=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 14 октября  2006 г. ст.ст., пт 20-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Флп.3:8-19 или Кол.2:1-7;
                        Лк.9:12-18 * (21-ой седм.).



   (7) Но всё то, в чём я раньше видел свое приобретение, я счел -
   из-за Христа - потерей. (8) Более того, я вообще всё считаю
   потерей, потому что нет ничего, что превзошло бы познание Иисуса
   Христа, моего Господа. Ради Него я потерял всё - и это всё
   для меня не дороже, чем мусор! - лишь бы приобрести Христа
   (9) и обрести себя в Нём. Я стремлюсь уже не к тому оправданию,
   которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона.
   Нет, я ищу оправдания через веру в Христа, оправдания, которое
   дается Богом через веру. Я хочу одного: (10) знать Иисуса Христа,
   то есть познать силу Его воскресения и разделить Его страдания,
   уподобляясь Ему соучастием в смерти, - (11) в надежде,
   не достигну ли как-то и я воскресения мертвых.

12 Это не значит, что я уже этой цели достиг, достиг совершенства.
   Я только рвусь вперед - завладеть призом, потому что Христос Иисус
   уже завладел мной. (13) Братья, я не считаю, что уже победил.
   Одно скажу: забывая о том, что остается позади, и весь устремляясь
   к тому, что впереди, (14) я стрелой лечу к цели - за призом.
   А приз этот - новая жизнь, к которой призвал нас Бог через Христа
   Иисуса. (15) Значит, те из нас, кто достиг духовной зрелости,
   должны мыслить и чувствовать так! А если вы в чём-то не сходитесь
   с нами, Господь вам откроет и это. (16) В любом случае, давайте
   продвигаться вперед, следуя тому, чего мы уже достигли.



  +++ митр. Сурожский Антоний: вечная жизнь - сейчас!
                www.messia.ru/rasylka/002/223.htm#0
  +++ К.С.Льюис: цель - coвершенство
            www.messia.ru/rasylka/003/585.htm#0



> Мы  особенно  горды,  когда  услаждаемся  смирением.  <....> Вряд ли
> кто-нибудь  считает всерьез, что тонкий вкус - залог спасения. И всё
> же какова его ценность? Как соотносится культура со спасением? <...>

> Конечно,  я  первым  делом  обратился к Новому Завету. Я увидел, что
> самые  высокие  естественные ценности разрешены нам лишь до тех пор,
> пока  они  не  мешают  служить  Богу.  Если  же  мешают,  приходится
> жертвовать  и  глазом, органом чувств (Мф.5:29), и полом (Мф.19:12).
> Отсюда  я вывел, что жизнь урезанная, убогая по мирскому счету никак
> не  препятствует спасению, более того  -  ведет к нему.  Еще сильнее
> на меня  подействовали слова о ненависти к отцу  и матери (Лк.14:26)
> и  то,  что  Спаситель  явно  ставит невысоко даже Свою естественную
> связь  с  Божьей   Матерью  (Мф.12:48).  Я  считал несомненным,  что
> для  всякого   нормального  человека   важнее   быть хорошим  сыном,
> чем хорошим  критиком,   и  что  слова о естественной  привязанности
> тем  более  относятся  к  культуре.   Хуже  всего   оказался   текст
> из  Послания  к  Филиппийцам  (3:8-9), где праведность по иудейскому
> закону  названа сором; а уж она-то, казалось бы, важнее для духовной
> жизни, чем культура.

> Кроме  того,  я нашел немало предостережений, возбраняющих нам какое
> бы  то  ни было превосходство.   Мы должны стать как дети (Мф.18:3),
> не называться учителями  (Мф.23:8),    бояться,   чтобы   все   люди
> говорили о нас хорошо (Лк.6:26). Апостол напоминает нам (1Кор.1:26),
> что  среди  призванных   не много  'мудрых   по плоти' (мне кажется,
> это именно интеллектуалы), и говорит,  что  мы должны стать дураками
> в глазах мира, прежде чем обретем истинную мудрость (1Кор.3:18).

> Текстов,  которые  можно  истолковать  в  защиту  культуры,  я нашел
> немного.   Я  пытался доказать себе,  что мирская мудрость воплощена
> в  волхвах;  что таланты в притче  включают  и  таланты  в привычном
> для нас смысле слова; что наслаждение красотой освящено восхвалением
> лилий.  Какая-то  польза  науки  выводится  из  слов  апостола Павла
> (Рим.1:20).   Однако я сильно  сомневался, относится ли  его  призыв
> 'Не  будьте  дети  умом'  (1Кор.14:20)  к  тому,  что  мы назвали бы
> культурой.

> В  общем,  Новый Завет оказался если не враждебным, то уж несомненно
> безразличным  к  культуре.  Мне  кажется,  после  него  мы еще можем
> считать культуру невинной, но я не думаю, чтобы он помог нам считать
> ее важной.

> И  всё-таки  она,   может  быть,  важна - ведь не всё на свете вошло
> в Новый Завет. Подумав об этом, я обратился к другим книгам. Выбирал
> я  их  без системы - не нарочно, а по невежеству. Я стал читать тех,
> кого знал.

> Из  великих  язычников  Аристотель  -  на  стороне  культуры, Платон
> отрицает всякую культуру, которая не ведет хотя бы косвенно к умному
> постижению  добра  или  к  общественной  пользе.  Джойса  и Лоуренса
> изгнали бы   из его государства. {знаменитые писатели, которых долго
> не  издавали,  ссылаясь  на  непристойность их произведений.} <...>

> Св. Августин    считает   безумием (dementia)  мирское   образование
> и не думает, что оно лучше того простейшего воспитания, которое дают
> в  раннем  детстве.  Он  относится  с  большим  недоверием  к своему
> увлечению  церковной  музыкой,  а  трагедию  считает истинной язвою:
> зритель  страдает, но упивается страданием, а это - 'жалкое безумие'
> (miserabilis insania).

> Св.  Иероним, толкуя притчу о блудном сыне, предполагает, что рожки,
> которые  ели  свиньи,  это,  быть  может, - 'корм бесовский... стихи
> поэтов, мирская мудрость, велеречие риторов.

> Не  говорите  мне,  что Отцы Церкви имели в виду культуру языческую.
> Шкала  ценностей  не  стала   с тех  пор намного более христианской.
> В  'Гамлете'  ставится под сомнение всё,  кроме того,  что месть   -
> это долг. Представление о деятельном добре у Шекспира чисто мирское.
> В  средневековом  романе  высшие  ценности  -  честь и влюбленность;
> в  романе  XIX  века  - влюбленность и благополучие; в романтической
> поэзии    -    наслаждение  природой   (от  пантеистической  мистики
> до  невинной  чувственности) или тоска по нездешнему миру, в который
> поэт  не  верит. Конечно, есть исключения, но их немного. Как сказал
> Ньюмен,  'все  литературы - это голос естественного человека'. И нет
> сомнения,  что  внехристианские ценности писателей и поэтов повлияли
> на многих.  <....>  Словом,  если мы хотим возразить  Отцам  Церкви,
> мы  должны  помнить,  что  литература осталась примерно такой, какой
> была.

> <...> Фома Кемпийский относится к культуре плохо.

> Вообще   слов в защиту культуры я  нашел  очень мало  -  быть может,
> я не то читал...

> Нашел  я   знаменитые  слова   св.  Григория    (во  всяком  случае,
> их  приписывают  ему). Он говорит, что, пользуясь мирской культурой,
> мы    уподобляемся    иудеям,    которые   пошли   к  филистимлянам,
> чтобы  наточить  свои   мечи.     Мне  такой довод очень понравился,
> и  к  нынешней  жизни  он  весьма  подходит. Если мы должны обращать
> язычников,   мы  обязаны  знать   их   культуру,   бить  собственным
> их  оружием.   С  точки  зрения  св.  Григория,  культура -  оружие,
> но оружием не пользуются ради него самого.

> <...>

> Наконец,   я  взял  книгу  Ньюмена об университетском образовании  -
> и  нашел  человека, который хотя бы видел обе стороны вопроса. Никто
> не  говорил  с таким красноречием о том, как прекрасна культура сама
> по себе, и никто не обличал так сурово искушения культуропоклонства.
> Ньюмен четко разграничивает духовное и душевное. Возделывание вкуса,
> по  его  мнению,   -   'от  мира сего', создает оно 'не христианина,
> а джентльмена', добродетелью кажется 'лишь издали' и 'ни в коей мере
> не  улучшает  нас'. Однако  культура  дает   'невинное  развлечение'
> в  те  минуты  (или  часы),  когда  ты духовно расслабился 'и мог бы
> предаться  греху';  она  'уводит  душу от душепагубного к предметам,
> достойным   разумного существа'.   Но и тогда  'она не поднимает нас
> над природой и не помогает нам стать угодными Создателю'. Культурные
> и духовные ценности могут быть обратно пропорциональными друг другу.
> Сочинение   вполне   душеполезное   теряет  в  красоте,  'как  лицо,
> изможденное  слезами  и   постом'.    И  всё  же   Ньюмен   убежден,
> что   свободное   познание  ценно  само  по  себе  <...>.  Антиномия
> разрешается  так: всё, в том числе - ум, 'обладает собственным своим
> совершенством.  Живое,  неживое,  видимое, невидимое - благо в своем
> роде,   и   к   высшей   точке   этого   блага   должно  стремиться.
> Совершенствовать  ум нужно, как и совершенствовать добродетель, хотя
> они и абсолютно различны'.

> То ли потому,  что я  слаб  в богословии,  то ли  по другой причине,
> я  не  смог  на  этом  успокоиться.  Я  способен понять,  что бывает
> не  только  нравственное  благо   -   жаба    в  расцвете  сил лучше
> или  совершенней  головастика.  В  этом  смысле  умный человек лучше
> глупого,   а всякий человек лучше  шимпанзе.   Трудности  возникают,
> когда мы спросим,    сколько времени и сил разрешает нам Бог тратить
> на  то,   чтобы  стать  лучше   в  этом смысле. Если   Ньюмен  прав,
> если  культура  'не  помогает  нам  стать угодными Создателю', ответ
> несложен:  на  нее  нельзя  тратить  ни  времени, ни сил. Это вполне
> разумный  взгляд.  Быть  может,  Господь     говорит  нам:    'Такое
> ваше  совершенство  - Мое дело, о нём позабочусь Я, а вы занимайтесь
> тем, что Я вам заповедал ясно: живите, как Я вам сказал'. Но если бы
> Ньюмен думал так, он бы не написал четвертой проповеди. Однако можно
> предположить  (хотя  я  не помню, чтобы кто-нибудь это предполагал),
> что  наша  нравственная  обязанность - достигнуть высшего доступного
> нам  вненравственного совершенства. Но если так, то: 1) возделывание
> ума   (или  вкуса)   и добродетель не были бы  'абсолютно различны';
> 2)  странно,  что  ни  Писание,  ни  Предание  ничего  нам  об  этой
> обязанности  не  говорят.   Боюсь,   что  Ньюмен не сдвинул проблему
> с  мертвой точки.  Быть может,  '<утонченность>'  и хороша.  Но если
> я не угождаю ею Богу, на что она мне?
                        [ К.С.Льюис. Христианство и культура.
                          (Перевод Н.Л.Трауберг)
                          // К.С.Льюис. Собр. соч. в 8 томах. т.2.
                          "Виноград", 1998; стр. 250-4 ]




        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению:
          Мф.14:15-21; 16:13; Мк.6:35-44; 8:27; Ин.6:5-13
          эпизод N74 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#74)



к евангельскому чтению:
 +++ В.Н.Кузнецова: чудесное насыщение - как?
       www.messia.ru/rasylka/005/1304.htm#0
 +++ Яков Кротов: 5 хлебцев на 5000 человек
          www.messia.ru/rasylka/005/1161.htm#0
 +++ Он же: Умножение хлебов
          www.messia.ru/rasylka/004/792.htm#0
 +++ Он же: Загадки от Христа: Хлеб с Небес
           www.messia.ru/rasylka/003/429.htm#0
 +++ еп. Кассиан (Безобразов): Знамение и учение. Хлеб жизни (в Ин.)
                              www.messia.ru/rasylka/005/1145.htm#0
 +++ Р.Гвардини: "Истинный Хлеб"
      www.messia.ru/rasylka/002/075.htm#0
 +++ свящ. Александр Мень: Хлеб жизни
      www.messia.ru/rasylka/004/777.htm#0
 +++ Клайв Стейплз Льюис - "Чудеса первотворения" в книге ЧУДО
                 www.orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061027/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-10-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Так вот, раз вы приняли Христа Иисуса как Господа,
 живите в единении с Ним, укореняясь в Нём,
 созидая на Нём свою жизнь,
 укрепляя себя верой, в которой вы были наставлены,
 с сердцем, переполненным благодарностью!*
(Кол.2:6-7)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1658.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»