=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 18 ноября 2006 г. ст.ст., пятница 25-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 2Фес.3:6-18 или 1Тим.4:4-8,16;
                        Лк.16:15-18; 17:1-4 (26-ой седм.).
  {Рождественский пост}



>                    16.16-18 ЗАКОН И ЦАРСТВО БОГА

> 16      Закон и Пророки были до Иоанна. А с тех пор Царство Бога
> 17  возвещается и всех побуждают войти в него. • Но скорее небо
>     и земля исчезнут, чем в Законе пропадет хоть одна только черточка.
> 18      Всякий, кто разводится с женой и женится на другой, грешит,
>     нарушая верность. И тот, кто женится на разведенной, совершает
>     тот же грех.

>                          --------------------------------------------
>                                            16 Мф 11.12-13 17 Мф 5.18
>                          18 Мф 5.32; 19.9; Мк 10.11-12; 1Кор 7.10-11

> Этот  отрывок  состоит  из  трех  первоначально независимых речений,
> которые,    вероятно,    были   произнесены  Иисусом  в разное время
> и  при разных обстоятельствах. Они  не очень подходят к теме верного
> и неверного  отношения  к  богатству <(см. 16:14-15)>, тем более что
> в  Евангелиях  Матфея  и  Марка  они  помещены  в  совершенно другой
> контекст.   У Луки  их  объединяет то,  что все  они имеют отношение
> к Закону Моисея.

> Ст. 16  -  Это  очень трудный  стих, потому что он, с одной стороны,
> имеет  несомненное  сходство  с речением,   сохраненным в Евангелии
> от  Матфея      (16а  почти  идентичен  Мф 11.13, а 16б - Мф 11.12),
> а  с другой стороны, их смысл очень сильно отличается друг от друга.
> Вероятно,  оригинальный  контекст безнадежно утрачен, и мы не знаем,
> по  поводу  чего высказался Иисус. Затем, в процессе устной передачи
> речение  помещалось  в  разные  контексты,  видоизменялось  и теперь
> приобрело  другой смысл. Ученые спорят о том, у кого из евангелистов
> речение ближе к оригиналу, и дают разные ответы.

> =Закон  и  Пророки= -  так  часто  называлась всё Священное  Писание
> (Мф  5.17;  Деян 13.15; 24.14; 28.23; Рим 3.21 и др.). =До Иоанна= -
> предлог    'до'    может  быть   понят или   в смысле     'включая',
> или   'исключая'.   Предполагается,   что   у Луки   он,   вероятно,
> имеет  значение 'включая', потому что в Деяниях апостолов евангелист
> часто  говорит  о том, что эра спасения началась после смерти Иоанна
> (1.5;  10.37;  13.24-25; 19.4). В таком случае Иоанн относится к эре
> Закона  и  Пророков,  он -  проповедник-реформатор,  готовящий народ
> к приходу Царства,   в то время как  Новый Век начинается  с Иисуса.
> В  этом  Лука отличается от Матфея, где Иоанн включен в эру Царства.
> {И.Иеремиас,  Богословие  Нового Завета, с. 65-66.} Но другие ученые
> полагают,  что  и  у  Луки Иоанн не только пророк и предтеча Иисуса,
> ведь  он  возвещал  Радостную  Весть,  и,  согласно 3.1-2, Новый Век
> начинается  с  него.     Недаром  в  первых  двух  главах  Евангелия
> жизнь Иоанна и Иисуса тесно переплетена.

> В  зависимости  от  того,  какая  будет принята точка зрения на роль
> Иоанна,  будут  поняты и слова ='с тех пор'=. Время отсчета начнется
> или  с  Иоанна,  или  с  Иисуса.  =Царство Бога= <...> =возвещается=
> Иисусом  и  Его учениками. =Всех побуждают войти в него= - дословно:
> 'всякий  в  него  побуждается'.  Греческий  глагол 'биадзетай' (3 л.
> ед.ч.)  может  быть  в  пассивном  (страдательном)  или в медиальном
> (среднем)  залоге.  От этого меняется смысл предложения. Если глагол
> понят  как  пассивный,  то  это означает, что в Царство настоятельно
> зовут,  приглашают  всякого человека, почти заставляют войти в него.
> Иисус приглашает не  только  праведников, но и грешников, как хозяин
> в  притче  (14.23). Если же глагол понят как медиальный, то он будет
> означать 'применять силу, насилие; грабить' (отрицательное значение)
> или  'применять усилие, усиленно пытаться, стараться' (положительное
> значение  -   традиционное   для  XIX  в.   понимание,  отразившееся
> в  синодальном  переводе).  Если смысл  отрицательный, то  речь идет
> о  нападках  на  Царство  и, возможно, подразумевается смерть Иоанна
> (как, вероятно, в Евангелии Матфея). С самого начала Вести о Царстве
> оно  встречает яростное    сопротивление. {В.Н. Кузнецова, Евангелие
> от  Матфея.  Комментарий, с. 239-240.} Но против подобного понимания
> речения   в   версии   Луки   выступает  слово  'всякий'.  Некоторые
> толкователи  не  исключают  также  возможности,  что эти слова имеют
> ироническое  звучание: Иисус мог употребить лексику оппонентов, как,
> например,  Он  сделал  это  в  Мф 10.25. Тогда примерный смысл будет
> таков: 'Царство подвергается насилию со стороны грешников, сборщиков
> податей  и  т.д.,   они  врываются в Царство',  то есть те, которые,
> с  точки  зрения  благочестивых   людей,    исключены   из спасения.
> Иисус подхватывает слова Своих врагов, но меняет отрицательный смысл
> на противоположный.

> Ст.  17  -  Это  речение  связано  с предыдущим лишь ключевым словом
> ='Закон'=.  Оно   есть  в похожей   форме  и  у Матфея.   =Скорее...
> исчезнут=  -  дословно:  'Легче...   исчезнут'.   =Небо  и  земля= -
> всё  мироздание  (ср. Быт 1.1; Ис 51.6). Вероятно, эти слова значат,
> что,  хотя  с  приходом  Иисуса  время  Закона  как  орудия спасения
> навсегда  ушло,  его  непреходящая ценность остается. Это, возможно,
> возражение  тем,  кто  обвинял  Иисуса  в нарушении Закона. Согласно
> Матфею  и  Луке,  Иисус заново интерпретирует Закон, восстанавливает
> его исконный замысел, затемненный людьми, превратившими его в тяжкое
> бремя. Одна только черточка - дословно: 'единственный рожок'. Рожком
> назван   какой-то   надстрочный  или  подстрочный  знак,  помогающий
> различать схожие по  написанию буквы;   это может быть и  закорючка,
> ими иногда украшались буквы при переписывании рукописей. Несомненно,
> это  слово  употреблено в переносном смысле, как указание на то, что
> ни  одна  даже  самая  незначительная  мелочь  не исчезнет в Законе.
> Интересно  отметить,  что Иисус говорит о буквах и значках,  то есть
> о  письменном  тексте,  в то время как фарисеи считали в равной мере
> обязательным  для  исполнения  не  только писаный Закон, но и устные
> предания.

> Ст. 18 - Речение о разводе, которое есть у всех синоптиков, казалось
> бы,  не  имеет  никакого отношения к разделу, главной темой которого
> является  правильное  отношение к богатству. Вероятно, Лука помещает
> его здесь потому, что оно, с его точки зрения, иллюстрирует важность
> Закона  как  средства поддержания нравственности. Несмотря на то что
> Закон  разрешал    развод,   Иисус заново   истолковывает   его, как
> это делали пророки, и указывает на его истинный смысл.

> Во  Второзаконии  сказано, что муж может развестись с женой, если он
> "найдет  в ней  что-то противное" (24.1).   В то  время существовали
> две  наиболее  авторитетные  фарисейские  точки  зрения  на причину,
> делавшую   развод   позволительным.   Консервативная  школа  Шамм`ая
> толковала 'нечто противное' как нецеломудрие невесты или супружескую
> измену  жены.  Либеральное же направление Гиллеля понимало его очень
> широко:  всё,  что  может  не понравиться мужу в жене, можно считать
> 'противным',  например,  испорченное  любимое  блюдо  или лицо жены,
> после  того  как  муж увидит более красивую женщину.   Как брак, так
> и  развод  был чисто семейным делом. Разводиться мог только мужчина,
> он  'отпускал' жену.  Развод по инициативе женщины был крайне редок,
> и  для  этого нужны были особые причины, как, например, неисполнение
> мужем  супружеских   обязанностей  в течение   длительного  времени.
> Есть  свидетельства,  говорящие  о  том,  что  отношение  к разводам
> постепенно   становилось  все  более  неодобрительным  и  количество
> разводов было невелико. Закон обязывал мужчину давать жене разводное
> свидетельство,  подтверждавшее,  что она разведена, и позволявшее ей
> выйти  второй  раз  замуж; там были такие слова: 'Отныне ты свободна
> выйти замуж за другого мужчину'. Но она не всегда могла это сделать,
> например,  если была бедна и стара.  Женщина оказывалась  страдающей
> и  почти бесправной стороной,   хотя  иногда   по брачному  договору
> она имела право получить от мужа часть имущества.

> =И  женится  на  другой=  -  в  центре  внимания этого речения стоит
> проблема  не   самого  развода,  а повторного брака.  Как мы видели,
> он  считался  абсолютно законным:   Иисус придерживался иного мнения
> и  видел  в  разводе  нарушение  заповеди,  запрещавшей  супружескую
> неверность.  Бог  создал мужчину и женщину для того, чтобы они стали
> одним существом, и человек в данном случае  нарушает  Его волю  (см.
> Мф 19.3-9).
                [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий.
                  // М., 2004; стр. 371-4 ]



  + смотри также:
 + + + В. Н. Кузнецова - ИИСУС И ИОАНН (Мф.11:11-14)
             www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1111-5.htm
  + +  она же - Царство  Бога
        www.messia.ru/rasylka/003/539.htm#0
 + + + Свт. Иоанн Златоуст: запрет развода
        www.messia.ru/rasylka/005/1339.htm#0
 + + + Альфонсо Лопес Кинтас о смысле и ценности супружеской любви
                                    www.messia.ru/r2/1/326.htm#0
  + +   продолжение: любовь как встреча;
                      любовь эротическая и любовь к личности
                              www.messia.ru/r2/1/328.htm#0
  + +  далее: Бывает ли любовь долгой? "супружеское целомудрие";
               влюбленность
                     www.messia.ru/r2/1/333.htm#0
  + + еще: любовь и насилие; любовь и дружба; значение тела в любви
                                     www.messia.ru/r2/1/335.htm#0
  ++ окончание: гармония;
                 любовь как предмет воспитания и волевая готовность;
                  добрачные связи;
                   придать любви истинный смысл и значение;
                    любовь и инстинкты
                          www.messia.ru/r2/1/339.htm#0
 + + + Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот
                     www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0
  + +  он же:
        фарисейство. высшая, благодатная этика - этика любви и свободы
                                   www.messia.ru/rasylka/004/877.htm#0
 + + + прот. Иоанн Мейендорф: Брак по учению Христа
               www.messia.ru/rasylka/006/1370.htm#0

                     
 * * * * * смотри по теме чтения из 2Фес.3: * * * * * *
+++ Paul Auvray & Xavier Leon-Dufour: непосредственная
     близость и неизвестность часа Второго Пришествия
              www.messia.ru/rasylka/006/1690.htm#0
++++ Клайв Стейплз Льюис: Христианское общество?
           www.messia.ru/rasylka/004/983.htm#0
++++  С.Н.Булгаков: хозяйственные заботы
            www.messia.ru/rasylka/002/258.htm#0
++++  иг. Вениамин Новик -
       Христианский социализм прот. Сергия Булгакова
                    www.vehi.net/bulgakov/novik.html
++++  иг. Иннокентий Павлов - С.Н. Булгаков об общественном идеале
                        www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3993
++++  Прп. Иоанн Кассиан Римлянин -
       О пользе трудолюбия и о вреде праздности
        www.krotov.info/acts/05/marsel/kass741.html (см. гл. 12)
++++  прот. Александр Мень - ЭТИКА БИБЛЕЙСКАЯ
       www.krotov.info/yakov/3_vera/4_school/c_3_aetika.htm


       

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061201/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-12-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус сказал фарисеям:
 "В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками,
  но Бог знает ваши сердца.
  То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих.
  Закон и Пророки были до Иоанна.
  А с тех пор Царство Бога возвещается и всех побуждают войти в него.
  Но скорее небо и земля исчезнут,
  чем в Законе пропадет хоть одна только черточка.
  Всякий, кто разводится с женой и женится на другой,
  грешит, нарушая верность.
  И тот, кто женится на разведенной, совершает тот же грех". ...
  А Своим ученикам Иисус сказал:
  "Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху.
   Но г`оре тому, кто причиной греха!
   Лучше было бы тому человеку, что толкает на грех
   одного из этих простых и малых,
   если бы мельничный жернов на шею ему надели и бросили в море!

   Смотр`ите же, берегитесь!
   Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости.
   И если семь раз на дню провинится перед тобой
   и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости".*
                                        (Лк.16:15-18; 17:1-4)
                                * * *
*Господа нашего Иисуса Христа мы требуем,
 чтобы вы  держались подальше от всякого брата,
 который живет  праздно и не следует завету, полученному от нас.
 Ведь вы сами знаете, как вы должны  подражать нам.
 Потому что мы у вас не бездельничали,
 ни у кого куска хлеба даром не съели,
 день и ночь работали, не щадя сил,
 лишь бы никого из вас не обременить.
 И не потому, что у нас нет такого права,
 а потому, что мы хотели, чтобы вы брали с нас пример.
 Ведь еще тогда, когда мы были у вас, мы вам вот что приказывали:
 "Кто не хочет работать, тот пускай и не ест!"
 А теперь мы слышим, что у вас есть люди,
 которые бездельничают, работать не работают, а лезут в чужие дела.
 Этим людям мы приказываем и призываем их именем Господа Иисуса Христа
 спокойно работать и есть свой собственный хлеб.
  Вы же, братья,  не поддавайтесь усталости, делая добро.
 А если кто-то не послушается того, что мы пишем в этом письме,
 то берите его на заметку и не общайтесь с ним,
 пусть ему будет стыдно!
 Но не обращайтесь с ним как с врагом, а увещевайте как брата!
  Пусть сам Господь, источник мира,  дает вам мир всегда и всячески.
 Да будет во всеми вами Господь!* (2Фес.3:6-16)
                                * * *
*простаков губит своенравие, * глупцов подведет их беспечность.* (Пр.1:32)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1693.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2th.htm#3:6
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#16:15

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»