=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 02 ноября 2006 г. ст.ст., среда 23-ьей седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Фес.2:1-8 или 1Фес.4:1-12;
                        Лк.11:42-46 * (24-ой седм.).



> Биологический  ритм земледельческих цивилизаций, ориентиром которого
> было   солнце,  уступает  место  техническому  ритму  надвигающегося
> массированного урбанизма.   Жизнь в мире заводов и  лабораторий  уже
> не органична, но организованна, ее железобетон убивает чувство живой
> природы.  Даже  самое  простое  вещество таинств - вода, хлеб, воск,
> огонь  -  исчезает из естественного употребления в человеческом быту
> или  же  фальсифицируется,  уже  не  являясь  привычным  и  понятным
> изображением     космоса.      Литургический     символизм     также
> не  воспринимается,  ритуал перестает быть непосредственно понятным,
> требуя  многотрудного   посвящения.   Новые   поколения   становятся
> всё более и более чужды символам священного.

> Современный   символизм     нашел    себе   пристанище   в  эмблемах
> и  аббревиатурах. Слова обезвожены, и самые обычные предметы кажутся
> потерявшими  свой  первоначальный  смысл. В современных храмах свечи
> заканчиваются    электрическими   лампочками   -   гибрид,   который
> затрудняешься даже назвать.


> Тем  не  менее  именно этот мир продолжает оставаться объектом забот
> Бога.   Он   призывает  христианскую  мысль  к  творческому  усилию,
> указывает  на необходимость перевести в современные понятия обширное
> наследие  прошлого,   а драгоценный опыт великих духоносцев привести
> к  гармоническому  согласию  с самыми дерзновенными примерами жизни,
> мысли и искусства.

> Речь  идет   не о  модернизме,   но о видении того,  что   пребывает
> над  временем  и тем самым управляет историей  и  судьбой  человека.
> На  этом  уровне  духовная  жизнь  может  вновь  открыться  человеку
> изумленному, ставшему внимательным к знамениям.

> В  современных  условиях, под гнетом перегрузок и нервного истощения
> чувствительность  изменяется.  Медицина защищает и продлевает жизнь,
> но  в то же время уменьшает сопротивляемость к страданию и лишениям,
> поэтому  и  христианская аскеза,   которая есть лишь метод на службе
> у  жизни,  постарается  адаптироваться к новым условиям. Героическая
> Фиваида/*/  брала на себя исключительные посты и уставы,   теперь же
> борьба   перемещается,   человек   не   нуждается  в  дополнительном
> долоризме/1/;  власяница, цепи,  самобичевание лишь сломили бы  его,
> не принеся  никакой пользы.   Умерщвлением плоти сейчас был бы отказ
> от  всякой потребности в допинге: скорости, шуме, алкоголе и всякого
> рода  стимуляторах. Аскезой станет скорее возложенный на себя отдых,
> дисциплина  периодического  и  регулярного  покоя, тишины, в которых
> человек  обретает  способность  -  даже  в  сердце всех шумов мира -
> остановиться   для   молитвы  и  созерцания,  и  главное  -  внимать
> присутствию  других.  Пост,  в противоположность налагаемому на себя
> изнурению  плоти,   будет  отказом  от  излишеств,   разделением  их
> с бедными, улыбчивой гармонией.

> Подобно    ликам  святых,     форма    аскезы    отражает     эпоху.
> Как симптоматично, что в уставшем, раздавленном тяжестью забот мире,
> св.  Тереза  говорит  о  духовном детстве,  прокладывает  "тропинку"
> и  приглашает  за  "стол  грешников". Глубинная психология, со своей
> стороны,    привлекает   внимание    к  трансцендентности   смирения
> и  к  воплощению  духовного  в  социальной жизни. Современная аскеза
> видит  себя  на  службе  у  человеческого,   которое было воспринято
> в  Воплощении;    она  решительно  сопротивляется  всякому  умалению
> или устранению человека.

> "Я  уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями" (Ин 15:15).
> Эти  слова  Господа  возвещают полноту меры возраста человека, когда
> человек    превосходит   человека.    Духовная   жизнь ориентируется
> на  божественную  Дружбу,  аскеза  освобождается  от  исправительной
> ментальности   и переходит    к профилактической терапии.    Похоже,
> что повсюду монашество начинает постепенно искать уже нечто большее,
> чем  просто  соматическая  и  психологическая аскеза Средних  веков,
> а  именно  -  эсхатологическую  аскезу первых веков, такой акт веры,
> который  претворял бы все человеческое существо в радостное ожидание
> Парусии.

> Опытные   духовные  наставники,  "старцы",   сейчас    более  редки,
> чем   когда-либо,  но  зато  уже  существует  обширная  аскетическая
> литература,   излагающая  очень точное  знание   человеческой  души.
> Если   Фрейд   и  Юнг  выражают  восхищение  психологическим  гением
> Достоевского,   то  это  потому,   что   он очень  многое  почерпнул
> из писаний великих духовных подвижников прошлого.

> Начиняя  с  Климента Александрийского и Оригена духовная жизнь носит
> название  аскезы.  Это  слово  означает  старание, упражнение, труд.
> Негативная   аскеза  ограничений  сочетается  с  позитивной  аскезой
> стяжания  харизм  и  духовного  возрастания  в них. В широком смысле
> слова аскет - это христианин, внемлющий призыву Евангелия, заповедям
> блаженства, ищущий смирения и чистоты сердца, дабы сделать свободным
> своего ближнего/2/.
                        [ Павел Евдокимов. Этапы духовной жизни
                          // М.: СФМВПХШ, 2003; стр. 61-3]


        -------------------------------------
        /*/ +Фиваида+ - обширная пустынная равнина в Верхнем
            Египте, здесь - синоним первоначального монашества  -
            +прим. редактора рассылки+.
        /1/ Учение о пользе и нравственной ценности страдания. -
            +прим. ред. <печатного издания>+.
        /2/ Ср.: "...Чтобы каждый объявил свободу брату своему и
            ближнему своему" (Иер 34:17). -
            +прим. ред. <печатного издания>+.


       
        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.23:4,6-7,23,27-28;
         эпизод N 60 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#60)



 + к евангельскому чтению:
  +++ Яков Кротов: фарисей и пустота
            www.messia.ru/rasylka/004/974.htm#0
  +++ Он же: Предвозлежания и председания
            www.messia.ru/rasylka/003/611.htm#0
  +++ Он же: Горе привратникам, сделавшим из ворот идола...
                      www.messia.ru/rasylka/003/533.htm#0
  +++ Его же другие размышления в связи с фарисейством:
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_27.htm
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm
           www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_18_09.html



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061115/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-11-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Горе вам, фарисеи! /
  Вы платите десятину с мяты, руты и прочей зелени,
  а о справедливости и о любви к Богу забыли! /
 Вот что надо бы делать, и о другом не забывая!
 Горе вам, фарисеи! /
  Вы любите сидеть на почетных местах в синагогах
  и чтобы вас почтительно приветствовали на площадях. /
 Горе вам! /
  Вы как могилы без могильного камня: /
  люди ходят по ним, не подозревая об этом".
Тогда один из учителей Закона возразил Иисусу:
"Учитель, этими словами Ты оскорбляешь и нас!"
Иисус сказал:
"Горе и вам, учителя Закона! /
  Вы взваливаете на людей непосильную ношу, /
  а сами и палец о палец не ударите, чтобы помочь им!"
(Лк.11:42-46)
                                * * *
"Трудно говорить о Боге в третьем лице.
 Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (еп. Иоанн (Шаховской))
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1677.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1th.htm#2:1
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#11:42

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»