=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!




* 14 декабря 2006 г. ст.ст., среда 29-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Евр.5:11-6:8 или Евр.10:1-18;
                        Мк.8:30-34 * (30-ой седм.).
  {Рождественский пост}



> <.....>  Многие  <ученые> полагают, что проблемы с <включением канон
> Послания  к  Евреям> объясняются очень жесткой  позицией  ее  автора
> по  отношению  к  тем  христианам,  которые после крещения совершили
> грех:  "Ведь  если  люди некогда пришли к свету, и вкусили небесного
> дара,  и  стали сопричастны Святому Духу, и на себе испытали доброту
> Божьего  слова  и  духовные силы грядущего века, но затем отпали, их
> уже  невозможно  заново привести  к раскаянию, потому что они,  себе
> во  вред,  распинают  Божьего  Сына  и  выставляют Его на посмешище"
> (6.4-6;  ср.  также 10.26-31). Мы знаем о сотнях христиан-мучеников,
> которые  предпочли  смерть отречению от Христа. Но во время жестоких
> гонений  на  Церковь  не все пошли на мученичество, многие из страха
> смерти  дрогнули    и  согласились   поклониться  языческим  идолам.
> Перед  Церковью  встала  проблема,  что делать с предателями, как их
> тогда  называли.  Эти  люди  не  перестали верить в Христа, и всё же
> отречение    было,    пусть и   внешнее.    Что    с  ними   делать?
> После  продолжительных споров победила точка зрения, что отступников
> и грешников  можно  после покаяния принять  обратно  в  лоно Церкви.
> И  хотя  в  этом  письме,   вероятно,  имеется в виду не такой грех,
> а сознательный  отказ  от Христа,   предельный ригоризм автора мешал
> его принятию в канон, по крайней мере, в западной Церкви. Но к этому
> времени  утвердился  еще  один  критерий  канонизации - апостольское
> происхождение   книги   и   особенно  ее  древность.  Они  создавали
> предпосылки  для  того, чтобы книга воспринималась как авторитетная.
> <Вот  что  говорит  Ориген:  "В  языке   послания,    озаглавленного
> "к Евреям", нет черт, свойственных речи апостола, который признавал,
> что  "неискусен  в  слове"  (2Кор.11.6),  то  есть  в  умении изящно
> выражаться.  Что  послание  составлено  на  хорошем греческом языке,
> признает  всякий, кто способен чувствовать разницу в стиле. С другой
> стороны,    мысли   в  этом  послании  удивительные  и   не уступают
> тем   посланиям,   которые  признаются  истинно  Павловыми.  С  этим
> согласится  каждый,  кто  внимательно  прочитает апостольский текст.
> Если бы я выражал свое мнение, то я должен был бы сказать, что мысли
> эти   принадлежат   апостолу,    а стиль и   композиция  -  кому-то,
> кто  запомнил  апостольские  поучения  и  написал,  как  бы  поясняя
> сказанное.  Поэтому,  если какая-либо Церковь принимает это послание
> за  Павлово,  хвала ей  за  это.   Ибо не зря древние мужи приписали
> это  послание   Павлу.    Но  кто на самом деле написал его,   знает
> один  Бог".>   А  вот  что   говорит,  например,  Иероним: "Неважно,
> кто  написал  Послание  к  Евреям,  ибо  в  любом  случае  это  труд
> церковного  писателя,  который постоянно читают в церквах". К V веку
> оно окончательно вошло в канон с именем апостола Павла как автора.

> Мы  также  не  знаем, когда эта книга была написана. Никаких внешних
> свидетельств  у  нас  нет,  известно  лишь,  что письмо было впервые
> процитировано Климентом Римским примерно в 96 году. Это единственный
> временной  ориентир,  которым  мы  располагаем. Само письмо дает нам
> некоторые  свидетельства: читатели письма - это христиане со стажем,
> со времени  их обращения должно было пройти  довольно большое время,
> и  они  уже  должны  были  достичь  духовной  зрелости  и сами стать
> учителями  (5.12).  Они с честью выдержали какие-то гонения, которые
> не были еще очень серьезными (10.32-34). Кое-кто из лености перестал
> посещать  христианские  собрания (10.25).  Кроме  того,  автор нигде
> не   упоминает     о   том,   что    иерусалимский  Храм   прекратил
> свое  существование,  а  это случилось в 70 году. Говоря о левитском
> священстве,  о  храмовых  обрядах и церемониях, о жертвоприношениях,
> он  постоянно  употребляет  настоящее  время (5.1; 7.5; 8.3; 9.6,22;
> 10.4,8,11).  На основании всего этого ряд ученых высказывает мнение,
> что  письмо  можно датировать временем до 70 года. Конечно, решающим
> доказательством для определения даты написания это не может служить.
> Ведь  и в Мишне, еврейском судебнике II века, о Храме тоже говорится
> в  настоящем  времени,  хотя со времени его разрушения прошло больше
> столетия.   И  о  каких  гонениях идет речь?  В I веке  были гонения
> при  императоре  Клавдии,   сравнительно  мягкие и непродолжительные
> (49 г.),  страшные  гонения Нерона, обрушившиеся на римских христиан
> в   64  году,  но  они,  вероятно,  ограничивались  Римом  и  вскоре
> закончились;  кроме  того,  гонения  были  и  в правление императора
> Домициана,  в  конце  века.  Но  не надо забывать, что были и другие
> преследования  -  не  на государственном уровне, а когда на христиан
> ополчались  соседи,  городская  чернь,  местные  магистраты. О таких
> опасностях постоянно пишут и Павел, и Петр.

<.....>

> <...  Автор  послания>  не  ставит  под  сомнение  старые  культовые
> установления.   И   священнослужение,  и  жертвоприношения, и Храм -
> всё  это  соответствовало воле Бога. <...> Он оставляет без внимания
> даже  тот  факт,  что  именно  храмовая иерархия была самым яростным
> врагом  Иисуса  и  повинна  в  Его смерти. И он же самым решительным
> образом   навсегда  отверг всякую ценность  культа,   Храма,   жертв
> и  т.д.  -  даже  в  идеальном варианте. Отверг потому, что их время
> закончилось, потому что они отменены Богом.

> Хотя  и  другие  тексты  Нового  Завета говорят о том,   что   Иисус
> после  смерти был вознесен и восседает по правую руку Бога,   только
> в  Письме Евреям сказано,   кем сейчас  является Иисус для христиан:
> Он  совершает   служение   Первосвященника    в  небесном  святилище
> и  ходатайствует  за  них.    Это  главный  вклад  автора   послания
> в христианское богословие.

> Пока  что  мы в большинстве случаев лишь ставили вопросы, не получая
> на  них  ответа.  Но  когда мы говорим о причинах, побудивших автора
> написать это письмо, то, даже не зная конкретных обстоятельств жизни
> адресатов,     ни   их  местонахождения,  ни      их    национальной
> принадлежности  -  то  есть  всего  того,  что называется "жизненным
> контекстом",  мы  всё  же можем ответить на этот вопрос на основании
> самого  письма.    Главной  целью  его  было   не богословствование,
> а  пастырская забота о людях. Автор опасается того, что члены общины
> могут   облениться,  перестать  совершенствоваться,  их  вера  может
> охладеть.  О  том,  что такого рода опасность подстерегала христиан,
> говорят  и  другие  писатели  Нового  Завета (ср. Гал.6.9; Откр.2.4;
> 3.1).   Вот  почему  автор уговаривает их  "крепче  держаться  того,
> что  услышали,  не  то  нас  снесет  течением"  (2.1), не относиться
> пренебрежительно  к  спасению  (2.3),  не упустить возможность войти
> туда,  где их ждет Божий отдых (4.1). А такие опасные симптомы есть:
> вместо того, чтобы самим стать учителями, достичь духовной зрелости,
> им  приходится  возвращаться  к  самым  начаткам христианства, снова
> питаться  молоком,  а не твердой пищей; их колени ослабели (5.11-14;
> см. также 4.14; 6.7-8,12; 10.19,23; 12.3,12-13 и др.).

> Если  они  не изменятся, результат будет еще более плачевным. Вместо
> пассивного  дрейфа  по волнам житейского моря, их будут подстерегать
> куда  более  опасные  вещи:  они могут  восстать против  воли  Бога,
> тем самым впадая в сознательный грех и заново распиная Христа (3.12;
> 6.6;  10.26,29;   12.25 и др.).  Вероятно,  автор знал, что у общины
> в  целом  или у какой-то ее части есть желание вернуться к привычным
> старым   установлениям:   к   храмовому культу, к жертвоприношениям,
> к  Закону  -   и  это  может   закончиться отпадением от Христа.  Мы
> не  знаем, произошло ли это уже с какими-то членами общины или автор
> письма  еще  предостерегает  их  от того же,   о чём говорил Христос
> в  притче  о  бесе,  который,  возвратясь и найдя прежнее свое жилье
> незанятым,  взял  и  привел  с собой еще семь бесов, отчего человеку
> стало  хуже, чем   было прежде  (Мф.12.43-45; Лк.11.24-26).   В этом
> контексте  и  звучат  те самые жесткие слова о невозможности второго
> раскаяния, о страхе и ужасе тех, кто окажется в руках Живого Бога.

> Такая  опасность  отступничества  особенно сильна, потому что вскоре
> общину  поджидают  новые  гонения,  несравнимые  с  прежними. И это,
> вероятно, вторая причина, по которой было написано это письмо. Автор
> напоминает  им  о  том,  что  сам  Христос,  претерпевший страдания,
> испытанный  страданиями,  поможет  тем,  кто подвергается испытаниям
> (2.18).  Он  также  напоминает им, как стойко и мужественно они вели
> себя  во  время  прежних  гонений  (10.32).  Он  перечисляет длинную
> вереницу  великих  подвижников  веры  в прошлом (гл. 11) и призывает
> христиан  брать  с  них пример, помнить о том, что у них нет земного
> пристанища, как не было и у тех, но их, претерпевших и вынесших всё,
> ждет  великий субботний отдых у Бога, благословенный город, небесный
> Иерусалим.
        [ Валентина Николаевна Кузнецова.
          ПИСЬМО ЕВРЕЯМ. Предисловие
          в кн.:
          Письмо Евреям. Письма Иакова, Петра, Иуды // М., 2001
          www.messia.ru/r2/1/221.htm ]



        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.16:20-24; Лк.9:21-23;
          эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию"
         (  www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86)




 * смотри по теме евангельского чтения:
  ++ В.Н.Кузнецова: суть христианства: взять свой крест
                    www.messia.ru/rasylka/004/860.htm#0
   +        что значит быть учеником?
                    www.messia.ru/rasylka/003/386.htm#0
  ++ Цезарий Арльский: "Отвергнись себя и возьми свой крест..."
                           www.messia.ru/rasylka/005/1364.htm#0
  ++ митр. Сурожский Антоний: Ответ земли на Божью любовь.
      Святость как благодарность. Взять свой крест...
              www.messia.ru/rasylka/003/514.htm#0
               www.messia.ru/rasylka/005/1185.htm#0
   +  ...хоть на мгновение забыть о себе
            и вспомнить о ближнем вместе с Богом...
                www.messia.ru/rasylka/004/861.htm#0
   +    Как отвернуться от себя?
                www.messia.ru/rasylka/004/733.htm#0
   +    взять свой крест...
                www.messia.ru/rasylka/002/160.htm#0
   +    Осмысленность молитвы. Взять свой крест...
                www.messia.ru/rasylka/003/568.htm#0
   +   Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос
               www.messia.ru/rasylka/002/093a.htm#0
  ++ Яков Кротов: свой крест... бремена других...
               www.messia.ru/rasylka/004/733a.txt
   +  взять свой крест... искусство умирать
              www.messia.ru/rasylka/004/856.htm#0
  ++ прп. Макарий Египетский: взять с радостью крест Господень
                          www.messia.ru/rasylka/005/1308.htm#0
   +            ...все козни против нас рассеются
                          www.messia.ru/rasylka/005/1321.htm#0
  ++ свящ. Александр Мень: главный принцип Христовой этики
                       www.messia.ru/rasylka/004/960.htm#0
   + наши потребности. предать себя на волю Отца, отвергнуться себя
                                www.messia.ru/rasylka/003/616.htm#0
   +                    Новая и древняя заповедь
                                www.messia.ru/rasylka/004/696.htm#0
  ++ К.С.Льюис: Легко ли быть христианином?
               www.messia.ru/r2/1/200.htm#0
   +   нравственность и святость
               www.messia.ru/rasylka/002/285.htm#0
   +   чем опасно счастье?
               www.messia.ru/rasylka/002/271.htm#0
   ++ А.Макбрайд:
       Победить эго. Вырваться из плена культурных стереотипов
                           www.messia.ru/rasylka/004/818.htm#0
   ++ Ж.-Р.Буше: крест, следование за Христом
              www.messia.ru/rasylka/002/185.htm#0
   ++        www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt16_24-26.txt
   ++        www.messia.ru/rasylka/rzerv/ga6_2.txt


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061227/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-12-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Вам самим уже пора стать учителями,
 а вы снова нуждаетесь в том,
 чтобы кто-нибудь научил вас азбуке Божьего Слова.
 Вот кем вы стали, вам опять нужно молоко, а не твердая пища.
 Ведь всякий, кто питается молоком,
 не разбирается в том, что верно, а что нет,
 потому что он еще младенец.
 Твердая пища - для зрелых людей,
 их ум благодаря опыту способен различать добро и зло.
 Поэтому пора уже нам от начальных сведений о Христе
 перейти к вещам, требующим зрелости!
 Не надо снова возвращаться к закладке фундамента,
 к прописным истинам, таким, как отказ от дел, ведущих к смерти,
 вера в Бога, учение об очистительных обрядах и о возложении рук,
 воскресение мертвых и вечный суд.
 Так мы и поступим, если на то будет Божья воля.
 Ведь если люди, однажды озаренные светом,
 вкусили небесного дара и стали сопричастны Святому Духу,
 и на себе испытали доброту Божьего слова
 и духовные силы грядущего века,
 но затем отпали, их уже невозможно привести заново к раскаянию,
 потому что они, во вред себе, опять распинают Божьего Сына
 и выставляют Его на посмешище.
 Так земля, которая впитывает частые дожди
 и рождает урожай на благо тем, кто ее обрабатывает,
 получает от Бога благословение.
 Но землю, производящую лишь чертополох и терновник,
 призн`ают негодной и проклятой, конец ее - сгореть в огне.*
                                                (Евр.5:11-6:8)
                                * * *
*Иисус начал учить их,
 что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
 и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его,
 и что Его убьют,
 но через три дня Он воскреснет. ...
 Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
 Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
 "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!"
 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
 "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе,
  возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34)
                                * * *
"Кто только на себя надеется - глуп,
 а спасётся тот, кто ходит путями мудрости". (Пр28:26)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой   www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве ->   www.messia.ru/rasylka/006/1718.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->     www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" ->   www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:      www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»