=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= ХРИСТОС
ВОСКРЕС! *
22 января 2006 г. ст.ст., воскресенье,
посвященное притче о блудном сыне. литургические чтения: 1Кор.6:12-20;
Лк.15:11-32 *.
> <Сегодня> читается
притча Христа о блудном сыне, одна
> и предшествующих Великому Посту.
Господь Иисус как будто бы >
рассказал обычную земную историю, где "все хороши": старший
сын - > завистник вроде Каина,
довел, небось, младшего до остервенения; >
младший сын - дурачок, променявший семью на свободу; отец -
эдакий > любвеобильный до придурковатости
папаша, не понимающий, что иногда > нужно
вовсе не прощать ребенка, а хорошенько его выпороть. До чего >
же всё-таки человеческий язык даже не беден -
зол и скверен, > как и бытие
наше, и на месте Иисуса всякий разумный человек,
> наверное бы, помолчал - ведь
обязательно все переврут, исказят, > высмеют.
Господь же все-таки говорит, и совершается чудо: циничный >
вздор отступает перед истиной Любви, и Рембрандт
пишет багряной > своей кровью чудное
"Возвращение блудного сына", и сердце сжимается >
от восторга: да, так, именно так, мастер угадал,
именно так > две натруженных Божьи
руки ложатся на мои плечи, именно я становлюсь >
на колени, чтобы освободиться от нищеты эгоизма и свинства,
и это > мой несчастный старший брат справедливо
негодует на меня в полумраке > за Отцом,
но поверь, брат, счастья хватит на всех, и Отец сейчас >
повернется и к тебе, и при этом, о чудо чудес, нимало не отвернется
> от меня. Так делается еще
один шаг навстречу Пасхе, Воскресению > Христову,
так мы начинаем чувствовать разгадку: Бог не потому
> нас прощает, что не может
наказать. Уж Он-то может наказать так, > как
следовало бы, но как наказать любимого, и этот любимый
- я, > и как не заплакать
от счастья быть любимым и от жажды ответить >
любовью на любовь. Эти слезы и есть слезы великопостного покаяния.
* * * > Блуд
- измена. У иудеев, как и у многих других народов, холостых
> людей, сколь бы разгульны
они ни были, всё же не называли
> блудниками, ибо им некому
было изменять. Они, так сказать, >
определенной фигуры, места в жизни не имеют
и потому могут > сколь
угодно бродить - это прогулка, а
не блуждания. > Чтобы прелюбодействовать,
надо иметь любовь, которую посягаешь >
пере-действовать. Чтобы заблудиться, надо иметь определенное
место > жительства. Чтобы заблуждаться, надо
иметь в мире истину. > Их могут,
их должны по праву рождения иметь все люди - ибо все люди >
поселены в мире Богом, сотворены Им по любви, сотворены
любящими > истину. Истина, место жизни, любовь,
- всё это Бог. Мы же - вышли > за
пределы Его любви и истины. Вот за
что Иисус - кроткий > и милостивый,
но не слепой - называет наш род: "прелюбодейный"
> (Мф 12:39), "неверный и развращенный"
(Мф 17:17, а еще Мк 9:19, > Лк 9:41).
> Самая невинная степень блуда
- разврат телом. Недаром Отец с такой > легкостью
прощает блудного сына - несчастный, больной человек. Самая >
простительная степень блуда - заблуждение ума - "рече
безумец..." > Иисус говорит не
о них. "Род прелюбодейный ищет знамения" сказано >
о людях верующих в Бога и верных женам. Это сказано о старшем
сыне > Божием - по делению той притчи
Евангелия от Луки, которую мы обычно > называем
"притчей о блудном сыне", хотя там не один, а два блудных >
сына. Старший не блуждал телом, не заблуждался
умом. Он сблудил > одной фразой, обращенной
к Богу: "Ты никогда не дал мне и козленка, > чтобы
мне повеселиться с друзьями моими" (Лк 15:29). >
Бог или козленок нужен нам? Бог или знамение?
Бог или победа > над врагом? И
то, и другое желательно? Но придется выбирать. Потому >
что пока наш ум видит отдельно Бога - и веселье с друзьями,
Бога - > и знамение, Бога - и триумф,
до тех пор мы неизбежно будем блуждать > мыслью
от Одного ко многому. То есть, конечно, мы постараемся жить >
в смирении и в том святом послушании, которое обрисовал старший сын:
> "Я столько лет служу Тебе и никогда не преступал
приказания Твоего". > Но внутри - блуждание
и прелюбодеяние от Бога к козленочку будет. >
И поиск знамений, старцев, святынь
тоже может оказаться > таким
духовным скотоложеством, если мы воспринимаем их как особую
> нужду, как особое от Бога
бытие, как нечто драгоценное и нужное > помимо
Бога. > Только верующие
в Бога - род прелюбодейный; вне религии
> прелюбодействуют не родом, а поодиночке,
каждый отдельно, и даже > чем
свальнее физиологическое прелюбодейство, тем более одинок каждый >
из участников. А верующие, в том числе
христиане, в том числе > православные,
прелюбодействуют хором, ибо из поиска знамений создают >
коллективное занятие, подбадривают и укрепляют в нём
друг друга > и потому именно
не стыдятся своего духовного блуда, что не одни >
блуждают, а толпою. Но ведь и этот коллективный блуд осуществляется
> внутри каждого из нас и каждого из нас растлит.
> Блуждание мысли возвращает
нас в дохристианское, а пожалуй, >
и в дотварное состояние - в ничто мы возвратиться
не можем, но > в туман
превращаемся успешно. Блуд и разврат
духовные > суть возвращение к миру
неструктурированному, где нет границы >
между добром и злом, где не разделены земля и вода, небеса и твердь.
> Нет в состоянии блуда и Христа как
точки отсчета, как Проводника > и Путеводителя,
нет света истины и мрака заблуждения, а есть гадание >
и смятение мозгов. > Это неоформленное,
расплывчатое состояние и само по себе неприятно >
и бредово. К тому же мы не
можем полностью затуманить мир. > Одно
сохраняется довольно, по видимости, четко: наше "я", наша воля, >
наши желания. И здесь блуд, растливший
мир и уничтоживший > саму
возможность существования в нём, начинает оборачиваться против >
нас. Мы начинаем злиться, мы суровеем, мы нервничаем
и мысли наши > блуждают - потому
что нет знамений, нет козленка, нет, в конце >
концов, осуществления нашей маленькой воли
- повеселиться > с друзьями,
найти себе в Царстве Божием уголок для вечеринки.
> Ну хоть немножечко мы имеем право отдохнуть
от Бога? > Таков первородный грех.
Переступить с Бога как основания жизни, >
как самой жизни - на какое-то другое основание, на кочечку,
пусть > с болотистым запашком, но иную. Отдохнуть
от Бога! - как будто не Он > должен отдыхать
от нас, рода прелюбодейного! А Бог - пожалуйста, >
не держит. Смерть - отдых от Бога, мы получаем, чего хотели, только
> что-то не радуемся, а называем это геенной огненной.
Да не геенна, > а именно отдых - от
Бога; и осознайте, что это одно и то же. > Бог
нас не держит. Он даже не сердится. Он - удивляется: "Всё мое - >
твое" (Лк 15:31). Супружеская измена долго готовится в душе: человек
> убеждает себя, что жена ему
изменяет и он только мстит - то есть, > что
не всё ее - его; или он внушает себе, что ничего такого у нее
> вообще нет, что просто
связался со стервой - так что нету >
того "всего", что могло бы быть "его",
или - чаще всего - > что есть-то
у нее много чего, но она его не любит, не делится с ним, >
захлопывается от него - а значит, нет того единства, которое делает
> брак браком, о котором сказано "одна
плоть" - а можно сказать "всё > мое -
твое". Так же мы рассуждаем, прелюбодейничая
от Бога: > у Него-де ничего нет,
или вообще даже и Его Самого нет, или Он - >
жестокий и не хочет с нами Своим добром (козленочек!
знамения!!) > делиться. >
Всё есть у Бога! Только мы не решили:
Бог ли нам нужен или еще > что-то? Бога
мы просим или знамений? Нет, бывали в истории знамения >
от Бога, и не раз бывали - но только тем, кто просил и жаждал Бога,
> а не знамений. И козлят в
изобилии Господь посылал - но не тем, >
кто жаждал козлят. Пока есть в нас хоть крошечное расстояние
между > Богом и тем, чего
мы хотим от Бога - будем блуждать по этому >
расстоянию, и будет это нам в прелюбодейство. Только
Бога, только > Его воли, одного
Его Христа просить и желать - и тогда мы станем >
не тростником, ветром колеблемым, а сынами
Божиими. Тогда мы > подлинно
вернемся в Его Царство - где всё передано Христу,
где > всё дастся нам, если
мы будем просить об этом в молитве - всё, >
буквально всё, ибо "всё Божие -
наше". И тогда мы получим > право
сказать: "Нет Царства Божия, есть Царство Мое" -
и только > тогда мы откажемся от этого
право и скажем то, чего ждет Отец: "Всё > мое
- Твое". Стоя на камне, который есть Христос, мы повторим
> Его молитву: "Да будет воля
Твоя" - и кончится всякое блуждание > и
начнется нормальная жизнь. [ свящ. Яков
Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_11.html
] Иллюстрация: Рембрант (1636 г.) www.messia.ru/izo/ill/rembrant1636_20_.jpg
-------------------------------------
* эпизод N108 по "Брюссельскому согласованию"
(www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#108)
Ссылки по теме: == проповеди
и беседы митр. Антония об этой притче: * возвращение к Отцу
www.messia.ru/rasylka/005/1075.htm#0
* 1967г.; 1969г.; 1990г.
www.mitras.ru/inname/in_81.htm
* 1982г. www.mitras.ru/lubov/lub_vse_82.htm#12
* 1984г. www.mitras.ru/h_d/hd11.htm
* без года www.mitras.ru/archive/050226.htm
* опубл.в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
www.mitras.ru/pered2/pb_241.htm#2
* опубл. в кн. ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
www.mitras.ru/soul_put/put_5.htm
* беседа, оп. в кн. О СЛЫШАНИИ И ДЕЛАНИИ
www.mitras.ru/h_d/hd28.htm
* Небесный Отец и блудные дети
www.messia.ru/rasylka/004/711.htm#0
* образ Отца www.messia.ru/rasylka/004/698.htm#0
=== === === === === === === ===
=== === === === === * свящ. Александр Мень:
www.messia.ru/rasylka/003/351.htm#0
* свящ. Александр Шмеман: возвращение в отчий дом
www.messia.ru/rasylka/006/1415.htm#0
* архиеп. Георгий (Вагнер). 2 проповеди в Неделю о блудном сыне
(на евангельское и апост. чтения; 1959, 1960 гг.)
www.golubinski.ru/academia/vagner/bludnyj_syn.htm
* Размышления свящ. Якова Кротова:
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_12.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_15.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_17.htm
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_18.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_20.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_21.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_29.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_32.html
Чтения этого дня в трех русских переводах,
на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070204/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-02-2007
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
- в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
# -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель
рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Иисус продолжал: 'У одного человека было два сына. Младший
сказал отцу: "Отдай мне часть имущества, что мне причитается".
И тот разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней
младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далекую страну.
И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было.
После того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод,
и он стал бедствовать. Он пошел и нанялся к одному из местных жителей,
и тот послал его в свое имение паст`и свиней. Он уже готов был
есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали.
И тогда он, одумавшись, сказал себе: "Сколько работников у моего
отца, и все едят до отвала и еще остается, а
я тут погибаю с голоду! Пойду, вернусь к отцу и скажу ему:
"Отец, я виноват перед Небом и перед тобою. Я больше
недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников".
И он немедля пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец увидел
его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал
его. Сын сказал ему: "Отец, я виноват перед небом и перед
тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном". Но
отец сказал слугам: "Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте
его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги.
Приведите и зарежьте откормленного теленка. Будем есть
и веселиться. Ведь это мой сын: он был мертв, а теперь ожил,
пропадал и нашелся". И они устроили праздник. А старший
сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошел к дому, услышал
музыку и пляску и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит.
Тот ответил: "Вернулся твой брат, и отец твой
зарезал откормленного теленка, потому что он вернулся жив и здоров".
Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда
вышел отец и стал его уговаривать. Но он ответил отцу: "Вот,
я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя не ослушался,
а ты ни разу не дал мне даже козленка, чтобы я мог
повеселиться с друзьями. А вернулся этот твой сын,
который проел все твое имущество со шлюхами, - и ты зарезал
для него откормленного теленка!" Но отец сказал ему: "Сынок,
ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твое. Тебе бы надо
радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мертв и ожил,
пропадал и нашелся".* (Лк.15:11-32)
* * *
*Вы говорите: "Мне всё позволено!" - Но не всё мне на пользу! "Мне всё
позволено!" - Но ничто не должно завладеть мной! "Пища для брюха и брюхо
для пищи!" - Да, Бог уничтожит и то, и другое. Но тело не
для разврата, а для Господа! И Господь для тела. Бог воскресил Господа,
и нас воскресит Своей силой. Разве вы не знаете, что ваши тела - части
тела Христа? И ты часть тела Христа хочешь превратить в тело проститутки?
Боже упаси! А разве вам неизвестно, что тот, кто соединился с
проституткой, стал одним с ней телом? Ведь "двое станут одной плотью".
А тот, кто соединился с Господом, один дух с Ним. Бегите от разврата!
Какой бы грех ни совершил человек, грех не касается тела. Но развратник
грешит против собственного тела! Разве вам неизвестно, что ваше тело
- храм, в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога, и
вы не принадлежите себе? Вас купили за большую цену. Так славьте Бога
своими телами!*
(1Кор.6:12-20)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод
В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1756.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|