=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 17 марта 2007 г. ст.ст., пятница 6-ой седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.66:10-24 [Все любящие Иерусалим и скробящие о его судьбе призываются к радости; предвозвещается призвание язычников в Иерусалим, изрекается грозный суд Божий на отступивших от Бога...] # Быт.49:33-50:26 [Смерть Иакова и погребение его в ханаанской земле; обещание Иосифа братьям забыть то зло, какое они причинили ему; его предсмертная просьба к сыновьям Израилевым взять с собой его кости при выходе в обетованную землю; смерть Иосифа.] # Притч.31:8-32 [От лица матери предлагаются наставления сыну-царю: слушать слово Божие, судить справедливо. Качества добродетельной жены: трудолюбие, распорядительность, благотворительность, вообще благоразумие в действиях; похвала ей.] > Часто мы понимаем неправильно призыв Апостола Павла "всегда > радуйтесь" (Флп.4,4). Христианин не вправе радоваться любой ценой. > Как бы мы ни толковали апостольские слова, они ни в коей мере > не возбраняют страдания, ибо плачущие ? блаженны. Блаженство > плачущих должно поддерживать нас, когда мы несчастливы, и защитить > нас от покровительственных советов "бодриться". Тот же самый Апостол > сказал не "подбодрите плачущих", а "плачьте с плачущими" > (Рим.12,15). > Не вредно подумать о том, что же такое христианская радость. Утешая > страдающих, мы часто объясняем им, что вера велит страдать меньше. > Может быть, нам просто легче самим, когда наш подопечный спокоен? > Ведь плачущие очень тяжелы, они мешают нам, раздражают. Больные, > страдающие, умирающие нарушают один из самых строгих запретов > нашего общества. Что, если напоминания о "христианской радости" ? > лишь благочестивых вариант этого запрета? > Вот почему так важно помнить, что Христос связал с блаженством > не просто чувства, а "отрицательные эмоции". Он благословил > те мучительные и унизительные куски нашей жизни, когда мы слишком > несчастны, чтобы выполнить требования неумолимого мира, и даже > церковные люди сурово укоряют нас, призывая к ханжеской бодрости. > Конечно, это не опровергает слов Апостола, а только помогает > правильно понять их, найти им должное место. Прежде всего заметим, > что радоваться умеет лишь тот, кто умеет плакать. Радость нельзя > сохранить, убегая от страданий. Тот, кто постоянно боится несчастья, > не будет счастливым. Глуповатый гедонизм многих наших современников > не дает ничего, кроме досады, а наш вольнодумный век, гонящийся > за наслаждением, порождает необычайно много несчастливых, > неспособных к чувству невротиков. > Как это ни странно, в наше бесчувственное время слова о блаженстве > плачущих даже важнее, чем призыв к радости, ибо радость обрести > невозможно, если всеми доступными способами бежишь от страдания. > Однако плачущие блаженны не только по этой причине. Чтобы полнее > понять нашу заповедь, обратимся снова к "стратегии искупления". > Почему Христос +должен был+ пострадать (см. Лк.24,26)? Почему > лишь тех, кто берет на себя крест, можно считать Его последователя > (см. Мф 10,38)? Что значат слова Апостола Павла: "... восполняю > недостаток в плоти моей скорбей Христовых" (Кол 1,24)? > Ответ один: Христос страдал и умер, ибо удел человеческий ? > страдание и смерть. Если Он хотел спасти людей. Он должен был, > как добрый пастырь, отправиться туда, где живут заблудшие овцы. > Любое другое спасение было бы ложью, и речь шла бы не о нас, людях, > а о каких-то несуществующих созданиях. > Такого же реализма Господь ждет и от нас. Мы должны знать, мы есть, > если хотим оттуда выйти. > Человек занимает в мироздании особое место ? он не только тварь, > он соработник Божий. По удивительному слову св. Григория Нисского, > каждый сам рождает себя. > Точно так же каждый участвует в своем спасении. Конечно, мы не можем > спастись без Божией помощи. Но с нами, людьми, Бог трудится не Один, > Он ждет от нас соучастия. "...Со страхом и трепетом совершайте > свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие > по Своему благоволению" (Флп.2,12-13). > Тем самым, если Бог принял наше страдание во Христе, мы тоже должны > принимать наше страдание. Если Христос взял на Себя наши кресты, > мы должны нести и свой крест, и кресты ближних. > Люди созданы так, что они тесно связаны друг с другом, это знает > даже биология. Каждый из нас созидает другого, и в падшем мире > каждый другого и губит. Дело искупления не терпит разобщенности, > каким бы разумным ни казалось стремление всех отделиться. Писание > ясно говорит: "Носите бремена друг друга" (Гал.6,2). > Если мы хотим увидеть человека, как он есть, мы должны посмотреть > на страдающего Христа. "Се, Человек" (Ин.19,5). Таковы мы, люди. > Вот как мы беспомощны, истерзаны, измучены. Мало того: вот как > мы терзаем и мучаем других. Именно мы несем в себе ту злобу, > ту жестокость, ту бесстыдную глумливость, от которой страдал > Спаситель. Как тут не заплакать? <....> > Но христианин не просто видит человеческий удел. В растерзанном лице > ближнего он видит растерзанное и спасающее лицо Христа. Если мы > достаточно мужественны и смиренны, чтобы смотреть на него, мы тем > самыми отождествляем себя со Спасителем. Наши слёзы тогда ? > очень глубокое соучастие в Его деле. > Очень важно понять, что от этого, в определенном смысле, ничего > не меняется. Соединяясь в страдании с Христом, мы страдаем ничуть > не меньше. Страдание обретает другую перспективу, и в этом смысле > нам легче его перенести. Но мы страдаем, нам плохо, и телу, и душе. > Нередко мы мечтаем о том, что научимся страдать героически, как бы > нести свой крест, того не замечая. Но правы де Коссад и св. Тереза > из Лизьё: истинная благодать в том, что у нас нет на него сил. > Здесь очень важен пример Христа. Мы не должны думать о том, что, > как Человек, Он был как бы лучше защищен, ибо мог вызвать легион > ангелов. Он их не вызвал. Он переносил человеческое горе, черпая > силу лишь из человеческих источников, и Новый Завет ясно говорит > нам, что Он очень страдал. Знал Он и тот душевный слом, который > связан с сильной физической болью. Хуже того, были минуты, когда > Он познал самое страшное страдание ? чувство, что всё совершенно > бесцельно (см. Мф.27,46). > Христос назвал блаженством не легкое неудобство, которое делает > жизнь занимательней. "Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем > и со слезами принес молитвы" (Евр.5,7). Так страдал Христос, в наши > дни так страдала св. Тереза из Лизье, смотревшая во тьму отчаяния. <...> > Сколько бы ни обновлялся Святым Духом наш "внутренний человек", > человек внешний, и тело и душа, ? ветшает день ото дня и непременно > умрет (см. 2Кор.4,16). Перед лицом смерти ? не до шуток. > Мы участвуем в страстях Христовых, испытывая истинную боль, и нужно > со всем смирением это признать. Мы должны принять Божий дар ? "вино, > что веселит сердце человека". Бог в Своей промыслительной > деятельности не требует от нас, чтобы мы всегда были в полном > сознании, как бы без "наркоза". Кроме таких средств утешения, > как вино, у нас есть драгоценный дар сна, есть друзья, книги, есть > просто временное отупение. Не надо стыдиться того, что прибегаешь > ко всем этим средствам. > Однако нельзя так пристраститься к "наркотикам", чтобы забыть, что > мы слабы и в каком мире живем. Успокоительные действия должны > увеличивать, а не уменьшать реалистический взгляд на жизнь. [ Саймон Тагуэлл. БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ (VII) // Красноярск, 1994. www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g7 ] + + + митрополит Антоний: подготовка к смерти www.messia.ru/rasylka/006/1468.htm#0 + + + песнопения из богослужений этого дня (посл. дня Великого Поста) в русском переводе с ц.-славянского www.messia.ru/rasylka/005/1126.htm#0 + + + Постная Триодь, день 40 Поста www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/069.htm + + + свящ. Александр Шмеман: богослужебное "сегодня" www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N47 + + + Пособие к проведению Великого поста, день 40: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/069_gl40.html Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070330/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=30-03-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 20-21 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#20:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Откровение, 19-22 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/re.htm#19:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Исаийя, гл. 52-55: www.messia.ru/r3/is/52-55.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Исполняя предвозвещенное пророками, в пророкоубийственный город, Христе предобрый, Ты пришел, чтобы быть убитым добровольно, ради спасения меня, убитого тлением.* *Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче, чтобы прославить в ней величие Твое и неизреченное нас ради промышление Твое, единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь) * * * *Теперь, после смерти отца, братья Иосифа, задумались: "А что, если Иосиф по-прежнему зол на нас и захочет отплатить за горе, которое мы ему причинили?" И они велели передать Иосифу: "Перед смертью отец завещал, сказать тебе: 'Прошу тебя, прости братьям их грех, их вину - то зло, которое они тебе причинили'. Так прости же нас, ведь мы рабы Бога отца твоего!" Иосиф плакал, слушая эти слова. Братья пришли, простерлись перед на земле,и сказали: "Отныне мы твои рабы!" Иосиф ответил: "Разве я Бог? ВОТ, ВЫ УМЫШЛЯЛИ ПРОТИВ МЕНЯ ЗЛО, А ПО БОЖЬЕМУ ПРОМЫСЛУ ОНО ОБЕРНУЛОСЬ ДОБРОМ: сколько людей спасено из-за этого! Не бойтесь. Я буду заботиться о вас и о ваших детях". Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.* (Быт.50:15-21, новый перевод РБО) * * * *Ликуйте с дочерью Иерусалима, / веселитесь о ней, все, кто ее любит! Радуйтесь же с нею, все, кто оплакивал ее! И будете вы насыщаться из ее грудей, дарующих утешенье, будете кормиться с наслажденьем из грудей ее щедрых. Так говорит Господь: - Теперь Я пошлю ей благоденствие, словно реку, пошлю богатства народов, словно полноводный поток! И будет она кормить вас грудью, носить на руках, на коленях вас нянчить будет. Я утешу вас, как мать - своего сына, Иерусалим для вас утешением станет! Вы увидите - и возрадуются ваши сердца, и ваши тела наполнятся жизнью, как молодая трава. И явится сила ГОСПОДА на Его рабах, / а Его гнев - на врагах Его. *Господь придет - как огонь, / колесницы Его - словно смерч! Яростным будет отмщенье Его, / Его грозный клич - как языки пламени! Огнем и мечом Своим Господь совершит суд над всеми живущими, и многие падут от Его руки. ... *Я иду собирать все народы и племена. Они придут и увидят Мою славу, и сотворю Я среди них знаменье! Некоторых из тех, кто уцелел, Я отправлю к народам: в Таршиш, и в Ливию, и в Лидию, где лучники обитают, и в Тувал, и в Грецию - в далекие приморские земли, где не слыхали обо Мне и не видели Моей славы. И возвестят они народам славу Мою. Тогда ваших соплеменников, что живут среди всех народов, привезут на лошадях и на колесницах, в крытых повозках, на мулах и верблюдах - как дар Господу, в Иерусалим, на Мою святую гору, - говорит Господь. - Так сыны Израиля несут в чистых сосудах хлебное приношение в Храм ГОСПОДА. А некоторых из них Я сделаю жрецами и левитами, - говорит Господь. * - Как новое небо и новая земля, творимые Мной, пребудут предо Мною, - говорит Господь, - так пребудет ваше потомство и ваше имя. И каждое новолуние, / каждую субботу все живущие станут приходить и поклоняться Мне, - говорит Господь. - А выходя, все будут видеть трупы людей, восставших против Меня: червь, поедающий их, не умрет, и огонь, сжигающий их, не погаснет, и с отвращеньем будут взирать на них все живущие.* (Ис.66:10-16,18-24, новый перевод РБО 2004г., А.Э.Графов) * * * *Говори за того, кто не может сказать, / за права тех, кто бессилен; говори в защиту справедливости, / ради прав нищего и несчастного.* (Пр.31:8, новый перевод РБО) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1808.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|