=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!



* 06 мая     2007 г. ст.ст., суббота 6-й седмицы по Пасхе.
  {Попразднство Вознесения Господня}  
  литургические чтения:  Деян.20:7-12; Ин.14:10-21.


к евангельскому чтению:
  <•> свящ. Александр Мень:
      "Я с вами до конца мира" - говорит Христос
              www.messia.ru/rasylka/003/453.htm#0
  <•> митр. Антоний Блум: св. Михаил Муромский: жизнь за врагов
                          www.messia.ru/rasylka/002/099.htm#0
  <•> ДУХ СВЯТОЙ в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова"
                      www.krotov.info/spravki/temy/d/duh_sv.html
  <•> О Св. Духе - свящ. Александр Мень:
      www.krotov.info/library/13_m/myen/00043.html
  <•>            - свт. Кирилл Иерусалимский:
      www.krotov.info/library/k/kiri_ier/oglas_17.html
  <•>            - Владимир Лосский:
      www.krotov.info/libr_min/l/lossk_v/H08-T.htm
  <•>            - свт. Григорий Богослов (анализ И.Алфеева)
                www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/3_06.html
  <•>             - Карл Барт
      www.messia.ru/rasylka/005/1170.htm#0
  <•> К.С.Льюис: Богословие и опыт
           www.messia.ru/rasylka/004/802.htm#0
  <•> Филип Янси: Два вида веры
       www.messia.ru/rasylka/006/1515.htm#0




>                              ВОЗНЕСЕНИЕ

> Вхождение во славу воскресшего Христа составляет одну из истин веры,
> но  - это тайна, превосходящая чувственный опыт, и она не может быть
> сведена  только   к  событию,    происшедшему   на Елеонской   горе,
> где  апостолы  видели  своего  Учителя,  удаляющегося  от них, чтобы
> возвратиться  к Богу. О смысле,  моменте  и способе вхождения Христа
> в   небесную   славу   мы  находим  в  текстах  Св.  Писания  весьма
> разнообразные  высказывания и это поучительно. Попытаемся в их свете
> проникнуть   в   глубокую   реальность   тайны,  рассмотрев  историю
> образования и развития этих выражений в письменности.

> I. ПУТЬ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

> По  естественно возникшему представлению, распространенному по всему
> миру  и  использованному  Библией,    небо является жилищем Божества
> и  служит даже метафорическим обозначением Бога. 3емля, Его подножие
> (Ис 66.1),  - жилище людей (Пс 113.24; Екк 5.1).  Чтобы их посещать,
> Бог  сходит   с неба  (Быт 11,5; Исх 19.11 слл; Мих 1.3; Пс 143.5)
> и  затем  снова  восходит  на  него (Быт 17.22). Облако служит Ему
> колесницей  (Числ 11.25; Пс 17.10; Ис 19.1). Посылаемый Им Дух также
> должен  сходить  (Ис 32.15; Мф 3.16; 1Петр 1.12), равно как и Слово,
> возвращающееся к Нему каждый раз по свершении своего дела (Ис 55.10
> сл;  Прем  18.15). И ангелы,  обитающие на небе с Богом (3Цар 22.19;
> Иов 1.6; Тов 12.15; Мф 18.10),  сходят для  исполнения  Божественных
> повелений (Дан 4.10; Мф 28.2; Лк 22.43) и затем снова восходят  (Суд
> 13.20;  Тов  12.20); таким схождением и восхождением устанавливается
> связь между небом и землей (Быт 28.12; Ин 1.51).

> Людям  этот путь сам по себе недоступен,   и говорить  о восхождении
> на  небо  значит  выражать стремление  к  недоступному  (Втор 30.12;
> Пс 138.8;  Притч 30.4;  Вар 3.29),   но иногда и притязание безумной
> гордыни  (Быт 11.4;  Ис  14.14; Иер 51.53; Иов 20.6; Мф 11.23). Надо
> довольствоваться  уже и тем, что молитвы восходят к небу (Тов 12.12;
> Сир 35.16 сл; Деян 10.4) и что Бог назначает людям встречу на горах,
> куда  Он   сходит,  а   они подымаются,  напр., на Синай (Исх 19.20)
> или на Сионскую гору (Ис 2.3 и 4.5). Только избранным, как Енох (Быт
> 5.24; Сир 44.16; 49.14)    или  Илия  (4Цар 2.11; Сир 48.9-12; 1Макк
> 2.58),  дана  особая  милость быть восхищенными на небо божественной
> силой.  В Дан 7.13, Сын Человеческий идет к Ветхому днями; это можно
> представлять  себе  тоже  как восхождение, хотя место его исхождения
> таинственно,    а  облака  небесные  может   быть   являются   здесь
> не колесницей, а только украшением Божией обители.

> II. ВОСХОЖДЕНИЕ ХРИСТА НА НЕБО

> Согласно   этой   библ.  картине    мироздания,  Иисус,  вознесенный
> Своим Воскресением одесную Бога (Деян 2.33 сл; Рим 8.34; Еф 1.20 сл;
> 1Петр 3.22;  ср.  Мк 12.35 слл п;  14.62 п),     где   Он  восседает
> на престоле как Царь (Откр 1.5; 3.21; 5,6; 7.17), как будто взошел
> на  небо.  И  действительно,  Его  Вознесние представляется в первых
> свидетельствах веры не столько как явление, рассматриваемое ради его
> самого,   сколько   как  естественное  внешнее  выражение  небесного
> превознесения  Христа   (ср.  Деян 2.34; Мк 16.19; 1Петр 3.22).   Но
> по  мере  постепенного раскрытия откровения и более ясного изложения
> веры  Вознесение  принимает  всё  более   характерное   богословское
> и историческое своеобразие.

> 1.  +Нисхождение  и восхождение.+ - Вера в предсуществование Христа,
> заложенная в душу  человека  на  заре веры, постепенно высказывалась
> со  всё большей ясностью,   и  это  онтологическое предсуществование
> всё  больше  осознавалось  при  помощи  Писания.  До  Своего земного
> существования   Иисус  был  у Бога - Сын, Слово, Премудрость.  Итак,
> Его  небесное  прославление  было  не  просто  торжеством  человека,
> возвышенного  до  божественного  состояния,  -  как  это  можно было
> предполагать  в период ранней христологии (Деян 2.22-36; 10.36-42) -
> но  возвратом  в  небесный  мир,  откуда   Он  пришел.  Яснее  всего
> это  нисхождение с неба выражено у ап.  Иоанна   (Ин 6.33,38, 41 сл,
> 50 сл, 58),  где  оно поставлено  в связь   с восхождением туда, где
> Он  был  прежде  -  Вознесением (Ин 3.13; 6.62). Движение, о котором
> говорится  в  Рим 10.6 сл  имеет другое значение:   под нисхождением
> понимается  Воплощение  Христа, а под восхождением - Его возвращение
> из  царства  мертвых, скорей чем восхождение на небо. Но в Еф 4.9 сл
> перспектива расширяется: за нисхождением в преисподнюю земли следует
> новое  восхождение,  которое  возносит Христа выше всех небес. Ту же
> перспективу предполагает и славословие в Флп 2.6-11.

> 2.  +Торжество  космического порядка.+ - Установлению особого смысла
> Вознесения как момента прославления Христа, отличного от Воскресения
> и   пребывания  одесную Отца на небе,   содействовало  и  стремление
> лучше  выразить  идею  космического верховенства Христа. Когда ересь
> Колоссян грозила низвести Христа на низший уровень ангельских чинов,
> Павел  еще  более категорически подчеркнул  то,   что он уже говорил
> о  Его  торжестве  над небесными Силами (1Кор 15.24), утверждая, что
> это    торжество уже  достигнуто  крестной   смертью     (Кол 2.15),
> что  Христос   уже теперь восседает на небесах выше всех   этих  Сил
> (Еф 1.20 сл). Именно  тогда  он  ссылается  на  Пс 67.19, показывая,
> что  восхождение  Христа  превыше всех небес и было принятием власти
> над   вселенной,   'дабы   наполнить  всё'    (Еф 4.10) и возглавить
> (Еф 1.10).   Тот  же космический кругозор раскрывается в славословии
> (1Тим 3.16):    Вознесени во славе происходит после явления  ангелам
> и  миру.  Восхождение  Христа  снова  рассматривается  в посл. к Евр
> сообразно  его  представлению  небесного  мира, где пребывают реалии
> нашего  спасения  и  куда  направляются в своем странствовании люди.
> Первосвященник  взошел туда первым, пройдя небеса (4.14) и проникнув
> за  завесу (6.19 сл) в святилище, где Он предстоит за нас пред лицом
> Божиим  (9.24),  -  чтобы воссесть там на престоле одесную Бога (Евр
> 1.3; 8.1; 10.12 сл; 12.2), выше ангелов (1.4-13; 2.7 слл).

> 3.  +О  времени Вознесения.+ - Восхождение Христа на небо отличается
> от  выхода  Его из гроба не только в плане космическом, но и в плане
> педагогическом:  было  необходимо  описать  в  рамках  человеческого
> времени    событие сверхвременное,  считаясь  со временем    явлений
> Его  ученикам после Воскресения, ибо иначе трудно было бы объяснить,
> где  Он  пребывал, когда не был с ними, тем более, что Он являлся им
> уже  во  славе.  У Мф не говорится о Вознесении, но приводятся слова
> Христа  о  власти,   данной  Ему на небе   и   на земле  (Мф 28.18),
> из  которых  можно заключить, что воцарение Его на небесном престоле
> совершилось  уже  до этого явления на горе в Галилее. То же говорит,
> хотя  и   в другой  форме, Ин:   Христос  извещает   Своих  учеников
> через  Марию  Магдалину  о  Своем  восхождении  к  Отцу  (Ин 20.17);
> следовательно  Он    взойдет     к  Отцу до того,     как снизойдет,
> чтобы  явиться  ученикам  вечером того же дня (20.19). Эти несколько
> часов    человеческого   времени,   протекшие    между  Воскресением
> и Восхождением  к Отцу, служат   Христу педагогическим    средством,
> чтобы разъяснить Марии Магдалине, что Он вступает в новое состояние,
> при  котором  прежнее  общение  (ср.  20.17 и 11.2; 12.3) переходит
> в новый, более духовный план (6.58 и 6.62).

> В  других текстах момент Вознесение и момент Воскресения различаются
> еще  больше:  у  Луки  (24.50 сл  в связи с предшествующими ему стт.
> 13,33,36,44) создается впечатление, что Вознесение произошло вечером
> в  пасхальное воскресение после нескольких бесед Иисуса с учениками.
> В заключении Еванг.   от Марка (16.19),   в  значительной    степени
> зависящего  от  Луки,    о  Вознесении   говорится    после описания
> ряда  явлений  Иисуса,  но не указывается,  произошли ли эти явления
> в  один  день или в несколько. Наконец, по Деян 1.3-11 Иисус покинул
> Своих  и  взошел  на  небо по истечении сорока дней явлений и бесед.
> Согласно  этим  трем  текстам  Вознесение  замыкает  период  явлений
> ученикам.  Цель  этих  текстов,  несомненно, не в том, чтобы описать
> первое  вхождение  Христа  во славу, по истечении некоего по-разному
> исчисляемого  и  необъяснимого  промежутка  времени,  а в том, чтобы
> рассказать  о Его последнем отшествии, которым заканчивается видимое
> присутствие  Его на земле. Сама неопределенность промежутка временно
> объясняется  в  связи с этой относительностью срока; в Деян число 40
> было  выбрано, вероятно,  принимая  во внимание  дату Пятидесятницы:
> 50  дней после Пасхи. Иисус восшел окончательно на небо за несколько
> дней  до  этого праздника, чтобы послать Духа Своего, Который отныне
> будет   заменять  Его  при  Его    учениках.    Многообразие  учения
> свящ.  текстов  располагает  в  своей совокупности к познанию в этой
> тайне   двух  сторон,  между  собой  связанных,  и  в  то  же  время
> раздельных:   небесного   прославления   Христа,  совпавшего  с  Его
> Воскресением,  и Его последнего отшествия и возвращения к Богу после
> явлений  ученикам;  апостолы  были  свидетелями  отшествия  на  горе
> Елеонской  и  память  о  нём  отмечается особым церковным праздником
> Вознесения.

> 4.  +Как  произошло  Вознесение.+ - Единственный канонический текст,
> сравнительно   подробно  описывающий восхождение  Христа   на небо -
> Деян  1.9; сама его краткость указывает, что это не описание первого
> вхождения  Христа  во  славу. Такое простое описание не имеет ничего
> общего  ни с апофеозами языческих  героев,   вроде Ромула или Митры,
> ни  даже  с библ. эпизодом взятия Илии на небо. Пользуясь привычными
> при  описании теофаний образами облака и ангелов, разъясняющих смысл
> события,     свящ.  автор   не  стремится   описывать    эту   тайну
> с  нагромождением подробностей и тем более вымыслов,   встречающихся
> в   некоторых   апокрифах,   а   ограничивается  основными  данными,
> указывающими  на  ее  смысл.  Хотя это событие, место которого точно
> указано  на  горе  Елеонской,  является  историческим  воспоминанием
> апостолов,  и  Иисус  мог  даровать  им  благодатное ощущение Своего
> возвращения  к  Богу,  цель  этого  рассказа  не  в прославлении Его
> торжества  -  ибо оно произошло уже при Воскресении, - а в указании,
> что  Воскресший, после некоторого периода задушевных бесед со своими
> учениками,   окончательно завершил время своего видимого Присутствия
> в мире, чтобы возобновить его лишь при конце времен.
                [ СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
                  www.krotov.info/library/bible/comm/03v.htm#v13 ]



 + + + о вознесении - проповедь митр. митр. Антония
        www.mitras.ru/archive/070519.htm
                                 (впервые опубликовано?)


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070519/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-05-2007
 



***************************************************************** * *
  к еванг. чтению воскресенья 7-го по Пасхе (Ин.17:1-13)
   www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0
   (Оливье Клеман, патр. Афинагор; ссылки на тексты
    митр. Антония (Блума), Якова Кротова, иеромонах Габриэля Бунге,
    cвящ. Александра Меня и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -
 это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.
 Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне.
 А не верите Мне, / из-за дел этих верьте.
 Говорю вам истинную правду:
 тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я,
 и даже б`ольшие сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу.
 Всё, о чём ни попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню,
  чтобы был прославлен Отец через Сына.
 Если Меня вы о чём-то попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню.
 Если Меня вы л`юбите, / то исполните то, что Я вам заповедал.
 И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника,
  чтоб он навеки остался с вами.
 Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен,
  потому что не видит его и не знает.
 Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас.
 Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь.
 Еще немного - / и мир Меня уже не увидит,
  а вы Меня будете видеть,
 потому что живу Я, / и вы будете жить.
 И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем,
  вы - во Мне, и Я - в вас.
 Кто хранит Мои заповеди и исполняет их,
  он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1851.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»