=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 21 января  2006 г. ст.ст., суббота {седмица 1-я предуготовительная}.
  литургические чтения: 2Тим.3:1-7; Лк.20:45-21:4 *.



> <..>  Иисус  появился  на  внутренней  площади  Храма, именовавшейся
> 'Двором  женщин',    и  сел  под навесом у кружек для пожертвований.
> В  пасхальные  дни  люди обычно совершали ежегодный церковный взнос.
> Многие,   проходя,   сыпали  деньги  горстями,  но  внимание  Иисуса
> привлекла убого одетая женщина, которая опустила в кружку две мелкие
> монеты.  Подозвав   учеников,    Он  сказал:   'Истинно  говорю вам:
> эта  бедная  вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо
> все   от  избытка своего положили,   она  же от скудости своей  всё,
> что имела, положила. Всё, что у нее было на жизнь'/1/. Жертва бедной
> женщины  -   единственное,   что  порадовало и тронуло сердце Христа
> в Иерусалиме.
                       -----------------------------------------------
>                      /1/ Мк 12,41-44; Лк 21,1-4. О жертве на Храм
>                          см.: Исх 30,12; 2Пар 24,4-10; Неем 10,32;
>                          Мишна, Шекалим, 1 сл.


> Находясь  в  самом  центре  церковной  жизни,  Он  видел ее болезни,
> замаскированные  показным  благолепием.  Мимо  Него,  снисходительно
> отвечая  на  поклоны, шествовали надменные законники. Их 'тефиллин',
> повязки на лбу с текстами Торы, и другие атрибуты набожности каждому
> бросались  в  глаза,  но  как  мало  соответствовали  они  духовному
> состоянию этих людей! Иисус видел и ученых, которые часами обсуждали
> ничтожные  оттенки устава; видел и фарисеев,  спотыкавшихся  на пути
> о  камни, чтобы продемонстрировать свою полную отрешенность от мира.
> Иисус  знал,  как  легко  проникают  в эту среду честолюбцы, которые
> потом  упиваются  властью над душами. О подобных пастырях еще пророк
> Иезекииль  говорил,  что они 'пасут самих себя'. Казалось, даже свет
> библейского    Откровения   тускнел   в   этой   затхлой   атмосфере
> самодовольства и ханжества.

> Почему   еще  в Галилее большинство  книжников  противилось  Иисусу?
> Ведь  тогда  Он  скрывал  Свое  мессианство.  А благовестие об Отце,
> взыскующем  заблудших детей, должно было пробудить всех, кто остался
> верен  учению  пророков.  Следовательно,  книжники  утратили главный
> смысл  пророческой проповеди. Признавая на словах, что основа Торы -
> любовь  к  Богу  и  к  человеку, они продолжали подменять дух закона
> Божия системой формальных обязанностей и культовых правил.

> Пророк Михей учил:

>       Тебе сказано, человек, что есть добро
>            и что Господь требует от тебя:
>       Только поступать справедливо,
>            и любить милосердие,
>       и в смирении ходить перед Богом твоим/2/.
                       --------------------------
>                                    /2/ Мих 6,8.


> Между  тем фарисеи,  особенно ученики Шаммая,  с головой погрузились
> в дебри ритуализма и  казуистических толкований.   Знатоки  канонов,
> они  обратили  их в орудие господства над 'невеждами'. На этой почве
> возникало множество злоупотреблений, доходивших почти до цинизма.

> Христос  хотел  предостеречь Церковь от этого соблазна, от 'закваски
> фарисейской',   и  показать  на  примере  пастырей  Израиля,  +какая
> опасность может ей угрожать+. Обращаясь к ученикам, Он заговорил:

>       На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи.
>       Итак, что они скажут вам, - исполняйте и храните,
>       по делам же их не поступайте.
>       Ибо, говоря, они - не делают.
>       Связывают ноши тяжелые и неудобоносимые
>       и возлагают на плечи людей;
>       сами же пальцем своим не хотят двинуть их.
>       Все же дела свои совершают с тем,
>       чтобы видели их люди.
>       Расширяют 'тефиллин' свои и увеличивают кисти;
>       любят же первое место на званых обедах,
>       и первые сидения в синагогах,
>       и приветствия на площадях,
>       и чтобы звали их люди: 'равви'...
>       Поедающие дома вдов и для вида молящиеся,
>       эти примут большее осуждение...
>
>       Вас же пусть не называют 'равви',
>       ибо один у вас Учитель, вы же все - братья.
>       И отцом своим не называйте никого,
>       ибо один у вас Отец - Небесный.
>       И пусть не называют вас наставниками,
>       потому что Наставник у вас один - Мессия.
>       Больший из вас да будет вам слугою.
>       Ибо, кто вознесет себя, тот смирен будет,
>       а кто смирит себя, тот вознесен будет/3/.
           -----------------------------------------------------------
>          /3/ Мф 23,1-12; Мк 12,38-40; Лк 20,45-47. Прямая заповедь,
>              воспрещающая титул 'отец', осталась, по-видимому,
>              неизвестной в большинстве церквей в эпоху устного
>              Евангелия. Около 57 г. ап. Павел пишет: 'Даже если
>              вы имеете тьму наставников во Христе, вы имеете,
>              однако, не многих отцов, ибо родил я вас во Христе
>              Иисусе через Евангелие' (1Кор 4,15). Впоследствии
>              этот обычай именовать руководителей Церкви 'отцами'
>              утвердился, несмотря на слово Господне. Бл. Иероним
>              пытается объяснить такое противоречие следующим
>              образом: 'Подобно тому, как по естеству один Бог и один
>              Сын не препятствует другим, чтобы они назывались богами
>              и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует
>              другим, чтобы они назывались несвойственными им
>              именами' (Бл. Иероним. Толкование на Матфея, IV).


> Отказавшись  от  авторитарной  власти  над  людьми,  Иисус  и  Своим
> апостолам завещал лишь одну власть - власть любви и служения.

> Но  это  не  значило,    что  Он был готов на компромисс с двуличием
> и неправдой.  Когда Христос  въехал в Иерусалим  под крики 'Осанна',
> Он   явил  Себя  кротким  Царем  примирения;    отвечая   на вопросы
> богословов  -  действовал  как  мудрый Наставник; теперь пробил час,
> когда Он должен был выступить как Пророк-обличитель.

> В Своей  речи  Он не стал касаться  зелотов и саддукеев, дни которых
> и  без  того  были  уже  сочтены.  Первые сами готовили себе гибель,
> раздувая  пламя  войны,  вторые  представляли  собой горстку богатых
> клерикалов,  с  каждым  годом  терявших поддержку народа. Подлинными
> представителями   ветхозаветной   Церкви   были  книжники,  раввины,
> толкователи, принадлежавшие к фарисеям. Иисус не отрицал и не умалял
> их заслуг; Он прямо говорил, что апостолы сеяли на почве, вспаханной
> прежде  наставниками  веры:  'Другие  потрудились, и вы вошли в труд
> их'/4/.   Но   именно  это  призвание  книжников  возлагало  на  них
> величайшую ответственность и делало их грех тяжким вдвойне.
                                                          ------------
>                                                         /4/ Ин 4,38.


> Обличение  Христово  было подлинным судом Мессии над теми, кто хотел
> 'откупиться'  от  Бога  с  помощью  обрядов и даров, кто считал себя
> кастой, которая одна владеет ключами спасения.

> Над  городом и столетиями, над религиями и церквами прозвучало слово
> Сына Божия, разящее как меч:

>       Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
>       что затворяете Царство Небесное перед людьми!
>       Вы и сами не входите,
>       и входящим не даете войти...
>
>       Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
>       что обходите море и сушу,
>       чтобы сделать хотя бы одного прозелитом;
>       и, когда это случается,
>       делаете его сыном геенны,
>       вдвое худшим, чем вы...
>
>       Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
>       что даете десятину* с мяты, аниса и тмина
>       и обошли более важное в Законе:
>       правосудие, и милосердие, и верность.
>       Это надлежит исполнять,
>       и того не опускать.
>       Вожди слепые!
>       Отцеживающие комара
>       и проглатывающие верблюда!
>
>       Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
>       что очищаете снаружи чашу и блюдо,
>       внутри же они полны хищения и невоздержания.
>       Фарисей слепой!
>       Очисти прежде чашу и блюдо внутри,
>       чтобы и снаружи они стали чисты.
>
>       Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
>       что вы подобны гробницам побеленным,
>       которые снаружи кажутся красивыми,
>       внутри же полны костей мертвых и нечистоты.
>       Так и снаружи кажетесь людям праведными,
>       внутри же наполнены лицемерием и беззаконием.
>
>       Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
>       что строите гробницы пророков
>       и украшаете памятники праведных,
>       и говорите:
>       'если бы мы жили во дни отцов наших,
>       мы не были бы сообщниками их в крови пророков'.
>       Тем самым вы свидетельствуете против себя,
>       что вы - сыновья тех, которые убили пророков.
>       Доведите же до полноты меру отцов ваших!
>       Змеи, отродье змеиное,
>       как бежать вам от осуждения в геенну?
>       Поэтому и Премудрость Божия сказала:
>       'Вот Я посылаю вам пророков, и мудрых,
>       и книжников.
>       Иных вы убьете и распнете,
>       иных будете бичевать в синагогах ваших
>       и гнать из города в город.
>       Да придет на вас вся кровь праведная,
>       проливаемая на земле:
>       от крови Авеля до крови Захарии, сына Варахии,
>       которого вы убили между храмом и жертвенником'.
>
>       Истинно говорю вам: всё это придет на род этот/5/.

     -----------------------------------------------------------------
>     * Церковный налог.
>     /5/ Мф 23,13-36; Лк 11,42-52. 'Десятина' распространялась на все
>         виды пищи, в том числе и на специи (Маасрот, 141).
>         'Премудрость Божия' есть, вероятно, название не дошедшей
>         до нас апокалиптической книги; ср. 3Ездр 1,32. Авель
>         и Захария - первый и последний праведники, павшие жертвами
>         убийц, которые фигурируют в Библии.

> Со  страхом,  затаив дыхание, должны были слушать люди Иисуса. Удар,
> нанесенный  по  маске,  расколол  ее,  и  за  ней открылась духовная
> пустота.

> Ни  о  ком  еще  Иисус  не  говорил  с такой резкостью. Он сострадал
> грешникам    и    заблудшим;     впоследствии  Он  простит  ученикам
> их  малодушие,  а  Петру  - отречение. Он не упрекнет и самого Иуду.
> Даже  'хула  на  Сына  Человеческого',  по словам Иисуса, может быть
> отпущена.  Лишь  к  одному  не  знает Он снисхождения: к фарисейской
> карикатуре на благочестие, которая равносильна кощунству против Духа
> Божия...
                [ свящ. Александр Мень. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (14)
                  www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_14.htm#0 ]


                 
        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мк.12:38-44; (Лк.11:37-52);
          эпизоды NN134,135 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#134)



//*** см. также по теме: * * * *  *  *  *  *   *   *   *
  • Св. Исаак Сирин: две лепты                          *
         www.messia.ru/rasylka/005/1074.htm#0         *
  • св. Исаак Сирин: Большинство людей войдет в Царство *
                     без опыта геенны                   *
          www.messia.ru/rasylka/004/697a.htm#C        *
     + иером. Иларион Алфеев                            *
       о теме всеобщего спасения у св. Исаака           *
            www.messia.ru/rasylka/004/911.htm#0       *
  • Комментарии В.Н.Кузнецовой:                         *
   - к Мк.12:38-39 (ложное благочестие)                 *
          www.messia.ru/rasylka/004/675.htm#0         *
   - к Мк.12:40,43                                      *
     (радует ли Бога приношение бедной вдовы?)          *
          www.messia.ru/rasylka/003/350.htm#0         *
  • свящ. Александр Мень:                               *
            лепта бедной вдовы и "фарисейская закваска" *
          www.messia.ru/rasylka/006/1405.htm#0        *
  • свящ. Яков Кротов: Предвозлежания и председания     *
          www.messia.ru/rasylka/003/611.htm#0         *
  •- "Духом Святым решила питаться?" Лепты и лептоны    *
          www.messia.ru/rasylka/004/697.htm#0         *
  •- ученики Христа, учителя Закона, лепта бедной вдовы *
                   www.messia.ru/rasylka/006/1414.htm#0 *
  • свт. Григорий Назианзин:                            *
     Принесем Господу каждый свою лепту!                *
          www.messia.ru/rasylka/004/697a.htm#A        *
  • Еп. Кассиан Безобразов:                             *
     Обличение книжников. Лепта вдовы                   *
          www.messia.ru/rasylka/004/697a.htm#B        *
   • Иоахим Иеремиас: Набожность, разъединяющая с Богом *
           www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0        *
*   **  **  **  **  **  **  **  **  **  **  **  **  *  *


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070203/orth?cont=rv_ru

ВСЕ чтения этого дня в синодальном переводе:
      www.bonifatiy.narod.ru/biblio/030207.htm

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=03-02-2007
 

***************************************************************** * *
  к еванг. чтению  воскресенья, посвященного притче о блудном сыне
  (Лк.15:11-32)   www.messia.ru/rasylka/006/1415.htm#0
   (свящ. Александр Шмеман; ссылки на тексты
    митр. Антония, свящщ. Александра Меня, Якова Кротова)

   Завтра память новомучеников и исповедников российских
   www.messia.ru/rasylka/006/1401.htm#sspam
   (ссылки на тексты митр. Антония)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*в последние дни наступят тяжкие времена.
 Люди будут любить только себя и деньги,
 будут хвастливы, заносчивы, грубы;
 непочтительны к родителям, неблагодарны,
 в душе у них не будет ничего святого.
 Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные,
 жестокие, враги добра, предатели, необузданные, чванливые,
 они будут любить удовольствия больше, чем Бога,
 будут держаться внешней набожности,
 но откажутся от внутреннего смысла богопочитания.
 Держись от них подальше.
 Такого же рода и люди,
 которые втираются в дома и пленяют глупых бабенок.
 У этих женщин куча грехов и масса желаний,
 сегодня их влечет к тому, завтра к другому,
 и они вечно чему-то учатся,
 но никак не могут прийти к познанию истины.* (2Тим.3:1-7)
                                * * *
"Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл".
                                                        (В.Франкл)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1755.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»