=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой -
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 22 июля     2006 г. ст.ст., пт 8-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.11:8-22; Мф.17:10-18 *.
  /Память равноап. Марии Магдалины, мироносицы (I).
   3-я годовщина отшествия ко Господу митр. Сурожского Антония./



>  "Когда   вы  собираетесь  в церковь", - пишет ап. Павел коринфянам,
> <(1Кор.11:18)>  и  для  него,  как и для всего раннего христианства,
> слова  эти  относятся  не к храму,    а к природе и  цели  собрания.
> Само   слово   "церковь"   -   ekklэsia  обозначает,  как  известно,
> "собрание".  "Собраться в церковь", в понятиях раннего христианства,
> значит   составить   такое   собрание,  цель  которого  -  =выявить,
> осуществить Церковь=.

> Это  собрание   =евхаристическое=:   на  нём,   как  его  завершение
> и   исполнение,  совершается  ="вечеря  Господня"=,  евхаристическое
> "преломление  хлеба". В том же послании ап. Павел упрекает коринфян,
> которые  "собираются так, что это не значит вкушать вечерю Господню"
> (11:20).   <Таким   образом,   мы  видим>  триединство  -  Собрания,
> Евхаристии,  Церкви, и о нём, вслед за апостолом Павлом, единогласно
> свидетельствует всё раннее предание Церкви. В раскрытии его сущности
> и смысла и состоит основная задача литургического богословия.

> <Эта  задача  особенно  важна  теперь, ибо> самоочевидное для ранней
> Церкви  триединство  перестало  быть  самоочевидным для современного
> церковного  сознания.  <В  "школьном"  ("схоластическом") богословии
> возникшем>  после обрыва  святоотеческой традиции,   преимущественно
> из  западного  понимания как метода, так и самой природы богословия,
> совсем  не  упоминается  о  связи  Собрания,  Евхаристии  и  Церкви.
> Евхаристия определяется и рассматривается как одно  из таинств,   но
> не  как  "таинство  собрания",  <как  определял  его  в V веке автор
> "ареопагитик".  В  этом  богословии  игнорируется экклезиологический
> смысл  Евхаристии,  а также евхаристическое измерение экклезиологии.
> Кроме  того,>  знание Евхаристии как "таинства собрания" выветрилось
> постепенно и из =благочестия=. <Хотя учебники литургики и указывают,
> что    литургия    -   "общественное   богослужение",   и   служится
> преимущественно   при   "стечении   молящихся">,  но  это  "стечение
> молящихся",  т.е.  собрание,  перестало восприниматься как первичная
> =форма=  Евхаристии,  а  в  Евхаристии  перестали  видеть  и ощущать
> первичную  =форму= Церкви. Литургическое благочестие стало предельно
> индивидуалистическим,  о  чём  красноречивее  всего  свидетельствует
> современная  практика  причащения,  подчиненная  до  конца "духовным
> нуждам"   отдельных  верующих,   и  которую никто -  ни духовенство,
> ни  миряне  -  не воспринимает в духе самой евхаристической молитвы:
> "нас же всех, от единого  Хлеба и  Чаши причащающихся,  соедини друг
> ко другу во единого Духа причастие..."

> <Таким образом и в благочестии,в "церковности", постепенно произошло
> =сужение=  (редукция) =первоначального смысла Евхаристии= и ее места
> в жизни Церкви.>

> Обе  эти  "редукции"  Евхаристии - и в богословии, и в благочестии -
> находятся  в открытом противоречии с самим чином Евхаристии, как его
> с  самого начала  хранит  Церковь.  Под  "чином"   мы разумеем здесь
> не  те  или  иные  подробности  обрядов  и таинств, которые очевидно
> развивались,   менялись  и  усложнялись,  а  ту  основную  структуру
> Евхаристии,    которая    восходит    к   апостольской   первооснове
> христианского  богослужения.  <Основной порок "школьного" богословия
> состоит  в  том,    что  в  своей  трактовке  таинств  оно  исходит>
> из  собственных  априорных  и  отвлеченных  категорий и определений,
> порой не согласованных с реальностью церковной жизни, а не из живого
> опыта   Церкви,    не из конкретного литургического предания,  каким
> оно хранится Церковью. Раньше Церковь твердо знала, что "закон веры"
> (lex  credendi)    и  "закон  молитвы" (lex orandi)  неотделимы один
> от другого  и  взаимно друг друга обосновывают,  так что,  по словам
> св.  Иринея  Лионского,    "учение  наше   согласно  с  Евхаристией,
> а   Евхаристия    подтверждает    учение"     <("Против   ересей")>.
> Но    богословие,     построенное   по  западным  образцам,   совсем
> не  интересуется   богослужением,   как   оно  совершается Церковью,
> его  собственной  логикой  и  "чином".  Исходя  из своих отвлеченных
> предпосылок,  богословие  это  <априори>  решает, что "важно", а что
> "второстепенно",   причем   "второстепенным"   -  не  представляющим
> богословского   интереса   -  оказывается, в конечном итоге,  именно
> само богослужение во всей его сложности и многообразии, т.е. как раз
> то,  чем по-настоящему и живет Церковь. Из богослужения искусственно
> выделяются   важные   "моменты",    на  которых  и сосредотачивается
> всё  внимание богослова. Так, в Евхаристии - это "момент" преложения
> Св.  Даров  и  затем  причащение,  в  Крещении  -  это  "троекратное
> погружение".  <Но   ведь>   "важность"  этих  моментов  не отрываема
> от  литургического контекста,   который один по-настоящему  выявляет
> их   подлинное    содержание.    Отсюда    поразительная    бедность
> и  односторонность объяснения таинств и самого подхода к ним в наших
> <учебниках  догматического  богословия>. Отсюда - сужение и такая же
> односторонность   литургического  благочестия    -   ибо не питаемое
> и  не  направляемое,  как  при св. отцах, "литургической катехезой",
> т.е.  подлинным  богословским объяснением, оно оказывается во власти
> всевозможных    символических    и    аллегорических    истолкований
> богослужения,  своеобразного  литургического  "фольклора". <Поэтому>
> первый  принцип  литургического  богословия  состоит  в том,   чтобы
> при   объяснении    литургического    предания   Церкви     исходить
> не  из  отвлеченных,    чисто  интеллектуальных   схем,  наброшенных
> на  богослужение,  а  из самого богослужения и, это значит, в первую
> очередь - из его =чина=...
                                [ протопресв. Александр Шмеман
                                 "Евхаристия: Таинство Царства" (1.1)
                                  www.messia.ru/r2/1/012.htm ]



        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мк.9:11-27; Лк.9:37-43;
         эпизоды N87-88 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#87)


 ссылки по теме:
   +++ свящ. Александр Мень - ЛИТУРГИЯ
        www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_3.html

 к апостольскому чтению:
  +++ Прот. Иоанн Мейендорф: 'когда вы собираетесь как церковь...'
                             www.messia.ru/rasylka/003/515.htm#0
  +++ Свящ. Владимир Лапшин. Проповедь в Великий Четверг
               www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=35
  +++ свящ. Александр Мень: открытость, общение, многообразие
                        www.messia.ru/rasylka/002/161.htm#0
  +++ Он же: разномыслия в Церкви
           www.messia.ru/rasylka/002/163.htm#0
  +++ Он же: многообразие - судьба Церкви
           www.messia.ru/rasylka/002/165.htm#0
  +++ Он же: открытость христианства, многообразие
             www.messia.ru/rasylka/002/169.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060804/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-8-2006
 


***************************************************************** * *
  к апост. чтению субботы 8-ой седмицы по Пятидесятнице (Рим.13:1-10)
   www.messia.ru/rasylka/005/1232.htm#0
   (Олег Сальманов; ссылки на тексты
    иг. Вениамина (Новика), Т.Рендторфа, Х.Кокса, В.Н.Кузецовой)

  к еванг. чтению субботы  8-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.12:30-37)
   www.messia.ru/rasylka/004/863.htm#0
   (Яков Кротов; ссылки на тексты митр. Антония, В.Н.Кузнецовой)

   Завтра (5 авг. / 23 июля) память прав. Анны, матери прор. Самуила.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Не могу похвалить вас за ваши собрания:
 от них больше вреда, чем пользы.
 Во-первых, я слышал, что,
 когда вы собираетесь как церковь, у вас бывают раздоры.
 Отчасти верю: среди вас должны быть и разногласия,
 чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание.
 Так вот, хотя вы и собираетесь вместе,
 это нельзя назвать трапезой Господа.
 Каждый из вас налегает на собственную трапезу.
 И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян.
 У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить?
 Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих?
 Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!*
                                                (1Кор.11:17-22)
                                * * *
*Исполнение заповедей научает человека его немощи.* (Симеон Н. Б.)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/006/1575.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения
о представляемых в рассылке текстах -
в письме,в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»