=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 06 октября 2006 г. ст.ст., чт 19-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Флп.1:20-27 или Флп.3:1-8; Лк.7:17-30 * (20-ой седм.). комментарий на Лк.7.18-23 см. www.messia.ru/rasylka/005/1297.htm > 7.24-35 ИИСУС И ИОАНН (Мф 11.7-19) > 24 Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус стал говорить народу > об Иоанне: > - Зачем вы ходили в пустыню? > Посмотреть на тростник, > как он под ветром колышется? > 25 Так зачем вы ходили в пустыню? > Думали увидеть человека в пышной одежде? > Но люди в пышных одеждах, > живущие в роскоши, те - во дворцах. > 26 Кого же вы думали увидеть? > Пророка? > Да, вы видели пророка, > и, говорю вам, он больше, чем пророк. > 27 Он тот, о ком говорится в Писании: > +"Вот, Я посылаю вестника Моего > перед Тобою, который впереди Тебя > проложит Тебе путь".+ > 28 Говорю вам, нет никого во всем роде человеческом, кто > был бы выше Иоанна. > Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Бога, больше, чем он. > 29 (Весь народ, слушавший Иоанна, - даже сборщики податей, - > признал правым замысел Божий и пришел к Иоанну омыться. > 30 А фарисеи и учителя Закона отвергли волю Бога и отказались омыться > у Иоанна.) > 31 Иисус продолжал: > - С кем сравнить Мне людей нашего времени? На кого они > похожи? > 32 Они похожи на детей, > которые сидят на площади, > и одни кричат другим: > 'Мы хотели играть с вами в свадьбу, > а вы не плясали'. > - 'А мы хотели играть в похороны, > а вы не плакали'. > 33 Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина - и вы говорите: 'В нём > 34 бес!' • Пришел Сын человеческий, ест и пьет - и вы говорите: > 'Смотрите, вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей > 35 и прочих грешников'. • Но правоту Мудрости Божьей признали все > ее дети. > -------------------------------------------- > *28 +выше Иоанна+ - в рукописях разночтения: > 'выше Иоанна пророка', 'выше Иоанна Крестителя'. > *35 В некоторых рукописях: > 'Божья Мудрость своими делами оправдана'. > *26 || Лк 1.76 *27 || Мал 3.1; Исх 23.20 *28 || Лк 1.15 > *29-30 || Лк 3.7,12; Мф 21.32 *34 ||Лк 15.2 > Ст. 24 - Вероятно, это время было наиболее подходящим для того, > чтобы прояснить вопрос о взаимоотношениях Иисуса и Иоанна. > После долгого молчания Бога в Израиле одновременно явились > два великих человека, и их явление вызвало колоссальный взрыв > религиозного энтузиазма. Они были во многом похожи, но и сильно > отличались друг от друга. Вероятно, хотя бы часть учеников Иоанна > считала, что их учитель и есть долгожданный Мессия. Недаром > приверженцы мандеизма, религии до сих пор существующей в Ираке, > возводят свое движение к Иоанну, полагая, что он был небесным > посланцем-помазанником. Люди терялись в догадках. Поэтому Иисус > счел необходимым рассказать людям о роли Иоанна в истории спасения. > Иисус, как Он часто делает, начинает с вопроса, повторенного > три раза: ='Зачем вы ходили в пустыню?'= Иоанн совершал омовение > в пустыне, и к нему, как известно, приходило огромное количество > народа со всех областей страны. В первых двух вопросах Иисуса > сквозит неприкрытая ирония. Когда люди устремились на Иордан > к Иоанну, неужели ими двигало лишь праздное любопытство? Вряд ли они > ходили смотреть на =тростник=, растущий по берегам Иордана. > Относительно этих слов существуют разные предположения. Например, > одни полагают, что колышущийся под ветром тростник символизирует > нечто самое обычное, заурядное. Другие предлагают иное толкование: > ветер клонит длинные слабые стебли тростника в разные стороны, но > не таков Иоанн, он человек несгибаемый, стойкий, он не служил власть > имущим. Некоторые толкователи указывали на то, что стебель тростника > был изображен на монете, которую чеканил Ирод Антипа, виновник > ареста, а затем и гибели Иоанна. Не его же думали встретить люди > в пустыне? > Ст. 25 - Но, может быть, они шли туда, надеясь увидеть богача > в роскошной одежде? Это бессмысленно, ведь пустыня не то место, > где обитают богачи. Богатые люди - во дворцах. Иоанн же был одет > как аскет - в шкуру верблюда или в одежду из грубого верблюжьего > волоса (Мф 3.4; Мк 1.6). > Ст. 26 - Перечислив эти нелепые вероятности, Иисус предполагает, что > у них была действительно серьезная причина: они хотели увидеть > =пророка=. Наконец Иисус дает ответ 'да'. Иоанн действительно пророк > (см. 1.76), причем =он больше, чем пророк=. > Ст. 27 - Далее следует объяснение, почему Иисус считает его таким: > во-первых, Иоанн - последний пророк уходящего старого века, > на пороге Нового Века возвестивший о приходе Мессии, он - предтеча > Мессии. Во-вторых, о нём самом пророчествовали Писания. Говоря > о величии Иоанна, Иисус име- ет в виду не его интеллектуальные > способности или нравственные качества, но роль, которую повелел ему > исполнить Бог: ему предназначено приготовить путь Мессии. Как Ангел > Господень и Моисей вели Израиль из пустыни в обещанную землю, так > и Иоанн направляет людей на путь, ведущий в Царство. Таким образом, > его роль уникальна, ни у кого в истории ни до него, ни после него > не было и уже не может быть подобной. В пояснение Своих слов Иисус > цитирует пророка Малахию (3.1), пророчествовавшего о том, что перед > наступлением Дня Господня Бог пошлет на землю Илью (см. 1.17). > Ст. 28 - =Говорю вам= - торжественная формула, вводящая какое-то > очень важное заявление. =Во всём роде человеческом= - дословно: > 'среди рожденных женщинами'; таков привычный семитический оборот, > обозначающий человека (см. Гал 4.4). Это самая высшая похвала, какая > только может быть. > И вслед за этим Иисус добавляет слова, которые, казалось бы, > утверждают противоположное. Иоанн меньше самого малого в Царстве > Небес. > Существуют споры о том, как понимать эти парадоксальные слова. > Одно древнее толкование, например, относит слова 'самый малый' > к Иисусу, умалившему себя до образа раба (22.27; Мф 20.28; Флп 2.7). > Кроме того, Иисус младше Иоанна и вышел на служение позже, > а в древности, тот, кто старше, считался более важным > и значительным. Такое мнение высказывалось Иоанном Златоустом > и Феофилактом. Но идея умаления Иисуса чужда евангелистам Луке > и Матфею. > Другое толкование тоже восходит к древним временам: Иоанн остается > за порогом Царства, как Моисей, которому тоже не было дано вступить > в обещанную землю. Иоанн выше всех, рожденных женщинами, > но христиане рождены Богом (Ин 1.12-13), поэтому самый малый из них > (см. Мф 10.42) больше Иоанна (Кирилл Иерусалимский). Но те, кто > не принимает такое толкование, напоминают о 13.28, где говорится > о праотцах Израиля, возлежащих на мессианском пиру. Иоанн же, будучи > самым великим среди людей, должен превосходить Авраама, Исаака > и Иакова. > Следовательно, вернее будет предположить, что Иоанн здесь > не сравнивается ни с кем - ни с теми, кто жил до него, ни с теми, > кому еще предстоит родиться. 'Противопоставляется его нынешний > статус величайшего из людей с будущим статусом самого малого > в грядущем Царстве'.{} Не только само Царство Бога, но и всё > принадлежащее Царству, включая даже самое малое и незначительное, > неизмеримо превосходит самое великое в этом мире. В словах Иисуса > нет принижения Иоанна, а есть лишь указание на высочайший статус > Царства. > Ст. 29-30 - Эти слова, по мнению большинства ученых, не являются > словами Иисуса, а представляют собой комментарий самого евангелиста > (ср. Мк 13.14). Это видно, во-первых, из того, что здесь разорвана > последовательность мысли, а во-вторых, греческий синтаксис > предложения довольно коряв. Вот почему во многих переводах эти стихи > заключены в скобки. > Ст. 29 - =Весь народ, слушавший Иоанна= - они слушали его весть > о скором наступлении Божьего Суда и о том, что вслед ему придет Тот, > кто выше его. =Даже сборщики податей= () - это, так сказать, > образцовые или профессиональные грешники. Но и они услышали то, > что говорил Иоанн. Они поняли серьезность своего положения, > свою слабость, греховность и невозможность спасения собственными > усилиями. Они приняли Божье прощение как великий и незаслуженный > дар, а не как награду за заслуги. =Признал правым замысел Божий= - > дословно: 'оправдал Бога', то есть признал, что Бог имеет право > осуществить Свой план спасения так, как Он его задумал, а не так, > как его представляют люди. То, что они пришли к Иоанну и приняли > его омовение, значило, что они поняли, что он послан Богом > и ответили на инициативу Бога смиренной верой. Поэтому они, > вероятно, отныне включены в число 'детей Мудрости' (см. ст. 35). > Ст. 30 - Но так ответили не все. Наиболее благочестивые, набожные > люди того времени - =фарисеи и учителя Закона= () - так сказать, > 'профессиональные праведники' отвергли Иоанна и тем самым отвергли > Божью волю и Его план спасения. Беда таких 'праведников' в том, что > они лучше Бога знают, что Он должен делать. Если Иоанн начал > собирать 'остаток' открытый, доступный для всех, кто хотел > возвратиться к Богу, то эти люди считали себя и только себя > спасенным остатком, немногочисленным и закрытым. Они были уверены, > что их спасение гарантировано. Отказавшись омыться, они отвергли, > 'не оправдали' волю Бога. Этих людей Иисус иронически сравнит > с легкомысленными детьми, не понимающими, что они играют на краю > пропасти.{} [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.185-190 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.11:2-11; (Мф.21:32; Лк.3:12); эпизод N54 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#54) + + > митр. Сурожский Антоний: Ты ли Тот?.. www.messia.ru/rasylka/003/584.htm#0 + + > Ганс Урс фон Бальтазар - Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0 + + > митр. Антоний (Блум): глас вопиющего в пустыне www.messia.ru/rasylka/005/1196.htm#0 (+ ссылки об Иоанне) к чтению за чт из Флп.1 +++ митр. Сурожский Антоний: "Для меня жизнь - Христос..." www.messia.ru/rasylka/002/215.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061019/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-10-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Так желаю вам, братья, радости в единении с Христом! Мне вам повторять одно и то же не в тягость, а вас это оградит от многих бед. ... Мы в Христе Иисусе полагаем свою славу, а не полагаемся на внешнее. Хотя я-то мог бы положиться на внешнее! Если кому-то кажется, что у него есть для этого основания, у меня таких оснований больше! Обрезанный на восьмой день, родом израильтянин, из племени Вениамина, чистокровный еврей; по отношению к Закону - фарисей, по рвению - гонитель Церкви, по праведности, достигаемой исполнением Закона, - человек безупречный. Но всё то, в чём я раньше видел свое приобретение, я счел - из-за Христа - потерей. Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего, что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Ради Него я потерял всё - и это всё для меня не дороже, чем мусор! - лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём. Я стремлюсь уже не к тому оправданию, которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона. Нет, я ищу оправдания через веру в Христа, оправдания, которое дается Богом через веру. Я хочу одного: знать Иисуса Христа, то есть познать силу Его воскресения и разделить Его страдания, уподобляясь Ему соучастием в смерти, - в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых.* (Флп.3:1,3-11) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1650.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|