=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 23 июня     2006 г. ст.ст., чт 4-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.11:13-24; Мф.11:27-30.



> Что значит для современного мира предложенное Павлом новое понимание
> Бога?

> <....>  в наши дни от христианского богословия и проповеди требуется
> смелость заново открыть смысл слова 'Бог'.

> <...  не  так  давно> произошел весьма существенный сдвиг в западном
> сознании:   общество   стало   осознавать   очевидную   для   любого
> современника  Павла истину о том, что существительное 'Бог' на самом
> деле многозначно. У тех, кто говорит, что не верит в Бога, следовало
> бы   спросить,   какого  Бога  они  имеют в виду.  О том же вежливо,
> но  решительно  стоило бы спрашивать и тех, кто клянется, что в Бога
> верит.

> <...> журналисты с недоумением комментировали опрос, в ходе которого
> обнаружилось,  что  большинство жителей Великобритании в Бога верят,
> но  в  церковь не ходят. Впрочем, это неудивительно. Бог, в которого
> верит  огромное множество наших современников, - это Бог деистов./%/
> Примерно  в  такое  божество  верили  во времена  Павла  эпикурейцы.
> Оно   отстраненное,   холодное,   безразличное.  Конечно,  само  оно
> пребывает  в  блаженстве,  но  ни  за  что  не  станет  марать  руки
> вмешательством  в  наши земные дела. Нет ничего странного, что люди,
> верящие  в  подобного Бога, шагу не ступят в церковь. Да ради такого
> 'бога' и пальцем пошевелить не захочешь. Павел в свое время ошеломил
> язычников  вестью  об  истинном  Боге,  живом, заботящемся, любящем,
> который  действовал  и  действует  в  истории  и каждой человеческой
> жизни,  чтобы восставить и исцелить всякую тварь. С тем же мы должны
> идти   и   к нашим современникам:  проповедуя Евангелие, говорить им
> об  истинном  Боге,  который странным образом оказался 'за скобками'
> так  называемой  христианской  культуры,   о  том,   что Он открылся
> в Иисусе из Назарета и познаваем Святым Духом.

> Бог   этот   настолько  не  похож  на  божество  деистов,  что  наши
> современники,     вероятнее  всего,  сначала    придут в недоумение.
> 'Как  это, - скажут они, - Бог пылко и сострадательно нас любит? Как
> это:     Он     стал   человеком,    чтобы   спасти    человечество?
> Это непоследовательно, нелогично, неразумно, в конце концов'. Да-да,
> конечно,  но  только  если  исходить  из  тех  представлений о Боге,
> которые  сложились в XVIII веке.   Пора перестать в наших проповедях
> и  публичных  выступлениях  играть  словом   'Бог'   и вернуть  миру
> его истинный смысл, открывшийся в Иисусе.

> Это  потребует  объявить войну всем ложным богам, которые всё громче
> заявляют  о себе в последнее время. Богословие, как природа, пустоты
> не  терпит.  Деизм  родил  атеизм: сначала Бог был хозяином, затем -
> хозяином  в  отлучке,  а  потом  -  просто 'в отлучке'. Но так долго
> продолжаться  не  могло,  и  очень  скоро  его  место заняли другие,
> вынырнувшие  из небытия божества. Это заметней всего в разнообразных
> течениях  New  Age, часть из которых - откровенно языческие. Так же,
> как   иудейский   монотеизм  противостоял  в  свое  время  дуализму,
> язычеству,   стоицизму  и  эпикурейству,  в  наши  дни  христианский
> монотеизм  должен   (и  об этом мы читаем у Павла)    бросить  вызов
> всем прочим богословским системам.

> <...>  больше  всего  движение  New Age преуспело там, где христиане
> позволили   себе   опуститься   до  явно  дуалистического  почитания
> 'далекого Бога' и презрения к тварному миру, включая и самый близкий
> нам  'кусочек'  творения,  то  есть  собственное  тело.  New  Age же
> предлагает неожиданную и захватывающую альтернативу:  всё  творение,
> в  том  числе  и мы с вами, божественно от начала и до конца. Однако
> все  эти   красивые  слова  -  не более чем карикатура на Евангелие,
> о  котором  говорит  Павел.  Сам по себе тварный мир  -  не Бог,  но
> он создан для того, чтобы отражать благость сотворившего его Бога и,
> в  конце  концов,    разделить   свободу   и   славу  детей  Божьих.
> <{ср.  Рим.8:21}> Люди тоже не боги, но они созданы как образ и храм
> Его Духа.

> Здесь  дело  не  в  том,  чтобы дать правильный ответ. <...>  Только
> в насквозь деистической культуре возможно, чтобы слово 'богословие',
> как   это    можно   наблюдать    в  некоторых   сферах   и  кругах,
> стало  ругательством  в  адрес несостоятельных  теорий.   Коль скоро
> мы  призваны  вслед  за  Павлом свидетельствовать по самому большому
> счету  об  истинном  Боге,   открывшемся в Иисусе  Христе  и в Духе,
> нам   надо   доказать,  что на богословском   языке  можно  говорить
> обо  всём  -  о  жизни,  культуре, любви, политике и даже о религии.
> Больше  того,   это  ставит  новую   задачу   перед исследователями:
> им  придется  показывать связь богословия с другими науками. Правда,
> сначала  потребуется  убедить бухгалтеров и кассиров в том, что ради
> такого  дела стоит оторваться от ведомостей  и  отчетов.   Для этого
> нам  понадобится  не только терпение Иова, но и отвага противостоять
> 'начальствам  и  властям' <{ср. Кол.2:15; Еф.6:12}>   вестью  о том,
> что есть другая жизнь, и ее следует принимать всерьез.

> Кроме  того,  <...>  предложенное  Павлом переосмысление слова 'Бог'
> предполагало    совершено   иной   взгляд   на  Божью   праведность.
> <...>  остановимся   только  на восьмой главе  Послания  к Римлянам,
> где  наиболее  полно  раскрыта одна из сторон интересующей нас темы.
> Павел  'с  радостной надеждой' говорит о наступлении того дня, когда
> совершится величайший исход всей твари из 'рабства тлению' к свободе
> детей  Божьих.   Основная  идея  здесь  такова:   завет  между Богом
> и   Израилем   с  самого начала был  'задуман'  как орудие  спасения
> всего  мира.  Немыслимо,  чтобы  Бог  решил спасти маленькую группку
> людей, а весь прочий мир пусть катится в преисподнюю, чтобы под этим
> ни  понималось.  Таким  образом,  если  смерть  и воскресение Иисуса
> Христа,  равно  как  и  действие Святого Духа, подтверждают верность
> Бога  Завету,  нелепо,  тем  более  ссылаясь на Павлово 'Евангелие',
> представлять  себе  дело  так,  будто  Бог  всего лишь выбрал другую
> группу  спасенных,  а  общий  механизм остался неизменным:  одних  -
> в рай, других - в космические тартарары. Тем не менее, показательно,
> что  богословие и экзегеза нередко обходят самые существенные в этом
> смысле  фрагменты - середину Рим 8 и середину 1Кор 15  -  молчанием,
> а протестантские экзегеты вообще не знают, что с ними делать.

> И,    наконец,  Павлово представление о Божьей праведности потребует
> от   нас   заново   понять,  как  праведность  Бога  связана  с  Его
> справедливостью  по  отношению  к  миру,  которая  во  всей  полноте
> откроется  в  будущем,    но проступает  уже  в образах  настоящего.
> Ведь  недаром  dikaiosune   - 'справедливость'  - может переводиться
> и  как  'праведность'.  Если  правда, что Бог во Христе и силой Духа
> хочет  обновить  весь мир, и всё, о чём говорится в Рим 8 и 1Кор 15,
> действительно  имеет  смысл,  значит, как святость в нынешней жизни,
> пусть   отчасти,   неуверенно,  гадательно,  но  всё  же  несомненно
> предвосхищает  грядущее  воскресение, так и все наши нынешние усилия
> милосердия, справедливости и мира, пусть неполно, зыбко, гадательно,
> но   столь  же  несомненно, 'прообразуют' исполнение Божьего замысла
> о твари. Ни одно из них не напрасно <...>. Все наши старания - знаки
> надежды   для мира, который  'стенает и мучится доныне' <{Рим.8:22}>
> в ожидании обетованного освобождения.

> По  мере  продвижения  в глубь понятия 'Божья справедливость' мы всё
> явственней  начинаем  понимать,  что  оно  по  сути говорит о Божьей
> любви,  любви  Творца  к  сотворенному  Им  мирозданию  и  решимости
> восставить  его  ценой   победы  Христа над силами  лжи  и  распада.
> Бог  жаждет  затопить  творение  Своей  любовью,  покрыть  его Своей
> славой,    как  воды  покрывают  море.   Если  Евангелие  повествует
> о  праведности  Божьей, а церковь призвана и уполномочена возвестить
> эту весть всему миру, значит, и по богословским, и по экзегетическим
> резонам  она  никак не может согласиться на половинчатость. Ей нужна
> полнота.    Совершенно  так  же  она  не  может  соглашаться  с тем,
> что  несправедливость,  унижение и насилие по-прежнему правят миром.
> Ведь не кто иные, как христиане, призваны привести творение или хотя
> бы  малую  часть  его  - собственное тело - в послушание целительной
> любви  Божьей.  Им заповедано уже в настоящем становиться теми,  кем
> по  Божьему замыслу им предстоит стать в будущем. Собственно, в этом
> и  состоит  святость.    Вправе  ли  мы  подходить с другими мерками
> к тварному миру?
                        [ Н.Т.Райт.
                          ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКАЗАЛ АПОСТОЛ ПАВЕЛ.
                          // М., [2004]; стр.156-9 ]


        --------------------------------------
        /%/ Деизм - (от лат. deus - бог), религиозно-философское
        воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает
        в в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается
        в закономерное течение событий. (Прим. ред. рассылки)

        ---------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Лк.10:22;
          эпизод N97 по "Брюссельскому согласованию"
          www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#97



к Рим.8:
 +++ протопр. Николай Афанасьев: Церковь укоренена в любви
                     www.messia.ru/rasylka/004/843.htm#0
 +++ Б-Ц: Человек www.bible-center.ru/topic/human


к евангельскому чтению:
     +++ В.Н.Кузнецова: Сын открывает Отца
              www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1127.htm#0
     +++ Она же: истинный Шаббат
              www.messia.ru/rasylka/005/1203.htm#0
     +++ К.С.Льюис: Суровость Бога добрее, чем наша мягкость...
                          www.messia.ru/rasylka/002/132.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060706/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=06-7-2006
 


***************************************************************** * *
  к апост. чтению пятницы 4-ой седмицы по Пятидесятнице
   (Рим.11:25-36)   www.messia.ru/rasylka/005/1204.htm#0
   (архим. Зинон (Теодор); ссылки на тексты
    Х.Уко, В.С.Соловьева, В.Марцинковского, прп. Макария Египетского)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Кто живет согласно своей плотской природе,
 живет устремлениями этой природы;
 кто живет согласно Духу - устремлениями Духа.
 Жить устремлениями собственной природы означает смерть,
 а устремлениями Духа - жизнь и мир.
 Итак, человек, живущий устремлениями собственной природы,
 враждебен Богу:
 он не подчиняется закону Бога, да и не может ему подчиниться.
 Люди, живущие согласно своей природе, не могут понравиться Богу.
Но вы живете устремлениями не собственной природы, а Духа,
 если в вас действительно обитает Дух Бога.
 А у кого нет Духа Христова, тот не Его.
 Но если Христос в вас, то хотя тело ваше и смертно из-за греха,
 но дух живет благодаря примирению с Богом.
 И если Дух Того, кто поднял Христа из мертвых, живет в вас,
 Тот, кто поднял Христа из мертвых,
 оживит и ваши смертные тела Своим Духом, живущим в вас.
Итак, братья, у нас есть долг,
 но это не долг перед нашей плотской природой,
 не долг жить так, как хочет она.
 Потому что если вы будете жить согласно собственной природе,
 то умрете,
 а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить.
 Кем движет Дух Бога, те сыны Бога.
 Дух, который вы получили, это не дух рабства,
 вынуждающий вас опять жить в страхе.
 Нет, вы получили Дух, который сделал вас сынами Бога!
 Это Он побуждает вас взывать: 'Абба! Отец!'
 Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети Бога.
 А если дети, то наследники - наследники Бога, сонаследники Христу,
 потому что если мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу.
Я уверен, что нынешние наши страдания -
 ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
 Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
 когда Бог открыто явит Своих сынов
 (оно не исполняет своего предназначения не по собственной вине,
 а потому что такова была воля Бога),
 в надежде на то, что оно, само мироздание,
 станет свободным от рабства у гибели
 и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:5-21)
                                * * *
*Свобода не в том, чтобы взять гвоздь или пилу,
 а в том, чтобы иметь доску, знание о том, что из доски можно сделать,
 и вдохновение сделать из доски то, что неизвестно можно ли сделать.*
                                                        (Я.К.)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/006/1546.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...