=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 14 марта   2007 г. ст.ст., вторник 6-ой седмицы Великого поста.

церковные чтения (паремии):
# Ис.49:6-9     [Пророчество о Мессии,
                 через которого Бог возратит остатки Израиля
                 и которого Он соделает светом всех народов:
                 к Нему, уничиженному и презираемому всеми, придут
                 поклониться правители земли; Господь соделает Его
                 заветом для народов, чтобы дать узникам свободу;
                 они не будут терпеть голода и зноя,
                 ибо Бог, милующий их, утешит их.]

# Быт.31:3-16   [Бог повелевает Иакову возвратиться на родину,
                 в землю своих предков; Иаков сообщает своим женам
                 Рахили и Лии об этом повелении; жены советуют Иакову
                 исполнить повеление.]

# Притч.21:3-21 [Соблюдение правды угодно Богу;
                 прилежание сопровождается достатком; надменность -
                 грех, сокровища, приобретенные ложью ведут к смерти
                 (3-6). За неправды нечестивые подвергаются гибели;
                 лучше жить под открытым небом, чем в разукрашеном
                 доме с неправдой (7-10). Кто не будет внимать воплю
                 бедного о помощи, тот и сам не будет никем услышан
                 во время нужды (13-21).]




>                     СТРАСТИ И МЕХАНИЗМ ИСКУШЕНИЯ

> Библейский  рассказ  о "запретном плоде" подчеркивает силу внушения:
> его  вид возбуждает желания одновременно чувственные и эстетические:
> "Дерево  было  +хорошо  для  пищи+ и +приятно+ для глаз, вожделенно"
> (Быт  3:6).  Формальному непослушанию предшествует стрела искушения,
> которая, достигая человеческой свободы, заставляет ее сделать ложный
> выбор.  Сущность  грехопадения  становится очевидна: запретный плод,
> чувственно  вожделенный,  погружает  человека  в  чувственную жизнь,
> которую  он  предпочел духовному углублению общения с Богом. Человек
> оказывается  виновным  не столько негативно - непослушанием, сколько
> позитивно  -   тем,   что  не обогатился близостью Божией.  "Если бы
> он  прилепился  к  Богу с первого движения своего бытия, то тогда же
> достиг  бы  совершенства", - говорит св. Григорий Нисский.
> {+О девстве+ XII}

> Притягательные  чары  запретного плода символизируют скрытое желание
> обладать  свойствами  Бога.  Любовь человеческого сердца, изначально
> направленная  на  Существо  Бога,  оказывается  отклонена  от своего
> объекта,  сбита  с  пути  и  направлена единственно на Его атрибуты,
> источник  наслаждения.  Благодать  "подобия"  уступает  место  магии
> равенства: "будете как боги".

> Мифологический  образ  +вкушения+  плода  не  случаен,  его  природа
> определенно  евхаристична.  Элемент, первоначально внешний невинному
> человеку,  зло,  через вкушение вошло внутрь человеческого существа.
> Зло,   таким  образом,  становится  для  него  внутренним;  Бог  же,
> напротив,  становится  внешним  человеку.  Порядок вещей нарушается;
> биологическое животное оказывается чуждым истинной природе человека,
> поскольку  животное было воспринято +до+ его одухотворения, до того,
> как человек достиг главенства духа над материей. Общение с природой,
> хорошей  самой  по  себе, оказывается дурным, ибо +преждевременным+.
> Ошибка исходит от чересчур поспешной самоидентификации. <...>

> Из-за  извращения  иерархии  ценностей добрая сама по себе, животная
> природа    представляет     теперь    постоянную  угрозу  вырождения
> для  человека. Аксиологическая способность оценки, различения духов,
> оказывается   пораженной:   "Ум,  отступивший  от  Бога,  становится
> скотоподобным  или  демоноподобным  и, выступив за пределы естества,
> вожделевает  вещей,  ему  чуждых".{Свт.  ГРИГОРИЙ  ПАЛАМА. +Гомилия+
> LI,6}   Незаконное   вожделение  +противоестественно+,  человеческое
> существование   оказывается  под  властью  страстей,  жизни  чувств.
> Поэтому      в первую  очередь  аскеза    нейтрализует      страсти,
> дабы  объективировать,  выявить  те  внутренние устремления, которые
> удаляют от Бога.

> Можно  увидеть эту терапию в жизни, обратившись к таинству исповеди.
> "Утаенный  помысел  разрушает  сердце.  Кто его скрывает, становится
> больным", -   констатирует  св.  Кассиан.{}   Действие зла  восходит
> к  страшной  +philautia+  -  самолюбию, замыкающему человека в самом
> себе. Напротив, раскрытие души предотвращает возникновение помыслов,
> разоблачает   их  и  исцеляет  болезненные  угрызения  совести.{АВВА
> ДОРОФЕЙ.  (+Поучения+  I)} Поэтому исповедь включает признание вины,
> за  которым следует отпущение грехов. Принимающий исповедь, согласно
> Клименту  Александрийскому,  подобен  "ангелу  покаяния", способному
> проникнуть  и   открыть  души   грешников,  он  "врач Божий". "Придя
> к  врачу,  да  не уйдешь   неисцеленным",  -   говорится   в молитве
> перед  исповедью.  Так же в определениях Трулльского собора (692 г.)
> содержится хорошее  предписание:   "Принявшие от Бога  власть вязать
> и  решить,  да  поступают  как внимательные врачи, дабы найти особое
> средство, требуемое каждому кающемуся и каждому греху кающегося".{}

> Тысячелетний   опыт  ясно  свидетельствует  об опасности  вытеснения
> из  сознания  и  об освобождающем значении исповеди. "Многие страсти
> сокрыты  в  нашей  душе,  но  ускользают  от  внимания",  -  говорит
> Евагрий.{+Сотницы+  VI,52}  Грех  пускает  корни  в душе и отравляет
> внутренний  мир,  он  требует хирургической операции, чтобы отрезать
> эти  корни  и  извлечь грех. Здесь необходимо присутствие внимающего
> свидетеля,    дабы  разрушить    одиночество и   вернуть   кающегося
> в  причастие Телу. Психоанализ вновь открывает ценность исповеди; он
> по-своему пытается  привести пациента  к тому, чтобы тот стал открыт
> к  диалогу,  преодолел  неспособность вести диалог и страх, мешающий
> идти навстречу другим.

> Созомен   (V в.)   решительно  заявлял:   "Чтобы  просить  прощения,
> необходимо   исповедать  свой   грех".{+Церковная  история+ VII, 16}
> Исповедание греха облегчает душу, но как сделать его несуществующим?
> Ведь   неспокойная    совесть    -      это  не   только   угрызения
> из-за   совершенного   преступления,   но   и  тоска  по  утраченной
> невинности.  Человек ищет прощения, но в самой глубине своего сердца
> он хочет  упразднения  зла,    и  это-то  столь желанное уничтожение
> и  требует     отпущения    грехов   в таинстве. Грех,    выведенный
> на  поверхность, даже высказанный и таким образом объективированный,
> как   бы  выброшенный,  может  еще  мучить  человека  извне.  Только
> отпущение  грехов  в  таинстве  покаяния разрушает его  безвозвратно
> и   приносит    полное     исцеление.   Верующие психиатры     знают
> это  таинственное  действие  полного освобождения и часто отправляют
> своих  больных  для  завершения  лечения  в  церковную "врачебницу".
> Огромное  значение  исповеди  состоит в этом последнем освобождении.
> Снова  стать  свободным  -   значит уметь употребить  свое  прошлое,
> даже  если  оно   греховно, на  созидание   настоящего,   свободного
> от греха; это способность трансцендировать пассивную восприимчивость
> души  и  ее свойства,   подверженные действию непроизвольных причин,
> к  творчеству  духа,  вновь  ставшего  девственным  через  отпущение
> грехов.  Быть  в  состоянии  впредь  избегать действия этих причин -
> значит  стать  хозяином  своей  судьбы,  открыть  ее  освобождающему
> действию божественных энергий.

> Акт  прощения вводит нас в самое сердце отношений между Святым Богом
> и грешным человеком, и необходимо понимать его бесконечную важность.
> Дело  не в том, что Бог всемогущ и потому может изглаживать и делать
> несуществующим,  -  речь идет о Христе, Который, как говорит апостол
> Павел,   "стер рукопись,  которая  была, против нас... пригвоздив ее
> ко  Кресту"  (Кол 2:14).  "Агнец заклан до сложения мира" -  значит,
> сотворение  мира оказывается укорененным в заклании Творца, и потому
> власть  прощать   куплена  ценой  крови,  пролитой распятым  Агнцем.
> И  поскольку  Христос  берет +на Себя+ все беззакония и преступления
> мира,  оставаясь  из-за этого в агонии до конца, и +за нас+ отвечает
> Своей  невыразимой  любовью  на  любовь  Отца,  постольку  Он  имеет
> нравственное  право изглаживать, прощать грех и делать нас невинными
> чадами  Божьими.  Молитва Господня  "И оставь нам  долги  наши,  как
> и  мы  оставляем..."  ставит  наше  прощение в зависимость от нашего
> "подражания" Богу: мы призваны вслед за Христом сойти во ад всеобщей
> виновности,   где   все   заслуживают   наказания;   всякий   верный
> православный  исповедует  перед  причастием: "Грешники... из которых
> первый - я".

> Молитва  перед  исповедью,  предваряемая чтением 50-го псалма, имеет
> огромное    значение,      она      свидетельствует   о  примирении,
> о  предварительном  воссоединении  грешника  с Церковью. По молитвам
> священника   кающийся  как  бы  берется   под   опеку  Церкви,    ею
> он  поддерживается  и представляется пред  лице Божие. Лишь находясь
> в материнском  лоне  Церкви,   человек может  действительно раскрыть
> свою  душу  и получить исцеление,   ибо любой грех  ставит  человека
> вне  Тела Христова. Воссоединенный с Церковью, человек может плакать
> слезами  своего  духа.  Слезы  покаяния,  говорит  прп. Симеон Новый
> Богослов,  "очищают  и  даруют  второе  крещение,  о котором говорит
> Спаситель,  возрождение  водою  и  Духом"; и добавляет: "...крещение
> слезами  есть  уже  не  образ  истины, но сама истина".{Chap. theol.
> I,35-36  (Главы богословские, умозрительные и практические)} Никакой
> автоматизм в отношении таинств недопустим, возрождение Духом требует
> полного  осознания  со  стороны  того, кто "с трепетом" перешагивает
> через бездну.
                        [ Павел Евдокимов. Этапы духовной жизни
                          // М.: СФМВПХШ, 2003; стр.146-150 ]



 + + + Прп. Андрей Критский: С грязью смешал я, несчастный, свой ум...
                                  www.messia.ru/rasylka/006/1465.htm#0

 + + + Пособие к проведению Великого поста, день 37:
        www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/066_gl37.html



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070327/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-03-2007
 

Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 15-16
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#15:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Евреям, 9-13
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#9:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, гл. 42-45: www.messia.ru/r3/is/42-45.htm




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*На свой взгляд человек всегда прав, / но ГОСПОДЬ испытывает сердца.
 Поступающий праведно и справедливо
                         угодней ГОСПОДУ, чем приносящий жертвы. ...
 Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде.
 Кто добивается богатства ложью -
                            гонится за пустотой, стремится к смерти.
 Злодеяния нечестивцев их же и погубят:
                      ведь они отказались поступать справедливо. ...
 Кто при жалобных криках затыкает уши,
                         сам однажды завопит, но ему не ответят. ...
 Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится.
 Кто любит веселье, не знает достатка,
                    кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ...
 Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает.
 Кто стремится к праведности и верности,
                            найдет и жизнь, и праведность, и почет.*
          (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, новый перевод РБО)
                                * * *
*И теперь говорит Господь
 (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему,
  чтобы вернул я к Нему Иакова
   и собрался бы к Нему весь Израиль;
  я славен в очах ГОСПОДА,
  мой Бог стал моей силой) -
 говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой,
 что ты возродишь племена Иакова,
  приведешь назад остаток Израиля, -
 Я также сделаю тебя светом для всех народов,
 чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!'
*Так говорит Господь,
  Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт,
 кто в презрении у народов, рабу владык:
 - Увидев тебя, цари будут вставать,
    владыки будут падать ниц,
   ради ГОСПОДА (верен Он!),
    ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!).
*Так говорит Господь:
 - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья,
    в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню,
   ты - Мой договор с народом:
   ты возродишь землю,
    раздашь запустевшие владенья,
   скажешь узникам: 'Выходите!' -
    скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!'
*Вдоль дорог они пастбища себе найдут,
  все голые холмы станут пажитями для них.*
              (Ис.49:5-9, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1805.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0



 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»