесение Сына Человеческого есть то объективное условие, которое > в Домостроительстве Духа делает возможным рождение от воды и Духа, > или, другими словами, Вознесение Сына Человеческого есть объективное > условие действенности христианского крещения. Но Вознесение > Сына Человеческого в Страстях и Славе требует и от нас, > Его учеников, пребывания с Ним и последования с Ним на этом же пути > Страстей и Славы. А это значит, как было уже сказано, что Павлова > мысль о крещении как нашем спогребении и совоскресении со Христом > молчаливо подразумевается и в Ин. Как бы то ни было, мысль > о предстоящих Страстях сквозит уже в первой догматической беседе > Ин., и Никодим приходит к Иисусу под покровом ночи (ср. ст. 1). > Hoskyns{} видит в этой беседе ночью верность обычаям раввинов, > но в контексте Ин. это есть прежде всего указание на назревающую > опасность. Важный Никодим не хочет себя компрометировать. [ Епископ Кассиан (Безобразов) ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ. Толкование на Евангелие от Иоанна www.krotov.info/history/01/kern/page06.htm#01 ] +---------------------- ссылки по теме ---------------+ * Свящ. Александр Мень: обрести силу Духа Божия : www.messia.ru/rasylka/004/765.htm#0 : * Он же: ...если кто не родится свыше... : www.messia.ru/rasylka/005/1137.htm#0 : * Романо Гвардини: Рождение от Духа : www.messia.ru/rasylka/003/417.htm#0 : * Яков Кротов: : Что может мешать человеку увидеть Царство Божие? : www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_03_02.html : * Он же: Иисус решил всё совем запутать? : Что означает "родиться свыше"? : www.messia.ru/rasylka/002/080.htm#0 : * Еп. Кассиан (Безобразов) - в комментарии к Ин. : www.krotov.info/history/01/kern/page06.htm#01 : +------------------------------------------------------+ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060427/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060414&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению пятницы Светлой cедмицы (Ин.2:12-22) www.messia.ru/rasylka/005/1138.htm#0 (Яков Кротов, еп. Кассиан; ссылка на текст свт. Феофилакта Болгарского) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Тогда встал Пётр с остальными одиннадцатью и громким голосом обратился к ним: "..... Израильтяне! Выслушайте мои слова! Иисус Назарянин - это человек, о котором вам свидетельствовал Бог великими делами, чудесами и знаками, совершивший их через Него! Вы сами это знаете, потому что всё происходило у вас на глазах. Его, отданного в вашу власть по замыслу и предначертаниям Божьим, вы руками язычников пригвоздили к кресту и убили, но Бог воскресил Его и разорвал узы смерти, потому что ей не под силу было Его удержать. ..... Это Его, Иисуса, воскресил Бог, чему мы все свидетели. ..... Так знай же твердо, весь народ Израиля! И Господом, и Помазанником сделал Бог Иисуса - того самого Иисуса, которого вы распяли!" Когда люди услышали это, у них сжались сердца от горя, и они стали спрашивать Петра и остальных апостолов: "Что же нам делать, братья?" "Возвратитесь к Богу! - ответил Пётр. - И пусть каждый примет крещение во имя Иисуса Христа, чтобы Бог простил вам грехи. Тогда вы получите от Бога дар - Его Святой Дух. Ведь он был обещан вам, и детям вашим и тем, кто вдали. Всем, кого призывает Господь, наш Бог". И многими другими словами увещевал их Пётр. Он призывал их: "Спасайте себя от кары, которая постигнет это развращенное поколение!" Те, кто принял его Весть, крестились. В тот день прибавилось около трех тысяч верующих. Они неустанно внимали учению апостолов и жили в братском единстве, собираясь для преломления хлеба и для молитвы. И был страх и трепет в каждой душе, потому что много чудес и дивных знаков совершалось апостолами. А все верующие жили в полном согласии, всё у них было общее. Они продавали имения и веши и распределяли деньги между всеми, сколько кому было нужно. Ежедневно они все сходились в Храме, а в домах у себя собирались для преломления хлеба и принимали пищу с неподдельной радостью в сердце и прославляя Бога. Все в народе любили их, и каждый день Господь прибавлял к ним новых спасаемых.* (Деян.2:14,22-24,32,36-47) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||
|
![]() |