=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 27 июня     2006 г. ст.ст., пн 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.12:4-5,15-21; Мф.12:9-13*.


Нынешний выпуск посвящен трудному месту из Послания Римлянам:
9:6-33.  Не  ставя своей целью дать исчерпывающее объяснение того, что
здесь говорится (надеюсь когда-нибудь вернуться к этому), приведу лишь
отдельные МЫСЛИ.




6  Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все
   израильтяне - истинный Израиль. 7 И не все потомки Авраама - его
   дети. Ведь Бог сказал: +'Твоими потомками будут зваться те, кто
   родится от Исаака'+, 8 то есть не те дети, что родились
   от плотского союза, - дети Божьи, а потомками будут считаться те,
   чье рождение было обещано Богом. 9 Вот это обещание: +'Я снова
   приду в такое-то время, и у Сарры будет сын'+.

10 Но это не всё. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов
   от нашего праотца Исаака. 11  Дети еще не родились и ничего
   не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей:
   +'старший будет слугой у младшего'+, чтобы показать тем самым,
   что выбор Его свободен 12  и зависит не от заслуг человека,
   а только от призыва Бога. 13  Как говорится в Писании:
        +'Иакова Я полюбил,
          а Исава возненавидел'.+

14 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? - Ни в коем случае!
   15 Моисею Бог сказал:
        +'К кому захочу проявить милосердие, к тому проявлю.
        Кого захочу пожалеть, того пожалею'.+

16 Итак, всё зависит не от желания человека и не от его усилий,
  а от милости Бога. 17 В Писании Бог говорит фараону: +'Я для того
  возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и Имя Мое сделать
  известным по всей земле'.+ 18 Итак, Бог, к кому захочет, будет
  милостив, а кого захочет, ожесточит.

19 Ты меня спросишь: 'Как Он может в таком случае кого-нибудь винить?
   Разве кто в силах противиться Его воле?' 20 Но кто ты, человек,
   чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: 'Зачем ты
   меня таким сделал?' 21 Что, разве горшечник не вправе из одной
   и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?

22 А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество,
   долго терпел 'сосуды гнева', которые обречены на уничтожение,
   23 для того именно, чтобы явить всё безмерное величие Своей славы
   по отношению к 'сосудам милости', предназначенным для славы? И эти
   'сосуды милости' - мы.  24 Нас Он призвал - и не только из евреев,
   но и из язычников, 25 как об этом Он говорит в книге Осии:
        +'Я назову народ, который был не Мой, Моим
          и нелюбимую - любимой.+
26 И в том самом месте, где Я сказал им: 'Вы не Мой народ', - теперь
   их назовут сынами Живого Бога'.+

                          (Римлянам, гл. 9, перевод "Радостная Весть")



=> 9:13 +Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел+

=> Предведение и справедливость Бога

> Бог  судит согласно справедливости, а не предведению. Так, Он сказал
> Моисею:  +Того,  кто  согрешил  предо  Мною, изглажу из книги Моей+.
> {Исх.32:33}  Человек  согрешающий  вычеркнут  из книги жизни по суду
> Судии,  но,   согласно Его предведению,  имя такого человека никогда
> и  не было  в книге жизни. Апостол Иоанн так описал этих людей: +Они
> вышли  от  нас,  но  не  были  наши:  ибо  если бы они были наши, то
> остались  бы  с  ними.+  {1Ин.2:19} В Божием предведении нет особого
> уважения  к  личностям,  {см.  Деян.10:33-35}  ибо  Его  предведение
> определяет,    какою   будет  воля   каждого  человека,   в  которой
> этот человек пребудет и  согласно  которой он  будет  либо  осужден,
> либо  вознагражден.  Некоторые  из  тех,  что пребудут среди добрых,
> прежде  были  во  зле, и некоторые из тех, что останутся среди злых,
> прежде были среди делавших добро. {Ср. Ин.5:29}
                     Амвросиаст, +Комментарий на Послание к Римлянам+.

> Если   Бог   возненавидел  Исава,   ибо  он стал сосудом,  сделанным
> для низкого употребления,   и если один и  тот же  горшечник  сделал
> один  сосуд для почета, а другой для бесчестия, как же возможно, что
> Бог  не  знает   ненависти   ни  к какому  творению?  В таком случае
> Бог  +возненавидел  Исава+,  хотя  Сам сделал его сосудом бесчестия.
> Однако   эта  трудность разрешима,  если мы будем иметь в виду,  что
> Бог  -  Создатель всей твари. Всякое творение Бога является хорошим;
> всякий  человек  является  творением как человек, но не как грешник.
> Бог  -  Творец и тела, и души человека. Ни тело, ни душа не являются
> злом,  и   Бог  не имеет  ненависти ни к тому,  ни к другому, ибо Он
> не  испытывает  ненависти  ни  к  одному  из Своих творений. Но душа
> превосходит  тело,  и  Бог, Творец и Ваятель души и тела, в человеке
> ненавидит   только    грех.   Грех   в  человеке  -     непослушание
> и  развращенность,   то  есть   отвращение  от превосходящего Творца
> и  обращение  к  созданиям,  которые  ниже  Него. Поэтому нет у Бога
> ненависти к человеку Исаву, но есть к Исаву-грешнику.
                           Августин Иппонский, +О различных вопросах+.

                                * * *
=> 9:15 +Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею+

=> Суд Божий - не по мере человека

> Нет  несправедливости  в том, чтобы Бог миловал, кого пожелает. Ибо,
> как  сказано,  Он  изрек  через  Моисея  и  разъяснил образ милости,
> который соответствует не человеческим меркам, но премудрости Божией,
> так  что  быть  помилованными  зависит  не от наших дел, но от Бога,
> Который   может   миловать  произвольно.
                                             Аполлинарий Лаодикийский.

> +Кого  миловать,  помилую+, говорит Бог. То есть помилую того, о ком
> знал,  что  он  примет  веру  и  останется  верен.  +Кого  миловать,
> помилую+,  то  есть  окажу милость тому, о ком знал, что после греха
> вернется  ко  Мне с праведным  сердцем.   Это означает:   дать тому,
> кому следует,  и не дать тому, кому не следует.  Бог призывает того,
> о  ком   знает,   что   послушен,  и не призывает того, о ком знает,
> что послушен не будет.
                     Амвросиаст, +Комментарий на Послание к Римлянам+.

> Не  твое  дело  знать,    о   Моисей,   кто  достоин  человеколюбия,
> но   предоставь  это  Мне,   говорит  Бог.  {См. Исх.33:19}  Если же
> не Моисеево дело было знать, то тем паче не наше.
                     Иоанн Златоуст, +Гомилии на Послание к Римлянам+.
                     
=> Благодать творить добро

> Даруя верящему и просящему Духа Святого, Бог явит милость тому, кого
> Он  уже помиловал, то есть Он сделает его милосердным, дабы тот смог
> через  любовь творить дела добра. Пусть никто не осмелится притязать
> на то, что он милосерден: это Бог через Духа Святого дал ему любовь,
> без  которой никто не может быть милосердным. {См. Гал.5:22} Так что
> Бог  не  избирал  делающих  добро,  но  верующих,  чтобы  сделать их
> творцами  добра. Наша участь -  верить и желать, Его -  дать верящим
> и  желающим  возможность  творить  добро  через  Святого Духа, через
> Которого в наши сердца изливается любовь Божия, которая и делает нас
> милосердными.
          Августин Иппонский, +Некоторые темы из Послания к Римлянам+.

                                 * *
=> 9:16 +Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося+

=> Милующий Бог

> Слова  апостола: +не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога
> милующего+,  понимаются так,  как  и  Давид говорит в Псалмах: +Если
> Господь  не  созиждет  дома,  напрасно  трудятся  строящие его; если
> Господь  не  охранит  города, напрасно бодрствует страж+. {Пс.126:1}
> Этим  он  показывает  не  то,    что строитель дома ничего не делает
> и   предается   праздности,    и  тогда  Господь   воздвигает   дом.
> Он  показывает,   что  человек прилагает,  сколько есть в нём заботы
> и    труда,    но  во  власти  Божией  находится,   чтобы,   миновав
> все    препятствия,   труд  обрел   завершение.    Итак,   поскольку
> этим  внушается, что человек прилагает труд и заботу, а Бог сообщает
> работе  успех  и  завершение,    то  благочестиво   и   благоговейно
> для  человека завершение своего собственного  труда относить  скорее
> к  Богу,  чем к себе. Так и когда Павел насаждал, а Аполлос поливал,
> говорится, что Бог взрастил;  и добавляется:  +Посему и насаждающий,
> и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий+. {1Кор.3:7}

> Стало   быть,     и   в  данном   месте  мы   можем  сказать:  итак,
> ни  подвизающийся  не  есть  что-либо, ни желающий, но Бог, дарующий
> свершение.  Ибо  кто желает и кто подвизается, как мне кажется, суть
> те  же,    кто  насаждает  и  кто  поливает;    но  апостол говорит,
> что  насаждающий  и поливающий суть ничто. Не потому, что они ничего
> не  делают,  но  потому, что в сравнении с Богом, Который дает труду
> возрастание или совершение, они объявляются ничем.
                         Ориген, +Комментарии на Послание к Римлянам+.

                                  *
=> Желание и усердие

> Отсюда  мы  постигаем,  что  воля  и  <стремление> принадлежат нам,
> но осуществление нашего воления и <стремления> зависит от милосердия
> Божиего.      Таким   образом,      и    воля  наша,   и  поспешание
> при их осуществлении повинуются свободному решению, но их исполнение
> зависит от силы Божией.
                        Иероним Стридонский, +Беседы против пелагиан+.

=> Милость и благодать Бога

> Когда  Павел    говорит:    +помилование   зависит   не от желающего
> и   не  от  подвизающегося,    но   от Бога милующего+, он не ставит
> под   сомнение   свободу   воли,  но  говорит,  что  нашего  желания
> недостаточно,  если  Бог  не  придет  нам на помощь и не сделает нас
> милосердными,  дабы  мы  могли  творить  добрые  дела через дар Духа
> Святого.   Мы   даже   и  желать не можем, пока не призваны, а когда
> мы  желаем  после призвания,   то опять недостаточно ни воли  нашей,
> ни  <стремлений>,    если  только   Бог   не даст  сил подвизающимся
> и  не  приведет,  куда  зовет.  Потому  и  очевидно,  что  +от  Бога
> милующего, а не от желающего и не от подвизающегося зависит+ делание
> нами  добра,  хотя  в  них и присутствует наша воля,  которая сама
> по себе ничего не может.
          Августин Иппонский, +Некоторые темы из Послания к Римлянам+.

[ По книге:
  Библейские комментарии отцов Церкви
  и др. авторов I-VIII веков. Н.З. VI. Посл. к римлянам
  //Тверь: Герменевтика, 2003; стр.376-382 ]



        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мк.3:1-6; Лк.6:6-11.



по теме:
 + + + ОРИГЕН - О свободе воли. Разрешение и объяснение изречений
       Писания, по-видимому, отвергающих ее
        www.krotov.info/library/o/origen/princ3.html
 + + + Августин Иппонийский (Гиппонский) -
       О предопределении святых
        www.krotov.info/library/a/augustin/o_predop.html
 + + + СББ: ОЖЕСТОЧЕНИЕ www.krotov.info/library/bible/comm/14o.htm
 + + + Эразм Роттердамский - РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ
        www.krotov.info/library/e/erazm/diatriba.htm
 + + + Сергей Худиев - Об уверенности в спасении
        www.krotov.info/libr_min/h/hudiyev2.html
         (см. гл. "Человекам это невозможно")
 + + + www.bible-center.ru/bibletext?cont=rv_ru&txt=ro+9:6-33 -
        различные размышления
 + + + Свт. Василий Великий: откуда взялось зло?
        www.messia.ru/rasylka/004/832.htm
 + + + ап. Павел и св. Августин о предопределении
        www.messia.ru/rasylka/004/914.htm
 + + + Александр Поляков - ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОБОДА
        www.messia.ru/rasylka/004/916.htm#B
 + + + Алистер МакГрат - СХОЛАСТИКА И РЕФОРМАЦИЯ
       http://messia.ru/bibliotk/m/mkgrat/bm4.html#p96p
        см. главки +"Пелагианство" и "Августинианство"+
       и +"Schola Augustiniana Moderna" или "Августинианство"+
 + + + Он же - ДОКТРИНА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
        www.messia.ru/bibliotk/m/mkgrat/bm6.html



+ + + апост. и еванг. чтения дня в переводе В.Кузнецовой
        www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/051.htm
       

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060710/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=10-7-2006
 


***************************************************************** * *
  к апост. чтению вторника  5-ой седмицы по Пятидесятнице (Рим.14:9-18)
   www.messia.ru/rasylka/004/840.htm#0
   (Прп. Амвросий Оптинский; ссылка на текст митр. Антония)

  к еванг. чтению вторника 5-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.12:14-16,22-30)
   www.messia.ru/rasylka/005/1208.htm#0
   (В.Н.Кузнецова; ссылки на тексты И.Иеремиаса, Г.У. фон Бальтазара,
    свящщ. Александра Меня, Якова Кротова)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
'...не мудрым <достается>  хлеб, и не у разумных - богатство,
 и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их'.
                                                        (Ек.9:11)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1550.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ro.htm#12:4
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#12:9

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/006/1550.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»