=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 15 сентября 2006 г. ст.ст., чт 16-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.1:1-9;  Мк.7:24-30.




> <...>  Божественное предопределение - важная богословская концепция,
> имеющая, однако, внебиблейское происхождение.

> Понятие   предопределения  появилось  в  дохристианской  религиозной
> мысли.  <.... Обычно в богословии> под Божественным предопределением
> понимают    гипотезу   от  том,     что  Бог   в  Своем   всеведении
> одних  предопределяет ко спасению, а других, наоборот, - к погибели.
> В  сочетании с тезисом о <..> всемогуществе Божьем это означает, что
> это  предопределение  не  может  быть  изменено  никакими действиями
> людей.  В  такой  крайней  форме  идея Божественного предопределения
> противоречит ряду  основных представлений христианского  богословия.
> В   первую     очередь    библейскому    Откровению     противоречит
> сама возможность того,   что кто-либо может быть предопределен Богом
> к  погибели  (<ср.>  Прем.Сол.1:13).  Кроме того, идея Божественного
> предопределения   обесценивает   откровение  о человеческой  свободе
> и  о  доверии  Богу  как  наиболее  полной  реализации этой свободы.
> Наконец,   такая крайняя форма представлений о предопределении ведет
> к  фатализму,  лишая  смысла  и  ценности  любые поступки и действия
> людей.    Эта    крайняя    форма   представлений   о   Божественном
> предопределении   всегда  вызывала среди христиан глубокие  сомнения
> и  масштабные  споры,  выявлявшие  неоднозначность и даже ущербность
> идеи предопределения.

> Сам  термин  встречается  в  Библии в форме глагола 'предопределить'
> (греч.  proWrizo)   только  в Новом  Завете и только 6 раз. При этом
> в Деян.4:27-28  речь  идет   об  особом   аспекте   замысла  Божьего
> о  спасении  людей,  а  в 1Кор.2:6-8 говорится о премудрости Божьей,
> которую  Господь  от  века  предопределил  (в  Синодальном  переводе
> 'предназначил') к славе верных. В остальных 3 случаях (Рим.8:29, 30;
> Еф.1:3-6,   11-12)    апостол   Павел   говорит   о  предопределении
> ко  спасению,  причем  логика  слов апостола подразумевает, что само
> сотворение   человека   по   образу   и   подобию   Божьему  заранее
> предопределяет   его  к  жизни.   Апостол  говорит    о  том,    что
> это предопределение для уверовавших становится определяющим фактором
> спасения. Таким образом, по крайней мере в Новом Завете речь не идет
> о  предопределении  +либо+  к  спасению,  +либо+ к погибели. Апостол
> использует   глагол   'предопределять'  для  характеристики  замысла
> Божьего, заранее полагающего спасение для тех, кто свободно избирает
> веру.  "Предопределение"  в терминологии ап. Павла становится, таким
> образом,  синонимом  любви  Божьей.  Поэтому  богословская концепция
> 'Божественного предопределения' и названа нами внебиблейской.

> Кроме  того,  в  послании  апостола Иуды (Иуд.1:4), как будто, можно
> обнаружить  сходный  по  значению  термин  progrAfo   (предписывать,
> в  Синодальном  переводе  'предназначать').  Апостол в данном случае
> говорит  о том, что тем, кто отвергает веру и учение Христа заранее,
> издревле,  предначертано  осуждение.  Речь идет об одном из ключевых
> аспектов библейского Откровения, утверждающего, что отвержение Бога,
> грех и зло влекут человека к гибели. Здесь понятие "предопределения"
> прилагается не к личности, а к ее позиции перед Богом.

> Вместе  с тем в Библии, особенно в Ветхом Завете, идея Божественного
> предопределения   упоминается  очень  часто  в  связи  с  библейским
> пониманием   истории.   Библейское   откровение,   помимо   прочего,
> отличается  от  небиблейских религий верой в то, что Бог не остается
> безучастным  к  событиям  истории,  а  также  в то, что человеческая
> история перед лицом Божьим имеет смысл и цель.   Вмешательство Божье
> в историю означает для большинства библейских авторов, что воля Бога
> полностью  определяет  ход событий,   а свобода человека проявляется
> в  том,  что  он либо принимает эту волю Бога, либо противодействует
> ей.  Историческое  предопределение  означает, что Бог парадоксальным
> образом  видит  как  совершившиеся  даже  те  исторические  события,
> которым еще предстоит произойти (Ис.14:24-32).  Через пророков  Бог,
> в  частности,  возвещает  людям  грядущее  для того, чтобы они могли
> избрать  для  себя либо следование путями Бога,  либо отвержение  их
> и  знали  о  последствиях своего выбора. Основная функция пророчеств
> такого  рода - призыв избрать жизнь и хранить верность Богу, а также
> призыв к покаянию.

> В  Ветхом Завете выражена глубокая уверенность людей в том, что всё,
> совершающееся  в мире происходит по воле Творца.  Так,  пророки Амос
> и  Исайя  подчеркивают,   что и благо, и бедствия - от Бога  (Ам.3:6
> и    Ис.45:7).    Представление    о   провидении   и   историческом
> предопределении   для  ветхозаветных  авторов  являются  необходимым
> логическим  следствием  единобожия.  Язычники,  как  правило,  видят
> причину  зла  в  действии  злых божеств или духов. Отвергая все иные
> божества,   израильские  мудрецы  и  пророки  неизбежно  приписывают
> Единому  всё, что происходит. Поэтому особенно важно то, что Сам Бог
> говорит о происхождении зла через некоторых пророков. Наиболее ярким
> примером  здесь  могут  быть  слова в Иер.6:19, где погибель названа
> плодом  помыслов  людей.  Кроме того,  Библия не раз говорит  о том,
> что  реализация   воли   Всемогущего    происходит  через осознанные
> или неосознанные действия людей (Ис.41:2-4).

> Осмыслению   феномена   исторического   предопределения   посвящена,
> в  частности, книга пророка Ионы, по жанру являющаяся не пророческой
> книгой,  а философской притчей. Основной смысл ее заключается в том,
> что  покаяние  и  обращение людей к Богу могут изменить ход истории,
> который вне этого обращения оказывается предопределенным.

> Важно  помнить, что понятие исторического предопределения не вмещает
> всей  полноты  этого  явления. В связи с этим парадоксальная природа
> предопределения,     как  и   богочеловеческий   характер   истории,
> как  правило,  выражаются  либо  в  форме  предсказания  неотменимых
> событий   (нередко   это  происходит  post  factum),  либо  в  форме
> пророчества  о  том,   что Бог определяет ход событий  в зависимости
> от  позиции человека. Высказывания как первого,  так и второго  рода
> в  Библии  весьма  многочисленны, так что привести их сколько-нибудь
> полно не представляется возможным.

> В  Новом Завете для понимания феномена исторического предопределения
> важно  обратить  внимание  на слова Господа Иисуса Христа о грядущем
> конце  мира.  Беседуя  с  учениками  на  горе Елеонской (Лк.21:6-36,
> Мф.24:1-44;  Мк.13:1-37),   Христос   говорит  о  конце   мира   как
> о  неотменимом  факте,  которому предстоит свершиться. Вместе с тем,
> обращаясь к ученикам, Он призывает их: 'Молитесь, чтобы не случилось
> бегство    ваше    зимою'    (Мк.13:18).    Следовательно,   событие
> воспринимается    и    как   предопределенное,    и,   одновременно,
> как непредопределенное (во всяком случае, в деталях).
                        [ bible-center.ru. Предопределение
                          www.bible-center.ru/topic/predestination/ ]



по теме:
 + + + ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
        СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ (Ксавье Леон-Дюфур)
              www.krotov.info/spravki/temy/p/predopred.htm
                 (см. особенно п. 5. Язык и интерпретация)
 + + + Алистер МакГрат: история кальвинистской доктрины предопределения
                              www.krotov.info/library/m/mcgrat/bm6.html
 + + + Свт. Августин Гиппонский о предопределении
            www.messia.ru/rasylka/004/914.htm#0
 + + + Александр Поляков: свобода и предопределение
              www.messia.ru/rasylka/004/916.htm#B
 
к апост. чтению:
 + + + www.bible-center.ru/note/20060710/odp3

к еванг. чтению:
 + + + bible-center.ru: сирофиникянка
        www.messia.ru/rasylka/004/913.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060928/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-9-2006
 


***************************************************************** * *
  к апост. чтению пятницы 16-ой седмицы по Пятидесятнице (Еф.1:7-17)
   www.messia.ru/rasylka/004/914.htm#0   (Св. Августин)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа.
 Это Он одарил нас, в единении нашем с Христом,
 полнотой духовных даров в небесных мирах.
 Он нас избрал, в единении с Ним, еще до сотворения мира,
 чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными и жили в любви.
 Он нас предназначил, через Иисуса Христа, стать Его сыновьями.
 Вот Его цель и добрая воля!
 Так восхвалим Его за величайшую Его доброту -
 за дар, которым Он нас одарил через любимого Сына,
 жертвенной смертью которого мы обрели, в единении с Ним,
 свободу и прощение грехов.
 Так безмерна Его доброта,
 что излил Он щедро на нас в совершенстве ума и мудрости!
 Это Он дал нам знать Свою сокровенную цель,
 по воле Его изначально в Христе воплощенную.
 Этой цели достиг Он, когда исполнилось время;
 Он замыслил всё, что есть на земле и на небе,
 соединить воедино в Христе, во главе с Ним.
 Благодаря Ему нам выпало стать Его народом;
 нам изначально было предопределено,
 согласно замыслу Того, кто всё вершит по Своей воле и намерению,
 стать хвалой Его Славе,
 потому что мы первыми возложили надежды на Христа.
 Через Него и вы услышали слово истины -
 Радостную Весть о вашем спасении,
 благодаря Ему вы поверили
 и были отмечены печатью обещанного вам Святого Духа,
 который есть залог того, что мы получим наше наследие,
 когда Бог даст полную свободу тем, кто Ему принадлежит,
 и станем хвалой Его Славе. ...
 Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы,
 дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.*

                                        (Еф.1:3-14,17)
                                * * *
"Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту". (Конфуций)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1630.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»