=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 22 марта 2007 г. ст.ст., среда Страстной седмицы. церковные чтения: на утрене: Ин.12:17-50; на преждеосв. лит.: Мф.26:6-16. * 23 марта 2006 г. ст.ст., Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. литургические чтения: 1Кор.11:23-32; Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2. (Это сдвоенный выпуск рассылки - за 2 дня.) > Правда Божия и правда человеческая > Сегодня Великий Четверг. Давайте вместе еще раз вспомним события, > которые совершились вечером в четверг, около 2000 лет назад. Тогда > Иисус совершил последний ужин со Своими учениками. > ...Каждый человек считаем себя правым. Каждый из нас считает себя > центром своей вселенной, центром +своего мира+. И каждый знает > 'как правильно': как правильно молиться Богу, что нужно делать > в храме, как правильно вести себя в обществе. И каждый человек, > находясь внутри себя, чувствует свою правоту. И если человек хочет > чему-то научиться, то только потому что понимает: 'мне не хватает > чего-то, мне надо что-то познать, я еще не во всем разбираюсь'. > Но есть люди, которые настолько застревают в чувстве собственной > правоты, что когда что-то не совпадает с их представлением, то они > хотят это просто уничтожить, разбить, разрушить. > И вот с Иисусом Христом получилось точно так же. Иисус не устраивал > местных первосвященников, которые отвечали за порядок в религии. > Ну взял бы Иисус, выучился бы в специальном учебном заведении, > получил диплом и поступил бы работать в Иерусалимский Храм > на законных основаниях. Его бы поставили сначала обычным > священником, потом перевели постарше, читал бы Свои проповеди > на законном основании, точно цитируя древних пророков, и всё было бы > спокойно. А Он в основном ходит среди народа, а в храме проповедует > нечасто. Почему? Потому что когда он начинал проповедовать, очень > умные люди, специалисты от религии этим возмущались: > - Он всё неправильно толкует, всё извращает... > Местные власти, администрацию города, это тоже не устраивало, потому > что Он говорил: 'Мое Царство не от мира сего', тем самым намекая, > что Он - Царь. > Даже среди Его учеников были разногласия. Для них было совершенно > очевидно, что Он добрый, они видели, что Иисус исцеляет, любит, > помогает людям, наставляет их... Но в какой-то момент Он говорит > совершенно непонятные слова: > - Кто не будет есть Моей Плоти, кто не будет пить Моей Крови, тот > не будет иметь жизнь вечную. > Некоторые из них послушали и подумали после этого: > - Разве это может произнести нормальный человек? > Он, конечно, никого не удерживал. Он говорил 'если и вы не доверяете > Мне, если хотите идти, идите'. И вот осталось с Иисусом только > двенадцать. Он их и наставлял, и учил, и дал им власть над духами > нечистыми, так что любой из учеников мог подойти и сказать: > 'дух нечистый, во имя Иисуса Христа, выйди из человека' и дух > нечистый выходил. > Но среди этого небольшого количества нашелся один, который > не понимал своего Учителя, который был не согласен со своим > Учителем, у которого все более угасало доверие. Пришла эта женщина, > купила дорогие духи, вылила Ему на ноги. А он говорит: > - Зачем такая трата? Учитель, можно было духи эти продать, все эти > денежки раздать нищим. Ну зачем Ты поощряешь такое расточительство > лично на Себя? > Он не мог понять - если Иисус принимает это, если Иисус поощряет > такие действия, то куда же деть Его разговоры о бескорыстии > и жертвенности? > Но ведь главный принцип ученика: 'просто согласись и доверяй > Учителю'. Есть такое хорошее слово 'доверие'. Если я верю человеку, > но не понимаю, что он делает, не понимаю его поступков, но я верю > и не требую объяснений. 'Доверие' - это 'вера до': я верю человеку, > я верю до того, как у меня есть какие-то веские основания. > И вот у Иисуса были ученики, которые Ему полностью доверяли. Петр > был таким, и он говорит: > - Учитель, если что с тобой случится мы готовы с Тобой умереть. > А вот Иуда: у него закралось недоверие. Учитель что-то делает, > а оценивает: 'Вот это правильно, а это не так'. И у него накипало > это. Если пружину сдавливать, она напрягается все больше. И чувство > недоверия к Учителю, Которого выбрал сам, создавало такое > противоречие в душе, что Иуда, с одной стороны и любил Иисуса, а, > с другой стороны, уже не мог Ему полностью раскрыть сердце, > доверять. Он постоянно оценивал своим взглядом, своим умом, > своей точкой зрения - что правильно, а что неправильно делает > его Учитель. Противоречивые чувства накапливались. Так тяжело, когда > ты и любишь и ненавидишь человека одновременно. Когда ты вроде > и веришь ему и... не можешь доверять ему полностью. > Одна девушка мне говорила про своего мужа: > - Знаете, батюшка, я любить его люблю, но доверять полностью ему > не могу. > Ну конечно, если ты любишь человека, но не доверяешь ему, то жизнь > превращается в ад. Жизнь превращается в кошмар. И обычно > это заканчивается очень крутыми разборками, страшным кошмаром > в отношениях. > Иуда уже не мог доверять вполне. И он в мучении своем думал: 'Скорее > бы вся эта история закончилась. Ну рано или поздно, всё равно > закончится. Иисус явно нарывается на неприятности. Все равно - рано > или поздно Его убьют'. > И вот он идет к книжникам и священникам: > - Хотите, я предам вам Его? > В Евангелии не описывается подробно, почему он это сделал. Указан > самый очевидный мотив: сребролюбие. Но немаловажный фактор - > внутренне противоречивые чувства Иуды в отношении своего Учителя. Он > не мог полностью довериться Ему! > И вот, к Тайной Вечере Господь допустил всех Своих учеников, > всех двенадцать, включая Иуду. Иногда батюшки рассуждают: кого > к Причастию допускать, кого-то не допускать. Но Иисус допустил всех. > Зная и мысли и расположения сердца предателя, Он бы мог сказать: > - Иуда, гаденыш, ты чего делаешь? Ты куда к Чаше лезешь со свиным > рылом в калашный ряд? Куда ты лезешь? Ты остановись, подумай > хорошенько. > Но Иисус очень любил людей. Он по-настоящему доверял Своим ученикам. > И просто-напросто Он не допустил, чтобы обида у этого Иуды нарастала > еще больше, чтобы он не мог сказать: 'Вот меня даже с Причастия > выгнали, теперь я уж точно пойду и предам Его'. Даже до последнего > момента в Своих отношениях с предателем Иисус всё делает с такой > любовью. > И вот что пишет далее Евангелист Иоанн: +'Перед праздником Пасхи > Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, > явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. > И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову > Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, > и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя > верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды > в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, > которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: > Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что > Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.'+ (Иоанн,13,1-7) > Петр искренне недоумевал: 'Ну как это так? Он - Учитель, Который > называет Себя Сыном Божиим и... умывает ноги'. У Петра тоже был свой > взгляд на вещи: 'Ну как ты будешь умывать мне ноги?' А Иисус > говорит: 'Так надлежит всё исполнить, и ты сиди, Петр, молчи, ноги > подставляй, буду сейчас умывать'. > +'Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: > если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: > Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: > омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, > но не все.'+ (Иоанн,13,8-11) > +'Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, > сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем > и Господом, и правильно говорите, ибо Я <действительно Учитель > и Господь>. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то > и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы > и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: > раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего > его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас > говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий > со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою'.+ (Иоанн,13,12-18) > Как пословица, символом неблагодарности стали слова +'Тот, кто > со Мной ел Мой хлеб, поднял на Меня пяту'.+ То есть ногу поднял > для того, чтобы пнуть того, кто кормил тебя. И вот Иуде Господь > намекает, может у него что-то в душе проснется. Знаете, есть такие > случаи, когда человеку нет смысла прямо говорить, он сразу начинает > спорить. Но Господь взывает к совести. Он намекал: 'Ядущий хлеб > поднимет на Меня пяту'. Но Он не указывал пальцем, потому что Петр > был человеком горячим, он мог этого Иуду просто в куски искромсать, > потому что крепко любил своего Учителя. Поэтому Господь намекает > очень мягко. Но существует такая степень отупения человеческого > сердца, что хоть мягко говори, хоть жестко, хоть ты булыжниками > кидай в человека, никак: человек чувствует себя полностью правым. > Чувство собственной правоты даже на лице отражается: человек смотрит > стеклянными глазами, вообще, никак не пробиться к нему. Но Иисус > всё равно пытается достучаться до каждого из нас. > +'Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, > и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. > Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком > Он говорит'+ (Иоанн,13,21-22) > И каждый из Апостолов говорил: > - Не я ли? Господи, не я ли предам? > Некоторые говорили так, а сами потом думали: > - Может это Он обо мне говорил? Может, это я не выдержу этот шквал > и совершу это предательство? Иуда тоже спрашивал: 'Может я, > Господи?' > +'Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди > Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, > о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! > кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, > обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска > вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай > скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. > А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: > купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, > приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь'.+ (Иоанн,13,23-30) > Иоанн знал кто предатель. Поэтому Иисус ему сказал: 'Кому Я обмакну > хлеб'. Если бы другие ученики поняли это, то от Иуды бы > просто-напросто не осталось и косточек. Иоанн знал, но был учеником > любви, он знал, что раз Учитель так поступает, не останавливает > предателя, значит так нужно. > И Иуда вышел с тайной вечери. И он принял этот кусок и вышел. Когда > он вышел, а Иисус сказал: +'Ныне прославится Сын Человеческий и Бог > прославится в Нем. Если Бог прославится в Нём, то Бог вскоре > прославит Его'. > И когда не было ни одного неблагонадежного человека в их обществе, > Он сказал: +'Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как > Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, > что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Симон Петр > сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, > ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. > Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? > я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня > положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, > как отречешься от Меня трижды'.+ (Иоанн,13,34-38) > Но еще нечто важное, что Иисус сделал на Тайной Вечери, Он дал > заповедь о Теле и Крови Своей. Если раньше Он просто об этом > говорил, то здесь Он просто +'взяв хлеб и благодарив, преломил > и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; > сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: > сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается'+ > (Лук.22,19-20). > Иисус нашел возможность сделать нас родными Себе не только духовно, > через Слово Свое, но и Кровно, через вкушение Тела и Крови Своей. > Если мы вкушаем Тело и Кровь Христа, то Его Кровь течет в наших > жилах, Его Плоть становится частью нас самих. Поэтому сегодня, когда > мы подходим к Святой Чаше, нам надо быть очень внимательными. > Мы хотим, Господи, чтобы Твоя Кровь текла в наших сердцах, чтобы > мы буквально телесно ощущали, что Ты пребываешь с нами и в нас, > чтобы мы не только рассуждали, говорили о Тебе, но чтобы мы были > полностью убеждены, что Ты с нами пребываешь. Переживание того, > что Иисус пребывает с тобой, не сравнимо ни с чем. Тогда ничего > не страшно! Тогда всё преодолимо, всё легко! > Очень часто мы теряем это переживание, погружаемся в какие-то другие > состояния, о чём-то поговорили, поболтали, на кого-то раздражились, > и... потеряли всё. А когда есть это переживание благодати, > когда Христос с тобою, то даже если тысячи армий идут на тебя, > то принимаешь это со спокойной душой. И может быть на кого-нибудь > из нас будут нападать страхи... Иисус показал, что Он как Человек > очень переживал, боялся этого всего кошмара, который с Ним случился. > Он молился Отцу: 'Пусть если возможно минует чаша сия. Но не Моя > воля, но Твоя будет'. Он боялся, но он все это с достоинством > перенес. Он пошел на Крест, который просто был ступенькой к Его > Небесной славе. > И, конечно, очень хочется, чтобы когда наступят трудные моменты, > и придется отвечать за то, что мы верующие никто из нас не отступил. > Сейчас наша Церковь переживает рассвет, а потом - раз, и все эти > храмы, монастыри, всё это разрушится, как было уже не раз. > И останется только вера. И остается ходить только с верой в Иисуса > Христа, только с Ним пребывать в молитве, и эту живую веру > невозможно вырвать из человеческого сердца. Когда в жизни Церкви > спокойные времена, многие люди, веруют, крестятся, молятся. Но как > только возникли искушения, как только одного, другого, третьего > человека прямо спрашивают: 'Ты христианин?', не каждый может твердо > сказать 'да'. Некоторые отказываются. Некоторые просто отрекаются > от Господа. > Мне хочется, чтобы все люди, которые когда-то по какой-то причине > ушли от Христа, которые живут без Него, сегодня пришли в храм. Чтобы > их сердца согрелись Его любовью. Чтобы обновились их отношения > с Господом, чтобы Новый Завет, который Иисус установил на Свой > Крови, Он обновил всех нас, чтобы мы наконец-то поняли, +что+ > в нашей жизни самое главное. Пускай благодать Господня сегодня > коснется каждого и Христос войдет во внутренний храм нашего сердца, > нашей души. > Сегодня мы полагаем свою правоту в подножие ног Твоих. Мы не хотим > быть правыми без Тебя. Мы не хотим быть правыми без Твоей любви! > Мы хотим эту жизнь прожить с Тобой, Учитель, Господь, Наставник наш > Иисус Христос. Только пребывай с нами, исправляй нас, мы обещаем > Тебе, что с Твоей помощью останемся верными Твоими учениками. > Благодарим Тебя за этот день, за Тайную Вечерю, к которой ты нас > сегодня допустил. Благодарим Тебя, Господи! > Аминь. [ игумен Евмений (Перистый) Правда Божия и правда человеческая www.reshma.nov.ru/propovedi/pravda.htm Опубликовано в кн.: игумен Евмений. О побеждающем христианстве. ("Свет Православия", 2007) ] среда: + + + митрополит Антоний: нас может отделить от Бога только наше отречение от Него www.messia.ru/rasylka/006/1473.htm#0 + + + "К чему такая трата благовоний?" (В.Н.Кузнецова, свв. Беда Достопочтенный, Иероним Стридонский) www.messia.ru/rasylka/005/1131.htm#0 + + + Яков Кротов: Мария увидела, что Иисус уже начал умирать... www.messia.ru/rasylka/003/409.htm#0 (сокращ.) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_06.htm + + + свящ. Я.Кротов, В.Кузнецова: кто возмущался: только Иуда или ученики? и почему? www.messia.ru/rasylka/004/706.htm#stormzov четверг: * Л.Буйе: Первая евхаристия на последней вечере www.messia.ru/rasylka/006/1474.htm#0 * свящ. Александр Мень: Новый Завет. Литургия www.messia.ru/rasylka/004/758.htm#0 * Он же: ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0 * В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.26:17-30 (Пасхальная трапеза. Заключение Нового Договора): www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/2617-30.htm#0 + отдельно только к Мф.26.26-29 (Заключение Нового Договора): www.messia.ru/rasylka/003/410.htm#0 * Х.Яннарас о Евхаристии как воспоминании Тайной Вечери www.messia.ru/rasylka/002/055.htm#0 * Дороти Сэйерс: Тайная Вечеря www.messia.ru/rasylka/005/1132.htm#0 * продолжение: "Я - лоза, вы - ветви" www.messia.ru/rasylka/005/1172.htm#0 Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070404/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20070405/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-04-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-04-2007 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Сказал Господь: "В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь: Я победил этот мир!" (Ин.16:33) * * * *Блудница приступила к Тебе, мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец, и от смрада зол избавляется повелением Твоим! Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный, ее отвергает и нечистотою покрывается, по сребролюбию продавая Тебя. Слава, Христе, милосердию Твоему!* *Больше чем блудница беззаконий совершив, слез потоков я Тебе вовсе не принес; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой, с любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: "От дел моих нечистых меня избавь!"* *Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась, возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные, в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием, которому блудники и распутные подвергнутся. Я являюсь первым из их числа, и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный. Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла, взывая ко Искупителю: "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"* *Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником, лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога, ради которого был отпущен долг грехов, торгуя боголюбезной благодатью. Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!* *Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая: "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"* (Из богослужения Великой Среды, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) * * * *Будучи Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал, взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!" Спасительной для всего рода смертного, напоил Ты, Благой, Своих учеников собственною чашей, наполнив её веселием; ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь, взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"* *Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря Премудрость Божия воду в умывальницу вливает и Владыка омывает ноги рабов. Ученикам подает / Владыка пример смирения; и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается, и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов, Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.* *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, - ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.* *Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание и спину отдает на раны, щеки на удары, лица же не отвращает от позора оплеваний и осуждается на бесчестную смерть. Безгрешный всё принимает добровольно, чтобы всем даровать воскресение из мертвых.* (Из богослужения Великого Четверга, перевод: иером. Амвросий (Тимрот), с изменениями) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1812.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|