=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!




* 20 декабря 2006 г. ст.ст., вторник 30-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Евр.9:8-10,15-23 или Евр.12:25-26; 13:22-25;
                        Мк.10:2-12 * (31-ой седм.).
  {Рождественский пост.
   Память сщмч. Игнатия Богоносца (107);
   прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908)}



см. предыдущие части в выпусках
www.messia.ru/rasylka/006/1568.htm#0 и
www.messia.ru/rasylka/006/1597.htm#0


> Хотя   <свт.>  Григорий  <Богослов>   никогда   не говорит   о браке
> как  нечистоте,  в  некоторых  текстах безбрачие противопоставляется
> браку как +чистота+ (agneia): "Допускаю брак, но избираю чистоту", -
> говорит он о себе.{} В стихотворении "К девам" Григорий пишет:

->      Похвален для тебя брак, но нерастленность выше;
->      брак - извинение страсти; чистота же есть светлость;
->      брак - отец святых, а чистота - служение (Богу);
->      ее и прежде, в установленные времена, уважали
->      Адам в раю, Моисей на горе Синай,
->      Захария, отец Предтечи, когда священнодействовал...
->      Когда был закон, и тени, и временные служения,
->      тогда и брак имел первенство, как всё еще младенчество;
->      когда же буква отступила, и ее место занял дух,
->      когда Христос пострадал плотью, произойдя от Девы,
->      тогда воссияла и чистота, отсекающая мир,
->      из которого мы должны вместе со Христом перейти в горнее".{}

> В  цитированном  тексте  развивается  мысль  о постепенном раскрытии
> идеала    девства     в  ходе   человеческой   истории:    эта мысль
> была  высказана,  в  частности,  св.  Мефодием Олимпийским. Согласно
> последнему,  когда  человечество  находилось  в  своем  младенческом
> возрасте,  Бог  попускал людям вступать в супружество даже со своими
> сестрами,    однако  по мере  его  возрастания  Бог  через  пророков
> и законодателей  постепенно    вводил    запреты  на   кровосмешение
> и  многоженство.  Идеал единобрачия проповедовался пророками, однако
> это  был  лишь переходный этап,   на котором человечество готовилось
> к восприятию тайны девства и целомудрия, раскрывшейся в жизни Иисуса
> Христа.{} Именно Христос является родоначальником девства как образа
> жизни совершенных:

-> Ибо  надлежало Архиерею,   Архипророку и Архангелу называться также
-> и Архидевственником.    В древности человек  еще не был совершенным
-> и  потому  не  был  в  состоянии  вместить  то  совершенство, каким
-> является девство. Он, сотворенный "по образу" Божию, имел еще нужду
-> в  том,   чтобы стать  "по подобию". Для исполнения этого посланное
-> в мир Слово сначала приняло наш образ, запятнанный многими грехами,
-> чтобы  мы...  могли  опять получить образ Божественный... Для этого
-> Он,  будучи Богом,  и захотел облечься в человеческую плоть,  чтобы
-> и  мы,  взирая как бы на картине на божественный образ жизни, могли
-> подражать Тому, Кто нарисовал ее.{}

> Григорий  Богослов  повторяет   мысли св. Мефодия,   говоря   о том,
> как  тайна  девства, прообразованная в Ветхом Завете, была полностью
> явлена   в Новом Завете,   когда  Христос  родился  от Девы и избрал
> образ  жизни девственника.       Григорий   тоже   сравнивает   Бога
> с Живописцем, начертавшим для людей образ девственной жизни:

->      Как человек, который на картине изображает бездушные подобия,
->      сначала легкими и неясными чертами
->      оттеняет образ (eidos), а потом
->      разными красками выводит полное изображение (morphen);
->      так и девство, достояние всегда существуюшего Христа,
->      прежде являлось в немногих (людях), и, словно тень -
->      пока еще царствовал закон - живописуемое слабыми красками,
->      в немногих (чертах) возгоралось сокровенным светом.
->      Но когда Христос пришел через Матерь чистую,
->      девственную, незамужнюю, богобоязненную, нескверную...
->      тогда светлое девство воссияло для людей,
->      отрешенное от мира и отрешающее (от себя) немощный мир,
->      столь же предпочтительное браку и житейским узам,
->      сколь душа предпочтительнее плоти...
->                                         и Бог совершеннее человека.
->      И вокруг светозарного Царя предстоит сонм непорочный,
->      небесный, от земли убегающий, чтобы быть богом,
->      христоносный, служитель Креста, презритель мира,
->      умерший для земного, заботящийся о небесном.
->      Это - светильники миру, светлейшие зеркала света:
->      они видят Бога, а Бог - их, и они - Божии.{}

> Здесь    девство   представлено как путь  к боговидению и  обожению.
> Если  брак  свойствен земному человеку,  то  девство является  одной
> из  характеристик  человека обоженного:   и Божия Матерь была Девой,
> и  Христос  был девственником. Более того, девство и чистота присущи
> самой  природе Божества. В этом смысле Григорий говорит, что "первая
> дева  есть  чистая  Троица".{}  В Троице есть и любовь, и чадородие:
> три  Лица  Святой  Троицы  объединены  любовью  Друг к Другу, и Отец
> превечно  рождает  Сына;  однако природе Божества чужда страстность,
> являющаяся  неизбежной  принадлежностью  человеческого брака. Любовь
> царствует  также   между  ангелами,   однако и у них нет  "ни брака,
> ни  скорбей,  ни забот, ни страстей..."{} Любовь, наконец, объединит
> всех, кто после всеобщего воскресения войдет в Небесное Царство, где
> "не  будут  ни жениться,   ни замуж выходить,   но будут, как ангелы
> на небесах".{Мр.12:24}

> Таким  образом,   и  в  браке,   и  в  безбрачии Григорий видит путь
> к  богообщению,  необходимым  условием которого является возрастание
> человека  в  любви.   Смысл  брака не ограничивается  деторождением:
> его  сущность - во взаимной любви супругов,  перерастающей  в любовь
> к  Богу.    Точно  так  же и  безрачие  не есть  только  воздержание
> от  полового общения,  но прежде всего стяжание любви к Богу,   союз
> со Христом. Григорий ставит девство выше брака, однако делает акцент
> на  целомудрии,   необходимом и в браке, и в девстве.  Только полная
> и интегральная любовь -  к Богу,   к другому  человеку  +и+  к Богу,
> или  к  Богу +через+  другого человека -  может привести христианина
> к обожению и сделать его душу невестой Христа.
                [ игумен Иларион (Алфеев).
                  Жизнь и учение св. Григория Богослова (II.3)
                  www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/2_07.html ]


                 
        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф. 19:3-12; Лк.16:18; 1Кор.7:10;
          эпизод N118 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#118)



 + + +
     • Иоанн Мейендорф: Брак по учению Христа
         www.messia.ru/rasylka/006/1370.htm#0
     • см. тж. его же работу БРАК В ПРАВОСЛАВИИ
        www.krotov.info/library/m/meyendrf/brak.html
     • ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ
        в переводе на русский иером. Амвросия (Тимрота)
              www.azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.htm
     • свящ. Александр Мень: брак в христианстве
             www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0
     • Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал...
                      www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0
     • Он же: Брак. Влюбленность. Верность
        www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0
     • Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод, Другой
                         www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0
     • Дж.А.Т.Робинсон:
        нет ничего, что было бы "порочным" само по себе...
                     www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5
     • Свт. Иоанн Златоуст: запрет развода
        www.messia.ru/rasylka/005/1339.htm#0
     • Альфонсо Лопес Кинтас о смысле и ценности супружеской любви
                                    www.messia.ru/r2/1/326.htm#0
        (и продолжения - по ссылке "продолж. темы" внизу страницы,
         до вып. N 339)
      • Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот
                      www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0


  +++ к апостольскому чтению (об искуплении):
 + + + К.С.Льюис: Христово искупление - покаяние за нас
                   www.messia.ru/rasylka/006/1377.htm#0
 + + + статья "Искупление" в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
                 www.messia.ru/rasylka/iskuplenie-sbb.txt
 + + + свящ. Александр Мень: искупление - выкуп
             www.messia.ru/rasylka/004/1015.htm#0
        (полностью "беседа об искуплении":
         www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_08.html)
 + + + Он же - главка ИСКУПИТЕЛЬ в кн. "СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ"
        www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_10.html#bm1003
 + + + в его книге "ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ", т.1 гл. 5,
        www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_1_05.html,
                 см. главку 'Ветхозаветный евангелист'
 + + + о том же в кн. ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ
        www.alexandrmen.ru/books/tom5/5_gl_17.html
 + + + иг. Иларион Алфеев: Искупление - выкуп. Кому?
               www.messia.ru/rasylka/003/652.htm#0
 + + + Яков Кротов: Жертва Христова
             www.messia.ru/r2/0/16.htm#0
 + + + теме "Искупления" посвящена 1-я сказка "Хроник Нарнии"
        К.С.Льюиса - "Лев, Колдунья и ..."
        на lib.aldebaran.ru/ (с оглавлением)
        http://lib.ru/LEWISCL/narn2.txt (txt, одним файлом)

 

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070102/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=02-01-2007



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пришли к Иисусу фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его:
 "Может ли по Закону мужчина развестись с женой?"
 Иисус спросил: "А что вам заповедал Моисей?"
 Они ответили:
 "Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство".
 Иисус возразил:
 'Моисей написал вам такую заповедь,
  потому что сердц`а у вас черствы и упрямы.
  Но с самого начала, со времен сотворения мира,
  Бог "создал мужчину и женщину.
   Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
   и станут двое одной плотью".
  Итак, их уже не два человека, а одно существо.
  То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает'.
 А в доме ученики спросили Его о том же.
 Иисус ответил:
 "Кто разведется с женой и женится на другой,
  тот согрешит, нарушив супружескую верность.
  И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого,
  то она совершит тот же грех".* (Мк.10:2-12)
                                * * *
*Христос - посредник в Новом Договоре с Богом.
 Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов,
 совершенных во время действия первого договора,
 чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом.*
                                                        (Евр.9:15)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1724.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»