=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 22 ноября 2006 г. ст.ст.,
      вторник 26-ой седмицы по Пятидесятнице (ев. чтения 27-ой седм.).
  литургические чтения:
    1Тим.1:1-7  или 1Тим.5:1-10;  Лк.17:20-25 * (за пн);
    1Тим.1:8-14 или 1Тим.5:11-21; Лк.17:26-37 * (за вт).
  {Рождественский пост}



>                       ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ

> "Чаю  воскресения  мертвых  и жизни будущего века", гласит последний
> член символа веры, и такова общая христианская вера. Настоящая жизнь
> есть  путь к  жизни   будущего века,  "царство  благодати" переходит
> в  "царство славы". "Проходит образ века сего" (1Кор.7,31), стремясь
> к своему   концу.    Всё   мироощущение   христианина   определяется
> этим  эсхатологизмом,  в  котором  хотя  и  не обесценивается земная
> жизнь,  но  получает  высшее  для себя оправдание. Первохристианство
> всецело  охвачено  чувством близкого, немедленного конца: "ей, гряду
> скоро!  Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Апок.22,20); эти огненные слова
> небесной  музыкой  звучали в сердце первохристиан и делали их как бы
> надземными.     Непосредственность   ожидания   конца   с  радостной
> его  напряженностью  в  дальнейшей истории, естественно, утратились.
> Оно заменилось чувством конечности личной жизни в смерти и следующим
> за  нею мздовоздаянием, причем эсхатологизм принял уже более суровые
> и  строгие тона - одинаково, как на западе, так и на востоке. Вместе
> с  этим  в  христианстве, и особенно в православии, развилось особое
> почитание смерти, до известной степени близкое древнеегипетскому ().
> Мертвое  тело   здесь погребается с почтением,   как семя   будущего
> тела  воскресения,  и  самый  чин  погребения  у  некоторых  древних
> писателей     почитается    таинством.     Молитвою    об   усопших,
> их  периодическим  поминовением установляется связь между нами и тем
> миром,    причем  каждое    погребаемое  тело на богослужебном языке
> (в   требнике)   называется   мощами,   таит   в   себе  возможность
> прославления. Разлучение души с телом есть некое таинство, в котором
> одновременно  совершается  суд  Божий над падшим Адамом, раздирается
> состав  человека   в  противоестественном  для него отделении   тела
> от  души,  но  вместе  и  совершается новое рождение в мир духовный.
> Душа,  отделившись от тела, непосредственно осознает свою духовность
> и  находит  себя  в  мире бесплотных духов, светлых и темных. С этим
> новым  состоянием связано и ее самоопределение в новом мире, которое
> состоит в самоочевидном самораскрытии +состояния+  души. Это  и есть
> так  называемый  предварительный  суд. Это самосознание, пробуждение
> души,   изображается  в церковной  письменности  в образах "хождения
> по мытарствам",   носящее  на себе черты  иудейских апокрифов,  если
> не  прямо  египетских  образов  из  "Книги  Мертвых".  Душа проходит
> мытарства,  в  которых истязуется соответствующими демонами в разных
> грехах,  однако  охраняемая  ангелами,  и  если  тяжесть греха в ней
> оказывается   преодолевающей,  она  задерживается  в  том  или  ином
> мытарстве  и вследствие   этого   остается   в  удалении    от Бога,
> в   состоянии   адских  мук.  Души  же,  прошедшие  чрез  мытарства,
> приводятся  на  поклонение Богу и удостоиваются райского блаженства.
> Этот удел в различных образах раскрывается в церковной письменности,
> но  доктринально оставляется православием в мудрой неопределенности,
> как  тайна,  проникновение  в которую совершается лишь в живом опыте
> Церкви.    Однако   является аксиомой  церковного сознания, что хотя
> мир  живых  и  умерших  отделен один от другого,   однако стена  эта
> не  непроницаема  для  церковной любви и силы молитвы. В православии
> огромное  место занимает молитва за усопших, как совершаемая в связи
> с евхаристической  жертвой,   так  и  помимо   ее,   в связи с верой
> в  действенность  этой  молитвы. Последняя может облегчать состояние
> грешных  душ  и  освобождать  их из места томления, изводить из ада.
> Конечно, это действие молитвы предполагает не только предстательство
> пред  Творцом  о  прощении,  но и прямое  воздействие на самую душу,
> в которой пробуждаются силы для усвоения прощения. Душа возрождается
> к  новой жизни, вразумленная пережитыми ею муками. С другой стороны,
> существует и обратное воздействие: молитвы святых действенны для нас
> в  нашей  жизни,  а  отсюда можно заключить и о действенности всякой
> молитвы даже и непрославленных святых   (а может быть, даже и  вовсе
> не святых), молящихся о нас Господу.

> Православная   Церковь    различает   возможность   трех   состояний
> в загробном  мире:   райского блаженства  и   двояких    адских мук,
> с  возможностью  освобождения  от  них  по  молитвам  Церкви и силою
> внутреннего  процесса, происходящего в душе, и без этой возможности.
> Она  не  знает  чистилища как особого +места+ или состояния, которое
> принято   в католической догматике   (хотя, по правде сказать, с ним
> не  знает  что    делать   современное    католическое  богословие).
> Для  принятия  такого  особого  третьего   места   нет  достаточного
> ни  библейского, ни догматического основания. Однако нельзя отрицать
> возможности  и  наличия  очистительного состояния (принятие которого
> является      общим      у     православия     с     католичеством).
> +Религиозно-практически+  различие между чистилищем и адом неуловимо
> ввиду  полной  неизвестности для нас  загробной судьбы всякой  души.
> По  существу  важно  не  различение  ада и чистилища как двух разных
> +мест+  загробного пребывания душ, но как двух +состояний+, точнее -
> наличия   возможности   освобождения   от  адских   мук,    перехода
> из  состояния  отверженности  в  состояние  оправданности.  А в этом
> смысле   можно  спрашивать  не  о  том,    существует  ли  чистилище
> для православия, но скорее о том, есть ли ад в окончательном смысле,
> т.е.  не  представляет ли собою и он род чистилища? По крайней мере,
> Церковь  не  знает никаких ограничений  в своей молитве  об отшедших
> в единении с Церковью, веруя, конечно, в действенность этой молитвы.

> О внешних же, т.е. о не принадлежащих к Церкви или отпадших, Церковь
> не  судит,  предавая  их  милосердию Божию. Бог заключил в неведение
> загробные  судьбы    тех,   которые   в этой   жизни не знали Христа
> и  не  вошли  в  Церковь  Его. Луч надежды здесь проливается учением
> Церкви  о схождении Христа во ад и проповеди в аде, которая обращена
> была ко всему дохристианскому человечеству (католики ограничивают ее
> только  ветхозаветными  праведниками, limbus patrum, отлучая от него
> тех,  кого зовет св. Иустин Философ "христианами до Христа"). Твердо
> слово, что Бог "хочет чтобы все спаслись и достигли познания истины"
> (1Тим.2,4).  Однако относительно судеб нехристиан, как взрослых, так
> и  младенцев  (),  доселе  нет общецерковных определений, и остается
> свобода   догматических   исканий   и  богословских  мнений.  Личная
> эсхатология   смерти  и  загробного   мира  в историческом  сознании
> до известной степени заслонила общую эсхатологию второго пришествия.
> Однако  временами чувство ожидания Христа Грядущего, с молитвой "ей,
> гряди,   Господи  Иисусе",  загорается  в  душах,  озаряя  их  своим
> потусторонним   светом.   Это  чувство  неистребимо  и  должно  быть
> неослабным  в  христианском  человечестве, ибо оно есть, в известном
> смысле,  мера его любви ко Христу. Впрочем, эсхатологизм может иметь
> два  образа,   светлый и темный. Последний имеет место тогда,  когда
> он возникает вследствие исторического испуга и некоторой религиозной
> паники:  таковы,  например,  русские  раскольники  - самосожигатели,
> которые  хотели  истребить  себя,  чтобы  спастись  от воцарившегося
> антихриста. Но эсхатологизму может (и должен) быть свойствен светлый
> образ   устремленности  ко  Христу  Грядущему.    По  мере  того как
> мы движемся  в истории,  мы идем к Нему навстречу,  и  лучи,  идущие
> от  Его  грядущего пришествия в мир, становятся ощутимы. Может быть,
> впереди   предстоит  еще  новая   эпоха  в жизни Церкви,    осиянная
> этими  лучами.  Ибо второе пришествие Христа есть не только страшное
> для  нас,   ибо  Он  грядет как Судия,  но и  славное, ибо Он грядет
> во  Славе  Своей,  и  эта  Слава  есть и прославление мира и полнота
> свершения всего   творения.  Прославленность,   присущая воскресшему
> телу Христову, сообщится чрез него всему творению, явится новое небо
> и  новая  земля,  преображенная и как бы воскресшая со Христом и Его
> человечеством.  Это  произойдет  в  связи  с  воскресением  мертвых,
> которое   совершится   Христом   чрез  ангелов  Его.  Это  свершение
> изображается  в  Слове  Божием  символически в образах апокалипсисов
> эпохи, причем для нашего сознания в истории раскрываются те или иные
> его   стороны   ().   Так  или  иначе  побеждается  смерть,  и  весь
> человеческий  род,  освобожденный от власти смерти, впервые является
> в  целом,  как  единство, не раздробленное в смене поколений, и пред
> сознанием  его  предстанет его +общее дело+ в истории. Но это будет,
> вместе   с   тем,   и   судом над  ним.   Страшным    судом   Христа
> над человечеством.
        [ свящ. Сергей Булгаков. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
          (в кн. ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной церкви)
          www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_13.html ]

          
        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтениям:
          Мф.24:17-18,23-28,31,37-41; Мк.13:15-16,21;
          эпизод N113 по "Брюссельскому согласованию"
 



  /======================================================\
/+/ смотри также по теме:                                 \
:* + + свящ. Сергей Булгаков. АПОКАЛИПСИС ИОАННА           \
:       www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/bulg_06.html   \
:*  +  + другие тексты об ЭСХАТОЛОГИИ                        \
:        (Бердяев, Мень, словарь "Иисус и Евангелия")         \
:         www.krotov.info/spravki/temy/ae/aeshatol.html        \
:*  +  + свящ. Александр Шмеман - ЛИТУРГИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ        \
:         www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_27.html        \
:                                                                 \
:* еп. Кассиан Безобразов: Церковь как земной аспект Царства Божия \
:                               www.messia.ru/rasylka/004/993.htm#0 \
:* Николай Бердяев: Сущность христианства - искание Царства Божьего  +
:                               www.messia.ru/rasylka/002/268.htm#0 /|
:* Р.Гвардини о внезапности наступления конца мира                 ///
:                            www.messia.ru/rasylka/002/054.htm#0  ///
:* Свящ. Александр Мень: горькая вода. Крест Христов             ///
:                         www.messia.ru/rasylka/002/247.htm#0   ///
:* Он же: Весть о Царстве Божием                               ///
:                      www.messia.ru/rasylka/003/630.htm#0    ///
:* Яков Кротов:                                              ///
:  посмотри вверх! что значит "погубить свою душу"?         ///
:              www.messia.ru/rasylka/005/1343.htm#0        ///
:* А.Мень об эсхатологии Библии                           ///
:         www.messia.ru/rasylka/004/994.htm#0             |/
:* Он же: "начало мук рождения"; "НЫНЕ суд миру сему..."; /
: притчи Христа о Суде (из кн. "Сын Человеческий)        /
:        www.messia.ru/rasylka/004/755.htm#0            /
:         www.messia.ru/rasylka/004/756.htm#0          /
:           www.messia.ru/rasylka/003/358.htm#0       /
:* Он же о МАЛОМ АПОКАЛИПСИСЕ                         \
:     www.krotov.info/library/bible/comm2/apokmal.html \
:* - о ПАРУСИИ                                          \
:  www.krotov.info/spravki/temy/p/parusia.html           \
:* - об "орлах" (Лк.17:37)                                \
: www.alexandrmen.ru/books/apokal/apokal19.html (19,17-18) \
: www.alexandrmen.ru/books/apokal/apokal08.html (8,13)      \
:============================================================\

          

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061205/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-12-2006
 


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога.
  - Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, -
    ответил Он им. -
    Не скажут: "Смотри, оно здесь!" или "Вон оно!"
    Ведь Царство Бога уже среди вас.
 А ученикам Иисус сказал:
  - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть
    один из дней Сына человеческого, 
    но не увидите.
    Вам скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!"
    Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку.
    Словно молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, -
    таким будет Сын человеческий
    в день, когда Он вернется!
    Но сначала Он должен претерпеть много страданий
    и быть отвергнутым людьми этого поколения.
    Как было в дни Ноя,
    так будет и в дни Сына человеческого:
    люди ели, пили, женились и выходили замуж,
    и так вплоть до самого дня, 
    пока Ной не вошел в ковчег,
    а потом пришел потоп - и все погибли.
    То же было и в дни Лота:
    ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили,
    но в день, когда Лот покинул Содом,
    пролились на землю сера и огонь - 
    и все погибли.
    Так будет и в день,
    когда явит себя Сын человеческий!
    Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме,
    пусть не спускается взять их! 
    И кто будет в поле - не возвращайся назад!
    Помните о жене Лота!
    Кто стремится сохранить свою жизнь,
    тот погубит ее; 
    кто погубит -
    тот сохранит ее.
    Верно вам говорю,
    в ту ночь двое будут в одной постели -
    и один будет взят, а другого оставят;
    две женщины будут молоть на одной мельнице -
    одну возьмут, а другую оставят.* (Лк.17:20-37)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/006/1697.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»