Милость
и мир да будут с вами полной мерой - литургические чтения: 1Кор.11:8-22; Мф.17:10-18 *. /Память равноап. Марии Магдалины, мироносицы (I). 3-я годовщина отшествия ко Господу митр. Сурожского Антония./ > "Когда вы собираетесь в церковь", - пишет ап. Павел коринфянам, > <(1Кор.11:18)> и для него, как и для всего раннего христианства, > слова эти относятся не к храму, а к природе и цели собрания. > Само слово "церковь" - ekklэsia обозначает, как известно, > "собрание". "Собраться в церковь", в понятиях раннего христианства, > значит составить такое собрание, цель которого - =выявить, > осуществить Церковь=. > Это собрание =евхаристическое=: на нём, как его завершение > и исполнение, совершается ="вечеря Господня"=, евхаристическое > "преломление хлеба". В том же послании ап. Павел упрекает коринфян, > которые "собираются так, что это не значит вкушать вечерю Господню" > (11:20). <Таким образом, мы видим> триединство - Собрания, > Евхаристии, Церкви, и о нём, вслед за апостолом Павлом, единогласно > свидетельствует всё раннее предание Церкви. В раскрытии его сущности > и смысла и состоит основная задача литургического богословия. > <Эта задача особенно важна теперь, ибо> самоочевидное для ранней > Церкви триединство перестало быть самоочевидным для современного > церковного сознания. <В "школьном" ("схоластическом") богословии > возникшем> после обрыва святоотеческой традиции, преимущественно > из западного понимания как метода, так и самой природы богословия, > совсем не упоминается о связи Собрания, Евхаристии и Церкви. > Евхаристия определяется и рассматривается как одно из таинств, но > не как "таинство собрания", <как определял его в V веке автор > "ареопагитик". В этом богословии игнорируется экклезиологический > смысл Евхаристии, а также евхаристическое измерение экклезиологии. > Кроме того,> знание Евхаристии как "таинства собрания" выветрилось > постепенно и из =благочестия=. <Хотя учебники литургики и указывают, > что литургия - "общественное богослужение", и служится > преимущественно при "стечении молящихся">, но это "стечение > молящихся", т.е. собрание, перестало восприниматься как первичная > =форма= Евхаристии, а в Евхаристии перестали видеть и ощущать > первичную =форму= Церкви. Литургическое благочестие стало предельно > индивидуалистическим, о чём красноречивее всего свидетельствует > современная практика причащения, подчиненная до конца "духовным > нуждам" отдельных верующих, и которую никто - ни духовенство, > ни миряне - не воспринимает в духе самой евхаристической молитвы: > "нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг > ко другу во единого Духа причастие..." > <Таким образом и в благочестии,в "церковности", постепенно произошло > =сужение= (редукция) =первоначального смысла Евхаристии= и ее места > в жизни Церкви.> > Обе эти "редукции" Евхаристии - и в богословии, и в благочестии - > находятся в открытом противоречии с самим чином Евхаристии, как его > с самого начала хранит Церковь. Под "чином" мы разумеем здесь > не те или иные подробности обрядов и таинств, которые очевидно > развивались, менялись и усложнялись, а ту основную структуру > Евхаристии, которая восходит к апостольской первооснове > христианского богослужения. <Основной порок "школьного" богословия > состоит в том, что в своей трактовке таинств оно исходит> > из собственных априорных и отвлеченных категорий и определений, > порой не согласованных с реальностью церковной жизни, а не из живого > опыта Церкви, не из конкретного литургического предания, каким > оно хранится Церковью. Раньше Церковь твердо знала, что "закон веры" > (lex credendi) и "закон молитвы" (lex orandi) неотделимы один > от другого и взаимно друг друга обосновывают, так что, по словам > св. Иринея Лионского, "учение наше согласно с Евхаристией, > а Евхаристия подтверждает учение" <("Против ересей")>. > Но богословие, построенное по западным образцам, совсем > не интересуется богослужением, как оно совершается Церковью, > его собственной логикой и "чином". Исходя из своих отвлеченных > предпосылок, богословие это <априори> решает, что "важно", а что > "второстепенно", причем "второстепенным" - не представляющим > богословского интереса - оказывается, в конечном итоге, именно > само богослужение во всей его сложности и многообразии, т.е. как раз > то, чем по-настоящему и живет Церковь. Из богослужения искусственно > выделяются важные "моменты", на которых и сосредотачивается > всё внимание богослова. Так, в Евхаристии - это "момент" преложения > Св. Даров и затем причащение, в Крещении - это "троекратное > погружение". <Но ведь> "важность" этих моментов не отрываема > от литургического контекста, который один по-настоящему выявляет > их подлинное содержание. Отсюда поразительная бедность > и односторонность объяснения таинств и самого подхода к ним в наших > <учебниках догматического богословия>. Отсюда - сужение и такая же > односторонность литургического благочестия - ибо не питаемое > и не направляемое, как при св. отцах, "литургической катехезой", > т.е. подлинным богословским объяснением, оно оказывается во власти > всевозможных символических и аллегорических истолкований > богослужения, своеобразного литургического "фольклора". <Поэтому> > первый принцип литургического богословия состоит в том, чтобы > при объяснении литургического предания Церкви исходить > не из отвлеченных, чисто интеллектуальных схем, наброшенных > на богослужение, а из самого богослужения и, это значит, в первую > очередь - из его =чина=... [ протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства" (1.1) www.messia.ru/r2/1/012.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.9:11-27; Лк.9:37-43; эпизоды N87-88 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#87) ссылки по теме: +++ свящ. Александр Мень - ЛИТУРГИЯ www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_3.html к апостольскому чтению: +++ Прот. Иоанн Мейендорф: 'когда вы собираетесь как церковь...' www.messia.ru/rasylka/003/515.htm#0 +++ Свящ. Владимир Лапшин. Проповедь в Великий Четверг www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=35 +++ свящ. Александр Мень: открытость, общение, многообразие www.messia.ru/rasylka/002/161.htm#0 +++ Он же: разномыслия в Церкви www.messia.ru/rasylka/002/163.htm#0 +++ Он же: многообразие - судьба Церкви www.messia.ru/rasylka/002/165.htm#0 +++ Он же: открытость христианства, многообразие www.messia.ru/rasylka/002/169.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060804/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-8-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению субботы 8-ой седмицы по Пятидесятнице (Рим.13:1-10) www.messia.ru/rasylka/005/1232.htm#0 (Олег Сальманов; ссылки на тексты иг. Вениамина (Новика), Т.Рендторфа, Х.Кокса, В.Н.Кузецовой) к еванг. чтению субботы 8-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.12:30-37) www.messia.ru/rasylka/004/863.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты митр. Антония, В.Н.Кузнецовой) Завтра (5 авг. / 23 июля) память прав. Анны, матери прор. Самуила. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Не могу похвалить вас за ваши собрания: от них больше вреда, чем пользы. Во-первых, я слышал, что, когда вы собираетесь как церковь, у вас бывают раздоры. Отчасти верю: среди вас должны быть и разногласия, чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание. Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать трапезой Господа. Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян. У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить? Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих? Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!* (1Кор.11:17-22) * * * *Исполнение заповедей научает человека его немощи.* (Симеон Н. Б.) |
||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
||||
|
![]() |